Конспект урока 3 класс Роль приставки в основе слова

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

-В некотором царстве, в некотором государстве жили - были…..

-Ребята, как Вы думаете, куда мы попали?

-Что такое сказка?

Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.)

-В сказках народ передает свою мудрость

-Где, в каком жанре УНТ можно еще почерпнуть мудрость народа?

-В сказку

_Жанр УНТ,

в котором народ передает свою мудрость

-В пословицах, потешках, прибаутках, песнях

-Посмотрите на экран. Прочтите.

Что это?

-Как вы понимаете значение этой пословицы?

Предложите как можно поработать с пословицей(не забывая что мы на уроке русского языка)(толчок к заданиям)

-Пословица

----

-Списать красиво.

-Синтаксический разбор.

-Разбор слов по составу

-Что интересного заметили в этой пословице?

-Какие слова называются однокоренными?

-В данном предложении, какие это слова?

Докажите, что они однокоренные?

-На слайде остаются з слова (ум, разум, надоумят)

-Назовите лишнее.

-Что объединяет оставшиеся слова? (кроме корня)

-Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего занятия?

-Что Вы уже знаете о приставке?

-С тем приставка стоит перед корнем мы уже работали, а вот об ёё роли мы ещё не говорили

-И так, ребята, тема нашего сегодняшнего занятия «Какую роль выполняет в основе слова приставка»

-На какие вопросы вы бы хотели получить ответы?

На экране:

Для чего служит приставка.

-Однокоренные слова

-это слова, которые имеют общий корень и имеют похожее лексическое значение.

-Ум-разум-надоумят

-У них общий корень ум

Надоумят -глагол .

-Ум -нет приставки.

-Приставка.

-Приставка-это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

-Варианты учеников

-Отправляемся на поиски ответов .

Перед нами терем, тереме том встречает Елена Премудрая.

Премудрая - Премудрая, а что - то сделать забыла. Как Вы думаете, что ей нужно сделать?

-Составь словосочетания со словами , корень которых вар .

-Проверка фронтально.

Итак, ей нужно ….



-Как образовались эти слова?

-Сделайте вывод:

Приставка образует новые слова

-Образуйте ещё слова с корнем вар

-

Что можете сказать о значении этих слов?

-А что помогло нам увидеть эти оттенки значение?

-Какова ещё роль приставки?

-Совершенно верно, кроме образования слов, приставка несёт смысловую нагрузку

Елену Премудрую поблагодарим за обед и отправимся в путь.

Ух, как холодно мороз. Надо бы согреться. Встаньте

Поиграем в снежки….

Встали на коньки

На лыжи, поехали

Присели

-Молодцы, а вот мы и добрались до замка Кощея Бессмертного

-А в нём царь Кощей над златом чахнет…

-А что у Кощея в сундуке?

-А что дороже золота?

-Как Вы думаете, зачем будем выполнять задания? Какова цель урока?

Откройте учебник

на стр.69

-упр. 128

-Прочтите задание. Что нам нужно сделать?

Прочтем пары (задание по паре).ты -ты-

-Понаблюдаем за каждой парой. Подумайте, почему именно эти слова объединили в пары.

Думаем минуту

Прочтем пары слов

-Что скажете?

-Как называются такие слова со схожим значением?

-Благодаря чему мы получили синонимы?

-Какой вывод можно сделать?

Приставка несёт смысловую нагрузку и служит для образования новых слов-синонимов

-Ребята, а зачем мы употребляем в речи синонимы?

-А наряду с синонимами, какие еще средства русского языка используют в речи?

-Что такое антонимы?

Следующая работа нам предстоит в паре. Вспомним правила работы.

-У Вас на столе лежат листочки. Образуйте с данными парами слов антонимы.

Фронтальная проверка.

-А теперь вернитесь к заданию каждая пара выберите себе 1 пару слов и образуйте синонимы

-Какой вывод сделаем?

-С заданием справились. Скажем Кощею спасибо за знания и отправимся дальше в путь дорожка…которая привела нас

-Приготовить пищу



Сварить кашу, отварить картошку, заварить чай

___вар___ картофель

___вар___ кашу(картинки)

___вар___ чай

С помощью приставки

Приставки служат для образования новых слов.

-Доварить, переварить, наварить

-Они разные.

Разные приставки.

У приставки есть смысловая роль

Приставка несет смысловую нагрузку и образует новые слова.



Золото

Знания

-Чтобы узнать что-то новое о приставке

Записать. Найти принцип, по которому образованы пары слов.

-

Однокоренные слова.Похожее значение.

Синонимы

-Разным приставкам

Приставка несёт смысловую нагрузку и служит для образования новых слов-синонимов

-Чтобы сделать нашу речь ярче, интереснее и разнообразнее

-Антонимы

-Слова, противоположные по значению

-Есть приставки, помогающие образовывать антонимы и приставки ,помогающие образовать синонимы..

Перед нами дворец, в нём нас ждёт

Царевна Несмеяна

Что она делает?

-А почему?

-А зачем ёлку-то наряжать?

-Как утешим Царевну Несмеяну?

-Посмотрите на ёлку что нужно сделать?

-Что со вторым рядом? Второй ряд шаров рассыпался

Восстановите.

Посмотрите, а Несмеяна всё плачет..

-Что ещё заметили во второй цепочки?

Что это значит?

Придумайте и запишите продолжение.

(Записать всё пожелание)

У меня тоже есть продолжение

-Прочтите пожелание. Какие слова интересны для нас? Чем?

А теперь посмотрите на ёлку. Найдите слова соответствующие теме нашего урока.

-Она плачет

-Ёлка не наряжена.

-Скоро Новый Год

Украсим, нарядим ёлку

Красный шарик без надписи ..

-Собрать предложение. Много счастья принесет

Восстановить порядок слов. Все несчастья унесёт

Запятая

Значит предложение не закончено

-Пожелание на Новый Год.

Всех нас вместе соберет

А несчастья унесет

Прекрасный, принесёт ,соберёт

У них есть приставки

-Какие Вы все молодцы! Какая красивая ёлка у нас, а посмотрите на Царевну Несмеяну - она улыбается. И позвала к себе гостей.

-Вспомните имена героев. Случайно ли, именно эти герои пришли к нам.

Даже герои на нашем празднике неслучайны.

Вот и сказке конец, а кто не просто слушал, а вслушивался молодец..

Сейчас это и проверим:

Подведём итоги. Составим кластер

-О чём говорили на уроке?

О приставке

На какой вопрос отвечали?

Для чего служит приставка

Для чего же?

Для образования новых слов

Смысловая роль

Какой смысл приставка может придавать словам?

Образовывать - синонимы

Образовывать- антонимы

Домашнее задание.

Что бы Вы хотели сделать дома?

-А для кого это будет трудно выполнить учебник стр.75-76 №140.

Молодцы, ребята. Спасибо за работу!


-Кощей Бессмертный, Царевна Несмеяна, Елена Премудрая.

У всех них в имени есть приставка.





-Составить рассказ с приставками,

сочинить стихотворение


9


© 2010-2022