Упражнения по развитию навыка чтения

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



«Упражнения по развитию навыка чтения»













.

Упражнения по развитию навыка чтения Навык чтения характеризуется такими качествами, как сознательность, беглость, правильность и выразительность. Для развития этих качеств в своей практической работе я использую специальные упражнения, которые включаю в каждый урок чтения. Эта работа дает положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более интересным и эмоциональным. Все упражнения разделены на четыре группы: для развития сознательного чтения; для формирования правильности чтения; для развития беглости чтения; для развития выразительности чтения. I. Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения Первая группа -логические упражнения. 1. Что общего в словах и чем они различаются? мел - мель, мал - мял, мыл - мил 2. Назови одним словом. Чиж, грач, сова, ласточка, стриж; ножницы, клещи, молоток, пила, грабли; шарф, варежки, пальто, кофта; телевизор, утюг, пылесос, холодильник; картофель, свёкла, лук, капуста; лошадь, корова, свинья, овца; туфли, сапоги, тапочки, кроссовки; липа, берёза, ель, сосна; курица, гусь, утка, индейка; зелёный, синий, красный, жёлтый. 3. Какое слово лишнее и почему? Красивый, синий, красный, жёлтый; минута, время, час, секунда; дорога, шоссе, тропинка, путь; молоко, сметана, простокваша, мясо; Василий, Фёдор, Семён, Иванов, Пётр; ель, сосна, кедр, осина; лук, огурец, морковь, яблоко; гриб, ландыш, ромашка, василёк. 4. Чем похожи следующие слова? Утюг, вьюга, папка, часы, лампа, стакан. У них одинаковое количество букв; они одного рода; они состоят из двух слогов. 5. Путем перестановки букв составь слово. у к л б о; с н о а с: у п к с. 6. Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог. Колос, рота, ваза; кора, лото, боксёр; молоко, нерест, тарелка. 7. Составь новое слово, взяв у каждого второй слог. Змея, рама; пуговица, молоток, лава; укор, бузина, тина; поворот, пороша, канава. 8. Составь новое слово, взяв последний слог. Мебель, ружьё; соломка, пора, мель; лиса, бельмо, полёт; смола, слеза, берет. 9. Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Между третьим и од­ним из предложенных пяти слов существует такая же связь. Найди четвертое слово. а) Песня - композитор; самолет - ? - аэродром, горючее, конструктор, лёт­чик, истребитель; б) школа - обучение; больница - ? - доктор, ученик, лечение, учреждение, больной; в) нож - сталь; стул - ? - вилка, дерево, стол, пища, скатерть; г) лес - деревья; библиотека - ? - город, здание, библиотекарь, театр, книги; д) утро - ночь; зима - ? - мороз, день, январь, осень, сани. 10. Раздели слова на группы. Заяц, горох, ёж, медведь, капуста, волк, огурец; корова, шкаф, стул, диван, коза, овца, стол; апельсин, автобус, абрикос, яблоко, авто­мобиль, трамвай, груша; мак, липа, клён, ромашка, берёза, ландыш, дуб. 11. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова. Травы: клевер, кедр, щавель, подорож­ник, лиственница, одуванчик; насекомые: сорока, муха, сова, жук, ко­мар, кукушка, пчела; обувь: сапоги, пальто, куртка, туфли, тапочки, кофта. ••»': 12. Какие буква, слог, слово лишние. а у р о ы ма ра ла ны та ку на ды ти ло река, речка, ручей, ручка, ручеёк Вторая группа - игры по составле­нию слов со словами.

  1. Найди слово в слове.
Гроза газета кустарник поднос шоколадка шутка щепка ярмарка часовщик 2. Подбери пару. а) песня практичный площадь примерный подруга прилежный почтальон праздничный подарок полосатый полотенце полотняный портфель прекрасный парикмахер приятный б) загар золотистый звонок занимательный забор знаменитый зубр звонкий задача зрелый земляника зелёный 3. Закончи предложение. По утрам у Айболита лечат зубы: з б р е ы, у ы з б р, и т г ы р, в д р ы ы, о ы б б р. 4. Шарады. Начало - голос птицы, Конец - на дне пруда. А целое в музее Найдёте без труда. (Картина) С буквой к живу в лесу. С буквой ч овёс пасу. (Кабан - чабан) 5. Ребусы: Упражнения по развитию навыка чтения


6. Загадки. (Любые, которые подходят к теме урока.) 7. Найди животное среди строк. Насос сосёт речную воду, И шланг протянут к огороду.
Среди кустов царит покой, Здесь хорошо бродить одной. 8. Составь слова, в которых один из сло­гов должен начинаться с буквы м. ма ти ма си ра му по ка до Третья группа-работа с деформиро­ванными текстами; неоконченными рассказами. 1. Составь текст (перестановка предло­жений). Тексты подбираются к теме урока.
  1. Составь предложения (3-4) к теме урока.
В школе. Школа, класс, парты, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок. На реке. Утро, облака, ветерок, вода, кувшинки, лодка, рыбалка, мыльчики, удочки, улов, чайки. 3. Закончи рассказ. Забота о птицах. Была морозная зима. На сосне сидят пти­цы. Они ищут пищу... Дежурные. Дима и Коля дежурные. Они прийти в школу рано. Коля полил цветы на окне... Четвертая группа - работа с текс­том (учебник). 1. Прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы, написанные на доске. 2. Расположи вопросы по порядку содер­жания текста. Зачитай ответ на второй воп­рос. (Вопросы написаны на доске.) 3. Задай вопросы по тексту или по части текста. 4. Определи, сколько частей в тексте. Оп­редели, есть ли в тексте вступление, основная часть, заключение. 5. Работа над заголовком. Докажи, что заголовок выбран правильно, сопровождая его текстом. Выбери заголовок из предложенных. Расставь заголовки частей по порядку со­держания текста. Подбери к заглавию часть текста. Озаглавь части. 6. Выборочное чтение. 7. Пересказ по вопросам и без них. 8. Составление плана текста.
II. Упражнения для формирования пра­вильности чтения Первая группа - упражнения, на­правленные на развитие внимания, памяти. 1. Назови картинки - 5 предметов (далее больше). Картинки расположены на закрытой дос­ке. Их надо открыть, сосчитать до трех, за­крыть. Перечислить все предметы. Найти, что изменилось, и т.д. 2. Опиши предмет (показать и убрать). 3. Опиши движущийся предмет (взять в руку - поднять и опустить). 4. Повтори, что сказал учитель (шесть слов попарно, сходных чем-то по звучанию). Бочка - точка, бабушка - бабочка, кош­ка - ложка. 5. Выбери слова на данный звук (чтение четверостишия, предложений, текста). 6. Придумай названия продуктов на дан­ный звук, из которых можно приготовить обед. 7. Встаньте те, у кого в имени, отчестве, фамилии есть данный звук. 8. Выбери из всех слогов - слоги-слия­ния, слоги со стечением согласных, закрытые слоги. 9. Покажи 5-6 предметов. Выбери назва­ния предмета, в котором один слог, два сло­га и т.д. 10. Выбери слова, в которых два слога (один, три и т.д.). Произнеси 8-10 слов. 11. Выбери предмет, в названии которого ударение падает на 1-й слог (2-й, 3-й) (пока­зать 5-6 предетов). 12. Повтори слова: кит, танк, корова, ап­рель и т. д. 13. Перескажи ранее прочитанные тексты без предупреждения. 14. «Фотоглаз». 15. Повтори скороговорку, предложение, текст. 16. Заучивание четверостиший. Вторая группа-упражнения со сло­вами.
  1. Чтение слов, отличающихся одной буквой.
Мел - мель - мыл - мыль - мал - мял; мышка - мошка - мишка - миска. 2. Чтение слов, в написании которых име-Э ются одинаковые буквы. Куст - стук, сосна - насос, мех - смех, мышка - камыш, марка - рамка, марш - шрам, масло - смола, мошкара - ромашка. 3. Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания, Приехал, пришёл, пришил, принёс, припев; красное, белое, голубое, чёрное, жёлтое; кук­ла, мама, папа, лапа, ложка. 4. Чтение «перевертышей». Лев ел волов. Иди искать такси, иди. 5. «Сквозная буква», «Лесенка»: -- -з- ч__ -- -з- ч___ -- -з- ч___ -- -з- ч_____ 6. Словарная работа (выяснение лексичес­кого значения слов перед чтением). 7. Предварительное послоговое чтение слов, имеющих сложный слоговой или мор­фемный состав.

III. Упражнения для развития беглости чтения

Первая группа - упражнения для расширения поля зрения. 1. Работа по созерцанию зеленой точки. (На карточке, на картинке ставим зеленую точку и концентрируем взгляд на ней. В это время называем предметы справа, слева, вверху, внизу.)
  1. Работа по таблицам Шульте.
Развитие поля зрения по горизонтали.
8 4 7 22 9 14 18 7 2 1 5 3 12 6 23 20 6 3 9 21 4 1 25 15
13 5 24 11 17
10 8 19 2 16

Развитие поля зрения по вертикали: Комплект № 1
13 33 9 4 26 3 22 19 2 30 28 31 12 24 6 7 10 21 27 14 35 18 1 16 8 23 5 29 32 11 15 34 17 25 20

Комплект № 2
26 31 23 5 21 17 3 35 11 29 14 22 8 24 6 20 33 27 16 13 12 30 18 2 34 1 7 25 28 9 32 10 15 4 19

3. Работа со словарными блоками, по вер­тикали которых спрятано слово

сок

света

ива

носки

место

кресло

сам

каток

клетка


кукла

кукла


магазин

рак


(Дети читают слова, а сами глазами следят по буквам, над которыми стоит точка.) 4. Чтение столбиков с трафаретами. (Дети, используя трафарет, читают слова в столбиках. В столбиках I класса - 3-5 слов, II класса - 10-12 слов, III класса - 15-18 слов, IV класса - 20-25 слов. чек красный защёлка универмаг зуб бегать лаборант продовольствие дом игра молоко учебники 5. Определи разницу. Беседа, собеседник, беседовать, беседка, собеседование; беседа, разговор, собеседование, болтов­ня, диалог. 6. Назови по порядку.
беда буря плач несчастье вьюга рёв горе позёмка слезы печаль метель рыдания
ветер

вихръ

ураган

шторм

7. Работа с буквенными таблицами и тра­фаретом. ТУпражнения по развитию навыка чтения

рафарет накладывается на карточку, бук­ва а в середине. Надо назвать буквы, которые увидели.
8. Наборы Т.Н. Федоренко. Тексты зрительных диктантов. 9. «Фотоглаз». 10. «Угадай-ка». Чтение предложений, текстов, перекры­тых полосками. 11. «Кто быстрее?» У каждого ученика по 2-3 текста. Требу­ется найти данное предложение. 12. «Бегущая строка». 13. Работа по таблице. Пособие состоит из 4 блоков, в каждом блоке по 5 столбиков слов (слова из словаря), (см. табл. на с. 52). Работа по таблице проводится так: назы­вается слово, которое отыскивается (звёздоч­ка, синяя, точка, второе снизу; круг, жёлтая, точка, пятое, сверху и т.д.). Вторая группа - упражнения для ак­тивизации органов речи. 1. Артикуляционная гимнастика: а) гласные, согласные, сочетания, откры­тые и закрытые слоги; б) слова, трудные для произношения. 2. Скороговорки. 3. «Бегущая лента». Через отверстия в картоне протягивается полоска, где записаны слоги, слова. Надо ус­петь прочитать. 4. Чистоговорки. 5. Различные виды чтения: а) чтение шепотом, затем громко, затем про себя; б) хоровое чтение; в) чтение в парах; г) чтение одновременно с ведущим;


1 .

агроном

билет

дорога

месяц

огурец


железо

пенал

ребята

самолёт

язык

ж

медведь

растение

лисица

орех

метро


осина

комната

заяц

дежурный

топор


календарь

инженер

капуста

аллея

ветер


металл

деревня

одежда

Москва

сирень

2.

интересный

молоко

осина

магазин

сеялка


морковь

север

телефон

ужин

солома

к

жёлтый

пальто

мороз

трактор

шофёр


праздник

посуда

коньки

лагерь

завод


овощи

сапог

путешествие

корабль

сорока


русский

комбайн

сверкать

шоссе

погода

3.

октябрята

космонавт

председатель

Россия

корова


хлебороб

чёрный

лестница

костёр

народ

с

директор

желать

земляника

ворона

билет


аккуратно

квартира

картофель

город

берег


командир

горизонт

столица

тетрадь

улица


трамвай

пассажир

солдат

хорошо

ягода

4.

правительство

ракета

спасибо

урожай

класс


воробей

девочка

песок

ученик

герой

з

свобода

фамилия

учитель

товарищ

портрет


библиотека

вагон

карандаш

малина

машина


революция

медленно

Родина

субботник

вокзал


коллектив

богатство

пшеница

газета

платок д) чтение с убыстрением темпа; е) чтение с переходом на незнакомый текст; ж) чтение в темпе скороговорки; з) чтение-«спринт»; и) жужжащее чтение; к) скачкообразное чтение «Кенгуру». И т.д. IV. Упражнения для развития вырази­тельности чтения 1. Чтение слова с разными оттенками ин­тонации. 2. Чтение фразы с интонацией, соответ­ствующей конкретной ситуации. 3. Упражнения для дыхания. 4. Упражнения для развития голоса. 5. Упражнения для дикции. 6. Чтение небольших стихов, например: Кто на льду меня догонит? Мы бежим вперегонки. И несут меня не кони, А блестящие коньки. 7. Прочитать, передавая радость (возму­щение, печаль, гордость) в зависимости от текста. 8. Чтение по ролям, в лицах. 9. Использование «памятки»: а) представь себе то, о чем читаешь; по­думай, какое чувство можешь передать при чтении; б) читай четко слова и окончания; в) выделяй голосом важные мысли, соб­людая знаки препинания.


© 2010-2022