Методические советы для родителей: Как привить интерес к чтению? Родительское собрание

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические советы для родителей:

«Как привить интерес к чтению?» Для взрослых людей чтение - естественный процесс. Но для большинства детей обучение чтению требует упорства и усилия. Очень часто у ребенка много усилий уходит на то, чтобы прочитать одно единственное слово, а когда он читает следующее, то нередко забывает предыдущее. Учителя и родители хотят, чтобы ребята научились быстро и хорошо читать. Хорошее чтение - это, в первую очередь, практика, поэтому те дети, которые лучше умеют читать сначала, читают в целом больше. Умение хорошо читать в ранние годы помогает развить на всю жизнь важную привычку читать. Не секрет, что современные дети читают мало. Сколько несчастливых Наташ, Саш и Сереж уходят из начальной школы в среднее звено, где они не в силах освоить программу. Они тратят уйму времени на подготовку домашнего задания, безграмотно пишут, с трудом сочиняют, не могут решать задачи. Формируется своеобразный психологический барьер: ученик не верит в возможность достижения хороших результатов, у него снижается эмоциональная отзывчивость, возникают частые конфликты с учителями. Не читающий ребенок - это катастрофа школы, общества. Проведенное исследование показало, что часть учеников после начального обучения читают не в оптимальном режиме. Это и является причиной спада успеваемости в 5 классе, т.к. успеваемость зависит впрямую от скорости чтения. Какие же возникают у ребенка трудности и помехи, тормозящие скорость чтения? Безусловно, скорость чтения зависит от того способа, которым читает ребенок. Но часто родители и учителя бывают в недоумении: ребенок владеет синтетическим способом чтения, т.е. читает целыми словами, но все равно читает медленно. Почему это происходит? Существует много причин, тормозящих скорость чтения, среди которых можно выделить следующие: 1.Природный темп деятельности, он является составляющим свойством темперамента и является врожденным, устойчивым и сохраняется в течение длительного времени без изменений. Темп деятельности - это скорость, с которой работают психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, воображение. Таким образом, темп, являясь врожденным, определяет насколько быстро человек работает, запоминает, рассматривает, думает над решением задачи, читает. Чтение на скорость у медлительного ребенка напоминает бег с препятствиями. У такого ребенка темп чтения неровный, в словах часты пропуски и перестановки. Определить темп деятельности можно с помощью темпинг - теста, а не опираться на наблюдения. 2.Регрессии - это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Определить, присутствуют ли регрессии в чтении ребенка, можно с помощью наблюдения. (Если при чтении взгляд ребенка постоянно возвращается назад для перечитывания (ребенок сначала прочитывает слово про себя, а затем вслух) или он постоянно прочитывает несколько слов на строчке 2 -3 раза для понимания, в чтении отсутствует плавность, то это значит, что в том способе чтения, который использует ребенок, присутствуют регрессии). Причины регрессий: сила привычки, кажущиеся трудности текста; отсутствие внимания. Чтобы снять последние две причины, надо использовать упражнение «чтение с окошечком». 3. Антиципация - (смысловая догадка, когда при чтении мы не дочитываем многие слова до конца, но догадываемся, что же это за слово по содержанию?). Но если у ребенка не развито умение догадываться по смыслу, то ему будет необходимо каждый раз дочитывать каждое слово до конца, чтобы осмыслить фразу, осознать содержание прочитанного. Для того, чтобы развить у ребенка прием антиципации, надо предлагать ему тексты для чтения с пропуском букв, слогов (в начале слова, в середине, в конце слова). 4.Артикуляция (т.е. недостаточная артикуляторная подвижность речевого аппарата) - за счет нее происходит снижение скорости чтения. У таких детей речь невнятная, наблюдается смазанное произношение. Как правило, в детстве такой ребенок не мог научиться правильно произносить отдельные звуки, в то время как его сверстники говорили чисто. Для работы над артикуляцией можно использовать: чтение чистоговорок и скороговорок. 5. Малое поле зрения (количество материала, который воспринимается человеком в момент фиксации). Упражнения, которые можно использовать для увеличения поля зрения: - числовые и буквенные пирамиды 10 23 ми ло 96 72 му ха 54 34 ре ка
- цифровые таблицы (15 см х 15 см )
1 7 22 3 15 16 11 5 10 20 4 23 //// 2 17 9 18 12 24 21 14 6 19 8 12
- таблицы с буквами (вместо чисел буквы) (15см х 15см)
6. Уровень организации внимания. 7. Память. Примерно 1/3 детей с трудностями в формировании навыка чтения имеют те или иные нарушения в развитии устной речи. Это могут быть: 1) нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности в составлении описаний или пересказов. 2) недостатки в развитии лексико - грамматического строя речи в процессе чтения приводят к возникновению различных аграмматизмов в виде неправильного согласования слов в предложении и искажений окончаний слов (Мама моет рама). Трудности в осознании прочитанного часто связаны с бедным словарным запасом. Ребенок может не знать значений слов, которые читает, или знает, но не может их объяснить. Затрудняется в поиске нужного слова при назывании или описании предмета или понятия, заведомо ему известного. Кроме того, ограничение словарного запаса может затруднять формирование функций словообразования и словоизменения. Т.е. способствовать недоразвитию лексико- грамматического строя речи. Как же помочь таким детям преодолеть трудности в обучении чтению? Одним из путей привития интереса к чтению является доброжелательная атмосфера межличностного общения в семье: любовь к детям; обогащение мышления эмоциями, интеллектуальными чувствами; стимулирование любознательности, познавательных интересов и потребностей; формирование правильной оценки своих возможностей, пробуждение и закрепление стремления к самосовершенствованию. Специально создавать такие ситуации, когда ребенок рассуждает, употребляя выражения: «Я считаю, что это правильно, так как…», «Я сомневаюсь, потому что…», «Я уверен, потому что…», «Это должно быть иначе, потому что.. ». Учить уверенно выражать свое мнение, не повторять мысль несколько раз. Одним из важных средств привития интереса к чтению, раскрытия возможностей ребенка является широкое использование игровых ситуаций. Играя, ребенок может выполнять разные роли и занимать позиции исполнителя или лидера. Игры и игровые приемы можно использовать на протяжении всей начальной школы, изменяя правила, усложняя содержание. Младшие школьники эмоционально отзывчивы на постановку учебных заданий путем использования рифмовок, рисунков, ребусов, загадок, исправления «ошибок» игровых персонажей, с помощью которых создается игровая ситуация. (Это могут быть Буратино, Мудрая Сова, поросенок Хрюша, Степашка и другие). С наибольшим интересом встречаются дети с куклами, которые надеваются на руку. Ведь с ними можно «общаться», так как они кивают головой, наклоняются, хлопают руками и т.п. С помощью таких кукол можно организовать домашний театр. Большую роль в становлении навыка чтения играет желание ребенка открыть мир книг. Поэтому, я рекомендую и родителям выполнять стимулирующие правила, которые надо применять при организации домашнего чтения. 1).Занятия должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребенка. 2). Время занятий не должно превышать 30 минут. 3). В конце занятий работа должна быть оценена, а результаты наглядно отражены. 4). Ребенок должен видеть свои достижения. 5). Время, выбранное для чтения, не должно ущемлять других интересов ребенка. 6). Занятия должны проводиться регулярно. 7). Регулярность должна войти в привычку. 8). При выборе книг опирайтесь на желания и увлечения ребенка. 9). Иногда говорите «надо». 10.) Опирайтесь на признание ребенка к признанию. 11).Всячески поддерживайте, одобряйте и хвалите, особенно тревожного, неуверенного в себе ребенка. Совершенствование техники чтения - одна из главных задач обучения младших школьников. Рекомендую приёмы, которые могут использовать родители в домашних условиях для развития темпа чтения. 1. Чтение в темпе скороговорки (для развития артикуляционного аппарата). 2. Самозамеры. 3. Чтение пред сном. 4.Приобщать детей заучивать стихотворение и рассказывать его перед зеркалом. 5. Чтение домашнего и незнакомого текста в сравнении. Цель - проверка скорости чтения. Это упражнение активизирует деятельность учащихся, т. к. они видят « свой рост» и убеждаются в том, что труд приносит успехи. 6. Чтение «Эстафетой» (Прочитав абзац или страницу, сын передает эстафету маме или папе). 7. Чтение всего текста (по заданию учителя). 8.Чтение по готовому плану. 9.Чтение, после чтения - пересказывание. 10.Чтение «цепочкой» (мама, папа, ребенок) по абзацам. 11.Чтение в полголоса младшему братишке или сестрёнке. 12.Чтение, нахождение отрывка к рисунку. 13.Чтение, ответы на вопросы. 14.Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. 15. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении. 16.Чтение «выше нормы» (это домашнее задание, когда ученик, хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировок дома набирает 10 - 15 слов, например, норма чтения незнакомого текста составляет 40 слов, значит, домашний текст ребенок должен прочитать с нормой 50 -55 слов в минуту.) 17.Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу. 18.Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа. 19.Прочитай отрывок, который тебе понравился больше всего. 20.Чтение по ролям. 21.Нахождение предложения (отрывка), которое мог бы прочитать вот этот герой: волк, медведь, котенок, маленький ребенок и т.д. 22.Нахождение отрывка, который нужно прочитать выразительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т. д. 23.Нахождение и чтение предложения с восклицательным, вопросительным знаками, запятой, многоточием и т. д. 24.Конкурсное чтение произведения в семье (Кто читает выразительнее? Кто быстрее? Кто прочитает без ошибок?) 25.Нахождение и чтение образных слов и описаний. 26.Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно. 27.Выразительное чтение стихотворения, рассказа по собственному выбору. 28.Кто быстрее найдет в тексте слово мама или сынок? 29.Нахождение в рассказе самого длинного слова. 30.Чтение с пометкой непонятных слов. 31.Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет. 32.Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным. 33.Чтение слов, к которым даны сноски. 36.Комбинированное чтение (родитель - ребенок хором). Итак, формирование у ребенка любви к чтению - деятельный процесс, требующий определенных эмоциональных затрат с нашей стороны и соблюдения некоторых правил при организации занятий чтением. Используемая литература:

1. Р. И. Лалаева. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учебное пособие. - СПб.: Союз, 1998г.

2.Познавательные процессы и способы в обучении: Учебное пособие для студентов пед. институтов. В.Д. Шадриков,

3.Н.П. Ансимова, Е.Н. Корнееева и др. М.: Просвещение, 1990г.

4.Развитие мышления и умственное воспитание. Под редакцией Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. М.: Педагогика, 1985г.

5.Рабочая книга школьного психолога. Под редакцией И.В.Дубровской. М.: Просвещение, 1991г.

6.Н.Ф.Талызина. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1988г.

7.А.И.Липкина, МИ Оморокова. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения.

8.С.Н.Костромина, Л.Г.Нагаева. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М.: Ось - 89, 1999г.

9.В.Я.Ляудис, И.П.Негурэ. Психологические основы формирования речи у младших школьников. М.: Международная педагогическая академия, 1994г.



© 2010-2022