• Преподавателю
  • Начальные классы
  • «Использование проектной технологии на уроках литературного чтения как средство формирования читательской компетентности»

«Использование проектной технологии на уроках литературного чтения как средство формирования читательской компетентности»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Ханты-Мансийский автономный округ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»

города Нижневартовска

Педагогический проект

«Использование проектной технологии на уроках литературного чтения как средство формирования читательской компетентности»


учителя начальных классов

Штрак Светланы Семеновны


«Использование проектной технологии на уроках литературного чтения как средство формирования читательской компетентности»



Нижневартовск, 2014


ОГЛАВЛЕНИЕ страницы


  1. Краткая аннотация проекта…………………………………………2
  2. Обоснование необходимости проекта ……………………………3-4
  3. Цели и задачи проекта……………………………………………. ….5
  4. Основное содержание проекта……………………………………..6-19
  5. Ресурсы ………………………………………………………………20
  6. Партнеры …………………………………………………………….21
  7. Целевая установка…………………………………………………….22
  8. План реализации проекта………………………………………… 23-24
  9. Ожидаемые результаты и социальный эффект………………………24
  10. Перспектива дальнейшего развития проекта………………………25
  11. Список литературы……………………………………………………26









  1. Краткая аннотация проекта

Педагогический проект посвящен применению на уроках литературного чтения проектной технологии как средства формирования читательской компетентности. Основные разделы данной работы посвящены формулировке проблемы, объекта и предмета педагогического исследования, постановке его цели и задач, определению актуальности, научности, новизны и практической значимости проекта, а также рассмотрению вопроса о развитии и раскрытии интеллектуального потенциала обучающихся. Основная часть работы посвящена описанию методов и средств реализации педагогического опыта. В педагогическом проекте доминирующим является метод исследовательского подхода к обучению с опорой на непосредственный опыт обучающихся, его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, форма представления результата - презентация. В заключении содержатся результаты образовательной деятельности по заявленной теме. Показателями эффективности использования проектной технологии являются стабильные результаты освоения обучающимися образовательных программ и показатели динамики их достижений с учётом участия обучающихся в конкурсах, интеллектуальных соревнованиях. Данная работа содержит список информационных источников, использованных в работе.






  1. Обоснование необходимости проекта

Современное общество ставит перед образовательными учреждениями задачу подготовки человека думающего, выпускника, способного активно участвовать в созидательной жизнедеятельности, проявлять инициативу, независимость и ответственность. В решении этой задачи важнейшую роль играет художественная литература. Обучение чтению является неотъемлемой частью общего образования человека. Именно чтение представляет собой важнейший способ освоения и поддержания любого жизненно важного знания (в том числе и профессионального), ценностей и норм прошлого и настоящего, всего того, что составляет основу многонациональной и многослойной российской культуры, от которой зависят и экономика, и политика, и национальная безопасность, и конкурентоспособность страны. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Педагогической наукой доказано, что отношение человека к книге формируется в первые десять лет жизни. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. В дошкольном образовании общение с книгой задает взрослый воспитатель, пользуясь методом чтения-рассматривания книги и активного слушания. Начальная школа, как следующая ступень общего образования, призвана внести существенный вклад в процесс формирования основ читательской самостоятельности младшего школьника, так как именно в этот период происходит становление ученика - читателя [10, с.56]. Стандарты второго поколения предъявляют новые требования к результатам обучения, основным образовательным программам, условиям образовательного процесса, где должны быть изменены способы деятельности учителя и обучающегося. Поэтому появилась острая необходимость в разработке и внедрению опыта по формированию читательской компетенции как основу составляющей ключевых компетенций, а также широкому внедрению методов построения оптимальной структуры учебной информации, ее коммуникационных составляющих и методам ее измерения. Русский методист Тихомиров Д.И. утверждал, что буквально с первых школьных шагов обучения надо «приучать ученика проникать в сущность читаемого, приучать читать и мыслить, читать и чувствовать, а через это и развивать свои духовные способности и обогащать мысль и чувство образовательным содержанием». Необходимо как можно раньше приобщать ребёнка к книге. Поэтому нам необходимо вернуть детей к книге как к первоисточнику знаний. Для этого необходимо продумать систему работы по приобщению детей к искусству слова, путём формирования читательской самостоятельности, формирования в семьях учащихся такого вида проведения досуга, как совместное чтение, комплектование домашней библиотеки, посещение городской библиотеки и мероприятий, посвящённых литературному календарю, посещение театров, просмотра телепередач. Вследствие этого формируется не только личность, владеющая современными техническими информационными носителями, но и классическая интеллигентная образованная личность, для которой книга - «источник знаний», источник вдохновения. Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту НОО, в первом классе начинают закладываться основы будущей читательской деятельности ребёнка, начинается процесс формирования читательских компетенций. Читательская компетентность учащихся начальной школы - это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. Основу читательской компетентности составляют ценностно-смысловая и коммуникативная и познавательная компетентности. Процесс формирование читательской компетентности, приобщения учащихся к чтению, воспитание квалифицированного читателя - это двусторонний процесс. С одной стороны, целенаправленная педагогическая деятельность, с другой - внутренний процесс приобщения школьника к чтению, формирующий стойкую потребность в регулярном чтении. Работа по формированию читательских компетенций развивает творческую активность детей, создавая предпосылки для исследовательской деятельности, повышает самооценку ученика и уверенность его в собственных силах. Организация проектной деятельности даёт возможность формировать читающего ученика, который владеет необходимым уровнем читательских компетенций. Актуальность данного проекта объясняется направленностью его на решение проблемы формирования у обучающихся начальной школы знаний, умений, навыков и способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться. Актуальность педагогического проекта определяется возможностью его интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду овладением обучающимися системными базовыми знаниями и читательскими компетенциями происходит многостороннее развитие растущей личности. Актуальность педагогического проекта для МБОУ «СОШ№8» состоит в том, что он является составной частью «Программы развития школы», реализуемый в образовательном учреждении. Данный опыт по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям: 1. Формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое). 2.Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса. Используемые приёмы: ведение читательских дневников, тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, проведение конференций, литературных викторин и праздников, инсценировка произведений. 3. Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги. В работе по данному направлению использую опорные таблицы "Жанры", "Темы", обучающиеся моего класса постоянно работают со справочной литературой, словарями, являются частыми посетителями школьной и городской детской библиотеки. 4. Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом. Главным считаю применение проектной технологии для формирования типа правильной читательской деятельности.
  1. Цели и задачи проекта


Цель проекта: изучение и практическое применение в педагогической деятельности проектной технологии как средства формирования читательской компетентности учащихся. Для реализации цели и проверки гипотезы исследования необходимо было решить ряд задач: 1.изучить методическую и соответствующую литературу; 2.разработать авторский модуль применения проектной технологии на уроках литературного чтения для формирования читательских компетенций; 3.разработать методические рекомендации по организации проектной деятельности на уроках литературного чтения и во внеурочное время; 4. создать электронный банк ученических проектных работ по литературному чтению; 5.провести мониторинг исследования. Для достижения поставленных целей мной использовались следующие методы исследования: изучение учебно-методической и психолого-педагогической литературы, анализ нормативных документов об образовании; анализ учебников и школьной программы по литературному чтению, наблюдение за учащимися, ежедневная рефлексия и опрос обучающихся, анкетирование участников образовательного процесса: учеников и их родителей. Предлагаемый проект позволяет:

  • осуществить компетентностный подход к работе с текстом при обучении чтению, что позволяет сделать учение осмысленным, обеспечивающим ученику значимость решения учебных задач;
  • выстроить субъект-субъектные отношения между учащимися и педагогом, что активизирует активную деятельность и повышает уровень учебно-познавательной деятельности учащихся;
  • обеспечить достижение учащимися высоких результатов в дистанционных конкурсах, олимпиадах по литературе различного уровня;
  • способствовать формированию творческой, активной, толерантной личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из различных областей и применять их для решения практических задач.
Реализация педагогического проекта направлена на результаты:
  • достижение высокого уровня самостоятельной творческой активности учащихся;
  • мобилизация интеллектуальных ресурсов личности обучаемого с целью повышения эффективности обучения;
  • повышения интересов учащихся к чтению и учебному процессу в целом.
Для достижения результата мною были использованы следующие приемы:
  • переход от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;
  • переход от «изолированного» изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач;
  • переход от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования.




  1. Основное содержание проекта

Главная цель школьного обучения - формирование личности ученика. Чтение как учебный предмет имеет в своем расположении такое сильное средство воздействия на личность, как книга. В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. И неслучайно умение работать с информацией включено в пять ключевых компетенций образованного человека, выделенных ЮНЕСКО. Уметь читать в широком смысле этого слова - значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, - говорил великий педагог К. Д. Ушинский,- Читать- это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное- вот в чем главное» Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. Ориентация на новые цели образования - компетенции - требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного процесса. Хорошо известно, что развитие человека происходит в процессе деятельности и отношений, поэтому перспективным компетентностное обучение является еще и потому, что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский характер. Чтобы обеспечить развитие учащихся, организовала их участие в разнообразных видах деятельности, в том числе и проектной. Объект исследования: уроки литературного чтения - образовательный процесс. Предмет исследования: методика организации проектной деятельности младших школьников. Гипотеза: предположим, что использование метода проектов на уроках литературного чтения повышает эффективность формирования читательской компетентности у младших школьников. Продукт педагогического опыта - образовательный модуль

«Проектно - исследовательская деятельность младших школьников на уроках литературного чтения»: 1.Методическая копилка «Организация проектной деятельности на уроках литературного чтения». 2.Методические рекомендации учащимся и их родителям по организации проектной деятельности. 3.Разработки уроков литературного чтения с применением метода проектов. 4.Вопросы и результаты анкетирования детей и родителей на тему «Читательские пристрастия моей семьи». 5.Карты читательских интересов детей. 6.Мониторинг по формированию читательских компетенций обучающихся. Собственная педагогическая практика, результаты формирования читательской компетентности младших школьников позволяют говорить о том, что компетентный ученик-читатель - это человек, обладающий интеллектуальной культурой, личность, сформировавшая в себе следующие качества:

  • стремление к преобразованию себя в интеллектуальной деятельности путем чтения художественных произведений;
  • владение продуктивными способами и качественным навыком чтения;
  • знание программных читательских умений в работе с текстом;
  • владение читательской самостоятельностью в работе с книгой;
  • полноценное восприятие художественных произведений и освоение научно-познавательных текстов;
  • наличие читательского кругозора, то есть литературоведческих представлений о произведениях, авторах, темах и жанрах детского чтения.

Инновационность педагогического проекта состоит в том, что он реализован через авторский образовательный модуль. Новизна проекта состоит в совершенствовании средств обучения и развития учащихся, использовании педагогических инноваций в процессе обучения литературному чтению, творческом переосмыслении традиционных методов обучения с учетом педагогической дидактики (например, изменение традиционной структуры урока), возрастных особенностей и психологии, индивидуально-творческих возможностей и мотивов учащихся. Позитивные эффекты реализации опыта. Практическая значимость проекта:
  • способствует повышению уровня мотивации учения и эффективности учебной деятельности учащихся моего класса;
  • оптимизирует формы и способы представления учебного материала;
  • расширяет представления учителей начальных классов о методах и приемах работы на уроках литературного чтения;
  • способствует повышению уровня читательских компетенций учеников моего класса.

Современная педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения. Помимо традиционной системы обучения, существует несколько альтернативных. Активно начинают использоваться и различные педагогические технологии в рамках личностно-ориентированного обучения, такие как обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, внедряется проектная деятельность. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектная деятельность. Проектная деятельность позволяет связывать урочную и внеурочную деятельность детей в единое целое. Для проведения работы над проектом использую следующее учебное время:
  • все время урока;
  • часть урока по основным учебным предметам;
  • любое время, отводимое для внеурочной деятельности школьников.
Данная технология позволяет ученикам моего класса иметь возможность выступать в различных коммуникативных ролях и являться субъектом собственной коммуникативной стратегии, что способствует развитию общих компетенций. Каждый учащийся класса ставит для себя цель, планирует свою деятельность и отслеживает результат, участвует в создании исследовательских проектов, приобретая навыки проектной компетентности. Находя нужную информацию, обрабатывая и используя ее для решения поставленных задач, он развивает информационную компетентность. Ученик работает в группе, взаимодействуя с другими учениками, анализируя и корректируя свою деятельность, принимает различные социальные роли. Это способствует развитию социальной и рефлексивной компетентностей. Учебная программа, которая последовательно применяет проектный метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) решаем несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью и программным содержанием задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Цель внедрения проектного метода:
  • Создание условий для личного роста школьников, мотивированного выбора своей деятельности и социальной адаптации учащихся.

  • создание условий для формирования и приобретения исследовательских умений учащихся, выработке самостоятельности и инициативы, способствующих развитию творческих способностей, формирование активной жизненной позиции;

  • воспитание духовно- нравственных качеств обучающихся.

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом, ощутимым и применимым в реальной практической деятельности. Суть метода проектов - стимулировать интерес школьников к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. [9, 66]. В зависимости направленности проекта выделяются следующие этапы работы над проектом младших школьников:
  • Мотивационный этап или Погружение в проект.
  • Планирующий или проектировочный (информационно-операционный, информационно-поисковый, информационно-исследовательский)
  • Практический или моделирующий.
  • Контрольно - коррекционный (Самооценка и координация готовности к защите проекта и)
  • Защита проекта или презентация.
  • Рефлексивно - оценочный или заключительный, итоговый.
Стадии работы над проектом - это - это «пять П»: Проблема - Проектирование (планирование) - Поиск информации - Продукт - Презентация. Шестое «П» проекта - его Портфолио, - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации. Прогнозируемые результаты. Проектная деятельность младших школьников, будучи одной из основных структурных единиц процесса обучения, способствует:
  • обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
  • развитию познавательных и творческих способностей, активности и организованности, и самостоятельности и целеустремленности учащихся;
  • формированию духовно-нравственных ценностей;
  • адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
  • формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
В рамках реализации данного педагогического проекта используются различные типы проектов в зависимости от доминирующего метода: исследовательские, творческие, практико-ориентируемые, информационные, игровые, учебные.

Типы проектов

Исследовательские

Игровые,

ролевые

Творческие

Социальные

Краткосрочные

«Литература моего города»

«Литературные места моего города»

«Кто лучше исполняет»

«Кто лучше сочиняет»

Книжки - малышки.

«Литературный Нижневартовск»

Среднесрочные

«Флаг, гимн, герб Российской Федерации»

«Поэты моего города»

«Кто больше знает» (викторина по прочитанному произведению)

Конкурс чтецов. «Сочиняем сказки о Родине» Творческий проект «Я россиянин»

Видеофильм «Наша семья»

«Ветеран живет рядом!»

Долгосрочные

«История моей семьи в истории города»

«Слово не воробей- вылетит не поймаешь»

Ролевой проект «Инсценировки литературных произведений»

«Моя родословная»

Видеофильм «Наша семья»

«День матери»

«Семейная галерея школы»

«Дни родительских инициатив»

Все проекты подразделяются по способу реализации

  • проект, реализуемый в системе уроков в течение всего учебного года;

  • проект, реализуемый в системе уроков в течение изучения одной монографической темы;

  • проект, реализуемый в течение одного урока;

  • проект, реализуемый на одном из этапов урока.

Например, указанные проекты выглядят так

  1. Проект, реализуемый в течение изучения монографической темы

2.Проект, реализуемый на одном из этапов урока:

На этапе актуализации:

  • презентация информационного проекта;

  • виртуальная экскурсия.

На этапе формирования новых знаний, умений:

  • работа со справочной литературой;

  • ассоциациативные ряды.

  1. Проект, реализуемый в течение одного урока: Формы урока-проекта.

О


рганизацию урока-проекта подразделяю на следующие этапы:

1 этап - организационный;

2 этап - исследовательский;

3 этап - практический или моделирующий;

4 этап - творческий;

5 этап - презентация проекта;

6 этап - рефлексия. В рамках реализации проекта разработала следующую систему по проектированию на уроках и во внеурочное время: н/п Программный материал Тема проекта Время представления проекта Вид проекта 1

В.К. Железников «Рыцарь».

А.П. Гайдар «Совесть»

А.Л. Барто «Колыбельная»

В.А. Осеева «Обидчики».

М.М. Зощенко «Самое главное».

2 класс

«Кто больше знает»

«Флаг, гимн, герб Российской Федерации»


Октябрь Исследовательский
2

Раздел «Писатели о детях и для детей»

В.А. Асеева «Волшебное слово»

Л. Пантелеев «Трус»

Н.Н. Носов «Живая шляпа» 2 класс

«Инсценировки литературных произведений»

«Кто лучше исполняет»


Декабрь Ролевой 3

Л.Н. Толстой «Косточка»

С.Я. Маршак «Друзья дальше».

В.А. Осеева «Обидчики». 2 класс

«Кто - друг, а кто - враг?» Февраль Информационный 4 Раздел «Авторские сказки»: Р. Киплинг «Рикки - Тикки Тави» А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» С. Седов «Король женится».

4 класс

«Язык мой - друг мой»

«Азбучные истины»

Книжка-малышка

«Сборник русских пословиц»

«Сборник «Советуем прочитать» Апрель Исследовательский Творческий 5

О.О. Дриз «Зеленая карета»

М.М. Пришвин «Трясогузка»

В.А. Осеева

«Самое страшное» 3 класс

«Моя родословная»

«История моей страны в истории города»

Видеофильм «Наша семья»

«День матери»

«Семейная галерея гимназии»

«Дни родительских инициатив»

«Защитники Отечества в моей семье» По рабочему плану Исследовательский Творческий

Модель формирования читательской компетентности через проектную

деятельность учащихся.

Этапы работы над проектом

Формируемые читательские компетенции

Этап выбора темы, целеполагания. Умение выделять главное, определять тему. Извлекать из текстов интересную и полезную информацию

Этап сбора информации Самостоятельно выбирать книги для чтения; работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);

Этап обработки информации Умение правильно прочитывать слова; понимать смысл текста; выразительно читать; выдерживать оптимальный темп чтения. Умение вдумываться в текст, вглядываться в книгу, «проникаться» мыслями автора. Осознанно, правильно, выразительно читать; извлекать из текстов интересную и полезную информацию.

Этап исследования. Освоение собственного чтения, т. е. овладевали умением сознательно воспринимать и воспроизводить не слова и предложения, а тексты небольших литературных произведений. Попутно у детей закреплялись навыки техники и выразительности чтения. А на уроках внеклассного чтения дети учились применять приобретенные умения при самостоятельном чтении книг.

Развивая оперативную память и оптимальную скорость чтения, удалось развить читательскую активность и самостоятельность учащихся.

Этап защиты проекта

умение раскрывать тему высказывания;

- умение раскрывать основную мысль высказывания;

- умение собирать материал к высказыванию;

- умение систематизировать собранный материал;

- умение совершенствовать написанное (для письменной речи);

- умение строить высказывания в определённой композиционной форме;

- умение выражать свои мысли правильно, точно, ясно и по возможности ярко.


Виды уроков литературного чтения:

  1. Уроки-исследования текста.
  2. Уроки-игры, путешествия.
  3. Интегрированные уроки.
  4. Внеклассные мероприятия и конкурсные программы. (Литературные викторины, конкурсы, праздники).
  5. Уроки-проекты.
  6. Обобщающие уроки.

Этапы работы над проектом

Название этапа

Действия учителя

Действия учащихся

Этап 1. Разработка проектного задания. Планирование.

Определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.

- На какие группы делятся русские народные сказки?

- Для чего в сказках нужны волшебные предметы?

- Всегда ли в русских народных сказках главным героем является человек?

- Чему учат сказки?

- Основные признаки сказки?

- О чем мечтал народ в сказках?

- Каким животным в сказках народ симпатизирует, а каких осуждает?

Определение темы и целей урока

1) Анкетирование.

2) Обсуждение русских народных сказок с учителем. Деление на группы.

3) Гипотеза проекта.

4) Постановка целей.

Этап 2. Разработка проекта

Консультация по сбору и уточнению информации; предлагается на выбор несколько сказок, аргументация своего выбора.

Выбор русской народной сказки "По щучьему веленью".

- Определение методов работы.

- Распределение задач между членами группы.

1) Разрабатывают план действий над проектом.

2) Формулируют задачи.

3) Представление команды (название, эмблема, девиз)

Этап 3. Оценка результатов

Анализ выполнения проектных заданий.

Сбор информации.

- Словарная работа с устаревшими словами.

- Изучение русских народных обрядов: сватовство, свадьба.

- Иллюстрации героев сказок.

-Создание эскизов костюмов.

Этап 4. Защита проекта. Урок-презентация

Оценка результатов проекта, успешности деятельности учащихся и ценность полученных результатов

Инсценирование сказки.

Самооценка своей работы путём коллективного обсуждении. По мнению Н.В. Матяш проектная деятельность является интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной, а главное творческой деятельности. Проектная деятельность школьников тесно связана с проблемой творчества, является творческой, по сути. На основании этого, Н.В. Матяш утверждает, что творческая проектная деятельность школьников - это деятельность по созданию изделий и услуг, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих личностную или общественную значимость [5;153]. К важным факторам проектной деятельности относятся:

  • повышение мотивации учащихся;

  • развитие творческих способностей;

  • формирование чувства ответственности;

  • создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

Принципы организации проектной деятельности:

  • проект должен быть посильным для выполнения;
  • создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.);
  • вести подготовку учащихся к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать учащихся имеющих опыт проектной деятельности);
  • обеспечить руководство проектом со стороны педагогов - обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений - рефлексия. Дневник должен помочь младшему школьнику при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта.
  • в том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.
  • обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

Читательская компетентность определяется

  • владением техникой чтения,

  • приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,

  • знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,

  • сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания

От достижения этой цели зависит успешность обучения школьника, как в начальной, так и в основной школе. Отсюда вытекает существенный вклад уроков литературного чтения в формирование общих (универсальных) умений, навыков, способов деятельности. Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Это умение учиться развиваться. Различают следующие виды УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Личностные УУД

  • Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

  • Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

  • Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Регулятивные УУД

  • Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;

  • Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД

  • Ориентироваться в учебнике;

  • Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • Подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

  • Слушать и понимать речь других;

  • Выразительно читать и пересказывать текст;

  • Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

  • Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.

В заключение можно отметить, что работы, выполненные нашими учащимися, не только ценны сами по себе. Они воспитывают ответственное отношение к людям и окружающей среде, к своему здоровью, образованию, кругу общения, учат самостоятельно исследовать выбранные ими темы, работать с источниками информации. Проектная технология развивает различные виды деятельности, дает возможность ученику представить себя и результаты своих исследований, овладеть способами совместной деятельности группе (групповой проект), учится приемам действий в ситуациях общения, поиска и нахождения информации. Это дает возможность повысить степень самостоятельности, инициативности учащихся в их познавательной мотивированности, способствует социализации школьников.
  1. Ресурсы

Кадровое обеспечение Для разработки и внедрения проекта: имею высшее образование, Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И. Менделеева, учитель русского языка и литературы. 1987 год. Стаж педагогической работы (по специальности) - 32 года, в данной должности - 32 года, в данном учреждении - 32 года. Ханты - Мансийское педагогическое училище, 1982, по специальности преподавание в начальных классах общеобразовательной школы. Курсы: «Актуальные проблемы обучения в современной начальной школе», 72 часа, 2010 год, г. Нижневартовск.

Программно-методические ресурсы: рабочие учебные программы по чтению по УМК «Начальная школа XXI века» на основе государственных образовательных стандартов, авторская программа дополнительного образования «Школа этикета».

Цифровые образовательные ресурсы: Интернет ресурсы, электронные учебники, справочные материалы по темам, задания и тесты, кроссворды, созданные посредством программ Microsoft Power Point, Microsoft Word, Microsoft Excel. Разработки компаний: «Кирилл и Мефодий. Большая энциклопедия», серия электронных уроков и тестов по работе с текстом на уроках чтения.

Информационно-методическая среда: теоретико-практические, учебно-методические семинары, мастер-классы

Нормативно-правовые ресурсы:


1.Закон Российской Федерации «Об образовании» 2.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». 3.«Концепция модернизации российского образования». 4.Программа модернизации «Новая школа Югры». 5. Федеральный государственный образовательный стандарт.

Мотивационные ресурсы: Система морального и материального поощрения

Материально-технические ресурсы: имеется кабинет, оснащенный современным оборудованием: («мобильный (переносной) компьютерный класс», интерактивная доска, мультимедийный проектор и др.). Все оборудование соответствует санитарно-гигиеническим, эргономическим, здоровьесберегающим и психолого-педагогическим требованиям.

  1. Партнеры

В нашем образовательном учреждении данный опыт активно используется учителями начальных классов, а также внедряется коллегами из других образовательных учреждений: 1. Минеева Екатерина Петровна, МБОУ «СОШ№8»

2. Рагулина Раиса Яковлевна, МБОУ «СОШ№ 2 - многопрофильная».

3. Силивря Марина Николаевна, МБОУ «Лицей №2».

4. Кубанова Айгуль Фирдависовна, МБОУ «СОШ№8».

5. Косолапова Ирина Михайловна, МБОУ «СОШ№8». 1.Обучающиеся (ученики младших классов) 1-4 классы. 2. Родители учащихся. 3. Администрация школы. 4. Школьное научное общество учащихся «Импульс».

  1. Целевая установка

Целевой аудиторией настоящего педагогического опыта являются обучающиеся младшего школьного возраста, педагогические работники школы (учителя начальной школы, классные руководители, воспитатели), родители (законные представители). Предполагаемое количество участников представлено в таблице 1

Таблица 1.

Количественные показатели участия педагогов и школьников в осуществлении педагогического проекта:


2011


2012


2013

Количество

учителей-предметников

3

4

5

Количество воспитанников

25

50

75


  1. План реализации проекта

Мероприятия

Сроки выполнения

Ответственные

1

Изучение теоретического материала по методике и практике работы с текстом.

2009-2010 гг. Штрак С.С.

2

Прохождение курсов, семинаров. Участие в очных, дистанционных конференциях, конкурсах, мастер - классах.

В годы реализации проекта Штрак С.С.

3

Изучение опыта коллег по применению проектной технологии. Внедрение в личную педагогическую практику образовательных технологий, позволяющих добиться реальных результатов при реализации данного проекта.

20111-2012

учебный год Штрак С.С.

4

Проведение психолого-педагогической диагностики учащихся. Диагностика техники чтения.

2010-2011гг. Штрак С.С.

5

Разработка и проведение уроков

с применением метода проектов.

2012-2013гг. Штрак С.С.

6

Разработка и апробирование программы.

2012-2013гг Штрак С.С.

7

Участие в различных городских,

региональных, всероссийских конкурсах, фестивалях.

ежегодно Штрак С.С.

8

Обобщение результатов проекта.

Рефлексия. Анкетирование участников, принимающих участие в реализации проекта.

2013-2014

учебный год Штрак С.С.

9

Анализ результатов, подведение итогов, мониторинг учителя и качества знаний учащихся. Мониторинг сформированности читательских компетенций.

ежегодно Штрак С.С.

10

Разработка мастер-класса для коллег по использованию методов проектов на уроках литературного чтения.

2013-2014

учебный год Штрак С.С.

11

Оформление мониторинга.

2013-2014

учебный год Штрак С.С.

12 Защита проекта. Презентация.

Ноябрь 2014 года Штрак С.С.


  1. Ожидаемые результаты и социальный эффект

Результат - это достижение целей. Результаты проектной деятельности учащихся носят предметный, деятельностный, личностный, коммуникативный характер. Основные результаты, достижение которых предполагается проектом:
  • обеспечение качества знаний учащихся не ниже - 68%, успеваемости - 100%;
  • успешное участие обучающихся в олимпиадах и конкурсах различного уровня;
  • формирование читательских компетенций;
  • рост личностных качеств и общих компетенций учащихся.
Апробация результатов исследования в классах осуществлялась через выступления на проблемных семинарах методических объединений, на педагогическом совете школы, на городском методическом объединении, разного рода конференциях по представлению передового педагогического опыта. Мною создан собственный сайт, где помещены работы учеников, рекомендации по работе над проектами. nsportal.ru/shtrakss Обеспечиваю положительные результаты обучения: качество знаний обучающихся за последние три года составляет по русскому языку - 72%; математике - 68%; литературному чтению - 82%, окружающему миру - 79% при 100% успеваемости.

Учебный год

Качество

Успеваемость

2010-2011,

3 класс

75%

100%

2011-2012,

4 класс

76%

100%

2012-2013,

1 класс

67%

100%

2013-2014,

2 класс

68%

100% Благодаря хорошему уровню сформированности знаний, умений, навыков и внутренней мотивации обучающиеся не испытывают трудностей адаптационного периода при переходе в школу второй ступени. Мои ученики являются призерами и победителями различных конкурсов:

2010-2011,

  1. класс

1.Международный конкурс по математике «Кенгуру», 1 место по школе. 2.Фестиваль ученических проектов «Грани познания», номинант. 3.Международный конкурс «Русский медвежонок - Языкознание для всех», призер в школе. 4. Международная олимпиада по основам наук, призер.

2011-2012,

4 класс 1.Международный конкурс по математике «Кенгуру», 1 место по региону. 2.Международный конкурс «Русский медвежонок - Языкознание для всех», призер в школе.

2012-2013,

1 класс 1.Международный конкурс по математике «Кенгуру», 1 место по школе. 2.Международный конкурс «Русский медвежонок - Языкознание для всех», призер в городе. 3.Общероссийский конкурс творческих работ «Поклонимся великим тем годам», 1 место.

2013-2014,

2 класс 1.Международный конкурс по математике «Кенгуру», 1 место по региону. 2.Международный конкурс «Русский медвежонок - Языкознание для всех», призер в школе. 3.Межрегиональный фестиваль исследовательских работ «Открытие мира»

Результативность участия обучающихся в интеллектуальных, творческих конкурсах и олимпиадах: «Использование проектной технологии на уроках литературного чтения как средство формирования читательской компетентности» Результаты мониторинга по сформированности основ читательской компетентности:

«Использование проектной технологии на уроках литературного чтения как средство формирования читательской компетентности» Результатом применения инновационного опыта является стабильно позитивная динамика достижений учащихся: сформированность ключевых компетенций (при постоянном 100% уровне обученности, в среднем качество составляет 78%, что выше на 9% в сравнении со стартовым измерением); качественный уровень сформированности информационно-коммуникативных навыков у школьников повысился на 86% и составил 100%; уровень сформированности у учащихся познавательной активности возрос на 5% и составил 80%, уровень сформированности общественно-значимого социального опыта (участие в проектной деятельности) увеличился на 8% и составил 32% учащихся.

  1. Перспектива дальнейшего развития проекта

Перспектива дальнейшего развития проекта очевидна. В перспективе актуальной представляется работа по следующим направлениям:
  • дальнейшая разработка дидактического обеспечения уроков литературного чтения электронными цифровыми образовательными ресурсами;
  • систематизация проектных работ учащихся и создание электронного портфолио проектных работ.
Мною планируется разработка авторской программы дополнительного образования «Основы проектирования на уроках литературного чтения и во внеурочное время».
  1. Список литературы

1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 2009 2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М., 2010. 3. Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. Начальная школа. № 6. 2010. 4. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. - Народное образование. - М., 2009, № 9, с.177-180. 5. Воскобойникова Е.А. Проектные работы первоклассников в период обучения грамоте. Начальная школа №12. 2011. 6. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 2009, № 6, с.34-47. 7. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2011. № 9. 8. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач. школа. - 2011. - №2. 9. Ляхова Л.В. Организация научно - исследовательской деятельности учащихся. Начальная школа.№7. 2009. 10. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы. Начальная школа. №1 . 2010. 11. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. - М.: Вентана-Граф, 2009. 12. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2010, № 8-9, с.151-157.

























































































































































































































































































































«Использование проектной технологии на уроках литературного чтения как средство формирования читательской компетентности»

32


© 2010-2022