Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс (УМК «Школа России»)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по изобразительному искусству 1 б класса (УМК «Школа России»)

Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена на основе Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ г. Абакана «СОШ № 12» в соответствии с Годовым календарным учебным графиком (приказ МБОУ г. Абакана «СОШ № 12» от 12.05.2015 г. № 149). Основные цели курса изобразительного искусства на уровне начального общего образования: развитие личности учащихся средствами искусства, получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно - творческой деятельности. Исходя из основной цели учебного курса определены следующие задачи по годам обучения. Задачи предмета «Изобразительное искусство» в 1 классе:

  • расширять художественно-эстетический кругозор (начальные темы каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией);
  • воспитывать зрительскую культуру, умение увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства.

Общая характеристика предмета Особенностями курса является воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру и обеспечение усвоений необходимых знаний и умений.

Место в учебном плане Согласно учебному плану МБОУ «СОШ № 12» на изучение предмета в 1 классе отводится 1 час в неделю, 33 часа в год.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Одним из результатов обучения учебному предмету «Изобразительное искусство» является осмысление и присвоение обучающимися системы ценностей. При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни. Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Планируемые результаты изучения предмета в 1 классе

Личностные результаты

У ученика будут сформированы:

  • представления о здоровье и семье как главных ценностях жизни, знания о правилах и приемах сохранения и поддержки своего здоровья в учебной деятельности;
  • представления о качествах личности, которые помогают ученику успешно учиться: активность, честность, терпение, доброжелательность.
Ученик получит возможность для формирования:
  • самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
  • готовности к отстаиванию своего эстетического идеала.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Ученик научится:

  • определять и формулировать основную цель и результат учебной деятельности;
  • понимать основные функции ученика и учителя на уроке;
  • соблюдать правила поведения на уроке, умению их применять;
  • самостоятельно проверять свою работу по образцу.
Ученик получит возможность научиться:
  • понимать цели выполнения домашней работы и роли семьи как помощника в учебе, умению грамотно обратиться к семье за помощью в самостоятельном выполнении домашнего задания.

Познавательные УУД

Ученик научится:

  • грамотно фиксировать свое индивидуальное затруднение по результатам выполнения пробного действия;
  • формулировать причину затруднения как свою конкретную проблему (отсутствие у меня определенных знаний, умений);
  • понимать структуру первого этапа учебной деятельности (6 шагов: повторение необходимого; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; переход к обдумыванию; выявление причины затруднения);

Ученик получит возможность научиться:

  • основным приемам развития внимания, приобретут опыт их применения;
  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике алгоритмов, самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

Ученик научится:

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им;
  • простейшим правилам работы в паре и в группе, умению их применять, выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
  • слушать и понимать высказывания собеседников.
Ученик получит возможность научиться:
  • пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника и оформить свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста) и рисунке.

Формирование ИКТ - компетентности

Ученик научится:

  • правилам поведения в кабинете при использовании средств ИКТ;
  • выполнять комплекс упражнений для зрительной и двигательной мини-зарядки при использовании на уроке средств ИКТ.

Чтение. Работа с текстом

1 класс

Ученик научится:

  • понимать информацию, представленную словесно;
  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прослушанного или прочитанного текста.

Ученик получит возможность научиться:

  • понимать информацию, представленную в виде таблицы, схемы;
  • формулировать несложные выводы, находить аргументы, подтверждающие вывод;
  • составлять небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос;
  • сопоставлять различные точки зрения.

Предметные результаты

Ученик научится:

  • понимать какими качествами должен обладать художник;
  • различать предметы по признакам (форма, размер, цвет, характер, детали);
  • различать основные и дополнительные цвета;
  • различать тёплые и холодные цвета;
  • различать типы линий;
  • различать геометрические фигуры и определять, какими линиями они образованы;
  • называть порядок цветов спектра;
  • отличать симметричные предметы окружающего мира от асимметричных;
  • определять симметричность фигуры;
  • узнавать орнамент и геометрический орнамент;
  • различать основные цвета (красный, жёлтый, синий) и получать новые оттенки при их смешивании;
  • использовать цвет в работе (тёплые, холодные цвета);
  • определять композицию и её простейшие правила;
  • объяснять, что такое пейзаж;
  • узнавать филимоновский, дымковский, хохломской, богородский народные промыслы;
  • самостоятельно выполнять открытки или панно к праздникам;
  • рассказывать о работе художника-иллюстратора;
  • смешивать гуашевые краски с белилами;
  • основным свойствам акварельных красок;
  • исследовать на примере приведённых натюрмортов с цветами влияние цвета на настроение живописного произведения;
  • различать сюжет, наброски;
  • работать акварелью слоями.

Ученик получит возможность научиться:

  • характеризовать предметы по признакам (форма, размер, цвет, характер, детали);
  • определять характер разных типов линий;
  • определять, какие цвета используют художники в своих картинах и для чего;
  • передавать настроение с помощью цвета;
  • применять полученные знания на практике;
  • выполнять наброски животных (дома или на улице) или одноклассников;
  • применять полученные знания на практике.

Содержание учебного предмета

Ты учишься изображать (8 часов) Изображения всюду вокруг нас. Мастер Изображения учит видеть. Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме. Изображать можно линией. Разноцветные краски. Изображать можно и то, что невидимо (настроение). Художники и зрители.

Ты украшаешь (9 часов) Мир полон украшений. Цветы. Красоту надо уметь замечать. Узоры на крыльях. Красивые рыбы. Украшение птиц. Объёмная аппликация. Узоры, которые создали люди. Мастер Украшения помогает сделать праздник. Как украшает себя человек.

Ты строишь (11 часов) Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными. Домики, которые построила природа. Какие можно придумать дома. Дом снаружи и внутри. Строим город. Все имеет свое строение. Строим вещи. Проект «Город, в котором мы живем». Город, в котором хочется жить.

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 часов) Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе «Праздник весны». Создание панно «Сказочная страна». Разноцветные жуки. Времена года. Здравствуй, лето!

Межпредметные связи Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом. Предполагаются взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы. С окружающим миром - рассмотрение и анализ природных форм, конструкций и картин как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций. С русским языком - развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности при описании картин. С литературным чтением - работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии. С музыкой - сравнение музыкальных картин и картин изобразительного искусства.

Примерное содержание этнокультурного компонента

Тема урока

Содержание ЭКК

1.

Узоры, которые создали люди.

Хакасские национальные орнаменты.

2.

Проект «Город, в котором мы живем».

Хакасские национальные орнаменты в архитектуре.

3.

Времена года.

Пейзажи хакасского художника Бурнакова М.А.

Описание материально-технического обеспечения

образовательного процесса по изобразительному искусству

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Кол-во

Учебники, учебные пособия


Неменская Л. А. / Под редакцией Неменского Б. М. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс. М: Просвещение, 2015.

К

Методические пособия


Неменский Б. М., Неменская Л. А., Горяева Н. А. и др. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1-4 классы. М: Просвещение, 2014.

Д

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения

К Набор демонстрационных материалов, коллекций

Ф/П Набор муляжей овощей, фруктов, грибов

Д

Игры и игрушки Театральные куклы

Д Маски

Д

Экранно-звуковые пособия, компьютерные и информационно-коммуникативные средства Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по изобразительному искусству

Д Аудиозаписи (цифровые) в соответствии с программой обучения.

Д Видеофильмы (цифровые), соответствующие тематике программы

Д

Технические средства обучения

Мультимедийный проектор.

Д

Интерактивная доска или проекционный экран.

Д

Ноутбук, компьютер.

Д

Сканер. (3 в 1-м)

Д

Принтер струйный цветной, лазерный.

Д

Фотокамера цифровая.

Д

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Д

Цифровые образовательные ресурсы

Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов -Режим доступа: school-collection.edu.ru/

Справочно-информационный Интернет-портал. - Режим доступа:gramota.ru

Официальный сайт Образовательной системы «Школа России». - Режим доступа: prosv.ru







Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (под редакцией Б.М. Неменского) в 1 б классе («Школа России»)

Дата

Тема урока

Планируемые предметные результаты

Возможные виды деятельности

Примечание

Ты учишься изображать (8 часов)

1

03.09

Целевая прогулка. Изображения всюду вокруг нас.

Уметь составлять описательный рассказ; находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками.

Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками.

Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.

Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Выставка детских работ и первый опыт их обсуждения.

Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

2

10.09

Экскурсия. Мастер Изображения учит видеть.

Уметь видеть различия в строении деревьев, форме листьев, цвете; собирать материал для гербария.

Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном.

Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев). Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм.

3

17.09

Урок игра. Изображать можно пятном.

Уметь видеть различия в строении деревьев, форме листьев, цвете; собирать материал для гербария.

Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Видеть зрительную метафору - находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки.

Воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам.

Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской. Создавать изображения на основе пятна методом от целого к частностям (создание образов зверей, птиц, рыб способом «превращения», т.е. дорисовывания пятна (кляксы).

4

24.09

Урок игра. Изображать можно в объеме.

Уметь отличать изображения в пространстве от изображения на плоскости. Определять основные пропорции, характерные формы деревьев, жилых построек; обобщать наблюдения.

Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.).

Воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала (скульптуры С. Эрьзи, С. Коненкова). Овладеть первичными навыками изображения в объёме. Изображать в объёме птиц, зверей способами вытягивания и сдавливания.

5

01.10

Целевая прогулка. Изображать можно линией.

Знать понятия «линия» и «плоскость»; линии в природе; линейные изображения на плоскости.

Овладеть первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (чёрный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка).

Находить и наблюдать линии и их ритм в природе.

Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни.

6

08.10

Урок игра. Разноцветные краски.

Иметь представление об эмоциональном и ассоциативном звучании цвета (что напоминает цвет каждой краски?).

Овладевать первичными навыками работы с гуашью.

Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры. Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков.

7

15.10

Экскурсия. Изображать можно и то, что невидимо (настроение).

Уметь выражать настроения в изображении. Знать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (невидимый мир). Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета.

Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.).

Изображать радость или грусть.

8

22.10

Урок игра. Художники и зрители.

Иметь первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства: цвет и краски в картинах художников, произведение искусства, картина, скульптура.

Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.

Участвовать в обсуждении выставки.

Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников (В. Васнецов, М. Врубель, Н. Рерих, В. Ван Гог и др.)

Ты украшаешь (9 часов)

9

29.10

Целевая прогулка. Мир полон украшений.

Уметь видеть украшения в окружающих предметах; украшать - разрисовывать цветы-заготовки; любоваться красотой; сделать жизнь красивей.

Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности .

Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе. Любоваться красотой природы.

10

12.11

Цветы.

Знать, что цветы - украшение Земли, разнообразие цветов, их форм, окраски, узорчатых деталей.

Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью).

Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу).

11

19.11

Красоту надо уметь замечать.

Уметь видеть красоту природы, многообразие узоров в природе; использовать новые художественные техники и материалы.

Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях.

Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб и т.д., передавая характер их узоров расцветки, форму украшающих их деталей, узорную красоту фактуры.

12

26.11

Узоры на крыльях.

Уметь рисовать бабочку крупно, на весь лист; делать симметричный узор на крыльях, передавая узорчатую красоту.

Понимать простые основы симметрии.

Видеть ритмические повторы узоров а природе, ритмические соотношения больших и мелких форм в узоре. Изображать (декоративно) бабочек, рыб, птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.

13

03.12

Красивые рыбы.

Уметь видеть красоту разнообразных поверхностей; украшать рыбок узорами чешуи в технике монотипии Материал разной фактуры. Коллаж.

Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи и т. д. Видеть ритмические соотношения пятна и линии в узоре.

14

10.12

Украшение птиц.

Объёмная аппликация.

Уметь использовать многообразие украшений и форм в природе.

Видеть характер формы декоративно понимаемых элементов в природе, их выразительность.

Работать в технике объёмной аппликации и коллажа.

15

17.12

Узоры, которые создали люди. ЭКК

Знать о разнообразии орнаментов и их применение в предметном окружении человека: природные и изобразительные мотивы в орнаменте; образные и эмоциональные впечатления от орнаментов.

Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги. Рассматривать орнаменты, находить в них природные и геометрические мотивы.

16

24.12

Мастер Украшения помогает сделать праздник.

Уметь создавать праздничные украшения из цветной бумаги для новогодней елки.

Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы). Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года.

17

14.01

Как украшает себя человек.

Уметь узнавать и изображать сказочных персонажей по свойственным им украшениям.

Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах. Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их.

Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.).

Ты строишь (11 часов)

18

21.01

Постройки в нашей жизни.

Уметь придумывать и изображать сказочный дом для себя и своих друзей.

Рассматривать и сравнивать, различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм.

19

28.01

Постройки в нашей жизни.

Уметь придумывать и изображать сказочные дома героев детских книг.

Приобретать первичные навыки структурирования пространственной формы.

20

04.02

Дома бывают разными

Уметь видеть домики в любом предмете; изображать сказочные домики в форме различных предметов.

Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением. Анализировать, из каких основных частей состоят дома.

21

11.02

Домики, которые построила природа.

Уметь изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри

Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т. д.). Анализировать их форму, конструкцию, пропорции. Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т.п., выявляя их форму, конструкцию, взаимосвязь частей.

22

25.02

Какие можно придумать дома.

Уметь строить домик путем складывания бумажного цилиндра, его сгибания и добавления необходимых частей.

Постройка из пластилина удобных домиков для слона, жирафа и крокодила.

23

03.03

Дом снаружи и внутри.

Уметь понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома.

Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону).

24

10.03

Строим город.

Уметь строить домик путем складывания бумажного цилиндра, его сгибания и добавления необходимых частей.

Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм.

Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги. Приемы работы в технике бумагопластики. Создание коллективного макета. Конструировать (строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома, создавать коллективный макет игрового городка.

25

17.03

Все имеет свое строение.

Уметь создавать из простых геометрических форм изображения животных в технике аппликации.

Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции. Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т. е. то, как он построен.

Составлять, конструировать из простых геометрических форм изображения животных в технике аппликации.

26

07.04

Строим вещи.

Уметь конструировать из бумаги упаковки
и украшать их, производя правильных порядок учебных действий.

Понимать, что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как будет этот предмет выглядеть. Конструировать из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий.

27

14.04

Проект «Город, в котором мы живем». ЭКК

Уметь создавать работу по впечатлению после экскурсии.

Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор, который придумывает, каким быть городу. Учиться воспринимать и описывать архитектурные впечатления. Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии. Участвовать в создании панно-коллажей с изображением городских улиц.

28

21.04

Город, в котором хочется жить.

Уметь создавать образ города; использовать разнообразие городских построек; малые архитектурные формы, деревья в городе.

Участвовать в создании панно-коллажей с изображением городских улиц. Участвовать в обсуждении итогов совместной практической деятельности.

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 часов)

29

28.04

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе «Праздник весны».

Уметь рассматривать и обсуждать рисунки, скульптуры, выделяя в них работу каждого из Мастеров.

Уметь создавать коллективную работу; определять, что в работе было постройкой, украшением, изображением.

Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы).

Воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе.

Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного).

30

05.05

Создание панно «Сказочная страна».

Уметь создавать изображение на заданную тему; самостоятельно подбирать материал для работы.

Создание коллективного панно. Создавать коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира.

Наблюдать и анализировать природные пространственные формы. Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции.

31

12.05

Разноцветные жуки.

Уметь создавать коллективную работу; определять, что в работе было постройкой, украшением, изображением.

Овладевать художественными приёмами работы с бумагой (бумагоплпстика), графическими материалами, красками.

32

19.05

Времена года. ЭКК

Уметь выявлять изменения в природе с приходом весны; изображать пейзаж на заданную тему.

Любоваться красотой природы. Наблюдать живую природу с точки зрения трёх Мастеров, т.е. имея в виду задачи трёх видов художественной деятельности.

33

26.05

Здравствуй, лето!

Уметь рассматривать произведения известных художников: картины и скульптуры; создавать композицию по впечатлениям от летней природы.

Выражать в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин художников.

Развивать навыки работы с живописными и графическими материалами. Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» (работа гуашью).



© 2010-2022