Рабочая программа по литературе УМК «Перспектива» 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно - тематический план


п./п.

Наименование разделов и тем программы.

Всего часов

Организация урока

Характ-ка

деят-ти

обуч-ся

на уроке по

формир-ию

УУД (мета-

предметных

умений)

Харак-ка

Деят-ти

Обуч-ся

на уроке по

формир-ию

предметных

умений и навыков

Что подлежит

контролю

и виды контроля

усвоения учебного

материала в ходе

данного урока.

I.

Книги-мои друзья.

5

1.1

Урок 1 (1).(Вводный)

Книги, прочитанные летом

1

Работа в группе.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Учить работать с книгой .

Учить работать в паре, группе

Формирование умений находить необходимую информацию

в книге;

формирование умения

взаимодействовать в группе.

1.2

Урок 2 (2).

Б. Горбачёвский «Первопечатник Иван Фёдоров».

1

Групповая работа.

Достижение договорённостей и согласование общего решения.

Раскрыть значение книги как мудрого наставника и друга;

Формирование собственного

отношения к книге; осмысление

правил взаимодействия в

паре и группе.

1.3

Уроки 3 (3).

Первая Азбука Ивана Фёдорова

1

Построение логической цепочки рассуждения.

Познакомить с высказываниями Ярослава Мудрого и Владимира

Мономаха о книге;

формировать умения определять тему, главную (основную)

мысль текста.

Формирование умений

определять тему и главную мысль высказывания ,

подтверждать

свой ответ словами из текста;

1.4

Урок 4 (4).

Мы идём в музей книги».

Урок-проект(подготовка)

1

Работа в паре.

Управление поведением партнёра.

Учить работать с разными информационными текстами, фото_

графиями, репродукциями картин; иллюстрациями;

Создание текста

на основе отбора

ключевых (опорных) слов;

осмысление правил

взаимодействия в паре и группе

1.5

Урок 5 (5).

«Мы идём в музей книги».

Урок-проект

1

Работа в группе.

Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Формировать умение определять тему;

учить извлекать информацию из различных источников.

Определение темы урока, которая представлена различными

объектами;

осмысление

правил взаимодействия в группе.

II.

ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА

17

2.1

Урок 6.

«Жизнь дана на добрые дела».

(Вводный урок )

1

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Формировать систему нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми вы сталкиваетесь в жизненных ситуациях.

Осмысление понятий «благородный поступок», «честность»,

«верность слову»,

пословицы «Жизнь дана

на добрые дела».

2.2

Урок 7.

Пословицы

и поговорки русского народа

1

Понимание текстов, извлечение необходимой информации.

Учить работать с текстом.

Определение главной

мысли в тексте, отбор

опорных (ключевых)

слов для создания

собственного текста.

2.3

Урок 8.

Владимир Даль - собиратель народной мудрости.

1

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Учить работать с книгой.

Поиск необходимой информации в книге;

Умение ориентироваться в учебной и художественной книге.

2.4

Урок 9.

Н. Носов «Огурцы»

1

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Формировать систему нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми сталкиваетесь в жизненных ситуациях.

Осмысление понятий «благородный поступок», «честность»,

«верность слову»,

пословицы «Жизнь дана

на добрые дела»;

2.5

Урок 10.

Н. Носов «Огурцы»

1

Работа в группе.

Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Учить работать с текстом.

Учить работать в группе.

Определение главной

мысли в тексте, определение последовательности событий; отбор опорных (ключевых)

слов для создания

собственного текста;

осмысление правил

взаимоотношений в обществе.

2.6

Урок 11.

Создание рассказа по аналогии на тему « Что такое добро?».

1

Построение логической цепочки рассуждения

2.7

Урок 12.

М. Зощенко «Не надо врать»

1

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Формировать систему нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми сталкиваетесь в жизненных ситуациях.

Осмысление понятий

«благородный поступок»,

«честность»,

Пословицы

«Жизнь дана на добрые дела»

2.8

Урок 13.

М. Зощенко «Не надо врать»

1

Работа в группе.

Адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач.

Учить работать с текстом.

Осмысление понятий «Что значит ложь во спасение»

Определение главной

мысли в тексте, определение последовательности событий; отбор опорных (ключевых)

слов для создания

собственного текста.

2.9

Урок 14.

Л. Каминский «Сочинение».

1

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Формировать систему нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми сталкиваетесь в жизненных ситуациях.

осмысление понятий «честность», «фантазия», «обман», «вымысел», пословицы

«Жизнь дана на добрые дела»

2.10

Урок 15.

Л. Каминский «Сочинение». Отзыв на книгу.

1

Работа в паре.

Управление поведением партнёра.

Использование критериев для обоснования своих суждений.

Высказывать собственное суждение, отражающее отношение

к произведению;

Учить работать в паре.

Определение главной мысли текста, последовательности событий; отбор опорных (ключевых)

слов для создания собственного

Текста.

2.11

Урок 16.

М. Зощенко «Через тридцать лет»

1

Понимание текстов, извлечение необходимой информации.

Учить работать с текстом.

Учить работать с книгой.

Формирование умения давать оценку герою произведения, опираясь на текст;

умение объяснять

свои чувства,

расширение словарного запаса.

2.12

Уроки 17.

«Мы идём в библиотеку»

1

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Учить осмысливать понятие «юмористическая литература»;

Учить работать в библиотеке (находить нужную книгу на выставке, в тематическом и алфавитном каталоге)

Осмысление

понятия «юмористическая

литература»;

Осуществление

поиска нужной книги по каталогам библиотеки.

2.13

Уроки 18.

Самостоятельное чтение.

Носов « Трудная задача».

1

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Учить работать в группе; взаимодействовать друг с другом по составленному плану, распределять роли.

2.14

Уроки 19.

Семейное чтение (притчи).

« Кто побеждает?»

« Что важнее?»

1

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Учить осмысливать нравственные понятия; обсуждать их с родителями.

Ведение диалога

с родителями по

поводу

нравственных ценностей общества,

в котором мы живём.

2.15

Урок 20

«Наш театр».

В. Драгунский «Где это ви-

дано, где это слыхано...»

1

Работа в группе.

Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Осмыслить содержание произведения В. Драгунского «Где это видано, где это слыхано...»;

Учить распределять роли; коллективно обсуждать прочитанное;

договариваться друг с другом;

Учить читать по ролям, передавая особенности характера героя

при помощи мимики, жестов и интонации.

Формирование умения коллективно обсуждать прочитанное;

Формирование

умения принимать участие в драматизации.

2.16

Урок 21

«Маленькие и большие секреты

страны Литературии». (Обобще

ние по разделу)

1

Понимание текстов, извлечение необходимой информации.

Учить составлять план текста;

учить подробно, кратко, выборочно пересказывать текст;

учить составлять монологическое высказывание на тему.

Деление текста на смысловые части, составление плана;

подробный, краткий, сжатый пересказ прочитанного;

2.17

Урок 22.

Контрольная работа по литературному чтению.

Тестовая работа по литературному чтению.

1

Проверить сформированность умения работать

с учебной книгой.

Проверить сформированность предметных и над-

предметных (чтение и работа с информацией) умений.

III.

ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ

15

3.1

Урок 23.

«Волшебные сказки».

Урок работы с книгой/

1

Выведение следствий.

Постановка и формулирования проблемы.

Познакомить с особенностями волшебной сказки;

учить отличать героя волшебной сказки от героев других сказок;

Осмысление особенностей волшебной сказки, умение давать характеристику герою волшебной сказки.

3.2

Урок 24.

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк»

1

Исследовательская работа.

Выявление особенностей волшебной сказки.

Познакомить с русской народной сказкой «Иван-царевич и Серый Волк».

3.3

Урок 25.

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк»

1

Понимание текстов, извлечение необходимой информации.

Учить устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, составлять простой план,

Выявление причинно-следственных связей, составление плана,

подготовка подробного пересказа.

3.4

Урок 26.

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк»

1

Работа в группе.

Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Учить работать с репродукцией картины; выявлять основные

объекты, видеть содержательные линии картины, создавать свой

собственный текст.

Формирование умения находить необходимую информацию в книге, тексте, репродукции картины.

Осмысление правил взаимодействия в группе.

3.5

Урок 27.

Русская народная сказка «Летучий корабль».

1

Выведение следствий.

Постановка и формулирования проблемы.

Познакомить с русской сказкой «Летучий корабль»;

учить работать с книгой.

Выявление особенностей волшебной сказки, пересказ сказки;

характеристика героев сказки.

3.6

Урок 28.

Русская народная сказка «Летучий корабль».

1

Работа в группе.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Учёт разных мнений

Учить устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, составлять простой план, подробно пересказывать текст сказки.

Презентация информации на

основе рассказа, пересказа, сочинения (как собственного текста на

основе реального объекта информации);

осмысление правил взаимодействия в группе.

3.7

Урок 29.

«Мы идём в библиотеку».

1

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация.

Формировать мотивированный интерес к книге и чтению.

Узнавание книги по обложке; сравнение разных книг; их классификация; обобщение представленного; составление собственного

текста по итогам исследования на основе фактов;

3.8

Урок 30

Русская сказка «Морозко».

Самостоятельное чтение.

1

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Учить работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий в тексте, устанавливать их взаимосвязь.

Определение главной мысли, последовательности событий в тексте; отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста;

3.9

Урок 31.

Русская сказка «Морозко».

Самостоятельное чтение.

Пересказ

1

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Учить работать с книгой (находить нужную книгу в библиотеке;

прогнозировать произведение по обложке).

Поиск необходимой информации в книге; умение ориентироваться в учебной и художественной книге.

Умение находить книгу по тематическому указателю,

каталожной

карточке, по алфавитному каталогу.

3.10

Урок 32

Семейное чтение « Белая уточка».

1

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Учить работать с книгой (находить нужную книгу в библиотеке;

прогнозировать произведение по обложке).

3.11

Урок 33

Семейное чтение « Белая уточка».

1

Работа в группе.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Учёт разных мнений

3.12

Урок 34.

«Наш театр».

Русская народная

сказка «По щучьему велению»

1

Работа в группе.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Учёт разных мнений

Учить распределять роли; коллективно обсуждать прочитанное;

договариваться друг с другом.

Формирование умения коллективно обсуждать прочитанное

(умение работать в группе, распределять роли).

3.13

Урок 35.

«Наш театр».

Русская народная

сказка «По щучьему велению»

1

Групповая работа.

Достижение договорённостей и согласование общего решения.

Учить читать по ролям, передавая голосом характер каждого героя;

использовать при чтении по ролям мимику, жесты, интонацию.

Формирование умения принимать участие в драматизации.

3.14

Урок 36.

«Маленькие и большие секреты страны Литературии».

Обобщающий урок.

1

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Учить составлять план текста;

учить подробно пересказывать текст;

деление текста на смысловые части, составление плана;

подробный пересказ прочитанного.

3.15

Урок 37

Контрольная работа по разделу

1

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Обобщить знания о сказках;

определять смысл пословиц, соотносить пословицы с темой

изучаемого раздела.

Знание особенностей сказок; умение характеризовать героя

сказочного текста; умение сравнивать сказочные сюжеты; умение сравнивать сказочных героев;

поиск необходимой информации в соответствии с задание.;

IV.

ЛЮБИ ВСЁ ЖИВОЕ.

20

4.1

Урок 38.

«Я познаю мир». Энциклопедии и справочники. Вводный урок

1

Работа в группе.

Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Понимание текстов, извлечение необходимой информации.

Познакомить с энциклопедическими справочниками; учить работать с ними; искать, находить, перерабатывать информацию в соответствии с заданием; объяснять значение слов при помощи разных

видов словарей.

Формирование умения осуществлять поиск необходимой информации в книге; умение ориентироваться в учебной и научно-познавательной книге; самостоятельный и целенаправленный выбор книги.

4.2

Урок 39

Сравнение художественной и научно- познавательной литературы

1

Понимание текстов, извлечение необходимой информации.

4.3

Урок 40.

К. Паустовский «Барсучий нос».

1

Исследовательская работа.

Выявление особенностей художественно-повествовательных текстов..

Учить находить в художественном тексте средства художественной выразительности, позволяющие увидеть созданный автором

образ;

учить работать с текстом повествовательного характера.

Умение работать с текстом повествовательного характера.

4.4

Урок 41.

Герой художественного и научно-популярного текста.

Текст «Барсук» из справочника.

1

Групповая работа.

Достижение договорённостей и согласование общего решения.

Сравнивать художественный и научно-познавательный текст;

определять тему, главную мысль, основные особенности содержания.

Осмысление базовых ценностей (любовь, малая родина, природа);

формирование умения сравнивать художественный и научно-популярный текст; определение отличительных особенностей одного

и другого текста.

4.5

Урок 42.

Весёлые стихи для детей. Характер героя

в поэтическом тексте. Средства создания образа героев.

В. Берестов « Кошкин щенок»

1

Работа в группе.

Формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений.

Учить работать с текстом поэтического характера

Осмысление понятий «юмор», «юмористическое произведение»;

освоение операции сравнения художественных (поэтических)

текстов;

определение в художественном тексте средств художественной

выразительности.

4.6

Урок 43

Б. Заходер « Вредный кот»

1

4.7

Урок 44.

В. Бианки «Приключения муравьишки»

1

Построение логической цепочки рассуждения

Познакомить с произведениями В. Бианки и О. Полонского

Определение жанра произведения и его специфических особенностей;.

4.8

Урок 45.

Создание текста по аналогии.

«Как муравьишке бабочка помогала добраться домой».

1

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация.

Учить сравнивать художественный и научно-познавательный

текст; находить общее и различия;

Освоение операции сравнения художественного и научно-познавательного текстов.

4.9

Урок 46.

О. Полонский « Муравьиное царство»

1

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

Учить работать с текстом ;

учить составлять собственное высказывание;

учить работать в группе.

Умение составлять собственный текст;

умение работать в группе.

4.10

Урок 47

Тим Собакин «Песни бегемотов»

1

Работа в группе.

Формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений.

Учить находить в художественном тексте средства художественной

выразительности, позволяющие увидеть созданный автором образ.

Определение в художественном тексте средств художественной

выразительности

4.11

Урок 48.

«Мы идём в библиотеку».

1

Познавательная инициатива.

Формировать мотивированный интерес к книге и чтению.

Узнавание книги по обложке; сравнение разных книг;

их классификация; обобщение представленного; составление собственного

текста по итогам исследования на основе фактов;

4.12

Урок 49.

Периодическая печать. Журналы для детей.

1

Поиск необходимой информации.

Работа в группе.

Учёт разных мнений.

Формировать мотивированный интерес к книге и чтению;

учить работать с текстом;

Формирование умения определять главную мысль произведения, определять последовательность событий в тексте.

4.13

Урок 50.

Д. Мамин-Сибиряк

«Серая шейка»

1

Работа в группе.

Формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений.

Познакомить учащихся с различными детскими журналами;

учить находить информацию в журнале; сравнивать журналы.

Формирование умения узнавать книги, журналы по обложке;

сравнивать разные книги; классифицировать их.

4.14

Урок 51

Д. Мамин-Сибиряк

«Серая шейка»

1

Работа в группе.

Формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений.

Познакомить учащихся с различными детскими журналами;

учить находить

информацию в журнале; сравнивать журналы.

4.15

4.16

Урок 52, 53

Н.Носов «Карасик»

2

Работа в группе.

Формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений.

Познакомить учащихся с различными детскими журналами;

учить находить

информацию в журнале; сравнивать журналы.

4.17

Урок 54

М. Горький «Воробьишко»

1

Работа в группе.

Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Учить распределять роли;

коллективно обсуждать прочитанное;

договариваться друг с другом.

Формирование умения коллективно обсуждать прочитанное

(умение работать в группе, распределять роли)

4.18

Урок 55.

«Маленькие и большие секреты страны Литературии».(Обобщение)

1

Постановка и формулирование проблемы.

Учить составлять план текста;

учить подробно пересказывать текст.

Умение делить текст на смысловые части, составлять план;

умение подробно пересказывать прочитанное.

4.19

Урок 56.

«Маленькие и большие секреты страны Литературии». (Отзыв на книгу о природе).

1

Работа в группе.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Учить готовить монологическое высказывание на тему (устное сочинение);

писать отзыв в устной или письменной форме.

Умение осуществлять поиск необходимой информации в соответствии с заданием

умение подробно пересказывать прочитанное.

4.20

Урок 57.

Контрольная работа по литературному

чтению

1

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

V.

КАРТИНЫ РУССКОЙ ПРИРОДЫ.

12

5.1

Урок 58

Вводный урок по содержанию раздела.

1

Построение логической цепочки рассуждения

5.2

Урок 59.

Картины русской природы.

И. Шишкин «Зима в лесу»

Устное сочинение по картине.

1

Постановка и формулирование проблемы.

Учить формулировать тему урока на основе ключевых слов;

составлять план урока, проводить рефлексию на основе данного плана;

Формирование умения составлять план урока.

Формирование умения находить необходимую информацию

в произведении живописи.

5.3

Урок 60.

Н. Некрасов «Славная осень!..».

Семейный фотоальбом.

1

Работа в группе.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Учить анализировать лирический текст.

Учить анализировать произведение фотографического искусства.

Осмысленное чтение лирических текстов.

Поиск необходимой информации по фотографии; осмысление

объектов;

понимание смыслов.

Осмысление правил взаимодействия в группе.

5.4

Урок 61.

М. Пришвин «Осинкам холодно...».

1

Работа в группе.

Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Учить сравнивать поэтические и прозаические произведения,

художественные произведения и фотографии.

Умение сравнивать разные произведения;

осмысление правил взаимодействия в группе.

5.5

Урок 62

Ф. Тютчев «Листья». Сравнение прозаического и поэтического текстов.

1

Работа в группе.

Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

5.6

Урок 63

А. Фет «Осень».

1

Самооценка на основе критерия успешности.

Развивать интерес к чтению лирических текстов.

Осмысленное чтение лирических текстов; понимание настроения стихотворения; определение своего собственного отношения.

5.7

Урок 64.

И. Бунин «Первый снег».

В. Поленов «Ранний снег».

Образ природы в произведениях литературы и живописи.

1

Работа в группе.

Планирование учебного сотрудничества.

Учить анализировать лирический текст;

учить анализировать произведения живописи.

Поиск необходимой информации по фотографии, репродукции

картины;

осмысление объектов; понимание смыслов;

осмысление правил взаимодействия в группе.

5.8

Урок 65.

«Мы идём в библиотеку». Природа в произведениях русских писателей.

1

Извлечение из текстов необходимой информации.

Учить работать с книгой;

учить пользоваться тематическим каталогом.

Поиск необходимой информации в книге; умение ориентироваться в учебной и художественной книге;

узнавание книги по обложке;

сравнение разных книг; классификация их.

5.9

Урок 66

Самостоятельное чтение К. Бальмонт «Снежинка»

1

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Учить читать лирические произведения, определять их настроение, слова, создающие настроение.

Осмысление лирических текстов;

размышление над ними; определение настроения.

5.10

Урок 67.

К. Паустовский « В саду уже поселилась осень»

Семейное чтение.

1

Групповая работа.

Достижение договорённостей и согласование общего решения.

Учить рассматривать произведения живописи; соотносить произведения литературы и живописи.

Осмысление произведения живописи; определение темы.

5.11

Урок 68

И. Остроухов «Парк»,

А. Саврасов «Зима»

Картины природы в произведениях живописи.

1

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Познакомить с текстом поздравления;

учить писать поздравление; осмысливать его основное содержание.

Формирование основных базовых ценностей.

Создание текста-поздравления по аналогии с текстом поздравительной открытки.

5.12

Урок 69.

«Маленькие и большие секреты страны Литературии»

Обобщение

1

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Извлечение из текстов необходимой информации.

Учить определять настроение лирического текста;

находить необходимые средства выразительности;

учить готовить монологическое высказывание на тему.

Знание особенностей лирического текста;

создание монологических высказываний на тему.

VI.

ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ.

30

6.1

Урок70

Вводный урок по содержанию

1

Построение логической цепочки рассуждения

6.2

Урок 71

Великие русские писатели

А. С.Пушкин, В. Берестов

1

6.3

Урок 72.

А. С. Пушкин «Зимнее утро»

1

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Учить формулировать тему урока на основе ключевых слов.

Организация работы по составлению плана урока.

6.4

Урок 73

И. Грабарь « Зимнее утро»

Сравнение произведений литературы и живописи.

1

6.5

Урок 74.

А.С.Пушкин «Зимний вечер»

1

Построение логической цепочки рассуждения

Учить работать с лирическим текстом.

Умение наблюдать слово в художественном тексте.

6.6

Урок 75.

Ю.Клевер.

Закат солнца зимой.

Зимний пейзаж с избушкой.

1

Работа в группе.

Адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач.

Учить анализировать произведение живописи.

Умение осуществлять поиск необходимой информации в произведении живописи.

6.7

Урок 76

А. С. Пушкин « Опрятней модного паркета…»

П. Брейгель «Зимний пейзаж»

Сравнение произведений литературы и живописи.

1

6.8

Урок 77.

И. Суриков «Взятие снежного городка» (Устное сочинение).

1

Работа в группе.

Адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач.

Учить анализировать произведение живописи

Умение осуществлять поиск необходимой информации в произведении живописи

6.9

Урок 78

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»

1

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Формировать нравственные ценности, отражённые в поэтической сказке А. С. Пушкина.

Осмысление нравственных ценностей сказки.

6.10

Урок 79

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»

1

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Учить работать с текстом сказки в поэтической форме

Умение самостоятельно составлять план урока.

6.11

Урок 80

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»

1

Построение логической цепочки рассуждения

Учить анализировать произведение живописи; соотносить текст

сказки с произведением живописи;

Умение ориентироваться в художественной книге; самостоятельный и целенаправленный выбор книги.

6.12

Урок 81

А. С. Пушкин «Сказка о царе

Салтане...»

1

Построение логической цепочки рассуждения

Соотносить текст

сказки с произведением живописи;

определять тему и главную

мысль;

характеризовать героев картины.

Поиск необходимой информации в произведении живописи соотнесение произведения живописи с литературным текстом.

6.13

Урок 82

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»

1

Работа в группе.

Планирование учебного сотрудничества.

Учить работать в группе.

Осмысление правил взаимодействия в группе

6.14

Урок 83

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»

1

Работа в группе.

Планирование учебного сотрудничества.

Учить работать в группе.

Осмысление правил взаимодействия в группе

6.15

Урок 84.

Сказки А. С. Пушкина

1

Групповая работа.

Достижение договорённостей и согласование общего решения.

Учить создавать мизансцены, используя различные средства.

Формирование умения принимать участие в драматизации.

6.16

Урок 85

И. Я. Билибин- иллюстратор сказок А. С. Пушкина

1

6.17

Урок 86

«А вы, друзья, как ни садитесь,

всё в музыканты не годитесь...».

Басни И. Крылова.(викторина)

1

Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний.

Осмысление нравственных ценностей, которые даны в баснях

И. Крылова.

Понимание и осмысление нравственных уроков, которые даёт басня.

6.18

Урок 87

«Слон и Моська» И. Крылов

1

Определение основной и второстепенной информации.

Учить работать с текстом басни.

Осмысление понятий «наставления», «иносказания», «нравоучительный комический рассказ»;

умение работать с текстом.

6.19

Урок 88.

«Чиж и голубь»

И. Крылов

1

Определение основной и второстепенной информации

Выявление структурных особенностей басни, характеристика героев басни;

определение морали.

Умение осуществлять поиск необходимой информации.

6.20

Урок 89

«Любовь моя ко Льву Николаевичу Толстому.

1

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Формировать нравственные позиции на основе чтения высоко-художественных текстов.

Осмысление базовых ценностей: благородство, дружба,

понимание, сочувствие.

6.21

Урок 90.

Л.Н.Толстой

«Лев и собачка».

1

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Поиск и выделение необходимой информации.

Учить работать с прозаическим текстом.

Умение работать с текстом: осмысление структурных особенностей рассказа; характеристика героев; понимание главной мысли.

6.22

Урок 91

Л.Н.Толстой

«Лебеди»

1

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Поиск и выделение необходимой информации.

Учить работать с прозаическим текстом.

Умение работать с текстом: осмысление структурных особенностей рассказа; характеристика героев; понимание главной мысли.

6.23

Урок 92

Л.Н.Толстой

«Акула».

1

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Поиск и выделение необходимой информации.

Учить работать с прозаическим текстом

Умение работать с текстом: осмысление структурных особенностей рассказа; характеристика героев; понимание главной мысли.

6.24

Урок 93.

«Мы идём в библиотеку». Произведения великих русских писателей.

1

Смыслообразование.

Формировать интерес к творчеству Л. Толстого.

Осознание понятий «благородство», «честность», «любовь»;

6.25

Урок 94

Самостоятельное чтение

Л. Толстой «Волга и Вазуза»

1

Структурирование знаний.

Учить работать с текстом.

Учить работать с книгой.

Поиск необходимой информации в книге; умение ориентироваться в учебной и художественной книге.

6.26

Урок 95.

Л. Толстой « Как гуси Рим спасли».

1

Работа в группе.

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Формулирование и аргументация своего мнения.

Формировать систему нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, которые представлены

в текстах.

Осмысление правил взаимодействия в паре и группе.

6.27

Урок 96.

«Наш театр».

И. Крылов «Квартет»

1

Работа в группе.

Распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях.

Формировать умение выслушивать друг друга, договариваться;

осмыслить содержание произведения И. Крылова «Квартет».

Осмысление произведения И. Крылова «Квартет»;

формирование умения коллективно обсуждать прочитанное.

6.28

Урок 97.

«Маленькие и большие секреты страны

Литературии». Обобщающий урок.

1

Понимание текстов, извлечение необходимой информации.

Формировать систему нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, представленных в текстах.

Самостоятельное чтение произведений русских писателей,

включение их в свой круг чтения.

6.29

Урок 98

«Маленькие и большие секреты страны

Литературии».

Что такое согласие?

1

Понимание текстов, извлечение необходимой информации.

Формировать систему нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, представленных в текстах.

Самостоятельное чтение произведений русских писателей,

включение их в свой круг чтения.

6.30

Урок 99.

Контрольная работа по разделу.

1

Проверить сформированность умения работать

с учебной книгой.

Проверить сформированность предметных и над-

предметных (чтение и работа с информацией) умений.

VII.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ.

19

7.1

Урок 100

Вводный урок

1

Работа в группе.

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Формулирование и аргументация своего мнения.

7.2

Уроки 101

«Девочка Снегурочка...».

В. Даль

1

Исследовательская работа.

Выявление особенностей литературной и народной сказок.

Выведение следствий.

Формировать понятие «литературная сказка»; сравнивать литературную и народную сказку.

Осмысление литературоведческих понятий );

осмысление авторской сказки, её основных особенностей.

7.3

Урок 102

В. Даль

«Девочка Снегурочка»

1

Понимание текстов, извлечение необходимой информации.

Познакомить с авторской сказкой В. Даля «Девочка Снегурочка»;

учить работать с повествовательным текстом.

Умение давать характеристику героям произведения.

7.4

Урок 103.

В. Одоевский «Мороз Иванович»

1

Работа в группе.

Распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях.

Познакомить с авторской сказкой В. Одоевского «Мороз Иванович»;

Характеристика героев произведения;

сравнение литературных сказок;

осмысление правил взаимодействия в паре и группе.

7.5

Урок 104

В. Одоевский «Мороз Иванович»

1

Работа в группе.

Распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях.

Познакомить с авторской сказкой В. Одоевского «Мороз Иванович»;

Характеристика героев произведения;

сравнение литературных сказок;

осмысление правил взаимодействия в паре и группе.

7.6

Урок 105.

Д.Мамин-Сибиряк

«Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Гришу»

1

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

Познакомить с авторской сказкой

Д. Мамина-Сибиряка

учить работать с повествовательным текстом.

Характеристика героев произведения;

поиск необходимой информации в книге; умение ориентироваться в учебной и художественной книге.

7.7

Урок 106

Д.Мамин-Сибиряк

«Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Гришу»

1

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

Познакомить с авторской сказкой

Д. Мамина-Сибиряка

учить работать

с повествовательным текстом.

Характеристика героев произведения;

поиск необходимой информации в книге; умение ориентироваться в учебной и художественной книге.

7.8

Урок 107

Переводная литература для детей.

1

Поиск необходимой информации в книге; умение ориентироваться в учебной и художественной книге;

самостоятельный и целенаправленный выбор книги.

Формировать

понятие

«переводная литература»;

познакомить

с авторской

сказкой

А. Милна

«Вини-Пух и

все-все-все»

, переводной

литературой

Б. Заходера.

учить работать

с повествовательным

текстом.

Осмысление литературоведческих понятий;

характеристика героев произведения.

7.9

Урок 108

А. Милн «Винни-Пух и все-все-все»

1

Работа в группе.

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Формулирование и аргументация своего мнения.

7.10

Урок 109

«Маугли».

Р. Киплинг

1

Извлечение из текстов необходимой информации.

Учить работать

с повествовательным

текстом.

Поиск необходимой информации в книге.

Умение работать с повествовательным текстом.

7.11

Урок 110

Р. Киплинг «Маугли»

1

Работа в группе.

Распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях.

Познакомить

с литературной сказкой Р. Киплинга «Маугли»;

осмысливать понятие «человек»;

обсудить, какие человеческие

качества были присущи Маугли.

7.12

Урок 111

Дж. Родари «Волшебный барабан»

1

Классифицировать книги по разным основаниям, антиципировать произведение по обложке книги, находить нужное произведение в книге.

Формировать

понятие

«переводная литература»;

познакомить

с литературной сказкой.

7.13

Урок 112

Дж. Родари «Волшебный барабан».

1

Работа в группе.

Распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях.

Учить работать с

повествовательным

текстом.

7.14

Урок 113

«Мы идём в библиотеку». Зарубежные сказки.

1

Понимание текстов, извлечение нужной информации.

Учить работать

с текстом

зарубежных сказок.

7.15

Урок 114

Самостоятельное чтение

Тим Собакин «Лунная сказка».

1

Исследовательская работа.

Выявление особенностей зарубежной и русской сказок.

Выведение следствий

Формировать

мотивированный

интерес к

книге и чтению.

7.16

Урок 115

Семейное чтение

Юрий Коваль « Сказка о серебряном соколе».

1

Понимание текстов, извлечение нужной информации.

7.17

Урок 116

Наш театр

С. Михалков « Упрямый козлёнок».Инсценирование.

1

Работа в группе.

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Формулирование и аргументация своего мнения.

7.18

Урок 117

«Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщающий урок.

1

Исследовательская работа.

Выявление особенностей зарубежной и русской сказок.

Выведение следствий

Формировать

мотивированный

интерес к

книге и чтению.

7.19

Урок 118

Контрольная работа

1

Проверить сформированность умения работать

с учебной книгой.

Проверить

сформированность

предметных и над-

предметных

(чтение и

работа с

информацией) умений.

VIII.

КАРТИНЫ РОДНОЙ ПРИРОДЫ

18

8.1

Урок 119

Картины родной природы.

Вводный урок

1

Работа в группе.

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Формулирование и аргументация своего мнения.

8.2

Урок 120

Б. Заходер «Что такое стихи?

1

Работа в паре.

Управление поведением партнёра.

Учить работать

с разными

информационными

текстами.

8.3

Урок 121

«Март в лесу...». И. Соколова-Микитова,

А. Майкова,

1

8.4

Урок 122

Устное сочинение на тему «Мелодии весеннего леса».

1

Работа в паре.

Управление поведением партнёра.

Учить работать с

Разными

информационными

текстами, фото_

графиями,

репродукциями

картин; иллюстрациями;

8.5

Урок 123

«Весна» А. Майков,

Е. Волков « В конце зимы», Е. Пурвит « Последний снег»

Сравнение произведений живописи и литературы.

1

Учить коллективно

обсуждать

прочитанное;

договариваться

друг с другом.

8.6

Урок 124

С. Есенин «Сыплет черёмуха», Борисов-Мусатов «Весна»

Сравнение произведений живописи и литературы

1

Работа в группе.

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Формулирование и аргументация своего мнения.

8.7

Урок 125

С. Есенин « С добрым утром»

1

8.8

Урок 126

«Весенняя гроза».

Ф. Тютчев,

1

Работа в паре.

Управление поведением партнёра.

Учить работать

с разными

информационными

текстами, фото_

графиями,

репродукциями

картин;

иллюстрациями;

8.9

Урок 127

«Весенняя гроза».

Ф. Тютчев,

И. Шишкин, А. Васнецов

Сравнение произведений живописи и литературы

1

Понимание текстов, извлечение нужной информации.

8.10

Урок 128

«Одуванчик».

О. Высотская,

З. Александрова

Сравнение образов.

1

Работа в группе.

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Формулирование и аргументация своего мнения.

Учить ; коллективно

обсуждать

прочитанное;

договариваться друг

с другом.

8.11

Урок 129

«Золотой луг».

М. Пришвин

1

Понимание текстов, извлечение нужной информации.

8.12

Урок 130

«Колокольчики мои, цветики степные...». А. Толстой. М. Пришвин. Сравнение прозаического и поэтического текстов.

1

Работа в группе.

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Формулирование и аргументация своего мнения.

Учить ; коллективно

обсуждать

прочитанное;

договариваться друг

с другом.

8.13

Урок 131

«Летом».., Саша Чёрный, А. Рылов» Зелёный шум».Сравнение

1

Работа в группе.

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Формулирование и аргументация своего мнения.

Учить распределять

роли; коллективно

обсуждать

прочитанное;

договариваться друг

с другом.

8.14

Урок 132

«В небе тают облака…».

Ф. Тютчев, А. Саврасов.» Сосновый бор на берегу реки» Сравнение произведений живописи и литературы

1

Построение логической цепочки рассуждения

8.15

Урок 133

«Мы идём в библиотеку».

Обобщающий урок

1

Понимание текстов, извлечение нужной информации.

Учить распределять

роли;

коллективно

обсуждать прочитанное;

договариваться друг с

другом.

8.16

Урок 134

Самостоятельное чтение

Г. Юдин « Поэты»

1

Понимание текстов, извлечение нужной информации.

Учить распределять

роли; коллективно

обсуждать

прочитанное;

договариваться друг

с другом.

8.17

Урок 135

А. Ким « Как я написал первое стихотворение»

1

Понимание текстов, извлечение нужной информации.

Учить распределять

роли; коллективно

обсуждать

прочитанное;

договариваться

друг с другом.

8.18

Урок 136

Обобщающий урок по теме.

1

Проверить сформированность умения работать

с учебной книгой.

Проверить

сформированность

предметных и над-

предметных

(чтение и работа с

информацией) умений.







Л. Ф. Климанова М. В. Бойкина


ЛИТЕРАТУРНОЕ
ЧТЕНИЕ


Рабочая программа

Предметная линия
учебников системы

«ПЕРСПЕКТИВА»


1-4 классы

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Авт. Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина

Пояснительная записка


Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.


Литературное чтение - один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отражённые в его названии, - изучение литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формированием коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребёнка и его успешность обучения по другим школьным дисциплинам. Литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме. Предмет «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы, пробуждает у начинающего читателя интерес к книге, воспитывает потребность в систематическом чтении, формирует понимание художественных произведений как искусства слова, развивает воображение и образное мышление, прививает художественный вкус. Благодаря чтению и осмыслению подлинно художественных классических произведений происходит преображение личности учащегося, формируется нравственно-эстетическое отношение к людям и окружающему миру, происходит развитие его души, ума и сердца. Литературное чтение формирует читательскую компетенцию - важное средства самообразования. Литературное чтение, которое обеспечивает единство обучения и воспитания, создаёт условия для освоения детьми позитивной модели общения, построенной на уважении, доброжелательности и бесконфликтном стиле общения. Отмеченные особенности предмета определяют основные цели обучения литературному чтению:

  • развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;
  • приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;
  • обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;
  • введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.

Общая характеристика курса Литературное чтение как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте и идёт параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь. Общая с курсом «Русский язык» коммуникативно-познавательная основа накладывает своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями. Через приобщение в процессе чтения к духовно-нравственным ценностям автора учащиеся ведут диалог с героями, анализируют их поступки, понимают смысл и значение происходящего. Понимание художественного произведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного произведения работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворений. В курсе литературного чтения слово рассматривается как средство создания художественного образа (природы или человека), через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Учащиеся определяют позицию автора и своё отношение к героям и произведению в целом. Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создаёт условия для более глубокого понимания словесного искусства. Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России. Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами: Виды речевой деятельности. Культура речевого общения. Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность. Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность. Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.
Первый раздел программы - «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения» - ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения. Программа предусматривает поэтапное формирование навыка чтения: от громко-речевой формы (чтение вслух) до чтения про себя, которое как умственное действие протекает во внутреннем плане. От плавного слогового чтения вслух учащиеся постепенно переходят к активному освоению приёмов целостного (синтетического) чтения в пределах слова (чтение целыми словами). Затем они овладевают умением интонационно объединять слова в словосочетания и предложения, упражняются в темповом чтении, которое обеспечивает лучшее понимание прочитанного, осваивают смысловое чтение, наращивают скорость чтения (беглое чтение), овладевают чтением про себя. В программе указаны ориентировочные нормы скорости чтения, от которой зависит понимание прочитанного текста и, как следствие, успеваемость ребёнка по всем другим предметам в начальной и средней школе. Учащиеся, окончившие начальную школу, должны читать не менее 70-80 слов в минуту. Такая скорость позволит им чувствовать себя уверенно и комфортно, поможет извлекать смысловую информацию при самостоятельном чтении и работе с учебными текстами. Содержание курса включает формирование умения слушать речь (высказывание), основой которого являются внимание к речи собеседника, способность её анализировать, выделять главное, задавать уточняющие вопросы. Развитие умения говорить (высказывать своё мнение, задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог и строить монолог) обеспечивается включением в содержание литературного чтения материала о правилах речевого этикета, ситуациях и условиях общения (кто, что и кому говорит? как и зачем?). Учащиеся учатся ставить перед собой цель (что я хочу сказать?), корректировать и контролировать своё высказывание, оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя уважение к мнению собеседника. Большое внимание в программе уделяется развитию умения писать. На уроках литературного чтения учащиеся будут учиться создавать собственные тексты, писать изложения и небольшие сочинения (описание, рассуждение, повествование) на основе прочитанных текстов. Программа обеспечивает развитие выразительности устной и письменной речи, совершенствование умений слушать и говорить, читать и писать на протяжении всех лет обучения в начальной школе.


Следующий раздел - «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность». Программа предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (деление текста на части, подбор к ним заглавий, составление плана, умения кратко и полно пересказать прочитанный текст, выделение главного и формулирование его своими словами), а также решение различных коммуникативно-речевых задач. Содержание данного раздела направлено на освоение различных видов текстов (текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование), формирование умения соотносить заглавие и содержание текста, различать учебные, научно-познавательные и художественные тексты, определять их роль в процессе общения. Учащиеся будут наблюдать, как изменяются цели общения при создании художественного и познавательного текстов (с помощью учителя). Раздел «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность» нацелен на развитие художественно-эстетической деятельности, формирование нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы. Дети будут учиться различать способы изображения мира в художественных и познавательных тестах (с помощью учителя), понимать различия в познании мира с помощью научно-понятийного и художественно-образного мышления, осмысливать особенности художественного и научно-познавательного произведения, создавать собственные тексты. Программа предусматривает знакомство детей не только с лучшими образцами художественной литературы, но и с произведениями других видов искусства. Учащиеся научатся понимать и ценить художественное произведение, отличать его от произведений научно-познавательного содержания. Они узнают, что художественное произведение - произведение словесного искусства и что его автор, раскрывая через художественно-образную форму всё богатство окружающего мира и человеческих отношений, стремится приобщить читателя к своим духовно-нравственным и эстетическим ценностям, пробудить в человеке чувство прекрасного, красоты и гармонии. В содержание литературного чтения включён элементарный анализ художественного произведения, который строится по принципу «синтез-анализ-синтез»: учащиеся сначала воспринимают текст целиком, потом его читают и анализируют, а затем вновь обращаются к тексту в целом, сравнивая его начало и конец, главную мысль с заглавием и содержанием текста, давая ему художественно-эстетическую оценку. При анализе литературного произведения на первый план выдвигается художественный образ, воплощённый в слове (без термина). Слово в художественном тексте становится объектом внимания юного читателя на всех этапах чтения. При анализе художественного текста слово как средство художественной выразительности (эпитеты, сравнения и др.) рассматривается не само по себе, не изолированно, а в образной системе всего произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но даже и нейтральные слова и выражения. Программа определяет для разбора только те средства художественной выразительности, которые доступны младшим школьникам, помогают им почувствовать целостность художественного образа и полноценно осмыслить его. В содержание литературного чтения включены доступные детям элементарные представления о теме и проблематике художественного произведения, его нравственно-эстетических ценностях, словесно-художественной форме и построении (композиции) произведения. Программой предусмотрено анализ произведения на разных уровнях: уровень сюжета (разбор событий и знакомство с героями); уровень героя (мотивы поступка героя, отношение к нему читателя); уровень автора (отношение автора к своим героям, его замысел и общий смысл прочитанного). Это помогает сохранять целостный взгляд на произведение и не терять его основную линию. Многоступенчатый путь анализа произведения, своеобразное восхождение читателя на вершину так называемой смысловой пирамиды, открывает новые горизонты понимания словесного искусства, обогащает учащихся интеллектуально, нравственно и эстетически. В процессе такого анализа, который связан с многократным обращением к тексту, дети, проникая в тайны художественного творчества, осмысливают морально-нравственные ценности (дружба, уважение, забота о других, доброжелательность), получают радость и удовольствие от чтения, учатся выражать своё отношение к героям через выразительное чтение. В содержание программы включено развитие умений, связанных с наблюдением за миром природы и поведением животных. Введение в содержание литературного чтения такого материала определяется тем, что характер и полнота восприятия младшим школьником литературного произведения зависят не только от его умения воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским замыслом, но и от накопленного им опыта восприятия окружающего мира. Такой опыт помогает ребёнку полнее и ярче воссоздавать содержание художественных текстов при чтении. В содержание курса с целью развития и стимулирования творческой активности учащихся вводятся приёмы театральной драматизации произведений. Они обеспечивают более глубокое понимание сюжетных линий произведения, поступков героев (их мотивы), смысла прочитанного, развивают чувствщ сопереживания и отзывчивости. Раздел «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности» определяет содержание и выбор книг для чтения. В круг детского чтения входят произведения отечественных и зарубежных классиков (художественные и научно-познавательные), произведения детской литературы современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного творчества из золотого фонда детской литературы (сказки, былины, песенки, пословицы, загадки и пр.). Художественно-эстетическая направленность содержания литературного чтения позволяет учащимся накопить опыт художественно-эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Тематические разделы программы отражают разнообразие интересов детей младшего школьного возраста. Их содержание не только стимулирует развитие познавательных интересов, но и привлекает внимание учащихся к различным сторонам жизни: взаимоотношениям детей со сверстниками и взрослыми, приключениям, природе, истории и культуре разных национальностей нашей Родины, а также даёт возможность сравнивать произведения на одну и ту же тему разных авторов. Разнообразие тематики обогащает социально-нравственный опыт, расширяет познавательные интересы ребёнка, развивает читательскую самостоятельность, формирует культуру чтения. Произведения, включённые в круг детского чтения, имеют большое значение для нравственно-эстетического воспитания и духовно-нравственного развития младших школьников. Круг детского чтения от класса к классу расширяется и углубляется по мере развития читательских способностей детей, их знаний об окружающем мире. Постепенно формируется библиографическая культура учащихся. Курс литературного чтения благодаря художественно-эстетической и нравственно-мировоззренческой направленности значительно расширяет границы читательской компетентности. У учащихся формируется готовность эффективно использовать знания, читательские умения и навыки для реализации учебных целей и решения конкретных жизненных ситуаций, расширяются границы коммуникативно-речевого общения, совершенствуется читательская культура (умение глубоко проникать в смысл читаемого, выбирать книгу для чтения, постоянная потребность в чтении художественной литературы). Культура чтения сказывается на нравственно-духовном и эстетическом развитии личности младшего школьника. Таким образом, реализация содержания курса «Литературное чтение» обеспечит развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, введение детей в мир художественной литературы, воспитание читательской компетентности и культуры чтения.

Место курса в учебном плане


Курс рассчитан на 448 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения1 отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель), во 2-4 классах - по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Результаты изучения курса

Личностные результаты 1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. 2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. 4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. 5. Формирование эстетических чувств 6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций. 8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Метапредметные результаты

  1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
  2. Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.
  1. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
  2. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
  3. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.
  4. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.
  5. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Предметные результаты 1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. 2. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности. 3. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова. 4. Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России. 5. Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении. 6. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев. 7. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий. 8. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Содержание курса

Виды речевой и читательской деятельности


Аудирование. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению. Чтение вслух. Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения к осмысленному, плавному чтению целыми словами, интонационное объединение слов в словосочетания; увеличение от класса к классу скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст. Установка на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, замедляя его или ускоряя в соответствии с речевой задачей и целями общения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов. Чтение про себя. Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объёму и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы. Умение находить информацию в учебном или научно-познавательном тексте, используя различные виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др. Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном - и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Самостоятельное определение темы и главной мысли текста; установление причинно-следственных связей; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по предложенному образцу). Определение целей использования их в общении. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Справочные и иллюстративно-изобразительные материалы. Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чём говорили собеседники, основная мысль беседы). Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Наблюдение и различение целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить что-то, объяснить читателю). Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал). Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. Определение (с помощью учителя) особенностей учебного (передача информации) и научно-популярного текстов (сообщение, объяснение). Работа с художественным произведением. Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания (воздействовать на читателя с помощью изображённых картин и выразительных средств языка). Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем. Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения (эпизода) с использованием выразительных средств языка. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов. Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста (с помощью учителя); понимание главной мысли произведения. Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ. Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев; их обобщение и формулировка выводов. Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора (потешек, скороговорок, песенок, загадок). Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. Приобщение к культурным, духовно-нравственным традициям России. Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в литературно-художественных произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношений литературных героев к людям, природе, окружающему миру. Размышление о законах нравственно-духовного общения людей: не делай другому того, чего не желаешь себе, люби другого человека как самого себя; умение применить их в повседневном общении; желание избегать проявлений эгоизма, зависти, недоброжелательности. Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей, доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека. Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды, держат своё слово, избегают нечестности и обмана. Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своё мнение (с помощью учителя). Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений. Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений. Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст (заданную тему или поставленный вопрос), отражение в нём основной мысли и её доказательство (объяснение). Передача прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу вначале, затем и чем закончу своё высказывание); отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания. Письмо (культура письменной речи). Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку, отражение в нём темы (места действия, характера героя). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста. Написание сочинений-миниатюр (на заданную тему, по наблюдениям или прочитанному произведению), отзывов о книге, небольших рассказов (повествований о случаях из жизни) с использованием приёмов описания и рассуждения.

Круг детского чтения Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы XIX-XX вв., классиков детской литературы, произведения современных писателей народов России и зарубежных стран, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины). Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения. Общие для каждого класса темы: «Самостоятельное чтение» и «Читалочка-обучалочка», предназначенные для отработки навыков чтения; «Семейное чтение», «Наш театр», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Мы идём в библиотеку», где проводится рекомендательный список литературы для свободного выбора чтения.

Литературоведческая пропедевтика

(практическое освоение) Нахождение в тексте и практическое различение средств выразительности, используемых в художественной речи: синонимов, антонимов; эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений (с помощью учителя). Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки, мысли, речь); отношение автора к герою (с помощью учителя). Общее представление о композиционных особенностях построения повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалоги героев). Прозаическая и стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Жанровое разнообразие произведений. Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение). Малые фольклорные жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) - узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: сказочные герои, выразительные средства, построение. Литературная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня - общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя). Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение, устное словесное рисование; использование различных способов работы с деформированным текстом (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, соблюдение этапов в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Сопоставление произведений словесно-художественного, музыкального, изобразительного творчества; составление высказываний на основе прослушивания музыки и стихов, выражение своего отношения и формулирование его в слове (с помощью учителя).
Распределение содержания программы по классам дано в следующем разделе, где представлено тематическое планирование в соответствии с учебниками: 1. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1 / Сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская. 2. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 2 / Сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская. 3. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1 / Сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская. 4. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2 / Сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская. 5. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1 / Сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская. 6. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2 / Сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская. 7. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1 / Сост. Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. 8. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2 / Сост. Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина


1 Курс литературного чтения вводится сразу после завершения обучения грамоте, которое продолжается 23 учебные недели.

© 2010-2022