- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку
Конспект урока по русскому языку
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Давыдова В.М. |
Дата | 08.10.2014 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
Русский язык 2 класс.
УМК «Школа России»
Тема: Проверяемые безударные гласные в корне слова.
Цели: закреплять умение применять различные способы проверки написания безударных гласных в корне слова; развивать логическое мышление, внимание, память, связную речь, орфографическую зоркость;воспитывать любовь к животным.
Задачи:
Познавательные:Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Регулятивные: Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. Умение контролировать в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Коммуникативные:Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Планируемые результаты: Учащиеся научатся:анализировать слова и распознавать на слух ударные и безударные гласные в слове;наблюдать и устанавливать, что произношение и обозначение на письме ударных гласных не расходится; произношение и обозначение на письме безударных гласных может совпадать (не расходиться), а может расходиться.
Оборудование:карточки со словами; конверты с яблочками; индивидуальные листы для диагностики; компьютер, экран, игра «Угадай букву», картинка ёжика, карточки для групповой и работы в парах, индивидуальные карточки, оценочный лист.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
Ребята, а зачем вам нужно знать и учить русский язык? (чтобы общаться, чтобы правильно говорить слова, чтобы правильно писать слова)
Правильно ребята. Вот и сегодня мы проведем урок с пользой, чтобы вам в дальнейшем пригодились знания полученные на уроке.
- Урок русского языка мне хочется начать с пословицы. Вот беда, она рассыпалась. Помогите ее собрать.Работа в парах.
День, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку.
- Какую пословицу собрали?
Слайд 1
Каждый деньжизнь прибавляет нам частичку мудрости.
- Как понимаете значение пословицы?
- Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым?
Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым нужно очень много знать, обладать жизненным опытом, стать взрослым, а вы еще молоды, вам предстоит многое узнать и многому научиться.
- К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чем вы стали умнее и мудрее за этот урок.
3. Постановка проблемы урока
- Я хочу рассказать вам одну историю.
Слайд 2
Саша написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Старшая сестра Саши передала записку Коле. Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером.
«Мяч будет», - сказал товарищам Саша.
«Колька принесет». Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.
- Почему так получилось? (Мальчик не знал правило и написал неправильно слово «мячом»).
- Какое правило не знал Саша? (Правило о правописании безударных гласных в корне слова).
- Что же нужно уметь, чтобы не повторять ошибки Саши?
(Ставить ударение и подбирать проверочные слова.)
- Какие способы подбора проверочных слов мы используем для проверки безударной гласной в корне?
(Два способа. Мы можем изменить форму числа так, чтобы безударный гласный стал ударным, или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.)
- Как правильно записать это слово?
с м…чом - мяч - мячом
Слайд 3
- Что мы посоветуем Саше? (Выучить правило о правописании безударной гласной в корне слова).
4. Постановка темы и цели урока
- Исходя из этой проблемы, сформулируйте тему нашего урока.
(Правописание безударных гласных в корне слова.)
- Какие цели поставим перед собой?
(Закреплять наши знания о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне. Учиться правильно писать слова с безударной гласной. Уметь подбирать однокоренные слова.
-Какие личностно-значимые цели поставите перед собой?
- На сегодняшнем уроке продолжим работу по правописанию безударных гласных, будем совершенствовать наши умения в подборе проверочных слов двумя способами, поработаем над развитием не только письменной, но и устной речи, узнаем некоторые сведения из жизни одного забавного животного.
Отгадайте загадку и вы узнаете, кто будет нашим помощником на уроке.
5. Загадка.
Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (ёж)
- Это наш старый знакомый. На каком уроке мы встречались с ним?
- Вспомните, с каким произведением на уроке литературного чтения мы познакомились, где одним из героев был еж? («Страшный рассказ» Е. Чарушин.)
6. Минутка чистописания.
- Ёжик предлагает провести минутку чистописания и выполнить пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика
Ежик топал по дорожке.
Он нес яблочки в лукошке,
Чтобы их все сосчитать
Нужно пальцы загибать.
- Чтобы узнать какие буквы будем писать на минутке чистописания, выполним задание.
Игра «Угадай букву»
- Какая буква лишняя ?
-Почему?
Напиши заглавную букву я в соединении со строчной пол строчки
- Назови слова в которых встречается буква я.
7. Знакомство со словарным словом
- А вот какое слово подготовил для вас ёжик. Прочитайте его транскрипцию. (йаблака)
(Вывешивается табличка со словом.)
- Сколько букв в слове яблоко?
- Сколько звуков?
- Почему?
- Что такое яблоко? (Это плод дерева яблони.)
- Запишите новое словарное слово, поставьте ударение, подчеркните все орфограммы, запомните непроверяемую безударную гласную.
Подбери однокоренные слова к этому слову( яблоко, яблонька, яблочко, яблочный)
- Как пишется корень в однокоренных словах? (Одинаково).
- Составьте предложение в котором слово яблоко будет означать плод дерева яблони.
- Запишите это предложение. (На столе лежит большое яблоко..)
- Дайте характеристику этому предложению. (повествовательное, невосклицательное, распространенное, простое)
- Почему простое предложение?
- Выделите грамматическую основу. (Яблоко лежит)
- Какие опасные места встречаются в этом предложении?
- Подбери проверочные слова. (стол, лёжа, больше)
8. Словарная работа
Ёж рассыпал яблоки соберём их.
(На доске написаны слова: платок, стр…на, пенал, гр…бы, з…мля, гр…за, малина, тетрадь, лопата)
- Что общего у всех этих слов?
(Все слова - имена существительные, нарицательные, отвечают на вопрос что?)
- По каким двум признакам одновременно можно сгруппировать эти слова?
Какие группы у вас получились?
(К первой группе можно отнести слово стр…на, гр..бы, з…мля. Это слова с проверяемой безударной гласной в корне.)
(Ко второй группе можно отнести слова платок, , тетрадь, лопата. Это слова с непроверяемой безударной гласной в корне.)
Работа в группах.
1 группа ( красные кружки)- вставит пропущенные буквы и подберет проверочные слова ( при проверки выяснить какой способ проверки использовали ученики)
2 группа (синие кружки) - вставит пропущенные буквы поставит ударение, разделит слова на слоги
3 группа ( зелёные кружки)- поставит ударение, разделит на слоги
Проверка.
9. Работа по учебнику с. 98 упр. 2
Запиши слова после проверочных слов.
Какой сделаем вывод :
- Какой способ проверки вы использовали в данном упражнении?
Физкультминутка
- Пришло время отдохнуть.
- Продолжаем наш урок. Ежик приготовил для вас задание. Будьте внимательными.
10. Работа в парах. Подчеркни для каждого слова проверочные слова. Вставь пропущенные буквы.
в…дяной подводный водный вода
заб…леть боль больно больной
л…сок лес прелесок лесник
з…мовье зимний зимушка зима
Самопроверка. Слайд 4
- Какой способ проверки использовали? (Подбирали однокоренные слова)
- Какой вывод сделаем?
- Вот мы преодолели следующую ступеньку на пути к мудрости.
12. Работа с текстом. Слайд 5
- Прочитайте.
Около п…нька с…дят л…сные зв…рьки. На сп…не у этих см…шных зв…рьков видны к…лючки. Они остры.
- Что прочитали? (Текст.) Докажите.
- Какой тип текста?
- Придумайте заголовок.
- Какие виды орфограмм встретились в тексте?
- Запишите текст, вставляя пропущенные орфограммы, применяя известные способы проверки. Какие способы?
- Пропущенные орфограммы выделить.
Слайд 6
Творческая работа.
- Проведем творческую работу. Придумайте продолжение текста и допишите его.
- Какую пользу приносят ежи? (Ловит червей, жуков, лесных мышей, ядовитых змей.)
Дополнительная информация
Весной в ежиной норе появляются малыши. Ежата рождаются совсем голенькими, с закрытыми глазами и ушами. Через несколько часов на их коже появляются бугорки. Потом из бугорков выходят мягкие иголочки. Иголочки твердеют. Из них получаются грозные колючки. Мама-ежиха очень любит своих детей, кормит их своим молоком, почувствовав первые признаки опасности, перетаскивает в другое, более спокойное местечко, которое приглядела заранее.
- Как проверить безударную гласную в корне слова?
- Ежик очень доволен вашей работой.
13. Итог урока
Слайд 8
- Вспомним, с какой пословицы мы начали наш урок.
- Стали вы мудрее? В чем?
- Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?
- Чему научились на уроке?
- Что было трудным на уроке?
- Что было для вас самым интересным на уроке?
- Какие задания вы хотели бы выполнить на следующем уроке?
15. Рефлексия
- Какое у вас настроение в конце урока?
- Оцените свою работу. Для этого достаньте из конвертов яблочки. Кто доволен своей работой, прикрепите красное яблочко на ежика.
- У кого не все получалось на уроке и ему немного грустно - зеленое яблоко.
Домашнее задание: Укого красный кружок - упр134 с. 97, дополнительный материал на тему «Интересные факты о слове тетрадь»
Синий кружок - с.97 упр 134 Составить и записать с одним из слов предложение.
Зелёный кружок - с.97 упр 134
- Что вы знаете об обозначении гласных звуков на письме? - Сколько гласных звуков в русском языке? - А сколько букв гласных звуков? !Игра «Цветик-семицветик».
На каждом бумажном лепестке записано слово. Дети делятся на группы, каждой группе достается лепесток. После обсуждения капитан группы выходит к доске, объясняет написание гласной
Что вам помогло сделать правильный выбор?
!Игра «Быстрый ответ». У ведущего - список слов с безударной гласной. Он называет слово и указывает на игрока, который должен отвечать. Отвечающий быстро называет безударную гласную и подтверждает ответ проверочным словом. Моря, столы, гора, река, сестра, старик, коса, слеза, шкафы, дела, дома, роса, стена, дворы, перо. - Какое правило проверки безударных гласных помогло справиться с заданием?
Вставьте пропущенную букву. Запишите проверочное слово, поставьте знак ударения. …- сл..ва …- р..ды …- л..цо …- х..лмы …- д..ла …- зв..рёк …- ч..сы …- п..ля …- к..льцо
- Какое время года ? (За окном осень). - Что происходит с листьями? (опадают) - Листики, падая с деревьев, закрыли буквы, где можно допустить ошибки. Ваша задача: подобрать проверочное слово, вставить пропущенную букву. (запись в тетради) Тр..ва, л..сток, цв..ты, р..са, д..жди, сн..жок.
Найди лишнее слово, докажи почему они лишние. Нос, носильщик, носик. Рисовая, рисование, рис. Вода, водитель, подводный. - Хорошо справились с этим заданием, значит легко будет подбирать однокоренные слова. А какие слова называются однокоренными?
Найди ошибки и исправь, объясни, почему выбрал ту или иную букву. После даждя пахнет в лису гребами. На лисныхпалянахпоказались лисички.
Написание безударных гласных в корне.
-
Прочитай слово.
-
Поставь ударение.
-
Выдели корень.
-
Подчеркни безударный гласный в корне.
-
Подбери проверочное слово.
-
Напиши слово, вставь буквы.
-
Обозначь орфограмму.
Игра "Как вы думаете?".
- Поработаем в двух группах (у каждого по 3 - 4 карточки со словами).
Как вы думаете, в какую колонку нужно вставить слова, которые есть у вас? Проверьте друг друга, если сомневаетесь - переверните карточку.
а
и
е
Слова: т.шина, тр.винка, зач.рованный, пт.нцы, в.твистый, з.лёный, л.ства, б.льчонок, б.рёзовая, т.инственный.
- Что объединяет эти слова? (безударная гласная в корне)
- Как проверить написание безударной гласной в корне слова?
(Составляется кластер)
7. Актуализация знаний
(На доске написаны слова: стр…на, лопата, гр…бы, з…мля, гр…за, малина, п…тно)
- Что общего у всех этих слов?
(Все слова - имена существительные, нарицательные, отвечают на вопрос что?)
- По каким двум признакам одновременно можно сгруппировать эти слова?
Какие группы у вас получились?
(К первой группе можно отнести слово стр…на, гр..бы, з…мля, гр…за, п…тно. Это слова с проверяемой безударной гласной в корне. Все они состоят из двух слогов.)
(Ко второй группе можно отнести слова лопата и малина. Это слова с непроверяемой безударной гласной в корне. Они состоят из трех слогов.)
8. Запись слов
- Запишем слова с проверяемой безударной гласной в корне после проверочных. Выделим корень в словах, подчеркнем буквы на месте безударных гласных звуков.
- Какой способ проверки применили? (Изменение формы числа слова)
- Давайте продолжим наш урок и постараемся преодолеть следующую ступеньку на пути к мудрости.