Толерантность - умение жить в согласии друг с другом

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Толерантность - умение жить в согласии друг с другоммуниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15»




Тема:


Выполнила: Князева Ирина Викторовна классный руководитель 4 «А» класса




г. Арзамас 2014

Аннотация


Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества. И чтобы добиться этого, нужно относиться друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно. Невозможно нравиться всем, невозможно любить всех, невозможно, чтобы все ребята класса были преданным друзьями. Потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, привычки, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать всех такими, какие есть, т.е. быть толерантными.



















Цель: воспитание внимательного отношения к себе и другим.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с понятием «толерантность».
2. Дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности.
3. Формировать у учеников адекватное отношение к праву любого человека выражать свою индивидуальность. Методы проведения - поисковые, дискуссионные, игровые (моделирование жизненно-важных ситуаций в сюжетной игре). Оборудование: презентация, карточки со словами « искусство». «жить», «вместе»; альбомные листы, цветные карандаши. Ход мероприятия 1.Организационный момент. Учитель: -Здравствуйте!- Ты улыбкой, как солнышком брызни, Выходя поутру из ворот. Понимаешь у каждого в жизни Предостаточно бед и забот. Разве любы нам хмурые лица Или чья-то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь! 2. Актуализация знаний. Учитель: Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема классного часа. Мы будем говорить … а вот о чем, вы узнаете, когда из предложенного рада букв выпишите каждую третью «АБТСКООМЛНПЕБЖРЗХАЛЮНЩДТГРНСВОБЮСУЭТДВЬ»: (учащиеся выбирают) - Итак, тема нашего классного часа «Толерантность»
3.Постановка учебной задачи Учитель: Конечно, это слово можно и не знать, но в современном мире, где вам предстоит жить, вы ещё не раз услышите его. В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии.
И вы, наверняка, почувствуете себя неловко, если не будете знать смысла этого слова. Задайте вопросы по теме классного часа. О чём бы вы хотели сегодня узнать? Что такое «толерантность» ? Как это слово определяется на разных языках? Что значит быть толерантным? Какого человека можно назвать толерантным? Могу ли я себя назвать толерантным? 4. Поиск решения. Учитель: Как мы учимся находить ответы на свои вопросы? Ответы детей: Можно посмотреть в словарь ,найти в интернете, спросить у взрослых, провести наблюдение или эксперимент. Учитель: - Давайте обратимся к нашему помощнику - толковому словарю и найдём там значение слова «толерантность» Ответы детей: В толковом словаре мы не нашли значение этого слова? Учитель: Как вы думаете? Почему? (ответы детей). Учитель: Действительно. Слово «толерантность» появилось в нашей речи не так давно. Международный день, посвящённый терпимости отмечается 16 ноября. Этот Международный день был торжественно провозглашён в «Декларации принципов терпимости» ЮНЕСКО. Согласно Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995 году, толерантность трактуется как «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления индивидуальности. Учитель: А вы знаете, почему слово «толерантность» получило такое название? Об этом нам расскажет… (заранее подготовленный ученик рассказывает историю слова) - Понятие толерантность, имеет свою историю: на рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Шарль Морис Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном правительстве, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. Благодаря его действиям появилось на планете понятие толерантность. Вопрос к учащемуся, подготовившему сообщение (учимся формировать самооценку деятельности) Учитель - Где ты нашёл информацию? Тебе кто-то помогал или ты справился сам? Учитель: В разных странах определения толерантности различны. Давайте посмотрим, какое значение имеет это слово в других языках tolerenz (немец.) - терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению; tolerance (англ.) - готовность быть терпимым, снисходительным; быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации; (слайд) tolerance (франц.) - убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной; tolerencia (испан.) - способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных; толерантность, терпимость (рус.) - умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо. Учитель: Какое слово является ключевым для понятия толерантность? Конечно, это слово терпимость. 5.Примененение знаний. 1.Чтение сказки. "Три товарища" (курдская сказка) Трёх товарищей застала ночь, и решили они завернуть в ближайшую деревню. Постучали в первый попавшийся дом. Радушно встретил их хозяин, да никак не поймёт, кто же из них за старшего. Спросил одного: «Скажи на милость, кем вы приходитесь друг другу и кто из вас старший?» - Эти двое - ослы, - ответил гость, - им со мной рядом сидеть не положено. Через некоторое время хозяин спросил второго гостя: «Будь добр, скажи, кто из вас старший, чтобы я мог по достоинству одарить его». - След моей ноги дороже их голов, - ответил гость. - Они - собаки. Наконец хозяин вызвал третьего: «Дорогой, не скажешь ли, кто у вас за старшего, я желал бы побеседовать». - Оба они умнее меня, и оба для меня старшие. Ты можешь побеседовать с любым из них. Хозяину понравился этот ответ: «Дорогой мой гость, прости, что я тебя задержал, а теперь прошу за стол». И велел хозяин своим слугам: - Накройте три стола. На один стол положите сена, на другой - костей, а на третий - всё, что полагается для дорогого гостя. Удивились гости. А хозяин говорит: - Ешьте, дорогие гости, не стесняйтесь. Кем вы сами представились, то вам и подано… 2.Работа по сказке. Кого из трёх спутников можно назвать настоящим товарищем? Как вы думаете, почему двое спутников так относились к людям? Какое средство лучше всего помогает людям научиться уважать друг друга? Учитель - Я предлагаю сейчас выполните несколько упражнений и понаблюдать над результатами, которые у нас получатся. 1. «Снежинки» (индивидуальная работа) Возьмите листок. Сложите его пополам. Оторвите правый верхний угол. Сложите ещё раз пополам. Ещё раз оторвите правый угол. Ещё раз сложите пополам. И ещё раз оторвите правый верхний угол. Разверните листок и покажите своё «произведение» одноклассникам. Учитель - Обратите внимание, какие разные получились у вас снежинки! Хотя был дан чёткий алгоритм действий. Почему это произошло? (Ответы детей). Вывод: -Если бы все снежинки были одинаковыми, мир был бы скучным и неизменным. 2.«Рисунок вдвоём» (работа в парах) Учащиеся делятся на пары. Каждая пара получает лист бумаги. Необходимо взять один карандаш вдвоём и нарисовать рисунок на свободную тему. После выполнения работы проводится обсуждение по вопросам: -Почему нарисовали именно это? -Кто что рисовал? -Как вам рисовалось? -Что было самым сложным? Почему? -Какой вывод можно сделать? Вывод: - У каждого из нас свои интересы, поэтому очень важно уметь выслушать мнение другого человека, уметь договориться. 3.Упражнение «Давайте пофантазируем,,,» (фронтальная работа) -Представьте, что наступит время, когда все люди на земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, сумма знаний и т.д).Каким будет этот мир? Как будут жить в нём люди? Хорошо или плохо, что все мы разные? Как жить в мире, где столько разных людей? -Составьте вывод из слов . Учащиеся составляют предложение : «Толерантность - умение жить в согласии друг с другом. Делаем вывод: различия дополняют и обогащают людей. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества. И чтобы добиться этого, нужно относиться друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно. Невозможно нравиться всем, невозможно любить всех, невозможно, чтобы все ребята класса были преданным друзьями. Потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, привычки, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать всех такими, какие есть, т.е. быть толерантными. 3. Практико-ориентированное задание. (групповая работа) Учитель: Наш класс - это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили уважение, взаимопонимание и не было бы ссор. А что же для этого нужно? Сочиняем правила «толерантности». Учитель предлагает слова, а дети сочиняют стихи-правила. Учитель помогает группам в работе. 1 гр (слова: разные, равные, смеяться, грустить, счастье, так тому и быть) 2 гр (индивидуальность, уникальность) 3гр ( различия, восхищаться, улыбаться) 4 гр. (разные, равные, дружба, дети, нужно) Группы представляют свои варианты, на экране презентации появляются «правила». 1 группа: Да, наверное, мы разные! Но все при этом равные! Мы все имеем равные права смеяться и грустить, Мы все для счастья рождены и так тому и быть! 2 группа: Ведь каждый из нас -индивидуальность, И в этом, конечно, и есть уникальность! 3 группа: Различиями нашими мы будем восхищаться! Друг другу доброту дарить и просто улыбаться! 4 группа: Мы разные - мы равные! И нет преград для дружбы. Мы - дети все, мы - просто дети, Нам ссориться не нужно! 6. Рефлексия. Учитель: -Мы с вами хорошо поработали, и теперь каждый знает, какие неповторимые особенности есть у него. Ответили ли мы на вопросы, поставленные в начале классного часа? Вы узнали о себе что-то новое? Оцените свою работу. Закончите фразы. Меня удивило….. Я почувствовал … Я думаю …… 7. Домашнее задание. Учитель :- Расскажите своим близким о том, что вы узнали сегодня на классном часе, Попробуйте совместно с родителями придумать на каждую букву слова толерантность слова, характеризующие качества, необходимые человеку для общения.


ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. Википедия -ru.wikipedia.org/wiki/
  2. Школа жизни -shkolazhizni.ru/archive/0/n-26866/
  3. День толерантности -lasius.narod.ru/images/toler1.htm
  4. Шустова,Л.П. Воспитание толерантности: приём для индивидуальной и групповой работы .



© 2010-2022