Урок математики в 1 классе по теме «Свойства арифметических действий»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок математики в 1 классе по теме «Свойства арифметических действий»Урок математики в 1 классе по теме «Свойства арифметических действий»Урок математики в 1 классе по теме «Свойства арифметических действий»Урок математики в 1 классе по теме «Свойства арифметических действий»Тезисы.

Урок математики в 1 классе по теме «Свойства арифметических действий» разработан в соответствии с программным материалом учебного курса «Математика», УМК «Школа XXI века», автора Н.Ф. Виноградовой, а также интегрирован с программой экологического кружка для учащихся начальных классов «Почемучки», т.к. наша школа осуществляет образовательную деятельность в экологическом направлении. Задания и упражнения, используемые в рамках данного урока, служат для закрепления нового, повторения, систематизации ранее изученного материала и способствуют повышению уровня математической подготовки учащихся.

  1. Цели, реализуемые на уроке:

Освоение предметных знаний:

  • выполнение вычислений с применением изученных свойств сложения и вычитания

  • выполнение действий с числом 0

  • решение задач в одно действие

Формирование УУД.

Познавательные:

  • применение свойств арифметических действий

  • сложение и вычитание чисел с помощью знаков «+», «-»

  • составление числовых и буквенных выражений

  • выполнение действий с числом 0

  • решение задач

  • самостоятельный выбор способов решения проблем учебной задачи

Регулятивные:

  • принятие и сохранение учебной задачи

  • планирование своих учебных действий

Коммуникативные:

  • выстраивание коммуникативно-речевых действий

  • формулирование вопросов

  • контроль действий партнёра и своих

Личностные:

  • определение границы собственного «знания» и «незнания».


  1. В структуре комбинированного урока выделяются этапы:

  • актуализация знаний;

  • мотивация учебной деятельности;

  • создание проблемной ситуации;

  • определение темы и последовательности работы;

  • применение новых и имеющихся знаний в учебной деятельности;

  • вывод по результатам деятельности;

  • подведение итогов урока.


  1. Для мотивации деятельности важно:

  • создание положительного эмоционального настроя обучающихся

  • создание комфортных условий для совместной деятельности коллектива и ситуации успеха для каждого участника образовательного процесса на протяжении всего урока.

  1. Виды деятельности, применяемые для достижения более высоко уровня освоения знаний:

  • фронтальная - при педагогической поддержке постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, осуществление контроля в форме соотнесения способа действия и его результата с заданным эталоном

  • парная (групповая) - обсуждение и выведение правил дидактических игр и заданий, активное участие в них, определение порядка выполнения действия при решении задачи, распределение ролей каждого участника работы

  • Индивидуальная - участие в решении учебной задачи, выполнение заданий самостоятельной работы, составление числовых выражений с опорой на схемы, рисунки


  1. Ключевыми выражениями и терминами на уроке являются:

  • Число

  • равенство

  • выражение буквенное и числовое

  • числовой ряд

  • арифметическое действие

  • свойства действий «сложение» и «вычитание»

  • отрезок

  • объекты живой природы

  • охрана окружающей среды

  • звуковой состав слова


  1. Необходимость оценивания результативности работы на уроке

обусловлена:

  • объективностью при самооценивании и взаимооценивании обучающихся

  • индивидуальными особенностями каждого ребёнка


  1. Образовательные технологии, используемые на уроке:

  • личностно-ориентированное обучение

  • системно-деятельностный подход

  • образовательное путешествие в урочной деятельности


  1. Обобщение и систематизация знаний обучающихся осуществляется на основе интеграции материала изученных тем курсов:

  • «Математика»

  • «Русский язык»

  • «Литературное чтение»

  • «Окружающий мир»

  • Экологический кружок «Почемучки»

  • Личный жизненный опыт детей


  1. Используемая литература


  • Математика: 1 класс: учебник для обучающихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1 /В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва, - 5-е изд. перераб. - М.: Вентана-Граф. 20111112. - 128 с.:ил.

  • Математика: 1 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений/В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва. - 4-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 48 с.: ил.











































Урок математики в 1 классе.

(модель урока в соответствии с требованиями ФГОС ОО-2 с использованием системно-деятельностного подхода).

Тема

Свойства арифметических действий

Цель

работы над темой

  1. Освоение предметных знаний:

- Выполнение вычислений с применением свойств сложения и вычитания.

- Выполнение действий с 0.

- Решение задач в одно действие.

  1. Формирование УУД.

Познавательные: применение свойств арифметических действий; сложение и вычитание чисел с помощью знаков «+», «- «; составление числовых и буквенных выражений; выполнение действий с 0; решение задач; самостоятельно создавать способы решения проблем учебной задачи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои учебные действия.

Коммуникативные: выстраивать коммуникативно-речевые действия, уметь задавать вопросы, контролировать действия партнёра и свои.

Личностные: определяют границы собственного «знания» и «незнания».

Тип урока

Обобщение и систематизация знаний

Основные термины и понятия

Число, равенство, выражение буквенное и числовое, числовой ряд, арифметическое действие, свойство действия, сложение, вычитание, отрезок, живая природа.

Виды деятельности

и формы работы

Фронтальная - при педагогической поддержке постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, осуществление контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Парная (групповая) - обсуждение и выведение правил дидактических игр и заданий, участие в них.

Индивидуальная - участие в решении учебной задачи, выполнение заданий самостоятельной работы, составление числовых выражений с опорой на схемы, рисунки.

Оборудование

- Учебник «Математика. В.Н. Рудницкая. Ч.2. (УМК «Школа XXI век»)

- р/т «Математика» № 3, Рудницкая В.Н.;

- пословица «Дерево сильно корнями, а человек знаниями»;

- слова - фишки (смекалка, внимание, дружба, улыбка, знания, вежливые слова, старание);

- схема «Деревья».

- чертёж к задаче;

- буквенные выражения (а+0 = а, а-0 = а)

- эмблема «Настроение»

- карточки для групповых заданий;

- карточки «уровни заданий»

- значки с именами детей

Ход урока

Задачи этапов

Обучающие и развивающие задания

Результаты деятельности

I Мотивация к деятельности

Создание положительного эмоционального настроя обучающихся (приветствие друг друга, гостей; определение целей урока)

Учитель: Внимание! Внимание! Приглашаются самые умные, дружные, весёлые первоклассники на урок математики! Есть среди вас такие ребята?

Дети: Да!

«Добро пожаловать, друзья!»

Учитель: Что понадобится нам на уроке? (Знания, смекалка, дружба, внимание, улыбка, фантазия, вежливые слова и пословица).

Работа с пословицей: Пословица (слайд на экране): «Дерево сильно корнями, а человек знаниями».

Учитель:

Вопрос 1. Почему для дерева важны корни? (Они обеспечивают дерево водой, питательными веществами из почвы, обеспечивает устойчивость растения на поверхности земли).

2. Чем важны знания для человека? (много знаешь - много умеешь, можешь кому-нибудь помочь, умного человека уважают другие люди).

3. Предлагаю Вам придумать эмблему и девиз урока:

«Мы солнечные дети,

Мы лучше всех на свете!

Словно дольки апельсина,

Мы дружны и неделимы!

1 класс - Всезнайкин класс!»

4. Хотите, чтобы гостям понравилось у нас? Поприветствуйте и пригласите их (Добрый день, доброе утро, здравствуйте, добро пожаловать, мы рады вам, Мы приглашаем вас на урок).

5. Учитель: Я надеюсь на вас и желаю удачи!

Обоснование содержания и

смысла выражения

через определение

роли знаний для человека в его жизни.

Оценивание эмоционально фона в классе.

Создание праздничного настроения и доброжелательной рабочей обстановки

II учебно-познавательная деятельность

Актуализация знаний

Учитель: Внимательно рассмотрите записи на доске.

Определите уровень сложности каждой группы заданий и последовательность их выполнения (прикрепите рядом с записями на доске порядковые номера заданий).

1 уровень (1) - Знаем, умеем.

2 уровень (2) - Подумаем и справимся.

3 уровень (3) - Трудно, но интересно.

С какого задания вы хотите начать работу?

Определение уровней и границ своего знания и незнания

Задание 1

Выполни сложение с помощью числового ряда.

Вспомни, какие свойства действия сложения использовали?

6+2= 2+6=

Объясни, как выполняли вычисления? Как называются полученные выражения (равенства)? Какие правила сложения использовали?

Вывод:

Удобнее прибавлять большее число к меньшему.

При сложении числа (слагаемые) можно менять местами, а результат (сумма) останется без изменения. При увеличении числа присчитываем по1 по числовой прямой в сторону большего числа (вправо).

Фронтальная работа

Формулирование выводов о свойствах действия «сложения»

Задание 2

Определите, к каким равенствам можно применить свойство, записанное буквенным выражениями: а+0=а,

а-0=а

6+0= 9-0= 14-0= 17+0=

2-9= 12-0= 0-1= 0+0=

Докажите, что данные выражения подчиняются законам: а+0=а, а-0=а?

Вывод: Выражения (2-9 и 0-1) лишние, потому, что к ним нельзя применить свойство «Если к числу прибавить (вычесть) 0, то получится это же число»,

«Из меньшего числа нельзя вычитать большее»

Работа в парах (группах)

Формулирование выводов о свойствах арифметических действий с числом 0.

Задание 3

Геометрическое задание.

Рассмотрите внимательно чертёж.

Определите, что известно и что нужно вычислить. Выполните вычисления.

6 см 2 см

Объяснение:

Отрезок состоит их 2 частей.

Длина 1 части отрезка равна 6 см, а второй 2 см.

Нужно найти длину всего отрезка.

Задача решается действием «сложение».

Решение: 6+2=8(см) Ответ: 8 сантиметров.

Работа в группе

Определение порядка выполнения действия при решении задачи. Распределение ролей каждого участника работы.

Физминутка (слайд)

(Дети встают в круг, берутся за руки.

Все слова сопровождаются

движениями под музыку)

Дружно ходим, ходим, ходим, руки в стороны разводим.

Поднимаем руки вверх, солнышко нас видит всех.

Мы рукой ему помашем, а потом ещё и спляшем.

Ножку правую вперёд, так и этак повернём,

Ножку левую вперёд, так и этак повернём.

Дружно сели, вместе встали.

Громко хлопнем, и ногой 3 раза топнем.

Вправо, влево повернулись, и друг другу улыбнулись!

Задание 4*

Распределите слова-карточки в 2 группы.

Объясни свой выбор.

Поделись знаниями, об особенностях деревьев нашего леса.

Деревья



Лиственные Хвойные

тополь берёза осина кедр ель сосна

Ответ: В нашем лесу произрастают деревья - хвойные и лиственные. Лиственные деревья(тополь, берёза, осина) сбрасывают листья на зиму, а хвойные (кедр, ель, сосна), вечнозелёные - нет. У хвойных деревьев листья - иголочки. Все деревья очень красивые и полезные для всех животных, птиц, человека, других растений. Человеку нужно беречь их.

Проверка ответов по слайду.

Фронтальная работа.

Актуализация личного и социального опыта детей. Формулирование логически завершённых мыслей.

Задание 5 - ИКТ

Задача 18-21. Диск «Математика 1 класс. Ч.3. Кирилл и Мефодий»

Прочитайте текст задачи.

Выделите и дополните условие и вопрос задачи. Определите способ решения.

«Дуся принесла из леса … еловых шишек, а сосновых на 3 больше. Сколько сосновых шишек принесла Дуся?»

Решение запишите в тетрадь.

Групповая работа

Выделение составных частей задачи. Определение последовательности своих учебных действий. Взаимопроверка.

Задание (дополнительное).

Карточки с изображением животных и звуковыми схемами слов.

№ 2 Напиши, как называется этот цветок. Назови и сосчитай все согласные звуки в этом слове (ромашка).

№ 10 Напиши, как называются животные. Произнеси и сосчитай гласные звуки в словах (кошка, лиса, белка). Какое из указанных слов «лишнее» и почему? (кошка - домашнее животное, а лиса и белка - дикие).

Общее задание.

По какому признаку вы бы объединили задания о деревьях, о животных и о ромашке? Почему они нужны на уроке?

(Эти задания об объектах живой природы. Узнаём новое об окружающей природе нашего села).

Групповая работа

Выделение гласных и согласных звуков в словах.

Рефлексия

Подведём итог нашей работы: О каких свойствах действий сложения и вычитания вели разговор?

  1. Сложение и вычитание с числом 0;

  2. Перестановка чисел (слагаемых) при сложении.

  3. Из меньшего числа нельзя вычитать большее.

  4. Удобнее к большему числу прибавлять меньшее.

Какой вид работы вам доставил вам наибольшее удовольствие?

Подведение результативности работы на уроке.

Оценивание

Оцените работу своей пары, группы, самого себя. Поблагодарите друг друга за работу.

Я благодарна вам всем за помощь на уроке, спасибо. До свидания.

Я отлично потрудился и доволен собой.

Мне было трудно, но я старался. Сегодня у меня не получилось, но завтра я научусь это делать.

Используемая литература

1.Математика: 1 класс: учебник для обучающихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1 /В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачёва, - 5-е изд.перераб. - М.:Вентана-Граф. 20111112. - 128 с.:ил.

2. Математика: 1 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений/В.Н.Рудницкая, Т.В. Юдачёва. - 4-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 48 с.: ил.


МОУ «Кикинская основная общеобразовательная школа»

Учитель начальных классов Семиохина Татьяна Николаевна.














































Приложение 1

Пословица

«Дерево сильно корнями, а человек знаниями»



Приложение 2

Буквенные выражения

а+0=а а-0=а



Приложение 3

Схема «Хвойные и лиственные деревья»

Деревья

Хвойные

Лиственные

Осина

Берёза

Тополь

Ель

Сосна

Кедр









Приложение 4

«Уровни сложностей заданий»

1 уровень

Знаем, умеем.

2 уровень

Подумаем и справимся.

3 уровень*

Трудно, но интересно!


Приложение 5

«Числовая прямая»

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10



Приложение 6

Надписи для значков

Данил

Андрей

Снежанна

Стас

Саша

Тая

Дима

Приложение 7

Девиз урока

Мы солнечные дети!

Мы лучше всех на свете!

Словно дольки апельсина

Мы дружны и неделимы!

1 класс - Всезнайкин класс!


© 2010-2022