Календарно-тематическое планирование по факультативному занятию. 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное учреждение образования

«Средняя школа №1 г.Новополоцка»






Календарно-тематическое планирование

по факультативному занятию

«Учимся говорить правильно»


1 класс



учитель начальных классов

Проверила:

зам.директора по УВР

__________

«______»____________20 г.




20 /20 учебный год

№ п/п

Дата

Название темы

Цель занятия


Материал

Беседа «Вспомним о лете»

Формировать умение высказываться по предложению педагога, откликаться на высказывания партнёров по общению.

Картины и фото о лете

    «Это правда или нет?» (ознакомление детей с небылицами)

    Формировать умение воссоздавать реальные связи предметов и явлений, подчеркивать их качества, свойства, отношения.

    Народные и авторские небылицы

      Инсценировка сказки «Лиса и рак»

      Учить рассказывать и разыгрывать сказку, образовывать близкие по смыслу однокоренные слова и подбирать синонимы к слову.

      Пальчиковые игрушки

        Беседа «Наши четвероногие друзья»

        Формировать умение рассуждать, развивать диалогическую форму речи, умение принимать участие в групповом разговоре.

        Изображения домашних животных, птиц, загадки о них

          «Что звучит вокруг нас?»

          Познакомить с миром звуков - живых и неживых. Показать, что вслушиваясь в звучание мира, мы догадываемся о событиях, происходящих вокруг нас.

          Стихи, загадки, в которых обыгрываются звуки улицы, природы, погоды, голоса животных и т.п. (Э.Мошковская «Ночные стихи», «Тарахтение с утра», С.Маршак «Азуга», А.Барто «Игра в слова», Дж.Ривз «Шумный Ба-бах», Г.Сапгир «Цветные слова» и др.)


            «Какие бывают слова?»

            Показать учащимся, что есть особенный мир - мир слов, отличающийся от предметного мира (разнообразность слов).

            Стихи А.Шибаева «Слова, слова, слова», А.Барто «Слова», М.Пляцковского «Какие бывают слова».

              «Волшебные слова»

              Учить объяснять смысл поговорок. Развивать диалогическую форму речи, умение принимать участие в групповом разговоре.

              Рассказ Осеевой «Волшебное слово», стихи и поговорки о вежливости

                «Упрямые слова»

                Обратить внимание детей на то, что некоторые слова не изменяются в речи, учиться составлять предложения по картинкам.

                Картинки: пальто, кино, кафе, метро. Стихи и загадки о названных предметах

                  «Вредные советы»

                  Формировать у детей умение воссоздавать реальные связи предметов и явлений, подчеркивать их качества, свойства, отношения, развивать чувство юмора.

                  Стихотворение Г.Остера «Вредные советы»

                    «Самые важные слова»

                    Продолжить формировать значение слова «слово». Показать, что среди слов есть самые важные (мама, мир, Беларусь…)

                    Рассказы и стихи о маме, мире, Беларуси

                      «Я придумал слово»

                      Рассказать детям, что слово имеет значение, обозначает какой-либо предмет, качество, действие.

                      Стихотворение И.Токмаковой «А я придумал слово», И.Михайловой «Ничего»

                        «Кто мы?»

                        Показать многозначность того, что окружает нас, упражняться в употреблении слов, обозначающих людей в разных ситуациях (хозяйка, покупатель, зритель, дочка и т.п.). Обратить внимание на способы образования слов (читает - читатель, покупает - покупатель, приходит в гости - гость и др.)

                        Стихотворение Р.Сеф «Необычный пешеход»

                          Наши встречи в природе

                          Побуждать детей высказываться на темы из личного опыта, выслушивать друг друга.

                          Загадки, стихи и песни о животных

                            «Эники-беники ели вареники»

                            Показать детям употребительность в поэтических произведениях слов, не имеющих значения; приобщать к языковой игре.

                            Детские считалочки, народные загадки, содержащие слова, не имеющие значения

                              «Кто у кого?»

                              Актуализация знаний в соотношении животных и их детенышей. Упражняться в образовании названий детенышей животных.

                              Загадки о животных и их детенышах. Стихотворение «Кто кем становится»

                                Беседа «К нам пришел Новый год»

                                Учиться составлять устное высказывание по теме, участвовать в групповой беседе, реагировать на высказывания партнера.

                                Изображения на новогоднюю тематику

                                  Игра-драматизация сказки «Как осёл петь перестал»

                                  Учить характеризовать героя сказки, передавать суть сказки, объяснять смысл поговорок.

                                  Игрушки для инсценировки

                                    «Найди нужное слово»

                                    Познакомить со словами, противоположными по значению. Учить объяснять смысл пословиц и поговорок.

                                    Стихотворение В.Данько «Река и ручеек», Дж.Чиарди «Наоборот», пословицы и поговорки, содержащие антонимы («Труд кормит, а лень портит», «Умел начать, умей окончить» и др.)

                                      Беседа «Дети в семье»

                                      Учить принимать участие в групповой беседе: внимательно слушать, высказываться на темы из личного опыта, рассуждать.

                                      Стихотворение Л.Квитко «Лемеле хозяйничает», Ш.Галиева «Братик плачет»

                                        «Почему так называют?»

                                        Учить объяснять происхождение некоторых слов (подосиновик, опята, подснежник, ушанка, бескозырка, листопад, водопад и т.п.).

                                        Стихи и загадки о предметах, происхождение названий которых дети могут объяснить

                                          Игра «Кузовок»

                                          Образовывать уменьшительно-ласкательные наименования, соотносить действие с его названием.

                                          Корзинка, расписной платок, предметы, которые дети кладут в корзинку в случае ошибочного ответа (фанты)

                                            Игра-инсценировка по сказке А.Н.Толстого «Еж»

                                            Учиться рассказывать и разыгрывать сказку, точно обозначать словом характер персонажей, передавать образ персонажа через выразительные движения.

                                            Игрушечный теленок, ежик

                                              «Вопросы и ответы»

                                              Развить у детей умение правильно отвечать на вопросы, быть внимательными к деталям. Развивать воображение, мышление, речь.

                                              Стихотворение А.Шибаева «Винегрет». Картинки с предметным или сюжетных содержанием

                                                Фразеологизм: «Повесил нос и вышел с носом»

                                                Познакомить детей со значением фразеологизмов, в состав которых входит слово нос, учить подбирать синонимы к фразеологизмам.

                                                Ряд фразеологизмов

                                                  «Зубастый гребешок» (сочинение по набору картинок)

                                                  Познакомить с многозначными словами гребешок, зуб. Объяснить смысл фразеологизмов «держать язык за зубами», «язык до Киева доведёт». Формировать умение сочинять рассказы по картинкам.

                                                  Картинки: гребень, петух, гора, волна, крыша, грабли, пила, павлин. Загадки и стихи о названных предметах

                                                    Беседа «Поговорим о безопасности»

                                                    Ознакомить с основными правилами безопасности в школе. Формировать навык участия в содержательном разговоре, рассуждать, обосновывать свои высказывания, откликаться на рассуждения собеседников. Учить соблюдать очередность в разговоре.

                                                    Плакат с правилами безопасного поведения в помещении и на улице

                                                      Беседа «Как животные помогают человеку?»

                                                      Развивать диалогическое общение: умение слушать, инициативно высказываться, реагировать на высказывания собеседников.

                                                      Картинки: собака, гуси, черепаха, дельфин, страус. Статьи о животных, помогающих людям

                                                        «Весёлые рифмы»

                                                        Учить улавливать ритм и рифму в стихотворной речи, подбирать рифмующиеся слова: привлекать к совместному придумыванию двустиший.

                                                        Отрывок из рассказа Н.Носова «Незнайка-поэт», стихи Дж.Чиарди «Удивительные птицы», Д.Хармса «Пирог»

                                                          «Невпопад» (творческое рассказывание)

                                                          Развить способность к словотворчеству, привлекать к экспериментированию со словом - придумывать несуществующие слова - названия животных путем «скрещивания» частей двух слов.

                                                          Стихотворение И.Токмаковой «Невпопад», Н.Кончаловской «Удивительный огород» и др.

                                                            «Моё интервью»

                                                            Развить у детей умение формулировать и задавать вопросы, правильно отвечать на них, быть внимательным к деталям.

                                                            Потешки и стихи, содержащие диалоги («Кисонька-мурысонька», «Перчатки», О.Григорьев «Яма»)




                                                            Список использованной литературы:


                                                            1. Образовательный портал adu.by/ Программа занятий по интересам «Учимся говорить правильно». Н.С.Старжинская..


                                                            © 2010-2022