- Преподавателю
- Начальные классы
- Карта инновационного педагогического опыта
Карта инновационного педагогического опыта
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Жданова И.В. |
Дата | 04.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
41
I.КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Наименование педагогического опыта
Проектно-исследовательская деятельность в развитие творческих способностей, творческой инициативы детей младшего школьного возраста через современные образовательные технологии, с целью повышения качества обучения.
Автор - разработчик педагогического опыта
Жданова Ирина Валерьевна - учитель начальных классов
Тип и вид, представляемого образовательного учреждение
МБОУ «Кундравинская средняя общеобразовательная школа»
Период
формирования
и функционирования педагогического опыта
2010 - 2013 гг.
Адрес педагогического опыта
Челябинская область, Чебаркульский район,
с. Кундравы, у.Труда, д.79
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
- Актуальность педагогического опыта
- Соотнесенность инновационного опыта с социально - образовательным заказом, проводимой политикой в области образования.
- Востребованность инновационного опыта в реальной педагогической практике.
- осваивает модели учебной деятельности,
- приобретает конкретные технические навыки в использовании ИКТ, получает представления о широком спектре технических решений (оборудования и информационных ресурсов),
- получает наиболее существенные базовые знания из области информационных технологий,
- развивает навыки общения.
2.Содержательная форма представления педагогического опыта 2.1.Целесообразность предложенной формы (информационно-коммуникационная технология) Использование современных инновационных педагогических технологий. « Скажи мне и я забуду Покажи мне, и я запомню Вовлеки меня и я научусь» (Китайская пословица) Моделирование уроков в различных технологиях - дело не простое, но сегодня это требование времени. Я, как учитель должна демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы развить у учащихся способность к саморазвитию. Ведь цель современного образования - воспитание и обучение всесторонне развитой личности, способной к творчеству. Наша образовательная система предполагает особый психологический климат на занятиях, построенный на сотворчестве учителя и ученика, на сотворчестве учащихся в классе. Работая по данной системе, я стремлюсь развить творческие способности у каждого ребенка. В данный момент считаю эффективной образовательной технологией, которую использую, является информационно-коммуникационная технология. Использование ИКТ при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка, усиливает мотивацию обучения. Одним из средств внедрения информационно-коммуникационных технологий является применение персонального компьютера, который становится посредником между мной и учеником, позволяет организовать процесс обучения, шире использовать развивающие методы и приемы: анализ, сравнение, обобщение, классификация, проблемные и поисковые методы, игровой метод. 90% учащихся моего класса имеют домашний персональный компьютер. Я использую в своей работе сочетание традиционных и компьютерно - ориентированных, методических подходов для изучения математики, использую Интернет ресурсы для создания дидактических средств, применяемых при организации обучения. Провожу на своих уроках демонстрацию видеосюжетов и иллюстративных фрагментов электронных систем обучения, собственные учебные презентации и энциклопедии для фронтальной работы с учащимися. Интересно проходят уроки-экскурсии с применением информационных ресурсов музеев по различным темам. С ИКТ перекликается метод проектов (исследовательская деятельность), я даю возможность ребенку больше узнать в интересующей его теме, научить публичному выступлению, развить творческие способности ученика, приобщить его к достижениям информационного общества, позволить ребенку самостоятельно добывать знания, принимать решения, планировать действия, сотрудничать. Это можно подтвердить высокой успеваемостью в классе, активностью детей в урочной и внеурочной работе, желанием детей работать с компьютером. Выполняя исследовательский коллективный проект «Родное село» учащиеся собрали богатый материал о Кундравах и как конечный результат - дидактическое пособие для уроков окружающего мира. Быть здоровым означает не просто отсутствие болезней, Но и физическое, психическое и социальное благополучие. Активно использую в урочной и внеурочной деятельности здоровьесберегающие технологии, строю уроки таким образом, чтобы один вид деятельности сменялся другим. Слежу во время проведения урока за правильностью посадки учащихся, периодически (раз в месяц) меняю их положение в классе по отношению к источнику света, периодически провожу физкультминутки по снятию напряжения глаз, для расслабления пальцев кистей и другие. В своей работе использую компьютерные тренажеры, спортинвентарь, которые помогают разнообразить физкультминутку и динамические перемены. Применяю на уроке пальчиковую гимнастику, которая способствует развитию мышц руки и тесно связана с развитием мышления и речи детей. Прогулка каждый день проходит с пользой, спортивная площадка, ледовый корт нам в этом помогают. Дифференцированный подход (разноуровневое обучение) - тоже эффективный метод технологии. Он позволил добиться в классе хороших результатов в обучении учащихся. Также, мне нравится пользоваться такой технологией, как проблемное обучение. Ставишь перед детьми проблему, а к результату подходим все вместе, неожиданно, через игровые моменты. А игра все же остаётся важным методом технологии в начальной школе. Для достижения положительных результатов в обучении, на уроках пытаюсь создавать ситуацию успеха для каждого ребенка, используя технологию педагогической поддержки и помощи. Отмечая достижения каждого ребенка, сочетаю разумную требовательность с уважением к личности ученика. При этом, важное значение приобретает формирование психологически комфортной учебной среды, где ребёнок может быстро преодолеть неуверенность в своих действиях, где создаются доверительные отношения между всеми участниками образовательного процесса, и активизируется творческая, учебно-познавательная деятельность. Для реализации этих целей у меня возникла необходимость применения в практике работы разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно- коммуникативных технологий. Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет: развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств; перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности; активизировать познавательную деятельность учащихся; индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания. В своей работе я использую различные виды информационных технологий - презентации, обучающие игры. Данные виды информационных технологий применяются с учётом практической содержательности, системности и целостности учебного материала. Использование информационных технологий во внеклассной деятельности даёт возможность реализовать свои идеи на современном уровне, создаёт особую эмоциональную атмосферу. По данной проблеме я выступала с докладами на школьном педсовете, на курсах, августовской районной конференции на секции учителей начальных классов. Имею персональный мини-сайт ( htt://nsportal.ru/zhdanova-irina-valerevna), где отражена суть моей педагогической деятельности. Использование информационных технологий является одной из актуальных проблем современной методики преподавания в начальных классах. Я считаю применение информационных технологий необходимым на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира и других дисциплин и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, повышают интерес к урокам, активизируют познавательную деятельность учащихся, делая уроки более современными. Уроки с использованием ИКТ улучшают процесс обучения: повышают темп урока, способствуют большей самостоятельности в работе учащихся, лучше закрепляют практические умения и навыки с каждым учеником. В своей практике можно выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких технологий: 1. При изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами; 2. При проведении устных упражнений. Дает возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения; 3. При проверке фронтальных, самостоятельных работ. 4. При проверке домашних работ. 5. При решении задач обучающего характера. Использую на уроках и мультимедийные презентации. Их цель - донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Применяю мультимедиа на уроках по-разному: тренажёры, компьютерные игры по русскому языку, математике, окружающему миру, обучению грамоте для закрепления и повторения материала. Некоторые примеры моих презентаций: «Урок-игра. КВН по произведениям А.С.Пушкина», урок окружающего мира по теме «Моя малая родина. Защита проектов», урок « Живая и неживая природа», « Картины живой природы» и др. Проведение таких уроков помогают повысить интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний учащихся, возможность самостоятельно заниматься на уроке и дома , т.к . у многих детей есть персональные компьютеры. На уроках математики, русского языка, окружающего мира, обучения грамоте, технологии и др. я применяю учебники по предметам, которые имеют электронное сопровождение. В течение нескольких лет активно использую в своей работе мультимедийный ресурс «Библиотеки Кирилла и Мифодия». Это мультимедийное приложение хорошо тем, что включает в себя презентацию темы урока и тесты для проверки качества знаний. В процессе обучения учитель и ученик обращаются к энциклопедиям, словарям и другому дидактическому материалу. Основным источником информации является Интернет. В Интернете множество сайтов, на которых найдёшь любой необходимый текст. Но имеются недостатки в использовании информационных технологий. Это, прежде всего, отрицательное воздействие на физическое и психологическое здоровье учащихся. Следует строго соблюдать возрастные нормы использования компьютера на уроке. Учителю необходимо следить за работой детей на компьютере с целью здоровьесберегающих технологий.
2.2.Соответствие предложенной формы инновационного педагогического опыта общепедагогическим требованиям. Грамотное использование возможностей современных информационно-коммуникативных технологий в начальной школе способствует: *активизации познавательной деятельности, повышению качества успеваемости школьников; *достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках; *развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; * повышению уровня комфортности обучения; * повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; * развитию информационного мышления школьников, формированию информационно-коммуникативной компетенции; * приобретению учащимися навыков работы на компьютере с соблюдением правил безопасности.
- Инновационная направленность педагогического опыта
- проектный метод, позволяющий привлечь родителей в образовательный процесс;
- использование ИКТ, позволяющий более красочно показать материал урока либо занятия в иллюстрациях;
- интеграция, позволяющая объединить несколько видов деятельности для более успешного усвоения материала;
- здоровьесберегающие технологии, позволяющие поддерживать здоровье детей на уроках и внеурочной деятельности.
- Методологическая база педагогического опыта
- Система принципов и подходов, целесообразность их использования.
- Непрерывность образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- Системность организации учебно-воспитательного процесса;
- Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
- Принцип создания непринужденной обстановки - дети себя чувствуют комфортно, раскрепощено. Им дается возможность самим проделать исследовательскую работу,
- принцип творческой направленности - создание условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности;
- принцип последовательности - усложнение выполнения творческих заданий: от простого к сложному;
- принцип партнерства - вовлечение родителей в воспитательно - образовательный процесс (мастер - классы, открытые занятия, концерты детей)
-
- Понятийно - терминологический аппарат инновационного педагогического опыта, его полнота и обоснованность.
5. Педагогическая целесообразность педагогического опыта 5.1. Оценка целевого компонента инновационного педагогического опыта (полнота, конкретность, направленность на результат) Проведение уроков в форме защиты творческих проектов с помощью ИКТ. Выбор темы проекта дает возможность каждому реализовать свои интересы. Сильной мотивационной основой для обучающихся является работа над проектами по актуальной теме, с прикладной и межпредметной направленностью, позволяющая предложить ученикам интересную форму изучения материала, познакомить их с современными идеями и имитировать в учебном процессе деятельность, которая осуществляется в реальной профессиональной жизни. Во внеклассной работе большие возможности для формирования навыков исследовательской деятельности, повышения интереса к предмету, реализации потенциала личности даёт участие в сетевых проектах, дистанционных олимпиадах. Результаты обучения. Такая система работы развивает у обучающихся высокую мотивацию к учебно-познавательной деятельности, стимулирует ученика на рефлексивное восприятие материала, формирует умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов, на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий. Это отражается на качестве знаний и способствует формированию тех качеств личности, которые востребованы в современном обществе. Показателями успешности являются: отсутствие конфликтности, повышение степени удовлетворенности родителей результатами моей работы. 5.2. Оценка содержательного компонента инновационного педагогического опыта (полнота предметно - смыслового представления) Развитию проектной деятельности с использованием ИКТ я уделяю большое внимание. Типичный урок при работе в проектном стиле можно охарактеризовать как творческий исследовательский урок, включающий сочетание индивидуальной и групповой работы. Учащийся выполняет задание, которое является осмысленным, интересным и важным лично для него, и при этом:
- осваивает модели учебной деятельности,
- приобретает конкретные технические навыки в использовании ИКТ, получает представления о широком спектре технических решений (оборудования и информационных ресурсов),
- получает наиболее существенные, базовые знания из области информационных технологий,
- развивает навыки общения.
- Использование современных образовательных технологий: игровые, интеграция, ИКТ, проектный метод
- информационно - рецептивный метод, направленный на получение информации, необходимой для исследовательской деятельности;
- репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний, умений и навыков в результате исследовательской деятельности;
- эвристический метод, направленный на развитие творческого мышления и воображения;
- исследовательский метод - путь ребенка к знанию пролегает через собственный творческий, исследовательский поиск.
Участие в КВНах, викторинах, олимпиадах, научно-исследовательских конференциях, интеллектуальных конкурсах на уровне школы, района, области, диспуты, олимпиады, соревнования, интеллектуальные клубы, проекты, конкурсы, викторины, познавательные игры. Беседы, игры, викторины, игры-путешествия, конкурсы чтецов, конкурсы рисунков, игра с последующей рефлексией, день добрых сюрпризов, смотр талантов. Средства: интернет-ресурсы, мультимедийная установка, ЦОР, музыкальный центр, аудио - видео записи материала, программное обеспечение, иллюстрационный материал, развивающие музыкально - дидактические игры.
6. Психологическая целесообразность педагогического опыта 6.1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся Учащиеся начальной школы ведут упрощенную информационную деятельность с объектами небольшой сложности в целостной, наглядной, интегративной учебной среде и пользуются, в основном, специальными (детскими) каналами получения информации В ходе подготовки творческой работы в начальной школе происходит: создание новых информационных объектов на экране компьютера, запись, фиксация объектов и процессов окружающего мира. Основными субъектами, вовлеченными в осуществление опыта, являются дети в возрасте 7 - 10 лет. Учитывая возрастные и индивидуальные способности детей, составлен план реализации инновационного опыта. Это помогает развивать память, мышление, творческую фантазию и воображение на уровне данного возраста. Разработаны педагогические наблюдения детей, соответствующие возрасту. Это позволяет отследить результат приобретенных умений и навыков в начальном этапе и в конце реализации разных проектов с использованием ИКТ. 7. Социальная направленность педагогического опыта 7.1.Направленность педагогического опыта на обеспечение паритета образования и здоровья обучающихся (воспитанников) Социальная направленность и перспективность представляемого опыта заключается в том, что в его основе лежит познание окружающего мира путем опытно - экспериментальной деятельности и использования различных видов ИКТ. В ходе реализации педагогического опыта обращено внимание здоровьесберегающим методикам:
- дыхательная гимнастика по А. Стрельниковой
- развитие положительного психо-эмоционального состояния и интеллектуального развития детей по М.А.Михайловой (развлечения, детские праздники, забавы)
- игровой массаж (А.Уманская, К. Динейки)
- артикуляционная гимнастика (Т.Буденная, О.Крупенчук, Т.Воробьева)
- пальчиковая гимнастика (А.Я.Белая, В.И.Мирясова)
- учитель начальных классов;
- учитель информатики;
- педагог дополнительного образования;
- родители.
- компьютерный класс;
- мультимедийная установка: экран, проектор, ноутбук для применения информационно - коммуникационных технологий;
- магнитная доска для иллюстрационного материала на бумажном носителе;
- CD - DVD - диски, аудиокассеты с записями материала;
- телевизор;
- музыкальный центр;
- Дополнительная и методическая литература, программно - методические материалы
- программное обеспечение по Федеральным государственным общеоб. стандартам: рабочие программы по образовательным областям по «Школе России»
- интерактивная доска
- фото и видио камеры
- принтеры и сканеры
- электронные книги
- интернет
- Использование ИКТ, создание своих и использование готовых презентаций для проведения уроков, занятий, мероприятий и непосредственной образовательной деятельности, пополнение фонотеки за счет ресурсов интернет - сайтов.
III. РЕЗУЛЬТАТИВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ 10. Эффективность педагогического опыта 10.1.1. Оценка эффективности инновационного педагогического опыта с точки зрения возможности формирования у обучающихся (воспитанников) предметных результатов. Использую информационно-коммуникативные технологии на уроках. Многие уроки провожу с использованием компьютерных презентаций, с заданиями обучающих дисков к учебникам по Программе «Школа России» особенно те, которые требуют наглядного представления материала - окружающий мир «Здоровый образ жизни», «Животный мир» русский язык «Имя существительное», «Изменение глагола по числам», «Непроизносимые согласные» и др., литературное чтение «Л.Н.Толстой «Прыжок»», «Путешествие в Литературную страну», математика «Умножение на 1», «Приемы устного вычитания», «Единицы длины» и др..
Приложение.
Учитывая, что основным видом деятельности детей семи-девяти лет является игра, предлагаю решить примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний.
-
Использую программы для демонстрации наглядного материала «Энциклопедия».
- Применяю на уроке тесты, что позволяет мне за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.
Степень обученности
4класс
1класс
2класс
2010-2011
2011-2012
2012-2013
начало
конец
начало
конец
начало
полугодие
27 чел.-100%
27чел.-100%
22чел.-100%
22чел.-100%
22чел.-100%
22чел.-100%
10.1.2. Наличие и рейтинг успешности олимпиад, научных конференций как подтверждение сформированности предметных результатов. Надежность опыта обеспечивается стабильно высокими результатами по итогам педагогических наблюдений и качеством приобретенных знаний, умений и навыков, применяемых на практике. Приложение. 10.2.1. Оценка эффективности инновационного педагогического опыта с точки зрения возможности формирования у обучающихся (воспитанников) метапредметных результатов. Метапредметные результаты. Регулятивные универсальные учебные действия: планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Познавательные универсальные учебные действия: моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные универсальные учебные действия: аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога; признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Обоснование выбора используемых технологий по формированию метапредметных результатов: Использую следующие нестандартные приемы «Оживление». Детям предлагается посмотреть любую сказку (используется ЦОР) и придумать сказку о предмете, находящемся в своём портфеле (о линейке, карандаше и т.д.) Сочинение сказок «наизнанку». Детям предлагается посмотреть любой известный мультфильм и придумать сказку, например, про трех поросят и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, а вот волк добрый и доверчивый. «Фантастические гипотезы». Что бы произошло, и чтобы бы ты сделал, если бы:
- из крана на кухне полился апельсиновый сок;
- из тучи вместо дождя стал падать изюм;
- люди придумали таблетку от сна?
«Скажем Колобку: «До свидания» и отправимся в гости к девочке, рост которой не более дюйма (показ длины дюйма). Дюйм - старинная мера длины = 2 см 5 мм.
- Догадались кто это? (Дюймовочка). Она живёт в доме № 8. - Мимо домов с какими номерами мы пойдём, если будем двигаться только по правой стороне улицы? ( Мимо домов № 2,4,6). Далее Дюймовочка предлагает свои задания на знание состава чисел 5,6,7. - Попращаемся с Дюймовочкой и отправимся в гости к сказочному герою, который проучил директора кукольного театра Карабаса-Барабаса. - Как его зовут? (Буратино). Ведь Буратино никогда не учился в школе и поэтому не знает, как решать примеры на сложение и вычитание. Так, давайте мы ему поможем... Но, включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, учитель всегда должен помнить об их цели и назначении. Нельзя забывать, что за игрой стоит урок, - это знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение, это и работа с учебником и тетрадью... Человек должен уметь общаться, и этому надо учить. С этой задачей успешно справляюсь, применяя в своей работе коммуникативные технологии: работа в группе, работа в паре сменного состава. Например, урок русского языка в 4 классе по теме «Систематизация знаний о правописании безударного гласного в приставке, корне и окончании имен существительных и прилагательных». Фрагмент урока 1. Актуализация знаний. 2. Определение темы урока. 3. Мотивизация на основе рефлексии. - Сегодня мы будем работать по группам: Первая группа будет работать над безударными гласными в приставке; Вторая группа - в корне; Третья группа - в окончании существительных и прилагательных. - Сейчас вам самим нужно будет сделать выбор, в какой группе работать. И это, наверное, самое трудное. Попробуйте вспомнить, правописание какой части слова у вас чаще всего вызывает затруднения, или вспомните, какие ошибки учитель исправляет у вас чаще всего. 4. Деление на группы. - Выберите для себя нужную карточку, такую, которая нужна, чтобы потренироваться в правописании гласной в приставке; корне; окончании. - Определите группу, в которой вы будете работать. - Займите места в группах. 5. Работа в группах. - Возьмите листки для работы. (Дети работают по карточкам, где написаны тексты.) - Посоветуйтесь и сформулируйте цель работы вашей группы на уроке. - Какие правила работы в группе нужно выполнять, чтобы работать быстро, и, главное, результативно? (на экране) 6. Подведение итогов урока. 7. Рефлексия. - Подумайте, как бы вы продолжили предложение, записанное на вашем листке: «Сегодня на уроке я...» Запишите эго. - Кто поделится своими размышлениями вслух? Спасибо за работу. Мы сегодня очень хорошо поработали. Наряду с другими традиционными технологиями использую технологии деятельностного метода. Эта модель предполагает проблемное обучение. Фрагмент урока математики по теме «Величины» в 1-м классе 1. Постановка проблемной ситуации. Поиск решения проблемной ситуации. Учитель (надевая шляпку):
- «А я ведь от волшебника
пришла к вам первый раз!
И очень мне понравился
Ваш ребята класс». Теперь я поняла, почему волшебник послал меня к вам. Только вы сможете помочь мне открыть новые знания. Дал мне сегодня мудрый и строгий волшебник двух матрёшек и задание найти в них отличие. А я смотрю на них и ничего не пойму - они же совсем одинаковые». Предлагается детям найти отличия. Проблема разрешается только тогда, когда дети берут предметы в руки и определяют, что один из них легче, а другой тяжелее. - Оказывается, есть такие свойства предметов, которые мы не всегда можем увидеть. Чтобы обнаружить эти свойства, надо взять предметы в руки. - А как же называется это свойство предметов? (?) Повторяйте за мной волшебные слова:
- Источник знаний, появись!
Живой водою поделись! На доске появляется слово МАССА. - Да, когда мы говорим, что один предмет легче или тяжелее другого, то имеем в виду свойство предметов, которое называется масса. Проблема может быть поставлена с помощью ИКТ: графиков, чертежей, рисунков и т.д. Работа над проблемой проходит успешно тогда, когда возникает проблемная ситуация. Думаю, что наша задача сегодня - научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья; чтобы затем, перейдя в среднюю школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять. Свои уроки я стараюсь строить, ставя перед собой и учениками именно эту цель: как сделать урок здоровьесберегающим Использую на уроках различные весёлые физкультминутки, массаж, «пение» звуков и многое другое с применением ИКТ. Фрагмент урока Я предлагаю вам, ребята, не совсем обычный урок русского языка. Сегодня мы будем укреплять не только наши знания по русскому языку, но и наше здоровье. Для этого я приготовила целую гору различных лекарств, которые непременно помогут нам укрепить здоровье. Согласны? (Мнения детей расходятся: и да, и нет.) Почему? - Тогда как же, не используя медицинских средств, укреплять и развивать наше здоровье во время урока? И возможно ли это? Как? (Дети дают различные рекомендации: правильная осанка, освещение и т.д.) На разных уроках предлагаю задачи со здоровьесберегающим содержанием: - Что ты делаешь для того, чтобы твои зубы были здоровыми? Выбери нужные ответы и обведи кружком их номера. -Никогда не чищу зубы. -Чищу зубы два раза в день - утром и вечером. -Прочищаю зубы иголкой. -Полощу рот после еды. -Грызу орехи и конфеты, чтобы укрепить зубы. -Почистив вечером зубы, не ем сладости. Массаж пальцев, подготовка их к письменной работе. Показываю массаж пальцев с помощью ИКТ (игровая форма), сопровождая его словами:
Правый большой палец - это пальчик самый сильный,
Левый большой палец - самый толстый и большой.
Правый указательный - этот пальчик для того,
Левый указательный - чтоб показывать его.
Правый средний палец - этот пальчик самый длинный
Левый средний палец - и стоит он в середине.
Безымянный правый- - этот пальчик безымянный
Безымянный левый - он избалованный самый.
Мизинцы - а мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал. (После этого нтенсивно растираем кисти рук, а затем встряхиваем их.) Используя метод проектов, я даю возможность ребенку больше узнать в интересующей его теме, научить публичному выступлению, развить творческие способности ученика, приобщить его к достижениям информационного общества, позволить ребенку самостоятельно добывать знания, принимать решения, планировать действия, сотрудничать. Это можно подтвердить высокой успеваемостью в классе, активностью детей в урочной и внеурочной работе, желанием детей работать с компьютером. 10.2.2. Наличие и рейтинг успешности участников фестивалей, конкурсов, смотров, спортивных соревнований, выставок творческих работ как подтверждение сформированности метапредметных результатов Результаты участия в конкурсах учащихся: Приложение. Приложение. Приложение. 10.3.1.Оценка эффективности инновационного педагогического опыта с точки зрения возможности формирования у обучающихся (воспитанников) личностных результатов. Личностные результаты. К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести: критическое отношение к информации и избирательность её восприятия; уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей; осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями; начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями. Проанализировав педагогические наблюдения в небольшой период, можно уже сделать вывод, что у детей сформировались представления о мире информационных коммуникативных технологий. Некоторые из учащихся научились создавать свои небольшие проекты и продолжают отыскивать информацию по ним. Например: «Моё родное село», «Моя семья», «Моя родословная», «Наша школа». Составляют планы и простые презентации по празднованию дня рождения кого-либо из семьи. Посещение кружков в ДЦТ по выбору своих интересов, связанных с информационными технологиями. Используют детские интернет-ресурсы по своим интересам: скачивание картинок, музыки, игр или интересующую информацию. Учатся общаться и делятся своими опытами друг с другом. Также посещают школу искусств: Голощапова Ирина, Зуева Дарья, где тоже не обходится без ИКТ. 10.3.2. Наличие творческих работ и рейтинг успешности учащихся, занимающихся проектной деятельностью как подтверждение сформированности личностных результатов. Приложение. 10.4. Направленность инновационного педагогического опыта на улучшение (существенное обогащение, кардинальное преобразование) существующей образовательной ситуации Приложение Приложение Данные разработки успешно прошли апробацию и реализуются в школьных образовательных учреждениях Чебаркульского района. 11. Распространение педагогического опыта 11.1. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках профессионального сообщества: открытые занятия, мастер - классы, выступления на семинарах, презентациях, конференциях, круглых столах, курсах повышения квалификации, в рамках которых демонстрировался данный педагогический опыт.
На уровне МОУ Кундравинская СОШ» Год Тема Место выступления Форма 2012 «Определение школьной мотивации в обучении» Совещание при директоре Доклад 2010
«Совершенствование работы с родителями в свете модернизации образовательного процесса».
Педагогический совет
Сообщение для учителей МОУ «КСОШ» 2011 Приёмы по составлению проектов. Мет.объединение нач.кл. Сообщение для учителей начальных классов 2012 «Развитие произвольного внимания».
Мет.объединение Открытый урок по окружающему миру 2010 «Помощь слабоуспевающим учащимся, как на уроке, так и во внеурочной деятельности»
Педагогический совет
Сообщение 2011 «Составление основной образовательной программы по ФГОС НОО». Совещание при директоре Консультация для учителей 2011 «Использование здоровьесберегающих технологий»
Педагогический совет
Сообщение на педсовете из опыта работы 2012
«Компетентностный подход в организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе».
Педагогический совет
Доклад 2012
«Подготовка ребёнка к жизни в информационном обществе»
Педагогический совет
Сообщение(из опыта работы) 2012
«Что такое УУД?» с показом презентации
Педагогический совет
Сообщение (из опыта работы) 2010 «Личностно-ориентированное обучение младших школьников» Мет.объединение Открытый урок. Семинар - практикум для учителей начальных классов 2013 «Ведущие формы внеурочной деятельности через ИКТ» с показом презентации.
Мет.объединение Сообщение 2011 «Творческие задания на внеурочной деятельности через современные технологии».
Мет.объединение Из опыта работы. Оформление информационного стенда для родителей 2012 Внеурочное занятие «Развитие произвольного внимания младших школьников через современные технологии на уроке».
Мет.объединение Открытое занятие для педагогов и родителей. Участвовала в дискуссии круглого стола по данной теме. 2012 «Авторские технологии и программы» Мет.объединение Мастер - класс для учителей начальных классов Муниципальный уровень 2011 Классный час, посвящённый Году Учителя. Составила презентацию.
Открытый классный час 2011 «Перспективы развития системы образования в рамках федеральных государственных образовательных стандартов»
Сообщение 2010
«Инновации сегодня - стандарт завтра» Мастер - класс Семинар
Материалы из опыта работы в сборниках «Педагогическая копилка»
Обмен опытом (на СД дисках) Региональный уровень
Материалы из опыта работы в сборниках «Педагогическая копилка»
Обмен опытом (на СД дисках)
Приложение.
Приложение.
Федеральный уровень Данный инновационный педагогический опыт распространен в интернет сообществах: фестиваль педагогических идей festival.1september.ru/, практические материалы размещены на личном сайте htt://nsportal.ru/zhdanova-irina-valerevna, в социальной сети работников образования nsportal.ru/user, ProШкола.ru, Педсовет.ru, Педсовет.su и т.д. 11.2 Наличие призовых мест в профессиональных конкурсах как подтверждение признания опыта педагогическим сообществом. В 2005 году поучаствовала в районном конкурсе «Лучший по профессии» и заняла 2 место. Итоги были высоки, и экспертная комиссия посоветовала аттестоваться на высшую категорию. В данный момент подано заявление на повышение квалификационной категории. 2013 год - диплом педагога, подготовившего победителей Всероссийской олимпиады «Планета Земля» для 2-4 классов. Приложение.
12. Стабильность педагогического опыта 12.1.Обоснованность стабильности показателей, характеризующих эффективность педагогического опыта на протяжении нескольких лет. Реализуя данный инновационный педагогический опыт, учащиеся приобретают новые навыки, знания и умения. Видна динамика развития по усвоению программного материала.
Класс
Кол.уч.
Период
Абсол.%
Кач.%
СОУ
Ср.бал
Динамика
4
27
0
100%
55%
52,7%
3,6
Полож.
27
полугодие
100%
55,4%
52,8%
3,6
Полож.
27
год
100%
55,8%
53%
3,6
Полож.
1
22
0
100%
-
-
-
22
полуг
100%
-
-
-
22
год
100%
-
-
-
2
22
0
100%
59%
55,8%
3,7
Стаб.
22
полуг
100%
59%
55,8%
3,7
Стаб.
22
год
12.2 Неслучайность влияния педагогического опыта на качество образования в образовательном учреждении Дети, используя полученные знания, умения и навыки применяют их в свободной самостоятельной деятельности. С интересом принимают участие в организованных концертах для родителей и для детей младшего возраста. Чувствуют себя более свободно и раскрепощено в присутствии гостей на открытых занятиях и праздниках. 12.3 Процент обучающихся (воспитанников), освоивших образовательные программы (% от количества обучающихся (воспитанников), обучаемых данным педагогом. Высокий уровень профессионально - педагогических качеств учителя позволяет добиться устойчивых, положительных результатов учащихся.
Класс
Кол.уч.
Период
Абсол.%
Кач.%
СОУ
Ср.бал
Динамика
4
27
0
100%
55%
52,7%
3,6
Полож.
27
полугодие
100%
55,4%
52,8%
3,6
Полож.
27
год
100%
55,8%
53%
3,6
Полож.
1
22
0
100%
-
-
-
22
полуг
100%
-
-
-
22
год
100%
-
-
-
2
22
0
100%
59%
55,8%
3,7
Стаб.
22
полуг
100%
59%
55,8%
3,7
Стаб.
22
год
13. Репрезентативность внедрения педагогического опыта 13.1. Оценка репрезентативности внедрения инновационного педагогического опыта (количественные показатели участия педагогов и обучающихся (воспитанников) в осуществлении педагогического опыта) В реализации инновационного опыта проводится большая работа с педагогами - коллегами, учителями-предметниками, родителями:
- участие детей в проведении концертов на родительских собраниях и конференциях, конкурсах. Приняли участие 22 ученика и 26 учеников в сольных, групповых номерах;
- открытое занятие для педагогов и родителей «Год Учителя!» приняли участие 26 учеников, 15 родителей.
14. Публикация педагогического опыта в печати 14.1. Отраженность инновационного педагогического опыта в научно - методических журналах, материалах методических и научно - практических конференциях, сборниках и моногорафиях (с точки зрения полноты и достаточности количества публикаций)
- Опыт работы опубликован на сайте
Директор МБОУ «Кундравинская СОШ» _______________/ С.В.Матвеенко
Автор педагогического опыта ______________________/ И.В.Жданова