Разработка урока литературного чтения

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения

4 класс

Тема урока В реальном мире волшебной повести - сказки Гофмана

«Щелкунчик и Мышиный Король»

Цели урока:

  • познакомиться с главными героями повести-сказки, отметить черты их характеров;

  • сориентироваться, где и когда происходят описываемые события;

  • понаблюдать, как автор творит предчувствие чуда.

Оборудование: портрет Эрнста Гофмана;

аудиозапись музыки из балета-феерии П.И. Чайковского «Щелкунчик»;

иллюстрация обстановки дома Штальбаумов.

Ход урока

  1. Организационный момент.



  1. Введение в тему.

- Прочитайте название 4-ой главы.

-Что нового появится в этой теме? (литературные авторские сказки)

- Сказки имеют автора, а значит, несут на себе печать его личности.

- Подумайте, где писатели находят сюжеты для своих сказок? (подсказывает сама жизнь).

Чтение эпиграфа: «Нет сказки причудливей, чем сама жизнь!»Г.-Х. Андерсен

- К кому могут прийти сказки? ( к добрым, ласковым людям).

- Чему учат сказки? (не мириться со злом ,стремится наказать его, торжествовать должно только добро.)

- Рассмотрите шмуцтитул. Кто знает, персонажи какой сказки на нем изображены?

- С помощью чего создаётся атмосфера чуда?

- Совершить путешествие в волшебный мир сказки нам поможет прекрасная музыка П.И. Чайковского. (звучит музыка)

Ёе сладкие звуки на своих крыльях уносят нас далеко-далеко….

  1. Сообщение темы урока.

-Прочитайте название сказки.

На доске «Калейдоскоп названий глав сказки»-

Ёлка. Сказка о твердом орехе.

Подарки. Дядя и племянник.

Любимец. Победа.

Чудеса. Кукольное царство.

Битва. Столица.

Болезнь. Заключение.

- Вот какой мир откроется перед нами, а поведет нас замечательный сказочник- Эрнст Теодор Амадей Гофман.

- Знакомо ли вам имя этого автора?

(Это известный немецкий писатель, сказочник. Он родился в 1776 году, а в 1814 вышла его первая книга рассказов. В 1822 году Гофман тяжело заболел и вскоре умер. Слава пришла к нему посмертно.)

IV. Постановка целей урока.

-Можем мы по названию сказки и глав определить всех главных героев сказки?

- О ком говорят названия глав? (Щелкунчик, Мышиный Король, любимец дядя и племянник.)

-А на шмуцтитуле какая-то девочка, она из этой сказки?

- На какой вопрос мы должны дать ответ на этом уроке?

  • познакомиться с главными героями повести-сказки, отметить черты их характеров;

  • сориентироваться, где и когда происходят описываемые события;

  • понаблюдать, как автор творит предчувствие чуда.



  1. Изучение нового материала.

  1. Чтение первой главы «Ёлка».

- Прочитайте первую главу сказки «Ёлка».

- Появилось ли у вас предчувствие чуда?

-С чем оно связано: с нарядной рождественской елкой или с загадочной фигурой крестного Дроссельмейера?

- Случайно ли, что действие сказки завязывается в ночь с 24 на 25 декабря- в Рождественскую ночь? (канун Рождества, сочельник-именно в это время случаются чудеса, возникает чувство предвкушения волшебства)



  1. Главные герои повести.

- Назовите героев первой главы.

-Кого из героев автор описывает подробнее всех? Прочтите это описание (с.86)

- Объясните детскую привязанность и любовь к этому непривлекательному человеку. (У него добрая душа. Любит приносить радость людям, необычный мастер, умеет творить чудеса)

Звучит музыка из балета «Щелкунчик».

На доске -иллюстрация нарядной ёлки.



  1. Чтение второй главы учителем. (до слов: «И чего там только не было..»)

- Я думаю, вам передалось нетерпение и восторг детей от увиденной елки.

Продолжение чтения второй главы.

-Прав ли был Фриц, который сказал, что от игрушек крестного нет никакого толку? Почему такое необыкновенное мастерство крестного вызывает у детей сначала восторг, а потом скуку?

- Как характеризует детей их отношение к подаркам?

(Мари-добрая, чуткая, внимательная, тактичная, способная сопереживать. Фриц- развитый, суровый, грубоватый,временами жестокий и нетерпеливый)

-Теперь, когда подарки все получены, но чудо еще не произошло, предположите, кто из главных героев может быть причастен к волшебному миру, кто способен заметить и разглядеть чудеса там, где другие «слепы»?

( советник суда, крестный - искусный мастер, загадочный , необычный человек. Мари - тонко чувствующая, добрая девочка.)

ФИЗМИНУТКА.

  1. Чтение третьей главы.

-Вы, конечно хотите узнать и о других подарках, полученных детьми советника Штальбаума? Тогда прочитайте 3-ю главу самостоятельно.

-Почему Мари заметила Щелкунчика только после того, как были изучены все подарки?

- Как характеризует Мари то, что всем игрушкам она предпочла Щелкунчика?

(его лицо светилось добродушием, глаза смотрели приветливо и доброжелательно, ласковой улыбкой.

Мари - человек глубоко чувствующий, умеет вглядываться в окружающих, умеет обнаруживать истинную душевную привлекательность, способен отличать внешне прекрасное от внутреннего богатства)

- Как Мари вела себя по отношению к Щелкунчику? А Фриц? Что случилось? Расскажите.

-Как Мари лечила Щелкунчика? Как заботилась о нем?

-Как отнеслись к пострадавшему Фриц, отец и крестный?



  1. Итог урока.

Работа в группах.

-Составьте словесный портрет главных героев сказки.

- Попробуйте угадать, о каком герое вам будут рассказывать.

-Как автору повести - сказки удалось создать у читателей предчувствие предвкушения чуда?

  • Действие происходит под Рождество

  • Мари воспринимает Щелкунчика как живого

  • Дроссельмейер непостижимым образом похож на новую игрушку.

VII . Домашнее задание.

Читать стр.86-107, подготовить вопросы для викторины

© 2010-2022