Конспект открытого урока по окружающему миру Откуда берутся снег и лёд?

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «СОШ №1 им.Заслуженного учителя РФ А.А.Агаева с.Камбилеевское»

Конспект открытого урока по окружающему миру Откуда берутся снег и лёд?

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

В 1 КЛАССЕ

«ОТКУДА БЕРУТСЯ СНЕГ И ЛЁД?»


Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Маслова Олеся Владимировна



2015г

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 1 КЛАССЕ Тема: Откуда берутся снег и лед?

Цель: создать условия для формирования представления о свойствах снега и льда, о погодных явлениях, происходящих в природе зимой.

Задачи:

1.Путем практического исследования и моделирования природных объектов явлений вывести свойства снега и льда.

2.Развивать творческие способности и познавательный интерес к учебной деятельности на основе наблюдения, сравнения, анализа, обобщения. 3. проверить уровень усвоения темы через мини тестирование;

4.Показать необходимость в самостоятельном поиске информации.

5.Формировать экологическую культуру учащихся, воспитывать любовь к природе.

6. Воспитывать умение работать в парах

Планируемые достижения учащихся: усвоить, что снег и лед - это замерзшая вода

Технологии:

  • использование заранее созданной презентации (MS PowerPoint) на тему "Откуда берутся снег и лёд?"; видео-фрагмент «Зима в лесу».

  • практическая работа;

  • тест (с проверкой), созданный в презентации для проверки усвоенных знаний

  • проектная работа ученика по теме река «Терек»;

  • иллюстрации и фотографии зимних пейзажей;

Оборудование

для учащихся:

  • для каждой пары учеников стаканчик со снегом и стаканчик со льдом для исследования; листочки для теста, по 2 снежинки у каждого ученика синего и белого цвета для самооценки.

  • учебное пособие А. А. Плешакова "Окружающий мир ".

для учителя:

  • мультимедийный проектор и экран;

  • презентации.

Ход урока.

1).Орг. момент .

Учитель:

Я рада видеть каждого из вас

И пусть зима в окно прохладой дышит

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

- Ребята, к нам сегодня на урок пришли гости. Повернитесь к ним и поздоровайтесь. А теперь всё внимание на меня и на доску.

- Сегодня урок мы начнём с повторения. Сейчас вы послушайте Илону и Олега и вспомните, о чём мы говорили на прошлом уроке.

(Подготовленные ученики читаю стихотворение)

- Спросил на днях малыш - сосед

У струйки, льющейся из крана:

- Откуда ты?

Вода в ответ:

- Издалека, из океана.

Потом малыш гулял по лесу,

Росой искрилась вся поляна.

- Откуда ты? - спросил росу.

- Поверь и я из океана!

На поле лег туман седой.

Малыш спросил и у тумана:- Откуда ты? Кто ты такой?

-Ия, дружок, из океана!

- Ты, газировка, что шипишь?

И из бурлящего стакана

Донесся шепот:

- Знай, малыш, и я пришла из океана.

Удивительно, не так ли?

В супе, в чае, в каждой капле,

В звонкой льдинке,

В дождинке,

И в росинке

Нам откликнется всегда

Океанская вода.

- Вспомнили? (о реках, о воде)

- Ребята, кто знает какая река протекает в нашем селе? (р.Камбилеевка)

- А я знаю, что …….. подготовил(а) сообщение о реке Камбилеевка.

- А кто знает какая река считается символом города Владикавказа? (р.Терек)

Ученик: - А я подготовил проект о реке Терек. (Проектная работа ученика)

Проектная работа. Река Терек.

Река Терек берет свое начало на горной вершине Зильгахох в Грузии. Слайд 2

Конспект открытого урока по окружающему миру Откуда берутся снег и лёд?

Впадает в Каспийское море. Слайд 3

Конспект открытого урока по окружающему миру Откуда берутся снег и лёд?

Длина реки 623 км.

Основные притоки: Ардон, Фиагдон, Малка и Сунжа. Слайды 4-7

Конспект открытого урока по окружающему миру Откуда берутся снег и лёд? Конспект открытого урока по окружающему миру Откуда берутся снег и лёд? Конспект открытого урока по окружающему миру Откуда берутся снег и лёд? Конспект открытого урока по окружающему миру Откуда берутся снег и лёд?

Ардон Фиагдон Малка Сунжа

На берегу быстрой реки расположены большие города и маленькие посёлки, включая Беслан, Кизляр, Терек и Владикавказ. Слайды 8-11

Конспект открытого урока по окружающему миру Откуда берутся снег и лёд?Конспект открытого урока по окружающему миру Откуда берутся снег и лёд?Конспект открытого урока по окружающему миру Откуда берутся снег и лёд?Конспект открытого урока по окружающему миру Откуда берутся снег и лёд?

Беслан Кизляр Терек Владикавказ

В каждом из них есть свои знаменитые места, на которые стоит посмотреть.

Питание реки ледниковое и дождевое.

Река Терек, является самой большой на территории Кавказа. С этим местом связано много исторических событий, а также древних легенд. Люди часто приезжают, чтобы насладиться красотой быстрой речки. Слайды 12-14

Конспект открытого урока по окружающему миру Откуда берутся снег и лёд? Конспект открытого урока по окружающему миру Откуда берутся снег и лёд? Конспект открытого урока по окружающему миру Откуда берутся снег и лёд?

Здесь можно увидеть и рыбаков, поскольку именно в реке Терек водятся такие ценные виды рыб как лосось, сазан, форель, сом, судак и усач.

- Мы послушали сообщение, посмотрели проект. А есть ещё поэты, которые воспевали о реке Терек. Кто-нибудь знает стихотворение о Тереке.

Ученица: - М.Ю.Лермонтов.

Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
Но, по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит:
"Расступись, о старец море,
Дай приют моей волне!
Погулял я на просторе,
Отдохнуть пора бы мне.
Я родился у Казбека,
Вскормлен грудью облаков,
С чуждой властью человека
Вечно спорить был готов.
Я, сынам твоим в забаву,
Разорил родной Дарьял
И валунов им, на славу,
Стадо целое пригнал.

2).Актуализация знаний учащихся.

(Звучит музыка «Зима», из цикла П.И.чайковский «Святки. Декабрь. На фоне музыки читаю загадку)

Загадка:

Наступили холода. Перестал медведь реветь:

Обернулась в лед вода. В спячку впал в бору медведь.

Длинноухий зайка серый Кто скажет, кто знает,

Обернулся зайкой белым. Когда это бывает? (зимой)

Картинка 1.(на экране картины Зимы)

Конспект открытого урока по окружающему миру Откуда берутся снег и лёд?

-Какие вы знаете признаки зимы?

- Послушайте загадки. Отгадав их, вы откроете маленький секрет нашей новой темы урока.

Загадки:

Рыбам в зиму жить тепло; Крыша - толстое стекло. (Лед) (Картинка льда)

Конспект открытого урока по окружающему миру Откуда берутся снег и лёд?

Он всё время занят делом, Он не может зря идти. Он идёт и красит белым Всё, что видит на пути. (Снег) (картинка снега)

Конспект открытого урока по окружающему миру Откуда берутся снег и лёд?

3).Тема урока.

-Вы догадались, какой будет тема урока?

-Что мы будем сегодня изучать?

Итак, сегодня мы поговорим о снеге и льде.

-А в какие игры вы любите играть зимой?

- А что лепить?

Зимой на улице холодно, морозно. Чтобы согреться, люди на остановках приплясывают. Давайте и мы с вами потанцуем вместе со снеговиком.

4) Музыкальная физминутка (с использованием ИКТ)

5) Работа по учебнику.

- Ребята, откройте учебник на стр.68 и прочитайте тему урока.

(Хорошо читающий ученик читает тему урока)

- Вспомните, где вы видели снег и лёд?

Учитель: Летели серые гуси,

Нароняли белого пуха.

- О чём говорится? Что за серые гуси? Что это за белый пух7(О тучах, о снеге)

- Так вот откуда появляется снег? Из снеговых туч, из облаков.

Дом её на белой туче, Но ей страшен солнца лучик. Серебристая пушинка, шестигранная (…?)

Конспект открытого урока по окружающему миру Откуда берутся снег и лёд?

- Сегодня я хочу рассказать вам тайну снежинки.

Тайна снежинок.

Раньше думали, что снег-это замерзшие капельки воды. Только недавно была разгадана тайна снежинок. Снег никогда не родится из капелек воды.

Водяные пары поднимаются высоко-высоко в небо, где очень холодно и сразу же, из водяных паров, образуются крошечные льдинки-кристаллики. Но это ещё не снежинки. Кристаллик постоянно растёт, развивается, и, наконец, превращается в удивительно красивую звёздочку, у которой шесть хрупких, нежных лучиков. Нет ни одной снежинки, которая была бы похожа одна на другую.

Эти снежинки собираются вместе в одну дружную семью-тучку, медленно-медленно опускаются и падают на землю.

Наблюдение

- Рассмотрите снежинки (На доске висят несколько «снежинок») Сколько лучей имеет каждая из них?

Какую форму имеет снежинка? Все ли снежинки одинаковые?

Учитель: Всю зиму лежит,

А весной убежит.

-А это, что? А почему весной убежит?

А кто знает, какую роль выполняет снег для растений?( Снег защищает корни деревьев от мороза, укрывает траву снежным покрывалом.

Учитель: Не драгоценный камень, а светится.

- А почему светится?

Учитель: Дедушка без топора мост мостит.

-Что это за дедушка? (Мороз, лёд на реке)

- Сейчас , как настоящие ученые, мы будем заниматься исследовательской работой. Благодаря этой работе, мы с вами узнаем много нового и интересного. Учёные-исследователи проводят опыты и делают научные открытия.

Мотивация.

Вот и мы с вами проведём опыты, но чтобы сделать научные открытия, нужно быть очень наблюдательным

6) Практическая работа (работа в парах).

На доске выписаны слова-помощники: (хрупкий, бесцветный, прозрачный, тают, вода) и квадраты цветной бумаги..

Опыты:

Наблюдение №1. Рассмотрите снег в стаканчике? Какого он цвета? (белый)

- Найдите на доске среди цветных листов цвет снега

Белый цвет считается символом чистоты, радости

Наблюдение №2. Посмотрите сквозь стакан со снегом. Можно ли что-нибудь увидеть?

- О каком свойстве снега это говорит? (непрозрачный)

Наблюдение №3. Потрогайте карандашом снег. Какой он? О каком свойстве это говорит? (Рыхлый)

Наблюдение №4. Посмотрите, пожалуйста, что сейчас происходит со снегом? (Он тает и превращается в воду)

- Вы отлично справились с работой! Молодцы! Мы изучили свойство снега.

Наблюдение №1. Подвиньте стаканчик со льдом к себе поближе. Найдите квадрат на доске, по цвету соответствующий льду. Сделаем вывод: лед не имеет цвета, т.е. бесцветный.

Наблюдение №2. Приставьте лист цветной бумаги к стаканчику со льдом. - О каком свойстве льда идет речь? (прозрачный)

-Наблюдение №3 Посмотрите, что я сейчас сделаю. (Учитель разбивает лед молотком.) Что произошло со льдом? О каком свойстве льда это говорит?

(Лёд хрупкий)

Наблюдение №4. Возьмите кусочек льда в ладонь. Что происходит с ним? (Он тает). Это говорит о том, что в тепле лёд тает и образуется вода.

- А мы можем дома сделать лед? А снег мы можем сделать? Почему? (Ответы детей)

- А теперь давайте еще раз повторим, что мы узнали про снег и лед на нашем уроке. Повторяйте за мной.

Лёд и снег - это замерзшая вода.

Снежинки образуются высоко в небе, в облаках.

Лёд и снег появляются в луже, на реке, на мокрой дороге.

7)Проверочный тест по изученному материалу.

- А сейчас , предлагаю проверить, хорошо ли вы работали на уроке. Я приготовила для вас вопросы. Вы должны будете ответить на эти вопросы, а ответы записать на листе исследований. Поиграем в игру "Крестики-нолики". Если на вопрос вы отвечаете "да", то ставите крестик, а если - "нет", ставите нолик. (На доске написано: да - Х, нет - О).

(Учитель читает вопросы, а дети записывают ответы на листочках). Не волнуйтесь, у каждого из вас на листочках нарисован снежок удачи. Он обязательно поможет вам справиться с заданием.

Вопросы теста:

1. Снег при таянии превращается в воду 2. Если вода замерзает, она превращается в лед 3. Снег бесцветный 4. Лед прозрачный 5. Лед хрупкий 6. Снег рыхлый 7. У снежинки 5 лучей 8. Снег прозрачный 9. Все снежинки одинаковые 10. Снег белый

8. Проверка выполнения задания.

Идет проверка выполнения задания. На экране появляются правильные ответы.

Правильные ответы у учащихся: Х, Х, О, Х, Х, Х, О, О, О, Х.

Итог урока.

- Молодцы! Все сегодня отлично поработали. Кем мы с вами были на уроке? Скажите, пожалуйста, что вас сегодня удивило на уроке? Над чем мы работали? Давайте вспомним свойства льда и снега.

- Так, что такое снег и лёд?

-Где образуется снег и лед?

-Как мы изучили свойства льда?

Самооценка.

- Ребята, на столе у вас лежат снежинки. Если вам понравился урок, вам было интересно, вы берёте белую снежинку и вешаете на доску, если не понравился, осталось что-то не понятным - синюю.

(Дети под видео-фрагмент «Зима в лесу» «вешают» снежинки на доску).



© 2010-2022