- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока. Основа слова
Конспект урока. Основа слова
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Когутова И.Н. |
Дата | 04.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ТЕМА: ОСНОВА СЛОВА.
УУД
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:
• Анализировать языковой объект с выделением существенных и несущественных признаков;
• Строить несложные рассуждения, делать выводы.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ:
• Контролируют процесс и результаты деятельности, принимают и сохраняют цель и учебную задачу;
• Планируют свои действия для решения задачи, учитывают алгоритм в планировании и контроле способа решения.
КОММУНИКАТИВНЫЕ:
• Задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
• Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
ЛИЧНОСТНЫЕ:
• Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке;
• Проявляют интерес к познанию русского языка.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент
Необычный день у нас.
И гостями полон класс.
- Что гостям сказать нам надо?
(-Видеть Вас мы очень рады!)
Каждый день - всегда, везде,
На уроке и в игре
Смело, четко говорим
И красиво все сидим.
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручки, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
На рабочий лад настройтесь,
Ведь у нас не мало дел.
Поудобнее устройтесь,
Чтобы каждый проявить себя сумел.
(Учитель приветствует детей, мотивирует на учебную деятельность.
Учащиеся настраиваются на урок.)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Чистописание.
Учитель: Первое задание для чистописания.
1.Отгадайте мои загадки.
а) Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона.
Зовут ее ... (ворона).
б) Верещунья, белобока,
А зовут ее ... (сорока).
2. Выполнение заданий по индивидуальному листу (задание № 1).
- Прочитайте слова
(Симферополь, ворона, сорока, Воронеж)
- На какие группы можно разделить эти слова?
( а) города и птицы
( б) имена собственные и нарицательные).
Выделите группу «Птицы». (сорока, ворона)
Какие это птицы? (зимующие)
-Чем мы можем помочь этим зимующим птицам?
(Ответы детей).
3. Краткая фонетическая минутка.
Учитель: Работаем простым карандашом на индивидуальных листах со словами группы «Птицы». Зачеркните в этих словах те буквы, которые обозначают: парные согласные звуки (в, с, к). Слова с данными сочетаниями надо запоминать или проверять по словарю, но некоторые из данных безударных гласных можно проверить путём подбора однокоренных родственных слов с ударной позицией на данной гласной.
звонкий непарный сонорный согласный звук (н).
первую гласную алфавита (а).
- Что осталось? (оро).
-оро -это соединение, которое образовалось от слияния древнего русского языка с другим славянским языком.
(Письмо строки соединений -оро-).
4.Предлагает прочитать слова.
-Прочитайте, пожалуйста, слова и объедините каждый столбик одной темой.
лес лесник
леса лесной
в лесу лесовичок
-Что можно сказать о словах первого столбика?
. -Это разная форма одного и того же слова «лес».
Здесь изменяется только окончание.
Самостоятельно разбирают слова по составу..
(дети выделяют окончание и корень данных слов)
-Докажите
-Как назовём слова второго столбика?
Это однокоренные слова.
-Давайте выделим составные части данных родственных слов, прокомментируем и запишем в тетради.
Читают слова, предлагают варианты.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; регулятивные:
контролировать процесс результаты своей деятельности; познавательные:
строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи;
личностные: развитие самостоятельности
3.Самоопределение к деятельности.
Предлагает открыть учебник на странице 73, рассмотреть схему.
- Со всеми ли частями слова мы познакомились?
-Предлагает назвать часть слова, с которой мы еще не знакомы.
-Предлагает сформулировать тему урока
Рассматривают схему на с.73, находят часть слова, с которой не знакомились.
-Основа
Отвечают:
-Тема нашего урока «Основа слова»
Регулятивные:
осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы; коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной форме для решения коммуникативных задач;
познавательные:
строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи ; личностные: развитие самостоятельности
4.Постановка учебной задачи.
Создаёт проблемную ситуацию.
-Сейчас, ребята я выделю в данных словах основу. Вы, наблюдая и анализируя мои действия, должны сделать вывод: что называется основой
Спрашивает:
-Какую задачу мы ставим себе на данный урок?
Предлагает самостоятельно научиться выделять основу слова.
- В конце урока мы разберем по составу данные слова, выделив все его составные части, в том числе и основу, таким образом, проверив себя.
Дети высказывают свои предположения и приходят к выводу:
-Основа - это составная часть слова, в которую входит корень, приставка, суффикс. Т.е. все слово без окончания и является основой.
Отвечают.
-Научиться выделять основу слова
Выделяют основу слова.
Регулятивные:
осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно выводы; познавательные:
строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи
5.Построение проекта выхода из затруднения.
Первичное закрепление каждого понятия.
Предлагает открыть учебник на странице 95 и прочитайте правило тётушки Совы.
Предлагает поработать в парах.
-Найдите упражнение 181 на странице 96.
Мы работаем парами.
ФИЗМИНУТКА
- А сейчас немного отдохнем
Льется чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берем,
Крепко щеткой зубы трем.
Моем шею, моем уши,
После вытремся посуше.
Отвечают
-Мы сделали правильные выводы. Но тётушка Сова нас дополнила, что в основе слова заключено его лексическое значение.
Работа в парах. Взаимопроверка.
Физкультминутка
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками; Регулятивные:
осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы; коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной форме для решения коммуникативных задач;
познавательные:
строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: развитие самостоятельности
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Организует самостоятельную работу упр.179.
Просит поработать в парах и сделать вывод об основе слова в формах одного и того же слова и в однокоренных слова.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Обсуждают в парах, выделяют признаки однокоренных слов. Делают вывод, что у разных форм слова основы совпадают, а у однокоренных слов они разные.
Читают задание, комментируют способ выполнения.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем;
Регулятивные: контролировать процесс и результаты своей деятельности;
осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы; познавательные:
строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности;
7.Рефлексия деятельности
8. Итог урока.
Д/з выучить правило, работа по карточкам.
Спрашивает, с какой частью слова познакомились на уроке, что о ней узнали.