- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка урока литературного чтения
Разработка урока литературного чтения
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Жеребцова Л.С. |
Дата | 12.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок литературного чтения
4 класс
Тема урока В реальном мире волшебной повести - сказки Гофмана
«Щелкунчик и Мышиный Король»
Цели урока:
-
познакомиться с главными героями повести-сказки, отметить черты их характеров;
-
сориентироваться, где и когда происходят описываемые события;
-
понаблюдать, как автор творит предчувствие чуда.
Оборудование: портрет Эрнста Гофмана;
аудиозапись музыки из балета-феерии П.И. Чайковского «Щелкунчик»;
иллюстрация обстановки дома Штальбаумов.
Ход урока
-
Организационный момент.
-
Введение в тему.
- Прочитайте название 4-ой главы.
-Что нового появится в этой теме? (литературные авторские сказки)
- Сказки имеют автора, а значит, несут на себе печать его личности.
- Подумайте, где писатели находят сюжеты для своих сказок? (подсказывает сама жизнь).
Чтение эпиграфа: «Нет сказки причудливей, чем сама жизнь!»Г.-Х. Андерсен
- К кому могут прийти сказки? ( к добрым, ласковым людям).
- Чему учат сказки? (не мириться со злом ,стремится наказать его, торжествовать должно только добро.)
- Рассмотрите шмуцтитул. Кто знает, персонажи какой сказки на нем изображены?
- С помощью чего создаётся атмосфера чуда?
- Совершить путешествие в волшебный мир сказки нам поможет прекрасная музыка П.И. Чайковского. (звучит музыка)
Ёе сладкие звуки на своих крыльях уносят нас далеко-далеко….
-
Сообщение темы урока.
-Прочитайте название сказки.
На доске «Калейдоскоп названий глав сказки»-
Ёлка. Сказка о твердом орехе.
Подарки. Дядя и племянник.
Любимец. Победа.
Чудеса. Кукольное царство.
Битва. Столица.
Болезнь. Заключение.
- Вот какой мир откроется перед нами, а поведет нас замечательный сказочник- Эрнст Теодор Амадей Гофман.
- Знакомо ли вам имя этого автора?
(Это известный немецкий писатель, сказочник. Он родился в 1776 году, а в 1814 вышла его первая книга рассказов. В 1822 году Гофман тяжело заболел и вскоре умер. Слава пришла к нему посмертно.)
IV. Постановка целей урока.
-Можем мы по названию сказки и глав определить всех главных героев сказки?
- О ком говорят названия глав? (Щелкунчик, Мышиный Король, любимец дядя и племянник.)
-А на шмуцтитуле какая-то девочка, она из этой сказки?
- На какой вопрос мы должны дать ответ на этом уроке?
-
познакомиться с главными героями повести-сказки, отметить черты их характеров;
-
сориентироваться, где и когда происходят описываемые события;
-
понаблюдать, как автор творит предчувствие чуда.
-
Изучение нового материала.
-
Чтение первой главы «Ёлка».
- Прочитайте первую главу сказки «Ёлка».
- Появилось ли у вас предчувствие чуда?
-С чем оно связано: с нарядной рождественской елкой или с загадочной фигурой крестного Дроссельмейера?
- Случайно ли, что действие сказки завязывается в ночь с 24 на 25 декабря- в Рождественскую ночь? (канун Рождества, сочельник-именно в это время случаются чудеса, возникает чувство предвкушения волшебства)
-
Главные герои повести.
- Назовите героев первой главы.
-Кого из героев автор описывает подробнее всех? Прочтите это описание (с.86)
- Объясните детскую привязанность и любовь к этому непривлекательному человеку. (У него добрая душа. Любит приносить радость людям, необычный мастер, умеет творить чудеса)
Звучит музыка из балета «Щелкунчик».
На доске -иллюстрация нарядной ёлки.
-
Чтение второй главы учителем. (до слов: «И чего там только не было..»)
- Я думаю, вам передалось нетерпение и восторг детей от увиденной елки.
Продолжение чтения второй главы.
-Прав ли был Фриц, который сказал, что от игрушек крестного нет никакого толку? Почему такое необыкновенное мастерство крестного вызывает у детей сначала восторг, а потом скуку?
- Как характеризует детей их отношение к подаркам?
(Мари-добрая, чуткая, внимательная, тактичная, способная сопереживать. Фриц- развитый, суровый, грубоватый,временами жестокий и нетерпеливый)
-Теперь, когда подарки все получены, но чудо еще не произошло, предположите, кто из главных героев может быть причастен к волшебному миру, кто способен заметить и разглядеть чудеса там, где другие «слепы»?
( советник суда, крестный - искусный мастер, загадочный , необычный человек. Мари - тонко чувствующая, добрая девочка.)
ФИЗМИНУТКА.
-
Чтение третьей главы.
-Вы, конечно хотите узнать и о других подарках, полученных детьми советника Штальбаума? Тогда прочитайте 3-ю главу самостоятельно.
-Почему Мари заметила Щелкунчика только после того, как были изучены все подарки?
- Как характеризует Мари то, что всем игрушкам она предпочла Щелкунчика?
(его лицо светилось добродушием, глаза смотрели приветливо и доброжелательно, ласковой улыбкой.
Мари - человек глубоко чувствующий, умеет вглядываться в окружающих, умеет обнаруживать истинную душевную привлекательность, способен отличать внешне прекрасное от внутреннего богатства)
- Как Мари вела себя по отношению к Щелкунчику? А Фриц? Что случилось? Расскажите.
-Как Мари лечила Щелкунчика? Как заботилась о нем?
-Как отнеслись к пострадавшему Фриц, отец и крестный?
-
Итог урока.
Работа в группах.
-Составьте словесный портрет главных героев сказки.
- Попробуйте угадать, о каком герое вам будут рассказывать.
-Как автору повести - сказки удалось создать у читателей предчувствие предвкушения чуда?
-
Действие происходит под Рождество
-
Мари воспринимает Щелкунчика как живого
-
Дроссельмейер непостижимым образом похож на новую игрушку.
VII . Домашнее задание.
Читать стр.86-107, подготовить вопросы для викторины