Конспект урока по русскому языку

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык 2 класс.

УМК «Школа России»

Тема: Проверяемые безударные гласные в корне слова.

Цели: закреплять умение применять различные способы проверки написания безударных гласных в корне слова; развивать логическое мышление, внимание, память, связную речь, орфографическую зоркость;воспитывать любовь к животным.

Задачи:

Познавательные:Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные: Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. Умение контролировать в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коммуникативные:Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Планируемые результаты: Учащиеся научатся:анализировать слова и распознавать на слух ударные и безударные гласные в слове;наблюдать и устанавливать, что произношение и обозначение на письме ударных гласных не расходится; произношение и обозначение на письме безударных гласных может совпадать (не расходиться), а может расходиться.

Оборудование:карточки со словами; конверты с яблочками; индивидуальные листы для диагностики; компьютер, экран, игра «Угадай букву», картинка ёжика, карточки для групповой и работы в парах, индивидуальные карточки, оценочный лист.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
В добрый час, ребята! Будем, ребята, беречь доброту, Будет, ребята, беречь красоту, Будем дерзать, будем творить, Улыбку познанья Уроку дарить!
  1. Актуализация знаний.

Ребята, а зачем вам нужно знать и учить русский язык? (чтобы общаться, чтобы правильно говорить слова, чтобы правильно писать слова)

Правильно ребята. Вот и сегодня мы проведем урок с пользой, чтобы вам в дальнейшем пригодились знания полученные на уроке.

- Урок русского языка мне хочется начать с пословицы. Вот беда, она рассыпалась. Помогите ее собрать.Работа в парах.

День, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку.

- Какую пословицу собрали?

Слайд 1

Конспект урока по русскому языку

Каждый деньжизнь прибавляет нам частичку мудрости.

- Как понимаете значение пословицы?
- Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым?

Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым нужно очень много знать, обладать жизненным опытом, стать взрослым, а вы еще молоды, вам предстоит многое узнать и многому научиться.

- К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чем вы стали умнее и мудрее за этот урок.

3. Постановка проблемы урока

- Я хочу рассказать вам одну историю.

Слайд 2

Конспект урока по русскому языку

Саша написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Старшая сестра Саши передала записку Коле. Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером.
«Мяч будет», - сказал товарищам Саша.
«Колька принесет». Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.

- Почему так получилось? (Мальчик не знал правило и написал неправильно слово «мячом»).
- Какое правило не знал Саша? (Правило о правописании безударных гласных в корне слова).
- Что же нужно уметь, чтобы не повторять ошибки Саши?
(Ставить ударение и подбирать проверочные слова.)
- Какие способы подбора проверочных слов мы используем для проверки безударной гласной в корне?
(Два способа. Мы можем изменить форму числа так, чтобы безударный гласный стал ударным, или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.)
- Как правильно записать это слово?
с м…чом - мяч - мячом

Слайд 3

Конспект урока по русскому языку
- Что мы посоветуем Саше? (Выучить правило о правописании безударной гласной в корне слова).

4. Постановка темы и цели урока

- Исходя из этой проблемы, сформулируйте тему нашего урока.
(Правописание безударных гласных в корне слова.)
- Какие цели поставим перед собой?
(Закреплять наши знания о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне. Учиться правильно писать слова с безударной гласной. Уметь подбирать однокоренные слова.
-Какие личностно-значимые цели поставите перед собой?
- На сегодняшнем уроке продолжим работу по правописанию безударных гласных, будем совершенствовать наши умения в подборе проверочных слов двумя способами, поработаем над развитием не только письменной, но и устной речи, узнаем некоторые сведения из жизни одного забавного животного.
Отгадайте загадку и вы узнаете, кто будет нашим помощником на уроке.

5. Загадка.

Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (ёж)

- Это наш старый знакомый. На каком уроке мы встречались с ним?

- Вспомните, с каким произведением на уроке литературного чтения мы познакомились, где одним из героев был еж? («Страшный рассказ» Е. Чарушин.)

6. Минутка чистописания.

- Ёжик предлагает провести минутку чистописания и выполнить пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика

Ежик топал по дорожке.
Он нес яблочки в лукошке,
Чтобы их все сосчитать
Нужно пальцы загибать.

- Чтобы узнать какие буквы будем писать на минутке чистописания, выполним задание.

Игра «Угадай букву»

- Какая буква лишняя ?

-Почему?

Напиши заглавную букву я в соединении со строчной пол строчки

- Назови слова в которых встречается буква я.

7. Знакомство со словарным словом

- А вот какое слово подготовил для вас ёжик. Прочитайте его транскрипцию. (йаблака)
(Вывешивается табличка со словом.)
- Сколько букв в слове яблоко?

- Сколько звуков?

- Почему?
- Что такое яблоко? (Это плод дерева яблони.)
- Запишите новое словарное слово, поставьте ударение, подчеркните все орфограммы, запомните непроверяемую безударную гласную.

Подбери однокоренные слова к этому слову( яблоко, яблонька, яблочко, яблочный)

- Как пишется корень в однокоренных словах? (Одинаково).

- Составьте предложение в котором слово яблоко будет означать плод дерева яблони.

- Запишите это предложение. (На столе лежит большое яблоко..)

- Дайте характеристику этому предложению. (повествовательное, невосклицательное, распространенное, простое)

- Почему простое предложение?

- Выделите грамматическую основу. (Яблоко лежит)

- Какие опасные места встречаются в этом предложении?

- Подбери проверочные слова. (стол, лёжа, больше)

8. Словарная работа

Ёж рассыпал яблоки соберём их.

(На доске написаны слова: платок, стр…на, пенал, гр…бы, з…мля, гр…за, малина, тетрадь, лопата)
- Что общего у всех этих слов?
(Все слова - имена существительные, нарицательные, отвечают на вопрос что?)
- По каким двум признакам одновременно можно сгруппировать эти слова?
Какие группы у вас получились?
(К первой группе можно отнести слово стр…на, гр..бы, з…мля. Это слова с проверяемой безударной гласной в корне.)
(Ко второй группе можно отнести слова платок, , тетрадь, лопата. Это слова с непроверяемой безударной гласной в корне.)

Работа в группах.

1 группа ( красные кружки)- вставит пропущенные буквы и подберет проверочные слова ( при проверки выяснить какой способ проверки использовали ученики)

2 группа (синие кружки) - вставит пропущенные буквы поставит ударение, разделит слова на слоги

3 группа ( зелёные кружки)- поставит ударение, разделит на слоги

Проверка.

9. Работа по учебнику с. 98 упр. 2

Запиши слова после проверочных слов.

Какой сделаем вывод :

- Какой способ проверки вы использовали в данном упражнении?

Физкультминутка

- Пришло время отдохнуть.
- Продолжаем наш урок. Ежик приготовил для вас задание. Будьте внимательными.

10. Работа в парах. Подчеркни для каждого слова проверочные слова. Вставь пропущенные буквы.

в…дяной подводный водный вода

заб…леть боль больно больной

л…сок лес прелесок лесник

з…мовье зимний зимушка зима

Самопроверка. Слайд 4

Конспект урока по русскому языку

- Какой способ проверки использовали? (Подбирали однокоренные слова)
- Какой вывод сделаем?
- Вот мы преодолели следующую ступеньку на пути к мудрости.

12. Работа с текстом. Слайд 5

Конспект урока по русскому языку

- Прочитайте.

Около п…нька с…дят л…сные зв…рьки. На сп…не у этих см…шных зв…рьков видны к…лючки. Они остры.

- Что прочитали? (Текст.) Докажите.
- Какой тип текста?
- Придумайте заголовок.
- Какие виды орфограмм встретились в тексте?
- Запишите текст, вставляя пропущенные орфограммы, применяя известные способы проверки. Какие способы?
- Пропущенные орфограммы выделить.

Слайд 6

Конспект урока по русскому языку

Творческая работа.

- Проведем творческую работу. Придумайте продолжение текста и допишите его.
- Какую пользу приносят ежи? (Ловит червей, жуков, лесных мышей, ядовитых змей.)

Дополнительная информация

Весной в ежиной норе появляются малыши. Ежата рождаются совсем голенькими, с закрытыми глазами и ушами. Через несколько часов на их коже появляются бугорки. Потом из бугорков выходят мягкие иголочки. Иголочки твердеют. Из них получаются грозные колючки. Мама-ежиха очень любит своих детей, кормит их своим молоком, почувствовав первые признаки опасности, перетаскивает в другое, более спокойное местечко, которое приглядела заранее.
- Как проверить безударную гласную в корне слова?
- Ежик очень доволен вашей работой.

13. Итог урока

Слайд 8

Конспект урока по русскому языку

- Вспомним, с какой пословицы мы начали наш урок.
- Стали вы мудрее? В чем?
- Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?
- Чему научились на уроке?
- Что было трудным на уроке?
- Что было для вас самым интересным на уроке?
- Какие задания вы хотели бы выполнить на следующем уроке?

15. Рефлексия

- Какое у вас настроение в конце урока?
- Оцените свою работу. Для этого достаньте из конвертов яблочки. Кто доволен своей работой, прикрепите красное яблочко на ежика.
- У кого не все получалось на уроке и ему немного грустно - зеленое яблоко.

Домашнее задание: Укого красный кружок - упр134 с. 97, дополнительный материал на тему «Интересные факты о слове тетрадь»

Синий кружок - с.97 упр 134 Составить и записать с одним из слов предложение.

Зелёный кружок - с.97 упр 134








































- Что вы знаете об обозначении гласных звуков на письме? - Сколько гласных звуков в русском языке? - А сколько букв гласных звуков? !Игра «Цветик-семицветик».

На каждом бумажном лепестке записано слово. Дети делятся на группы, каждой группе достается лепесток. После обсуждения капитан группы выходит к доске, объясняет написание гласной

Конспект урока по русскому языку

Что вам помогло сделать правильный выбор?
!Игра «Быстрый ответ». У ведущего - список слов с безударной гласной. Он называет слово и указывает на игрока, который должен отвечать. Отвечающий быстро называет безударную гласную и подтверждает ответ проверочным словом. Моря, столы, гора, река, сестра, старик, коса, слеза, шкафы, дела, дома, роса, стена, дворы, перо. - Какое правило проверки безударных гласных помогло справиться с заданием?

Вставьте пропущенную букву. Запишите проверочное слово, поставьте знак ударения. …- сл..ва …- р..ды …- л..цо …- х..лмы …- д..ла …- зв..рёк …- ч..сы …- п..ля …- к..льцо

- Какое время года ? (За окном осень). - Что происходит с листьями? (опадают) - Листики, падая с деревьев, закрыли буквы, где можно допустить ошибки. Ваша задача: подобрать проверочное слово, вставить пропущенную букву. (запись в тетради) Тр..ва, л..сток, цв..ты, р..са, д..жди, сн..жок.



Найди лишнее слово, докажи почему они лишние. Нос, носильщик, носик. Рисовая, рисование, рис. Вода, водитель, подводный. - Хорошо справились с этим заданием, значит легко будет подбирать однокоренные слова. А какие слова называются однокоренными?

Найди ошибки и исправь, объясни, почему выбрал ту или иную букву. После даждя пахнет в лису гребами. На лисныхпалянахпоказались лисички.

Написание безударных гласных в корне.

  1. Прочитай слово.

  2. Поставь ударение.

  3. Выдели корень.

  4. Подчеркни безударный гласный в корне.

  5. Подбери проверочное слово.

  6. Напиши слово, вставь буквы.

  7. Обозначь орфограмму.

Игра "Как вы думаете?".

- Поработаем в двух группах (у каждого по 3 - 4 карточки со словами).

Как вы думаете, в какую колонку нужно вставить слова, которые есть у вас? Проверьте друг друга, если сомневаетесь - переверните карточку.

а

и

е

Слова: т.шина, тр.винка, зач.рованный, пт.нцы, в.твистый, з.лёный, л.ства, б.льчонок, б.рёзовая, т.инственный.

- Что объединяет эти слова? (безударная гласная в корне)

- Как проверить написание безударной гласной в корне слова?

(Составляется кластер)

Конспект урока по русскому языку

7. Актуализация знаний

(На доске написаны слова: стр…на, лопата, гр…бы, з…мля, гр…за, малина, п…тно)
- Что общего у всех этих слов?
(Все слова - имена существительные, нарицательные, отвечают на вопрос что?)
- По каким двум признакам одновременно можно сгруппировать эти слова?
Какие группы у вас получились?
(К первой группе можно отнести слово стр…на, гр..бы, з…мля, гр…за, п…тно. Это слова с проверяемой безударной гласной в корне. Все они состоят из двух слогов.)
(Ко второй группе можно отнести слова лопата и малина. Это слова с непроверяемой безударной гласной в корне. Они состоят из трех слогов.)

8. Запись слов

- Запишем слова с проверяемой безударной гласной в корне после проверочных. Выделим корень в словах, подчеркнем буквы на месте безударных гласных звуков.
- Какой способ проверки применили? (Изменение формы числа слова)
- Давайте продолжим наш урок и постараемся преодолеть следующую ступеньку на пути к мудрости.


© 2010-2022