Урок математики на тему Буквенные выражения 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок математики на тему Буквенные выражения 2 классУрок математики во 2 классе

Умк «Школа России»

Тема:«Буквенные выражения»

Цель урока:

-познакомить детей с новым математическим понятием «буквенные выражения»,

- учить читать и записывать буквенные выражения, находить их значения;

-совершенствовать вычислительные навыки и умение решать текстовые задачи.

Тип урока: открытие новых знаний

Планируемый результат:

Читать и записывать буквенные выражения, находить их значения; выбирать способы действий; соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить; работать в парах и группах; слушать собеседника и вести диалог; оценивать себя и товарищей.

Оборудование: учебник «Математика 2 класс» Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. 1 часть, М.: Просвещение, 2014;

Карточки для работы в парах.

Алгоритм решения буквенных выражений.

Тетради, линейки, простой карандаш.

Ход урока

I.Организационный момент.

(Мотивация к учебной деятельности)

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу.

Желаю вам всем успешного урока.

-А что значит успешный урок?

-Что для этого необходимо?

Значит, мы всё сможем сделать, всё у нас получится.

Мы должны быть внимательными, активными, думать над каждым заданием.

II Самоопределение к деятельности.

1. Каллиграфическая минутка.

На доске записаны числа: 12 и 24.

- Назовите числа. Сколько в каждом числе десятков и единиц?

- В числе 12 - 1 десяток и 2 единицы, а в числе 24 - 2 десятка и 4 единицы. - Одинакова ли роль цифры 2 в данных числах?

- Нет.

- Докажите.

- В числе 12 цифра 2 стоит на месте единиц и показывает их количество, а в числе 24 - на месте десятков и показывает, сколько в данном числе десятков.

- Пропишите в тетради.

2. Устный счѐт.

Начинается наша работа.

С чего начнём мы её?

-С устного счёта.
1. Назовите самое большое однозначное число. (9) 2. Назовите самое большое двузначное число. (99) 3. Назовите самое маленькое трѐхзначное число. (100) 4. Уменьшаемое - 14, вычитаемое - 6. Найдите разность. (8) 5. Из какого числа вычли 5, если получили 6? (11) 6. Назовите число, в котором 4 десятка и 8 единиц. (48) 7. Найти разность чисел 50 и 30. (20) 8. Переведи в см 2дм1см. (21) 9. Сколько ушей у трѐх мышей? (6) 10. Любит рыбку кот Василий, Может съесть он в день 4. Сколько съест он за 5 дней? Посчитай-ка поскорей. (20) 11. Найди периметр квадрата со стороной 15 см. (60 см) 12. На яблоне было 53 яблока, а груш на 47 меньше. Сколько всего было груш и яблок? (на яблоне груши не растут) III. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

1) Как называются эти записи?

70-5

52-50

36+7

48+2

-Примеры, числовые выражения.

А какие выражения называются числовыми?

Выражения, в записи которых используются числа, знаки, скобки

-Найдите значение данных выражений.

4) Как называются эти записи

Выражения, в которых есть окошко; равенства, т.к. есть знак равно. □+12=30 60- □=40 □ -8=50 45+□=60

-Вставьте число в окошко, так чтобы равенство стало верным.

(Ответы детей учитель фиксирует на доске.)

- Что получили, когда вставили числа?

Числовые выражения.
- Разбейте на группы. Сколько получилось групп? По какому признаку разбивали на группы? - Назовите компоненты при нахождении суммы; разности. - Что неизвестно в выражении? - Как найти неизвестное? После проговаривания алгоритма нахождения неизвестного компонента, учитель вписывает числа. - Что записано на доске? (числовые выражения.) - Какая закономерность прослеживается при нахождении значений выражений? - С каким значением будет следующее выражение? - Составьте своё числовое выражение с ответом 70. - Прочитайте свое числовое выражение, используя разные математические термины. Общая оценка класса. Какие знания помогли вам справиться с этим заданием? IV.Фиксация разрыва. Постановка учебной задачи. - Найдите значения числовых выражений. 45 + 30 75 + 5 83 - 7 79 - 34 48 - 4 12 + а Проверка задания (фронтально) - Каким алгоритмом пользовались при решении данных числовых выражений? (1.Заменяю 2.Удобно вычисляю 3.Называю ответ) Проблемная ситуация: -А какое выражение не смогли решить? -Почему у вас не получилось найти значение этого выражения, ведь с предыдущими вы справились? (вместо числа написана буква) (Если ученики не смогут ответить на этот вопрос, то задать дополнительный: чем последнее выражение отличается от предыдущих?) - Значит, что вы не умеете? - А вы хотите этому научиться? - Чему вы должны научиться? - Как бы вы назвали выражение с буквой? V. Поиск решения учебной задачи. 1) Работа по учебнику с.76 -Обратите внимание на иллюстрацию в учебнике. - Мы с вами в Лесной школе. Ребята, посмотрите, какая странная карточка на пеньке. - Вам встречались такие записи? (И да, и нет.) - А какие записи нам встречались? (2+□=8.) - Как мы их решали? (Мы подставляли такое число, чтобы равенство было верным.) - А как вы думаете, можно поставить в «окошко» число? - Давайте попробуем. - Какое число предлагает Зайка? Подставьте в выражение это число, прочитайте его, найдите значение.(запись выражений в тетрадь и на доске) -Ёжик? (аналогично) -Белочка? -Лисичка? -Что мы записали? ( Числовые выражения.) -Какой вывод можно сделать? (Вывод: если в «окошко» вставлять разные числа, получаются разные числовые выражения.) -А как же назвать эту запись 2 + □ ? -Можно ли её прочитать? (Нет.) -Что же нам делать? (Учащиеся выдвигают разные предположения, пока кто-то не предложит такой вариант: вместо «окошко» нужно вставить букву.) -Какую букву? (Не знаем. Если скажут, что из русского алфавита, то спросить: а в других странах все знают русский язык и смогут прочитать такое выражение? Какие должны быть буквы, чтобы их понимали во всех странах мира?) -А где можем узнать? (В учебнике.) -Давайте проверим, совпадает наш вывод с выводом в учебнике? (читаем вывод на стр. 64) - В настоящее время латинский алфавит знаком всем людям на земле. Поскольку изучается на уроках математики, физики, химии. Давайте научимся писать некоторые буквы латинского алфавита. Читаем буквы. Вывешиваю алфавит. Читаем буквы. Находим сходство в написании букв латинского, русского, английского алфавитов. В записи буквенных выражений используются строчные буквы латинского алфавита. -Научимся писать некоторые буквы латинского алфавита. (учитель пишет с объяснением на доске, а дети в тетради.) a, b, c, d, k, l, m, n, o, p, s, t, x. y.

работа по учебнику № 1 стр. 76(учебник) -Вставьте вместо «окошка» букву латинского алфавита. Запишите и прочитайте буквенные выражения: с + 4 10 - а 6 - к - Какие значения может принимать буква в 1 выражении? - Какие значения может принимать буква во 2 выражении? ( Если ученики не догадаются, что значение буквы не может быть больше 10, то задать дополнительный вопрос: а вот я хочу поставить вместо буквы а число 11, какое числовое выражение у меня тогда получится?) -Почему в последнее выражение не стоит подставлять числа 7, 8, 9?
VI.Физминутка.
По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке. И по этой же дорожке скачем мы на правой ножке, По тропинке побежим, до лужайки добежим. На лужайке, на лужайке мы попрыгаем, как зайки. Стоп. Немного отдохнем, и домой пешком пойдём

VII. Этап закрепления новых знаний и способов действий 1) Упражнения в чтении и записи буквенных выражений Работа в парах. У каждой пары яблоко с заданием: вставить вместо «окошка» букву латинского алфавита, прочитать. У доски стоит корзинка, её нужно заполнить плодами ваших знаний, приобретённых на уроке. (Дети выходят к доске, читают буквенные выражения и кладут яблоко в корзинку.)
2) Упражнение в нахождении значения буквенных выражений. Работа по учебнику. -Найдём значение буквенных выражений, выполнив задание №2 на с.77. Но сначала составим алгоритм решения буквенных выражений. Работа в «четверках». (2 - 3 мин) Проверка. Зачитывает свой вариант одна группа, участники остальных групп слушают, дополняют, исправляют, комментируют. Учитель фиксирует на доске.

  1. Прочитать буквенное выражение;
  2. Записать буквенное выражение;
  3. Записать значение буквы;
  4. Подставить в выражение число;
5) Найти значение полученного числового выражения. -Я вывешу алгоритм и образец записи на наборное полотно. к + 7, к =10 10 + 7 = 17 Выполнение задания у доски с комментированием 3) Решение задачи с неизвестными данными. У Ани было а красных банта и 5 синих. Сколько всего бантов было у Ани? - О чём идёт речь в задаче? - Что сказано о бантах? - Сколько было красных? - Сколько было синих? - Какой главный вопрос в задаче? - Каким действием будем находить кол-во флажков? (не флажков, а бантов) -Что с чем будем складывать? (а+5) - Возможно, ли ответить на вопрос задачи? (Нет, мы не можем посчитать, не хватает данных.) - Подумайте, что можно изменить в задаче, чтобы решить её? (Заменить латинские буквы на числа.) - Сколько может быть вариантов решения? (много) - Какой вывод мы можем сделать? (Если вместо латинской буквы подставлять разные числа, получаться разные результаты.)
VI. Работа над пройденным материалом 1) Работа по учебнику - Прочитайте условие задачи №3 на странице 77. - Задайте вопросы, если вам что-то не понятно в условие задачи. - Запишите краткую запись к задаче. Самопроверка по образцу: Было  50 р. и 10 р. Истратила  30 р. Осталось  ? р.  Решите задачу самостоятельно ( сильные учащиеся решают самостоятельно) А со слабоуспевающими детьми задачу прорабатываю подробно, оба варианта:  Сколько денег было у мамы?  Как узнать, сколько всего было денег? О чём говорит союз и?  Чему равна общая сумма?  Сколько денег потратила мама на покупку овощей?  Каким действием мы найдём, сколько денег осталось у мамы? Какое выражение у нас получается? ((50 + 10) - 30 = 30 (р.))  Рассмотрим второй способ:  Сколько денег было у мамы?  Сколько ей надо заплатить?  Как бы вы стали расплачиваться на месте мамы, имея купюру в 50 руб. и 10 руб.? Какую купюру подали продавцу? (50 руб.)  А что получили? (сдачу, остаток)  Каким образом найти, сколько денег отдал продавец маме? (50 - 30)  Что вы сделаете со сдачей, полученной от продавца? (добавим к купюре 10 руб.)  Какое выражение у нас получается? ((50 - 30) + 10 = 30(р.))  Какой запишем ответ? -Теоретически мы нашли два способа решения задачи. -Представьте, что вы пошли в магазин, каким способом решения вы воспользуетесь? (Вторым способом.)
- Дети, вернёмся к условию задачи. - Какую сумму могла бы заплатить мама в магазине, имея купюры 50 рублей и 10 рублей? (20р., 40р. и т.д.) -Как я могу отобразить это в условии задачи? (Заплатила с рублей.) -Запишите выражения, являющиеся решением задачи. Дети записывают на доске и в тетради: (50+10)-с (50-с)+10 (10-с)+50 В каком случае будет «работать» второе выражение? (покупка стоимостью меньше 50 рублей) В каком случае будет «работать» третье выражение? (покупка стоимостью меньше 10 рублей)
VII. Рефлексия учебной деятельности - С какой трудностью вы столкнулись сегодня на уроке при нахождении значений выражений? - Что вы не умели делать в начале урока? ( или значения каких выражений вы не умели находить?) - Чему вы научились на этом уроке, чего не умели делать вчера? - Оцените то, как вы этому научились, выполнив задание «Проверь себя» на с.77 самостоятельно. Самопроверка по образцу на доске. - Оцените то, как вы поняли новый материал с помощью «волшебной» линеечки. - Оцените свою работу на всем протяжении урока. - В чем вы испытали трудность при выполнении этого задания?
VIII. Подведение итогов урока. -Что вы сейчас записывали? (Буквенные выражения.) -Какое выражение мы называем буквенным? -Буквы какого алфавита используются при записи буквенных выражений? (латинского) IX. Домашнее задание Базовый: с. 77 № 3, № 4. Повышенный: составить буквенное выражение, подставить числа и найти его значение.
































12


© 2010-2022