Внеклассное занятие для обучающихся 3 класса Ежели мы добрые и вежливые

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Плавина И. А.

(Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №2 города Асино Томской области)











Конспект открытого внеклассного занятия в 3 классе

«Ежели мы добрые и вежливые»



















Цель: формирование этических норм поведения в обществе общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.

Задачи:

  1. Формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;

  2. Развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  3. Формировать умение совместно работать в группе;

  4. Способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.

  5. Воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни.

  6. Показать некоторые методы и приемы формирования этических представлений.

Форма проведения: педагогическая мастерская.

Технология проведения: Педагогическая мастерская интересна тем, что объединяет в себе:

а) игровые и коммуникативно - исследовательские технологии. Характерной чертой данной технологии является моделирование жизненно-важных (практико-ориентированных) ситуаций и поиск путей их решения

б) Коммуникативно - исследовательские технологии. Организация процесса воспитания в содружестве, работа в группах, диалог, дискуссия. Организационная форма - совместный поиск решения проблемных ситуаций на основе активного взаимодействия всех участников процесса.

Ценность технологии - в наличии разных точек зрения, создание собственного продукта творчества. Итогом мастерской оказываются новые вопросы, над которыми ребёнок размышляет, находится в поиске ответов, формирует собственную культуру мысли, действия.

Оборудование:

  • презентация по теме

  • сочинения « Что такое добро и вежливость»

  • выставка рисунков «Добрый сказочный герой»;

  • Карточки со словами для пословиц ,с текстами заданий

  • Аудиозапись песни кота Леопольда «Если добрый ты»

Ожидаемые результаты.

  • Формирование практических навыков, позволяющих правильно вести себя в различных жизненных ситуациях,

  • Организация процесса воспитания таким образом, чтобы на занятиях был обеспечен баланс развития всех составляющих компонентов нравственной компетенции: идеалов добра и зла, справедливости, отзывчивости, сопереживания.


  1. Оргмомент.

  • Звучит песня кота Леопольда «Если добрый ты»

(дети стоят вокруг парт друг другу в лицо)

Добрый день! Придумано кем - то

Просто и мудро при встрече здороваться!

Добрый день солнцу и птицам,

Добрый день улыбчивым лицам!

Каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть добрый день длится до вечера.

  • Улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Садитесь.

- Ребята! Сегодня наш урок посвятим самым важным и нужным качествам человека - это доброте и вежливости. Он так и называется «Ежели мы добрые и вежливые» (слайд 1)

- Если в человеке есть чуткость, доброта, вежливость, понимание и милосердие, то он как человек состоялся.

Стихотворение «Вежливые слова» (читает ученица)

Мы все научились когда - то

Ходить, рисовать, говорить.

Давайте - ка вспомним, ребята,

Как добрым и вежливым быть.

Встречая друзей и знакомых,

С улыбкой в глаза им гляжу,

Быть вежливым очень легко мне,

Я «Здравствуйте» первым скажу.

Придумано кем-то красиво -

За помощь поблагодарить,

Обычное слово «Спасибо»

Нельзя забывать говорить.

Прощаясь мы все «До свиданья»

Друг другу всегда говорим,

«Пожалуйста» - если желанье

Иль просьбу исполнить хотим.

Как много на свете полезных,

Красивых и ласковых слов.

Пожалуйста, только будь вежлив,

Ведь это основа основ.

А вежливым быть очень просто:

Будь добрым - обычный совет,

Не важно, какого ты роста

И сколь тебе уже лет.

- Сегодня мы отправимся с вами в путешествие на корабле, который так и называется «Вежливый» (слайд 2)

- Посмотрите на карту. Нам предстоит путешествовать по стране вежливости. Мы посетим: (слай3)

  • Остров пословиц

  • Город вежливости

  • Сказочная долина

  • Добрая земля

ИТАК, В ДОБРЫЙ ПУТЬ! (слайд 4)

  1. Остов пословиц. (слайд 5 )

- Что такое добро?

Добро - всё положительное , хорошее, полезное.

Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям.

- Задание: (работа в группах)

У вас на столе лежат пословицы. Они рассыпались. Соберите их, объясните смысл. Выберите человека, который объяснит смысл пословицы. Злой не верит, что есть добрый. Добрая слава лежит, а худая бежит. Добрые вести прибавят чести. Доброе слово лечит, злое калечит. Делай другим добро - будешь сам без беды. Живи добрее, будешь всем милее. Проверка (слайд 6)

  1. Город вежливости. (слайд 7)

  • Что такое вежливость?

Вежливость - одно из важнейших качеств человека. (слайд 8)

До 16 века «Вежа»- означало «знаток» - тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям.

  • Какие вежливые слова вы знаете?

(здравствуйте, спасибо, пожалуйста, извините…)

  • Из словарей мы узнали значение этих слов.

Вспомните, пожалуйста, что они обозначают.

  • Какие стихи вы знаете о вежливых словах?

Подготовленные ученики читают стихи.

1. Что такое здравствуй? - лучшее из слов,

Потому что здравствуй - значит будь здоров.

Правило запомни. Знаешь повтори.

Старшим это слово первым говори.

Вечером расстались, встретились с утра,

Значит слово здравствуй - говорить пора!

2. Папа разбил

Драгоценную вазу

Бабушка с мамой

Нахмурились сразу.

Но папа нашёлся:

Взглянул им в глаза

И робко и тихо

«Простите» сказал.

И мама молчит,

Улыбается даже.

- Мы купим другую,

Есть лучше в продаже…

«Простите!»-

Казалось бы, что в нём такого?

А вот ведь какое

Чудесное слово!

3. За что мы говорим спасибо?

За всё, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы

Кому сказали?

Сколько раз?

4. - Добрый день! - тебе сказали,

- Добрый день! - ответил ты.

Как две ниточки связали -

Теплоты и красоты.

5. Отменить, что ли, слово «пожалуйста» -

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

- Знаете ли вы , что за дата 21 ноября? Нет, а жаль!

21 ноября - международный день приветствий! Да, да приветствий. Идея этого праздника принадлежит двум американским юношам, братьям Маккормики, предложившим в 1973 году проводить день дружбы и взаимопонимания между народами всех стран.

- А еще самые любопытные ребята нашего класса узнали, как приветствуют друг друга люди в других странах.

Выступление детей.

- У некоторых индейских племён принято при виде незнакомого человека до тех пор сидеть на корточках, пока он не приблизится и не заметит этой миролюбивой позы. Иногда они для приветствия снимают обувь.

- В 17-18 веках важные графы и графини, герцоги и герцогини, дамы и кавалеры долго раскланивались при встрече, используя при этом самые разнообразные движения.

- Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руку они закладывают за ухо, ещё высовывают язык.

- У японцев для приветствия применяются три вида поклонов - сайкэйрэй (самый низкий), средний поклон - - с углом тридцать градусов и лёгкий - с углом пятнадцать.

- Русские , англичане, американцы в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки.

- Китаец в прежние времена, встречая друга, пожимал руку самому себе.

- Лапландцы трутся носами.

- Молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине.

- Латиноамериканцы обнимаются.

- Французы целуют друг друга в щёку.

- Самоанцы обнюхивают друг друга.

Физминутка. Игра «Вежливо - невежливо»

Я буду называть ситуацию, а вы должны определить вежливыми или невежливыми были действия в ней. Если вежливо - вы встаёте, нет- остаётесь сидеть.

Поздороваться при встрече…

Толкнуть, и не извиниться …

Помочь подняться упавшему…

Поднять упавшую вещь…

Не встать, обращаясь к учителю…

Не уступить место пожилому человеку…

Свистеть, кричать, шуметь в школе…

Уступить место старшим…

Помочь подняться по лестнице…

Попрощаться уходя…

Поговорим о поступках с позиции вежливого человека. (Задания по группам.)

  • Ира обижена: «Вчера ты, Витя, шёл мне на встречу и не поздоровался. Это невежливо».

Витя удивлён: « А почему я должен здороваться? Ты первая увидела, вот бы и здоровалась»

Кто прав?

  • Ольга говорит: «вовсе не обязательно здороваться со всеми знакомыми. Вот у нас соседка такая вредная, что не хочу я ей здоровья желать. Что ж мне притворяться?

Права ли Ольга?

  • Тебя обозвали. Твоя реакция?

  • Однажды Вова Крючков поехал в театр. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с ребёнком. Вова встал и сказал ей: «Садитесь………………………… женщина была очень вежливая, поблагодарила Вову: ……………………..) вдруг автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова быстро сказал:……….

Вежливый Витя мальчик или нет? Почему?

  • По улице шли двое прохожих, первому 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было 5 предметов: портфель, 3 книги, большой свёрток. Одна из книг упала. «У вас книга упала!» - закричал мальчик, догоняя прохожего. «Разве?» - удивился тот. «Конечно, - объяснил мальчик, - у вас же было 3 книги плюс портфель плюс пакет - итого 5 вещей, а теперь осталось четыре.» «Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение, - сказал прохожий, с трудом поднимая книгу. - однако есть правила, которые ты ещё не усвоил.»

О каких правилах говорил старичок?

  1. Сказочная долина. (слайд 9 -10 )

- А сейчас мы немного поиграем. Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Я буду называть сказочного героя, а вы отвечать, добрый он или злой. Если злой, вы закрываете лицо ладошками, а если добрый - радостно хлопаете в ладоши.(Иван- царевич, Кащей Бессмертный, золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас - Барабас, Красная Шапочка, гуси- лебеди, Водяной, баба Яга, Золушка, Мальвина, Морозко, Соловей - разбойник.

- А на какого героя вы хотели бы быть похожи? Почему?

  1. Добрая земля. (слайд 11-12 )

Телеграмма! SOS! С Доброй земли.

Текст телеграммы: «Помогите! Будьте добры! Нашу землю захватило зло, оно превратило все хорошие вежливые слова и поступки в злых служителей. Просим вас, пожалуйста, замените противоположными словами её служителей»

ГРУБОСТЬ

НЕЖНОСТЬ ВЕЖЛИВОСТЬ

ЖАДНОСТЬ

ЩЕДРОСТЬ БЛАГОДАРНОСТЬ ДОБРОТА

ЖЕСТОКОСТЬ

ДОБРОДУШИЕ ПОМОЩЬ ОТЗЫВЧИВОСТЬ

ЗАВИСТЬ

СОЧУСТВИЕ УВАЖЕНИЕ

ПРЕДАТЕЛЬСТВО

БЛАГОДАРНОСТЬ

ЛОЖЬ

ПРАВДА

ВОЙНА

МИР СВОБОДА

- Как вы думаете , ребята, чего на земле больше: добра или зла?

- Может , нам в этом помогут весы?

- На одну чашку весов мы положим «зло» (тёмные фишки, означающие «зависть», «предательство», «жадность», «грубость», «война», «ложь»)

- Чтобы победить зло, надо постараться , чтобы перевесила чаша весов с «добром».

- Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг вас, и по капельке положим на чашу весов с добром.

(дети выходят по одному к весам. Говорят о своём добром деле и кладут на чашу весов яркую фишку. Вскоре чаша весов «добра» перевешивает чашу «зла»)

- Вот видите, ребята, как можно победить зло.

- Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки - в реку, реки - в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.

Ребята зачитывают написанные дома сочинения «Что такое добро и вежливость»

Слайд 13

  • Добрые слова - корни

  • Добрые мысли - цветы

  • Добрые дела - плоды

  • Добрые сердца - сады

VI. Итог урока.

- Ребята, наше путешествие подошло к концу.

Вежливые добрые люди они как солнышки, а те , кто не пользуется «волшебными словами», они ходят грустные, как эта туча.

- А вы бы хотели быть солнышками или тучками?

(ребята выходят к доске выбирают солнышко или тучку и помещают на доску рядом с кораблём «Вежливый»)

Литература:

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Электронное издание (KM.ru)

  2. «Воспитательная работа в начальной школе» Практическое пособие С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. ТЦ «Учитель» 2000г

  3. Мой путь к доброте. Классный час для учащихся 2-3 классов. Андреева К.Е., учитель начальных классов. festival.1september.ru/articles/314477/

  4. «Сборник загадок, пословиц и поговорок» Пособие для учителя. М.Т.Карпенко Москва Просвещение 1988г.



© 2010-2022