Конспект урока по окружающему миру Свойства воздуха

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. 3 КЛАСС



Учитель начальных классов

Корниенко Арпиник Маисовна

Тема урока: Свойства воздуха (четвёртое заседание).

Дидактическая цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний по данной теме. Тип урока: урок - поиск.

Цели урока: создание представлений учащихся о свойствах воздуха; обобщить знания детей об использовании человеком свойства воздуха.

Задачи:

с помощью опытов доказать, что воздух занимает пространство, что его можно сжать, взвесить, что при нагревании воздух расширяется, а охлаждении - сжимается, что тёплый воздух легче холодного; дать знания о практическом применении этих свойств человеком, учить быть наблюдательными.

  • развивать познавательный интерес.

  • воспитывать культуру общения, умение работать в группах, в парах.

Предметные: продолжить формирование представлений об атмосфере, её составом, установить взаимосвязь между атмосферой и человеком;

Метапредметные: развивать умение пользоваться учебной и справочной литературой; развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с заданием; развивать коммуникативные навыки в процессе групповой работы и работы в парах.

За время урока учениками будут проведены опыты, которые помогут ребят сформировать свои знания о свойствах воздуха

УУД, формируемые на уроке:

  • Личностные - формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  • Регулятивные - определение цели учебной деятельности, выбор темы, сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности, понимать причину своего неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

  • Познавательные - выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез). Устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений.

  • Коммуникативные - оформление своих мыслей в устной речи, учиться подтверждать аргументы фактами, слушать других, организация учебного взаимодействия в парах.

Методы: проблемный, частично - поисковый.

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная, работа в паре;

Средства обучения: презентация, ЦОР

Оборудование и наглядные пособия: учебники, хрестоматии, печатные тетради, широкие сосуды с водой, стеклянные стаканы, «весы» для взвешивания воздуха, проектор, шары, колбы, спиртовка.

Ход урока:

1.Организационный момент.

- Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Повернитесь к ним , поздоровайтесь, улыбнитесь. Залог хорошего настроения - это доброжелательная улыбка. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу, соприкоснитесь пальчиками и пожелайте успеха.

  • Желаю (большой)

  • Успеха (указательный)

  • Большого (средний)

  • Во всём (безымянный)

  • И везде (мизинец)

  • Здравствуй! (вся ладонь)

2. Мотивация урока (постановка цели). Слайд №1 . - У нас урок окружающего мира. Вы знаете, что мы продолжим разговор о воздухе. Чему вы будете учиться? - Что при этом будем соблюдать? Слайд №2 «Памятка при работе в коллективе».

3. Опрос домашнего задания в ходе игры (групповая работа). а) - Сейчас мы поиграем в игру «Мир вокруг нас». Слайд №3. - Каждая группа выбирает себе тему, за каждый правильный ответ вы получаете баллы, командиры групп фиксируют эти баллы, а потом мы увидим, какая группа работала лучше. - Молодцы, ребята. Хорошо поиграли.

б) - У каждой группы было домашнее задание подготовить какую-нибудь информацию о воздухе. 1 группа: мы подготовили следующую информацию. 2 группа: мы решили рассказать стихотворение о воздухе. 3 группа: а мы покажем презентацию о воздухе. - Молодцы, ребята. Вы много знаете о воздухе. А хотите узнать больше? 4. Чтение сказки: «Три царства - государства» - Для этого послушайте сказку «Три царства - государства» Давным-давно было на нашей планете три царства-государства: царство Воздуха, правил в нем Ветер; в царстве Воды властвовала царица Волна; а царством Земли управляла царица Почва. Жили они дружно, но однажды зашел между ними спор. - Я самая главная - сказала Царица Волна. - Я своей водой, если захочу, затоплю все вокруг. Ведь в моей власти и дожди, и моря-океаны, и реки, и озера! - Ну уж нет! О чем спорить, если и так ясно, что я самая главная! - уверенно возразила царица Почва. Без меня ничего живого не было бы. - Не спорьте! И так ясно, что я сильней и главней вас! Захочу - устрою на море шторм, а на Земле закручу бурю - ураган.- уверенно сказал Ветер.

Так спорили они, забыв обо всем на свете. Застыли в безмолвии реки, не дул ветерок, земля не родила щедрый урожай. Мрачно и тихо стало на планете. Спорили они долго, но к согласию прийти так и не могли. - Ребята, хотите узнать, главный ли ветер на Земле? 5. Проведение опытов. Для этого проведем следующие опыты. Правила поведения во время проведения опытов.

1. Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно и пораниться.

2. Во время работы можно не только сидеть, но и стоять.

3. Когда опыт проводит один из учеников, остальные молча наблюдают или по его просьбе помогают ему. 4.Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным.

1 группа: вам нужно выяснить, есть ли воздух в пустом стакане?

Перевернутый вверх дном стакан опусти в сосуд с водой. Обсудите, что вы ощутили и увидели, по вопросам:

-Удалось ли почувствовать лёгкое сопротивление?

-Удалось ли увидеть, что вода не может заполнить стакан?

- Как вы думаете, что не даёт воде заполнить стакан? Не вынимая стакана из воды, слегка наклоните его. Из стакана выйдет воздушный пузырь, и часть воды войдёт в стакан. Вода при таком положении стакана не может заполнить его полностью. Это потому, что воздух, как и любое другое тело занимает пространство Вывод: в стакане есть воздух и он не дает воде заполнить его.

2 группа: вам нужно узнать, можно ли взвесить воздух, имеет ли он вес? Опыт № 2. Установи весы и положи на одну чашу сдутый шарик, а на другую чашу надутый.

-Что находится внутри надутого шарика?

- В сторону какого шарика наклонились весы?

-Что делает шарик тяжелее? Вывод: воздух имеет вес, его можно взвесить.

3 группа: вам нужно выяснить, что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении? - Опыт № 3. На рычаге весов уравновесь две колбы. Одну из них подогрей над пламенем спиртовки. - Что ты наблюдаешь? - Как ты думаешь, почему? - Сделайте выводы. 6. Работа с учебником (стр.104-108) - Каждая группа найдите в учебнике свой опыт и проверьте, правильно ли вы сделали вывод. 7. Работа в тетрадях (стр.39 -40). - То, что вы заметили запишите в тетради (взаимопроверка) - работа в парах. 8. Закрепление пройденного. Тестовая работа по группам. - Теперь проверим, как вы усвоили то, о чем мы говорили на уроке. Тест №1. Поставь знак + около верного ответа.

1.Воздух - это…

а) вещество, которое одновременно может находиться в разных состояниях: жидком, твёрдом и газообразном;

б) смесь газов, пыли и пара;

в) любое вещество природы.

2.Для горения и дыхания необходимы:

а) азот;

б)кислород;

в)углекислый газ.

3.Свойства воздуха: а)цвет белый, без запаха, без вкуса; б) без цвета, без запаха, без вкуса в) прозрачный, имеет запах и вкус.

4.Что происходит с воздухом при нагревании? а) он сжимается;

б) ничего не происходит;

в )он расширяется;

5.Для чего изобрели акваланг?

а)чтобы пугать рыб;

б )чтобы дышать под водой;

в )чтобы разговаривать под водой

6. Движение воздуха в горизонтальном направлении - это…

а) ветер;

б) поток;

в )испарение.

.

Тест № 2 Поставь знак + около верного ответа.

1.В состав воздуха входят:

а )азот, кислородный газ;

б) азот и кислород;

в )азот, кислород, углекислый газ и различные примеси.

2.При дыхании человек выделяет:

а) кислород;

б )углекислый газ;

в )другие примеси.

3.Что происходит при охлаждении воздуха а)он сжимается;

б )ничего не происходит; вВв)он расширяется;

4.Где больше всего кислорода?

а)над городом;

б)над озером;

в)над лесом.

5.Какого газа станет больше в кабинете к концу урока?

а )кислорода;

б) азота;

в )углекислого газа.

6.Что устанавливают в местностях, где часто дуют сильные ветры?

а) солнечные батареи;

б)ветровые электростанции;

в)водяные электростанции. . Тест №3. Поставь знак + около верного ответа. Слайд.

1.Что такое воздух?

а )ветер; б) смесь газов. 2. Газ, который выделяется при дыхании живых организмов: а) азот; б) углекислый газ. 3.Кто загрязняет воздух?

а) животные; б) люди.

4.Какое свойство воздуха используют люди, когда запускают воздушный шар?

а) прозрачность;

б)сжимание;

в)расширение.

5.Какой воздух легче? а) влажный; б) сухой 6.Куда движется теплый воздух? а) вверх; б) вниз. 8. Подведение итогов. Слайд «Свойства воздуха». а) Давайте вернемся к сказке. Какой же вы вывод сделаете? Самый ли главный воздух на Земле? - Конечно, ребята, воздух занимает одно из важных мест в жизни, но вода, почва и воздух, вместе взятые, составляют основу жизни на нашей замечательной планете, которая называется Земля. б) Подведение итогов работы групп. Командир каждой группы анализирует работу своей группы, сколько заработали баллов в игре. в) кто работал сегодня на 5, на 4, на 3 - встаньте.

9. Рефлексия: - Я узнал…. - Где я могу применить полученные знания… - Мне было интересно…

- Кому понравился урок, было интересно - подойдите к красной шляпе шляпе. - Понравилось ,но не все - подойдите к желтой шляпе. - Ничего не понял, не понравился урок- подойдите к желтой шляпе.

10.. Домашнее задание. 1 группа - подготовить сообщение «Планета без атмосферы»,

2 группа - «Почему летают самолеты?», Стр.103-110 прочит.

3 группа - «Охрана воздуха от загрязнения»,

Воздух - это прозрачный, бесцветный и поэтому невидимый газ. Он не имеет определённой формы. И в этим он похож на воду.
Воздух хорошо удерживает тепло. Это его свойство помогает человеку, животным и даже растениям. Птицы и животные сохраняют тепло своего тела благодаря воздуху, который находится между перьями и шерстью. .При нагревании воздух расширяется и становится легче, а при охлаждении - сжимается и тяжелеет. Чистый воздух необходим и полезен всему живому. Загрязнённый воздух вреден здоровью человека и природе. Вот почему нужно заботиться о чистоте воздуха так, как мы заботимся о чистоте родного дома.







8


© 2010-2022