- Преподавателю
- Начальные классы
- «Использование проектной технологии на уроках литературного чтения как средство формирования читательской компетентности»
«Использование проектной технологии на уроках литературного чтения как средство формирования читательской компетентности»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Штрак С.С. |
Дата | 22.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Ханты-Мансийский автономный округ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
города Нижневартовска
Педагогический проект
«Использование проектной технологии на уроках литературного чтения как средство формирования читательской компетентности»
учителя начальных классов
Штрак Светланы Семеновны
Нижневартовск, 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ страницы
- Краткая аннотация проекта…………………………………………2
- Обоснование необходимости проекта ……………………………3-4
- Цели и задачи проекта……………………………………………. ….5
- Основное содержание проекта……………………………………..6-19
- Ресурсы ………………………………………………………………20
- Партнеры …………………………………………………………….21
- Целевая установка…………………………………………………….22
- План реализации проекта………………………………………… 23-24
- Ожидаемые результаты и социальный эффект………………………24
- Перспектива дальнейшего развития проекта………………………25
- Список литературы……………………………………………………26
-
Краткая аннотация проекта
-
Обоснование необходимости проекта
-
Цели и задачи проекта
Цель проекта: изучение и практическое применение в педагогической деятельности проектной технологии как средства формирования читательской компетентности учащихся. Для реализации цели и проверки гипотезы исследования необходимо было решить ряд задач: 1.изучить методическую и соответствующую литературу; 2.разработать авторский модуль применения проектной технологии на уроках литературного чтения для формирования читательских компетенций; 3.разработать методические рекомендации по организации проектной деятельности на уроках литературного чтения и во внеурочное время; 4. создать электронный банк ученических проектных работ по литературному чтению; 5.провести мониторинг исследования. Для достижения поставленных целей мной использовались следующие методы исследования: изучение учебно-методической и психолого-педагогической литературы, анализ нормативных документов об образовании; анализ учебников и школьной программы по литературному чтению, наблюдение за учащимися, ежедневная рефлексия и опрос обучающихся, анкетирование участников образовательного процесса: учеников и их родителей. Предлагаемый проект позволяет:
- осуществить компетентностный подход к работе с текстом при обучении чтению, что позволяет сделать учение осмысленным, обеспечивающим ученику значимость решения учебных задач;
- выстроить субъект-субъектные отношения между учащимися и педагогом, что активизирует активную деятельность и повышает уровень учебно-познавательной деятельности учащихся;
- обеспечить достижение учащимися высоких результатов в дистанционных конкурсах, олимпиадах по литературе различного уровня;
- способствовать формированию творческой, активной, толерантной личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из различных областей и применять их для решения практических задач.
- достижение высокого уровня самостоятельной творческой активности учащихся;
- мобилизация интеллектуальных ресурсов личности обучаемого с целью повышения эффективности обучения;
- повышения интересов учащихся к чтению и учебному процессу в целом.
- переход от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;
- переход от «изолированного» изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач;
- переход от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования.
-
Основное содержание проекта
«Проектно - исследовательская деятельность младших школьников на уроках литературного чтения»: 1.Методическая копилка «Организация проектной деятельности на уроках литературного чтения». 2.Методические рекомендации учащимся и их родителям по организации проектной деятельности. 3.Разработки уроков литературного чтения с применением метода проектов. 4.Вопросы и результаты анкетирования детей и родителей на тему «Читательские пристрастия моей семьи». 5.Карты читательских интересов детей. 6.Мониторинг по формированию читательских компетенций обучающихся. Собственная педагогическая практика, результаты формирования читательской компетентности младших школьников позволяют говорить о том, что компетентный ученик-читатель - это человек, обладающий интеллектуальной культурой, личность, сформировавшая в себе следующие качества:
- стремление к преобразованию себя в интеллектуальной деятельности путем чтения художественных произведений;
- владение продуктивными способами и качественным навыком чтения;
- знание программных читательских умений в работе с текстом;
- владение читательской самостоятельностью в работе с книгой;
- полноценное восприятие художественных произведений и освоение научно-познавательных текстов;
- наличие читательского кругозора, то есть литературоведческих представлений о произведениях, авторах, темах и жанрах детского чтения.
Инновационность педагогического проекта состоит в том, что он реализован через авторский образовательный модуль. Новизна проекта состоит в совершенствовании средств обучения и развития учащихся, использовании педагогических инноваций в процессе обучения литературному чтению, творческом переосмыслении традиционных методов обучения с учетом педагогической дидактики (например, изменение традиционной структуры урока), возрастных особенностей и психологии, индивидуально-творческих возможностей и мотивов учащихся. Позитивные эффекты реализации опыта. Практическая значимость проекта:
- способствует повышению уровня мотивации учения и эффективности учебной деятельности учащихся моего класса;
- оптимизирует формы и способы представления учебного материала;
- расширяет представления учителей начальных классов о методах и приемах работы на уроках литературного чтения;
-
способствует повышению уровня читательских компетенций учеников моего класса.
- все время урока;
- часть урока по основным учебным предметам;
- любое время, отводимое для внеурочной деятельности школьников.
-
Создание условий для личного роста школьников, мотивированного выбора своей деятельности и социальной адаптации учащихся.
-
создание условий для формирования и приобретения исследовательских умений учащихся, выработке самостоятельности и инициативы, способствующих развитию творческих способностей, формирование активной жизненной позиции;
-
воспитание духовно- нравственных качеств обучающихся.
- Мотивационный этап или Погружение в проект.
- Планирующий или проектировочный (информационно-операционный, информационно-поисковый, информационно-исследовательский)
- Практический или моделирующий.
- Контрольно - коррекционный (Самооценка и координация готовности к защите проекта и)
- Защита проекта или презентация.
- Рефлексивно - оценочный или заключительный, итоговый.
- обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
- развитию познавательных и творческих способностей, активности и организованности, и самостоятельности и целеустремленности учащихся;
- формированию духовно-нравственных ценностей;
- адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
- формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
Типы проектов
Исследовательские
Игровые,
ролевые
Творческие
Социальные
Краткосрочные
«Литература моего города»
«Литературные места моего города»
«Кто лучше исполняет»
«Кто лучше сочиняет»
Книжки - малышки.
«Литературный Нижневартовск»
Среднесрочные
«Флаг, гимн, герб Российской Федерации»
«Поэты моего города»
«Кто больше знает» (викторина по прочитанному произведению)
Конкурс чтецов. «Сочиняем сказки о Родине» Творческий проект «Я россиянин»
Видеофильм «Наша семья»
«Ветеран живет рядом!»
Долгосрочные
«История моей семьи в истории города»
«Слово не воробей- вылетит не поймаешь»
Ролевой проект «Инсценировки литературных произведений»
«Моя родословная»
Видеофильм «Наша семья»
«День матери»
«Семейная галерея школы»
«Дни родительских инициатив»
Все проекты подразделяются по способу реализации
-
проект, реализуемый в системе уроков в течение всего учебного года;
-
проект, реализуемый в системе уроков в течение изучения одной монографической темы;
-
проект, реализуемый в течение одного урока;
-
проект, реализуемый на одном из этапов урока.
Например, указанные проекты выглядят так
-
Проект, реализуемый в течение изучения монографической темы
2.Проект, реализуемый на одном из этапов урока:
На этапе актуализации:
-
презентация информационного проекта;
-
виртуальная экскурсия.
На этапе формирования новых знаний, умений:
-
работа со справочной литературой;
-
ассоциациативные ряды.
-
Проект, реализуемый в течение одного урока: Формы урока-проекта.
О
рганизацию урока-проекта подразделяю на следующие этапы:
1 этап - организационный;
2 этап - исследовательский;
3 этап - практический или моделирующий;
4 этап - творческий;
5 этап - презентация проекта;
6 этап - рефлексия. В рамках реализации проекта разработала следующую систему по проектированию на уроках и во внеурочное время: н/п Программный материал Тема проекта Время представления проекта Вид проекта 1
В.К. Железников «Рыцарь».
А.П. Гайдар «Совесть»
А.Л. Барто «Колыбельная»
В.А. Осеева «Обидчики».
М.М. Зощенко «Самое главное».
2 класс
«Кто больше знает»
«Флаг, гимн, герб Российской Федерации»
Октябрь Исследовательский
2
Раздел «Писатели о детях и для детей»
В.А. Асеева «Волшебное слово»
Л. Пантелеев «Трус»
Н.Н. Носов «Живая шляпа» 2 класс
«Инсценировки литературных произведений»
«Кто лучше исполняет»
Декабрь Ролевой 3
Л.Н. Толстой «Косточка»
С.Я. Маршак «Друзья дальше».
В.А. Осеева «Обидчики». 2 класс
«Кто - друг, а кто - враг?» Февраль Информационный 4 Раздел «Авторские сказки»: Р. Киплинг «Рикки - Тикки Тави» А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» С. Седов «Король женится».
4 класс
«Язык мой - друг мой»
«Азбучные истины»
Книжка-малышка
«Сборник русских пословиц»
«Сборник «Советуем прочитать» Апрель Исследовательский Творческий 5
О.О. Дриз «Зеленая карета»
М.М. Пришвин «Трясогузка»
В.А. Осеева
«Самое страшное» 3 класс
«Моя родословная»
«История моей страны в истории города»
Видеофильм «Наша семья»
«День матери»
«Семейная галерея гимназии»
«Дни родительских инициатив»
«Защитники Отечества в моей семье» По рабочему плану Исследовательский Творческий
Модель формирования читательской компетентности через проектную
деятельность учащихся.
Этапы работы над проектом
Формируемые читательские компетенции
Этап выбора темы, целеполагания. Умение выделять главное, определять тему. Извлекать из текстов интересную и полезную информацию
Этап сбора информации Самостоятельно выбирать книги для чтения; работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);
Этап обработки информации Умение правильно прочитывать слова; понимать смысл текста; выразительно читать; выдерживать оптимальный темп чтения. Умение вдумываться в текст, вглядываться в книгу, «проникаться» мыслями автора. Осознанно, правильно, выразительно читать; извлекать из текстов интересную и полезную информацию.
Этап исследования. Освоение собственного чтения, т. е. овладевали умением сознательно воспринимать и воспроизводить не слова и предложения, а тексты небольших литературных произведений. Попутно у детей закреплялись навыки техники и выразительности чтения. А на уроках внеклассного чтения дети учились применять приобретенные умения при самостоятельном чтении книг.
Развивая оперативную память и оптимальную скорость чтения, удалось развить читательскую активность и самостоятельность учащихся.
Этап защиты проекта
умение раскрывать тему высказывания;
- умение раскрывать основную мысль высказывания;
- умение собирать материал к высказыванию;
- умение систематизировать собранный материал;
- умение совершенствовать написанное (для письменной речи);
- умение строить высказывания в определённой композиционной форме;
- умение выражать свои мысли правильно, точно, ясно и по возможности ярко.
Виды уроков литературного чтения:
- Уроки-исследования текста.
- Уроки-игры, путешествия.
- Интегрированные уроки.
- Внеклассные мероприятия и конкурсные программы. (Литературные викторины, конкурсы, праздники).
- Уроки-проекты.
- Обобщающие уроки.
Этапы работы над проектом
Название этапа
Действия учителя
Действия учащихся
Этап 1. Разработка проектного задания. Планирование.
Определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.
- На какие группы делятся русские народные сказки?
- Для чего в сказках нужны волшебные предметы?
- Всегда ли в русских народных сказках главным героем является человек?
- Чему учат сказки?
- Основные признаки сказки?
- О чем мечтал народ в сказках?
- Каким животным в сказках народ симпатизирует, а каких осуждает?
Определение темы и целей урока
1) Анкетирование.
2) Обсуждение русских народных сказок с учителем. Деление на группы.
3) Гипотеза проекта.
4) Постановка целей.
Этап 2. Разработка проекта
Консультация по сбору и уточнению информации; предлагается на выбор несколько сказок, аргументация своего выбора.
Выбор русской народной сказки "По щучьему веленью".
- Определение методов работы.
- Распределение задач между членами группы.
1) Разрабатывают план действий над проектом.
2) Формулируют задачи.
3) Представление команды (название, эмблема, девиз)
Этап 3. Оценка результатов
Анализ выполнения проектных заданий.
Сбор информации.
- Словарная работа с устаревшими словами.
- Изучение русских народных обрядов: сватовство, свадьба.
- Иллюстрации героев сказок.
-Создание эскизов костюмов.
Этап 4. Защита проекта. Урок-презентация
Оценка результатов проекта, успешности деятельности учащихся и ценность полученных результатов
Инсценирование сказки.
Самооценка своей работы путём коллективного обсуждении. По мнению Н.В. Матяш проектная деятельность является интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной, а главное творческой деятельности. Проектная деятельность школьников тесно связана с проблемой творчества, является творческой, по сути. На основании этого, Н.В. Матяш утверждает, что творческая проектная деятельность школьников - это деятельность по созданию изделий и услуг, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих личностную или общественную значимость [5;153]. К важным факторам проектной деятельности относятся:
-
повышение мотивации учащихся;
-
развитие творческих способностей;
-
формирование чувства ответственности;
-
создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.
Принципы организации проектной деятельности:
- проект должен быть посильным для выполнения;
- создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.);
- вести подготовку учащихся к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать учащихся имеющих опыт проектной деятельности);
- обеспечить руководство проектом со стороны педагогов - обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений - рефлексия. Дневник должен помочь младшему школьнику при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта.
- в том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.
- обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.
Читательская компетентность определяется
-
владением техникой чтения,
-
приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,
-
знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,
-
сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания
Личностные УУД
-
Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
-
Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
-
Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
-
Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
-
Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Регулятивные УУД
-
Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-
Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
-
Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД
-
Ориентироваться в учебнике;
-
Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
-
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-
Преобразовывать информацию из одной формы в другую;
-
Подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
-
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
-
Слушать и понимать речь других;
-
Выразительно читать и пересказывать текст;
-
Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
-
Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.
-
Ресурсы
Кадровое обеспечение Для разработки и внедрения проекта: имею высшее образование, Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И. Менделеева, учитель русского языка и литературы. 1987 год. Стаж педагогической работы (по специальности) - 32 года, в данной должности - 32 года, в данном учреждении - 32 года. Ханты - Мансийское педагогическое училище, 1982, по специальности преподавание в начальных классах общеобразовательной школы. Курсы: «Актуальные проблемы обучения в современной начальной школе», 72 часа, 2010 год, г. Нижневартовск.
Программно-методические ресурсы: рабочие учебные программы по чтению по УМК «Начальная школа XXI века» на основе государственных образовательных стандартов, авторская программа дополнительного образования «Школа этикета».
Цифровые образовательные ресурсы: Интернет ресурсы, электронные учебники, справочные материалы по темам, задания и тесты, кроссворды, созданные посредством программ Microsoft Power Point, Microsoft Word, Microsoft Excel. Разработки компаний: «Кирилл и Мефодий. Большая энциклопедия», серия электронных уроков и тестов по работе с текстом на уроках чтения.
Информационно-методическая среда: теоретико-практические, учебно-методические семинары, мастер-классы
Нормативно-правовые ресурсы:
1.Закон Российской Федерации «Об образовании» 2.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». 3.«Концепция модернизации российского образования». 4.Программа модернизации «Новая школа Югры». 5. Федеральный государственный образовательный стандарт.
Мотивационные ресурсы: Система морального и материального поощрения
Материально-технические ресурсы: имеется кабинет, оснащенный современным оборудованием: («мобильный (переносной) компьютерный класс», интерактивная доска, мультимедийный проектор и др.). Все оборудование соответствует санитарно-гигиеническим, эргономическим, здоровьесберегающим и психолого-педагогическим требованиям.
-
Партнеры
2. Рагулина Раиса Яковлевна, МБОУ «СОШ№ 2 - многопрофильная».
3. Силивря Марина Николаевна, МБОУ «Лицей №2».
4. Кубанова Айгуль Фирдависовна, МБОУ «СОШ№8».
5. Косолапова Ирина Михайловна, МБОУ «СОШ№8». 1.Обучающиеся (ученики младших классов) 1-4 классы. 2. Родители учащихся. 3. Администрация школы. 4. Школьное научное общество учащихся «Импульс».
-
Целевая установка
Таблица 1.
Количественные показатели участия педагогов и школьников в осуществлении педагогического проекта:
2011
2012
2013
Количество
учителей-предметников
3
4
5
Количество воспитанников
25
50
75
-
План реализации проекта
№
Мероприятия
Сроки выполнения
Ответственные
1
Изучение теоретического материала по методике и практике работы с текстом.
2009-2010 гг. Штрак С.С.
2
Прохождение курсов, семинаров. Участие в очных, дистанционных конференциях, конкурсах, мастер - классах.
В годы реализации проекта Штрак С.С.
3
Изучение опыта коллег по применению проектной технологии. Внедрение в личную педагогическую практику образовательных технологий, позволяющих добиться реальных результатов при реализации данного проекта.
20111-2012
учебный год Штрак С.С.
4
Проведение психолого-педагогической диагностики учащихся. Диагностика техники чтения.
2010-2011гг. Штрак С.С.
5
Разработка и проведение уроков
с применением метода проектов.
2012-2013гг. Штрак С.С.
6
Разработка и апробирование программы.
2012-2013гг Штрак С.С.
7
Участие в различных городских,
региональных, всероссийских конкурсах, фестивалях.
ежегодно Штрак С.С.
8
Обобщение результатов проекта.
Рефлексия. Анкетирование участников, принимающих участие в реализации проекта.
2013-2014
учебный год Штрак С.С.
9
Анализ результатов, подведение итогов, мониторинг учителя и качества знаний учащихся. Мониторинг сформированности читательских компетенций.
ежегодно Штрак С.С.
10
Разработка мастер-класса для коллег по использованию методов проектов на уроках литературного чтения.
2013-2014
учебный год Штрак С.С.
11
Оформление мониторинга.
2013-2014
учебный год Штрак С.С.
12 Защита проекта. Презентация.
Ноябрь 2014 года Штрак С.С.
-
Ожидаемые результаты и социальный эффект
- обеспечение качества знаний учащихся не ниже - 68%, успеваемости - 100%;
- успешное участие обучающихся в олимпиадах и конкурсах различного уровня;
- формирование читательских компетенций;
- рост личностных качеств и общих компетенций учащихся.
Учебный год
Качество
Успеваемость
2010-2011,
3 класс
75%
100%
2011-2012,
4 класс
76%
100%
2012-2013,
1 класс
67%
100%
2013-2014,
2 класс
68%
100% Благодаря хорошему уровню сформированности знаний, умений, навыков и внутренней мотивации обучающиеся не испытывают трудностей адаптационного периода при переходе в школу второй ступени. Мои ученики являются призерами и победителями различных конкурсов:
2010-2011,
-
класс
2011-2012,
4 класс 1.Международный конкурс по математике «Кенгуру», 1 место по региону. 2.Международный конкурс «Русский медвежонок - Языкознание для всех», призер в школе.
2012-2013,
1 класс 1.Международный конкурс по математике «Кенгуру», 1 место по школе. 2.Международный конкурс «Русский медвежонок - Языкознание для всех», призер в городе. 3.Общероссийский конкурс творческих работ «Поклонимся великим тем годам», 1 место.
2013-2014,
2 класс 1.Международный конкурс по математике «Кенгуру», 1 место по региону. 2.Международный конкурс «Русский медвежонок - Языкознание для всех», призер в школе. 3.Межрегиональный фестиваль исследовательских работ «Открытие мира»
Результативность участия обучающихся в интеллектуальных, творческих конкурсах и олимпиадах: Результаты мониторинга по сформированности основ читательской компетентности:
Результатом применения инновационного опыта является стабильно позитивная динамика достижений учащихся: сформированность ключевых компетенций (при постоянном 100% уровне обученности, в среднем качество составляет 78%, что выше на 9% в сравнении со стартовым измерением); качественный уровень сформированности информационно-коммуникативных навыков у школьников повысился на 86% и составил 100%; уровень сформированности у учащихся познавательной активности возрос на 5% и составил 80%, уровень сформированности общественно-значимого социального опыта (участие в проектной деятельности) увеличился на 8% и составил 32% учащихся.
-
Перспектива дальнейшего развития проекта
- дальнейшая разработка дидактического обеспечения уроков литературного чтения электронными цифровыми образовательными ресурсами;
- систематизация проектных работ учащихся и создание электронного портфолио проектных работ.
-
Список литературы
32