- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа дополнительного образования. Краеведческий кружок Наследие
Программа дополнительного образования. Краеведческий кружок Наследие
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Голяшова С.В. |
Дата | 17.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Краеведческий кружок «Наследие»
Пояснительная записка. Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма, который имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Краеведческий кружок «Наследие» - это добровольное объединение школьников, имеющих желание заниматься поисковой, исследовательской и творческой деятельностью, Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в служении Родине. На протяжение всего года членами кружка оказывается посильная помощь ветеранам ВОВ, ветеранам труда и пожилым людям, нуждающимся в помощи. Работа проводится по четырем направлениям.
Цель: мотивационное образование, позволяющее реализовать устойчивые потребности в изучении Родины, воспитании патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края; реализация творческих краеведческих и поисково-исследовательских проектов; возможности максимального раскрепощения; социального, профессионального и личностного самоопределения.
Задачи:
-
создание условий для свободы выбора, формирующих гражданские и патриотические качества личности;
-
развитие мотивации личности к познанию, сохранению исторической памяти, творчеству и самоопределению;
-
осуществление личностно-ориентированного подхода к ребенку, создание «ситуации успеха» для каждого;
-
демонстрация подросткам значимости их деятельности; востребованности обществом проявления их гражданских и патриотических качеств;
-
создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности.
Программа рассчитана на 35 часов. В соответствии с календарным графиком и расписанием уроков программа реализуется в объеме 32 часов.
Основные направления работы кружка «Наследие»
№
Название раздела.
Основная задача.
Сроки реализации.
С гордостью о прошлом, с заботой о настоящем, с верой в будущее.
Совершенствовать деятельность школьных музеев, повышать их роль в образовании и воспитании детей.
Сентябрь - октябрь.
Летопись родного края.
Изучить историю, природу, климат родного края. Познакомиться с жизнью земляков.
Ноябрь - декабрь.
Дети и война.
Дать представление о Великой Отечественной войне, Чечне и Афганистане. О совершенных военных конфликтах, о восприятии участников событий, о воспоминаниях взрослых и детей - очевидцев событий.
Январь - март.
Земляки.
Изучать жизнь и деятельность земляков. Оказывать помощь тем, кто в силу обстоятельств оказался оторванным от своей малой родины.
Общаться с детьми из малообеспеченных и асоциальных семей, с детьми - сиротами, оказывать им посильную помощь.
Апрель - май.
Содержание занятий
Кол-во часов.
Дата.
С гордостью о прошлом, с заботой о настоящем, с верой в будущее
1 четверть
1
Вводное занятие. Знакомство с детьми и деятельностью кружка. Знакомство с портфолио члена кружка «Наследие»
1
1.09
2
Развитие навыков организаторской работы.
1
8.09
3
Великая Отечественная война. Их уже нет с нами. Заседание круглого стола.
1
15.09
4
Памятник павшему солдату. История его создания. Памятники Манычского сельского поселения.
1
22.09
5
День пожилого человека.
1
29.09
6-9
Акция «Будь внимателен к людям». (Помощь пожилым людям)
4
6.10, 13.10, 20.10, 27.10.
Летопись родного края
1
Так мало их, оставшихся в живых!
1
10.11
2
Верны традициям Донской милиции.
1
17.11
3
Беседа об истории родного края.
1
24.11
4
Сочинение «Край мой родной»
1
1.12
5
Наши выдающиеся земляки. Беседа.
1
8.12
6
«Страниц и дней перебирая даты…». История образования Зерноградского района..
1
15.12
7
Традиции родного края. Праздники и обычаи.
1
2212
8
Лисунов В.П.
1
29.12
Дети и война
1
Дети в годы Великой Отечественной войны.
1
12.01
2
Встречи с участниками боевых действий в Афганистане на классных часах.
1
19.01
3
4
«Вечная память!». Сбор информации о наших односельчанах, не вернувшихся из Афганистана и Чечни.
2
26.01
2.02
5
Проект «Герои живут рядом».
1
9.02
6
Подарок воину - интернационалисту ко дню вывода войск из Афганистана.
1
16.02
7
Солдат войны не выбирает. (Общешкольное мероприятие).
1
2.03
8
Женщины - герои войны. «У войны не женское лицо». Наши землячки - узники концлагерей.
1
16.03
Земляки
1
Все работы хороши.
1
30.03
2
Сбор материала.
1
6.04
3
Ветераны педагогического труда. Сбор материала.
1
13.04
4
Оформление материала.
1
20.04
5
Поздравление всех участников войн: ВОВ, Афганистан, Чечни с Днем Победы.
1
27.04
6
Педагогические династии. Оформление альбома «Наши учителя».
1
18.05
7
Презентация портфолио.
1
25.05
Итого за год: 32 часа
Помощь пожилым людям - весь год. Уход за памятником Павшему солдату - весь год.
Планируемые результаты освоения программы
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: • ценностное отношение к России, своему народу, краю, отечественному культурно-историческому наследию, народным традициям, старшему поколению; • знание государственных праздников, их истории и значения для общества. Воспитание социальной ответственности и компетентности: • первоначальные навыки практической деятельности в составе различных социокультурных групп конструктивной общественной направленности; • знание о различных общественных и профессиональных организациях, их структуре, целях и характере деятельности; • умение вести дискуссию по социальным вопросам, обосновывать свою гражданскую позицию, вести диалог и достигать взаимопонимания; • умение самостоятельно разрабатывать, согласовывать со сверстниками, учителями и родителями и выполнять правила поведения в семье, классном и школьном коллективах; • умение моделировать простые социальные отношения, прослеживать взаимосвязь прошлых и настоящих социальных событий, прогнозировать развитие социальной ситуации в семье, классном и школьном коллективе, городском или сельском поселении; Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания: • ценностное отношение к школе, своему селу, городу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа; • понимание нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля, умение преодолевать конфликты в общении; • готовность сознательно выполнять правила для обучающихся, понимание необходимости самодисциплины; • потребность в выработке волевых черт характера, способность ставить перед собой общественно значимые цели, желание участвовать в их достижении, способность объективно оценивать себя; • понимание взаимосвязи физического, нравственного (душевного) и социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива) здоровья человека, влияния нравственности человека на его жизнь, здоровье, благополучие. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни: • осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности; • начальный опыт участия в пропаганде экологически целесообразного поведения, в создании экологически безопасного уклада школьной жизни; • знание глобальной взаимосвязи и взаимозависимости природных и социальных явлений; • формирование опыта участия в общественно значимых делах по охране природы и заботе о личном здоровье и здоровье окружающих людей; • овладение умением сотрудничества (социального партнёрства). Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии: • понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве; • начальный опыт применения знаний в труде, общественной жизни, в быту; • самоопределение в области своих познавательных интересов; • начальный опыт разработки и реализации индивидуальных и коллективных комплексных учебно-исследовательских проектов; умение работать со сверстниками в проектных или учебно-исследовательских группах; • осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ; • умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов; • начальный опыт участия в общественно значимых делах. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание): • ценностное отношение к прекрасному; • способность видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни; • интерес к занятиям творческого характера, различным видам искусства, художественной самодеятельности; • опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, умение выражать себя в доступных видах творчества; • опыт реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.
Ресурсы и условия реализации программы:
-
школьный музей;
-
музеи г. Зернограда;
-
архив п. Сорговый;
-
библиотека;
-
ресурсы Интернета;
-
накопительный материал по патриотическому воспитанию;
-
информация, полученная от жителей поселка Сорговый;
-
презентации и проекты.