- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по окружающему миру по теме Какие растения весной цвести торопятся, 1 класс, УМК ПНШ
Конспект урока по окружающему миру по теме Какие растения весной цвести торопятся, 1 класс, УМК ПНШ
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мариева В.А. |
Дата | 09.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок окружающего мира 1 класс ПНШ
Тема: «Какие растения весной цвести торопятся»
Целевые установки урока (планируемые достижения уч-ся): Предметные результаты: уточнение и обобщение знаний учащихся о жизни растений весной, знакомство с раннецветущими растениями, выяснение причин раннего цветения растений, формирование умений отличать некоторые раннецветущие растения от других растений, Метапредметные результаты: понимание, принятие и сохранение учебной задачи, осуществление самоконтроля и самооценки, ориентация в материале учебника и нахождение по заданию учителя нужной информации, взаимодействие в паре и группе при выполнении учебных заданий, формирование навыка чтения, Личностные результаты: осознание необходимости ответственного отношения к природе, формирование мотивационной основы учебной деятельности.
Формирование УУД Регулятивные УУД: адекватно воспринимать оценку учителя, осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданием эталоном, вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном. Познавательные УУД: обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для бережного отношения к природе, выделять существенную информацию из читаемых текстов. Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в процессе диалога с одноклассниками, учителем. Личностные УУД: осознание ценности природы и необходимости нести ответственность за её сохранность, проявление познавательной инициативы при выполнении заданий вместе с героями интриги.
Содержание урока
№
Этап урока
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Методический комментарий
1
Эмоциональный настрой на урок Слушают учителя. Читает стихотворение: Маша и Миша зовут нас в полёт, Сядем, друзья, поскорей в вертолёт! Мы над полями и над лесами Быстро летим под облаками. Будем внимательны, будем дружны, Чтобы увидеть приметы весны! Включение учащихся в учебную деятельность
2
Актуализация знаний Отвечают на вопросы учителя.
- Ребята, какие приметы весны вы можете назвать?
- Ребята, я предлагаю вам послушать стихотворение. Льдины звонкие разбились И поплыли по реке, И сережки распустились На осине и ольхе. Золотятся нежно ивы, Просветлели их стволы. На орешнике сережки Были видны издали. Набухают соком почки, Скоро весь растает снег. И зеленые листочки Молодой украсят лес.
- О каких растениях говорится в стихотворении? - А что говорится об этих растениях? Фронтальная беседа На доске - карточки с признаками весны.
3
Постановка учебной задачи Формулируют тему урока самостоятельно. Работа по развороту учебника (стр. 48 - 49). Читают тему в учебнике: «Какие растения весной цвести торопятся». Формулируют учебную задачу: узнать, какие растения цветут ранней весной.
- Вы, наверно, догадались, о чем мы будем говорить на уроке? - А как мы можем проверить наши предположения?
- Назовите тему урока.
- Какую учебную задачу поставим перед собой?
Слайд 1
4
Освоение нового содержания Рассматривают иллюстрации в учебнике (стр. 48 - 49). Отвечают на поставленные вопросы.
Читают статью в Хрестоматии на с.46. «Где искать первые весенние цветы"
Сообщения учащихся о первоцветах, стихи.
- Мы вместе с нашими друзьями, Машей и Мишей летим на вертолете. Расскажите, что вы видите с высоты полета? - Увидим ли мы с вертолета, какие деревья уже цветут? - А листочки уже распустились?
- Мы спускаемся с вертолета на землю. Теперь мы можем тщательно рассмотреть цветущие деревья и кустарники. Что заметили? - Где будем искать первые весенние цветы?
- Где появляются первые цветы? Как их называют?
- В весеннем лесу светло и просторно - деревья еще не оделись листвой, ничто не мешает солнцу проникать до самой земли. Этой короткой порой спешат воспользоваться самые разные лесные растения - зацветают многие деревья и кустарники, а у самой земли, там, где еще лежит снег, появляются первые раннецветущие растения.
- Какие цветущие травянистые растения нашли Маша и Миша? Вам помогут рисунки правой стороны разворота в учебнике.
- Некоторые ребята подготовили стихи и сообщения об этих растениях.
- Миша спрашивает Машу и нас: почему эти растения назвали первоцветами? - Первоцветы - это первые растения, которые зацветают ранней весной.
Поиск нужной информации по иллюстрации.
Слайд 2,3,4,5,6
Слайды 7-13
5
Динамический момент
Учащиеся слушают названия растений и выполняют движения.
- Я буду произносить названия различных растений. Если это растение - первоцвет, вы приседаете. Если это другое растение - наклоняетесь вперед. Колокольчик, незабудка, медуница, василек, ромашка, ветреница, астра, гладиолус, мать - и - мачеха, прострел, гвоздика, хохлатка.
Переключение видов деятельности
6
Освоение нового содержания
Дети работают в группах - читают статьи на с. 46 - 49
Высказывают свою точку зрения. Слушают учителя.
Высказывают свою точку зрения.
Чтение по цепочке текста в хрестоматии «Неужели первым весенним цветам не холодно?»
Обсуждают в парах
Стихотворение об охране первоцветов.
- Миша спрашивает, почему эти цветы так назвали? - Ответить на этот вопрос нам поможет хрестоматия.
- Почему первоцвет носит такое имя? Как его ещё называют? Почему? (баранчик, ключики). А ещё это лекарственное растение.
- Какие тайны ветреницы узнали? Почему нельзя срывать даже один маленький цветочек? Это ядовитое растение.
- Почему перелеску так назвали? Мать и мачеху?
- Миша спрашивает, почему эти растения торопятся цвести так рано? - Растения, которые зацветают ранней весной в лесу, светолюбивы и потому развиваются, пока деревья не оделись листвой, которая заслонит свет. Оказывается, раннецветущие растения готовятся к цветению под снегом. Снег защищает их от холода. Все эти растения хорошо переносят морозы
- Еще один вопрос Миши: неужели первым весенним цветам не холодно? Как же защищаются цветы?
- Миша спрашивает, можно ли собрать маленький букетик первоцветов? - Ребята, вы правы, этого ни в коем случае нельзя делать, если хотим, чтобы цветы радовали нас долгое время. А в букете такие растения вянут моментально.
Выясняются причины раннего цветения растений
Выявление мер по охране первоцветов
Выявление мер по охране первоцветов
8
Динамический момент Учащиеся слушают стихотворение и выполняют движения. Если мой совет хороший, Вы похлопайте в ладоши. На неправильный совет Говорите: нет, нет, нет!
*** Говорила Катя Пете: «Принеси ты мне букетик! Я люблю цветы лесные, Желтые и голубые!» Это правильный совет? Нет, нет, нет!
*** Если ты в лесу гуляешь, Кусты и ветки не ломаешь. Если мой совет хороший, Вы похлопайте в ладоши.
*** Как-то Марина просила у Светы: «Ты назови мне все первоцветы». «Ромашки, тюльпаны и васильки, Лютики, кашки - вот эти цветы». Правильный Света дала ей ответ? Нет, нет, нет!
*** Если ты не рвешь цветы, Садишь первоцветы, Наблюдай за ними ты Береги при этом. Если мой совет хороший, Вы похлопайте в ладоши.
9
Применение новых знаний Учащиеся работают в парах - в тетради для с.р. №33 - В тетрадях выбери рис. Растений, которые можно увидеть цветущими весной. Подпишите их названия (можно цифрой) Раскрасьте цветок, который вам понравился.
10
Подведение итогов урока Оценивают свою деятельность на уроке.
- Выполнили ли мы задачи урока? - Что запомнилось и заинтересовало на уроке?
11
Рефлексия Дети показывают своё настроение .
- Какое настроение у вас в конце урока? Покажите.
Приложение. Стихи про первоцветы. Ветреница. На снежинки похожи цветки, Как снежинки, белы и легки, Как снежинки, изящны, прекрасны, Ветерка дуновенью подвластны. Прострел. На проталинке прострел, Как пучок лиловых стрел. На мохнатых стебельках Капли солнышка в цветках Медуница. Что случилось с медуницей, Медуницей-небылицей? Вроде розовой была? Посинела… Отцвела! Крокус. Посмотрите, что за фокус? Из-под снега вылез крокус. На ветру замёрз слегка,
Но прекрасней нет цветка!
* Вот будет он брошен вместе с сором,
Умирают, сжавшись, лепестки...
Это вы срывали без разбора
Беззащитные тугие лепестки.
Для чего вы рвали их? Не знаю!
Быстро вянет нежный первоцвет -
Пусто, скучно стало на поляне:
Вестников весны там больше нет.
Очень просто погубить живое.
Ведь подснежники не могут нам сказать:
"Наслаждайтесь нашей красотою -
Только очень просим вас не рвать!"
* Веселый апрель улыбнулся,
Запел, загалдел, заиграл,
От шума подснежник проснулся
И на проталинке встал.
Запахло, повеяло прелью,
Чуть слышно подснежник твердил:
Спасибо апрелю, спасибо
За то, что меня пробудил.
Сообщения учащихся о первоцветах.
Мать - и - мачеха появляется самой первой, как только сойдёт снег. На голой земле появляются маленькие жёлтые цветки. Секрет в том, что мать - и - мачеха расцветает под снегом. Своё название получило за листья: нижняя сторона листа мягкая и тёплая - «мать», а верхняя жёсткая и холодная - «мачеха». Это лекарственное растение.
Медуницу называют цветок-колдунья. У него на одном стебельке есть цветки разной окраски: розовые, красные, фиолетовые, синие. Своё название растение получило за цветки, в которых много нектара. Медуницу любят шмели и пчелы.
У прострела короткие, покрытые волосками, стебли и крупный, похожий на колокольчик, цветок. Имеет другое название - сон-трава. На Алтае растение стало редким. Сбор прострелов запрещён. Не забудьте - растение ядовито!
Ветреница - это небольшое растение с белым, как звёздочка, цветком. Хрупкое нежное растение дрожит от любого дуновения ветерка. За это и получило своё название. Внимание: растение ядовито!
Первоцвет также является редким растением. В народе его называют примулой. О первоцвете сложено много легенд. Издавна используют как лекарственное растение.
Хохлатка - это знаменитый первоцвет. Растёт в хвойных лесах. Его цветки напоминают хохолки. Цветет хохлатка несколько дней, а потом исчезает. Растение это лекарственное.
Стихи, используемые в уроке
Маша и Миша зовут нас в полёт, Сядем, друзья, поскорей в вертолёт! Мы над полями и над лесами Быстро летим под облаками. Будем внимательны, будем дружны, Чтобы увидеть приметы весны
Льдины звонкие разбились И поплыли по реке, И сережки распустились На осине и ольхе. Золотятся нежно ивы, Просветлели их стволы. На орешнике сережки Были видны издали. Набухают соком почки, Скоро весь растает снег. И зеленые листочки Молодой украсят лес.
ДП
Если мой совет хороший, Вы похлопайте в ладоши. На неправильный совет Говорите: нет, нет, нет!
*** Говорила Катя Пете: «Принеси ты мне букетик! Я люблю цветы лесные, Желтые и голубые!» Это правильный совет? Нет, нет, нет!
*** Если ты в лесу гуляешь, Кусты и ветки не ломаешь. Если мой совет хороший, Вы похлопайте в ладоши.
*** Как-то Марина просила у Светы: «Ты назови мне все первоцветы». «Ромашки, тюльпаны и васильки, Лютики, кашки - вот эти цветы». Правильный Света дала ей ответ? Нет, нет, нет!
*** Если ты не рвешь цветы, Садишь первоцветы, Наблюдай за ними ты Береги при этом. Если мой совет хороший, Вы похлопайте в ладоши.