- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка урока по познанию мира на тему
Разработка урока по познанию мира на тему
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Топаева М.Е. |
Дата | 26.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема « Солнце - источник света и тепла» - 4 класс
Цели: дать понятие о Солнце как источнике света и тепла;
определить, что Солнце является центром Солнечной системы;
рассказать о значении Солнца для жизнедеятельности на Земле;
развивать умение высказывать свои мысли, доказывать, делать выводы;
воспитывать товарищество, ответственность, сотрудничество в группах;
Тип урока: урок - исследование
Методы: проблемный, частично-поисковый, наглядный
I Организационный момент
- психологический настрой
( слайд 1)
2. Проверка домашнего задания
- ответы на вопросы
( работа в парах)
- Назови первого космонавта
- Назови первого космонавта Казахстана
- Как исследуется космос в наше время
- Какую работу выполняют в космосе искусственные спутники Земли
-Назовите космодром откуда взлетают ракеты в космос и где находится этот космодром? ( слайды 2-7)
II Мобилизующий этап
- определение темы, цели
Отгадайте загадку:
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь
Улыбаешься в оконце
И зовут тебя все …
( солнце)
Сегодня на уроке мы будем исследователями Солнца
Наш девиз:
Вот солнце бежит босиком по росе
Зовёт за собою нас в путь
Исследователи, такие же люди, как все
Но любопытней чуть-чуть.
- Что даёт нам солнце? Какую оно играет роль в жизни людей?
Тема …
( слайд 8)
- запись числа, темы
Определим задачи, посмотрев слайды
( мультивидео « Солнце в центре Солнечной системы))
- Что должны понять?
- Что должны узнать?
Задачи …
( слайд9, 10)
III Наблюдения в природе
- Какие изменения происходят с Солнцем?
- На что это влияет?
( дни длиннее - ночи короче, смена времен года, влияет на природу. )
IV Актуализация знаний
Давайте вспомним , что мы знаем по этой теме
- работа по карточкам « Продолжи» ( мозговой штурм) -
Используя текст, впиши недостающие данные:
Солнце - ближайшая к Земле ... (звезда). Это огромное ... (рс каленное) космическое тело. Солнце имеет форму ... (шара). Диаметр Солнца в ... (109) раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в ... (3 тысяч) раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца 150миллионов километров.
1. Звезда - это … ( солнце)
2. Невооружённым глазом на небе видно ( 3000 звёзд)
3. Вокруг Солнца вращается … ( 9 планет)
4. Спутник Земли - это … ( луна)
5. Солнце и планеты образуют … ( Солнечную Систему)
6. Окружающий Землю мир - … ( Вселенная)
- А что мы знаем о Солнце?
( зимой опускается ниже над горизонтом,
А летом поднимается выше)
- Что умеем?
( определять стороны горизонта)
Солнце - источник света и тепла. Без его живительных лучей не было бы ни растительного, ни животного мира, вечный мрак и вечный холод царили бы на земном шаре. V Физминутка ( слайд-песенка) Итак, вы исследователи, перед вами стоит задача прочитать статью и найти ответ на вопрос: - работа в группах
1. Дать понятие о Солнце
2. Что случилось бы с нашей Землёй, если бы расстояние между Землёй и Солнцем было больше 150 млн. км?
3. Что случилось бы с нашей Землёй, если бы расстояние между Землёй и Солнцем было больше 150 млн.км?
4. Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле?
5. Как человек использует солнечную энергию?
6. Как планируется в будущем использовать солнечную энергию?
- слово учителя
Солнце - звезда, громаднейший раскалённый газовый шар. Самый огромный при всей Солнечной системе. Если представить, что солнце величиной с арбуз, то рядом с ним самая большая планета Юпитер будет выглядеть как небольшое яблоко, а наша Земля - как ягода смородины.(слайд13)
Солнце - самая тяжёлая звезда, тяжелее всех планет. Поэтому сила притяжения у него прегромадная. И только поэтому оно удерживает планеты на их орбитах, и не даёт им улететь в космическое пространство.(слайд14)
- мультивидео ( 1.50 - 2.34)
Солнце - это самосветящийся газовый шар по объёму более, чем в млн.раз больше Земли, температура в центре Солнца достигает 15 млн. градусов и под воздействием этой невообразимой высокой температуры в солнечном веществе происходят изменения в результате этого получается свет и тепло.(Слайд 15)
Солнечный свет и тепло обеспечивают существование жизни на Земле.
- слово ученикам
1 ученик:- Я провел наблюдение за появлением Солнца на земле. Оно всходит с Востока и несет свет и тепло, а когда заходит на Запад, становится темно и прохладно, наступает смена дня и ночи. А в зависимости от высоты Солнца и движения вокруг него Земли, происходит смена времен года.(слайд16)
2 ученик -- Я провела такой опыт. Посадила два отростка. Первый поставила в хорошо освещенном помещении, а второй поставила в темной комнате. Вывод на лицо. Только при свете растения могут расти хорошо, а в темноте они погибают. Значит, все живое на Земле зависит от Солнца.
3. ученик - Я взял для своего опыта зеркало и навел его на солнечный луч. На потолке я увидел яркое пятно «солнечный зайчик». Это говорит нам о том, что солнечный свет отражается в предметах и показывает нам краски предметов
Мы говорим, что Солнце - самая близкая к нам звезда. Но это не означает , что расстояние от Земли до Солнца маленькое, оно составляет 150 млн. км. ( слайд17)
Вы, наверняка, не в состоянии представить насколько велико это расстояние.
И чтобы вам в этом помочь расскажу я вам такую историю.
- сказка про Солнце
( слайд 18-22) Жил да был Звездочёт. Каждую ночь он наблюдал за далёкими звёздами, а днём изучал самую близкую к нам звезду -Солнце, пытаясь разгадать тайну её рождения. Но время шло, Звездочёт старел. А тайна оставалась неразгаданной. И тогда Звездочёт решил полететь к Солнцу, чтобы всё увидеть самому. « Возьму свою карету, запрягу в неё пару сильных лошадей, да и помчусь!»- решил он. « Что ты! Что ты! - заскрипела карета, - мне не выдержать такого длинного путешествия - я развалюсь на дороге! Ведь оно продлится не меньше 500 лет! Возьми уж лучше автомобиль!» Послушался Звездочёт, выбрал самую быструю и красивую машину. Но едва взялся за руль, как зафырчал мотор. « Фр- р! … Не буду включаться! 100 лет работать без отдыха ! Не желаю! « Не соглаш-шайся», - прошуршала шина, - В космосе для машин нет дорог … Пусть возьмёт самолёт, он по крайней мере умеет летать.» Отправился Звездочёт к Самолёту: « Отнеси меня, пожалуйста, на Солнце. Я очень тороплюсь. Сколько времени понадобится тебе для этого?» « 10 лет! Но я не могу выполнить твою просьбу. В космосе нет воздуха, и моим крыльям не на что опираться. Иди к моей сестре, Красавице-ракете. Только она может летать в безвоздушном пространстве.» « Ты правильно поступил, что обратился ко мне, человек!» - серебристым голосом пропела Ракета,- Не пройдёт и года, как мы будем у цели. Я самая выносливая, самая быстрая, только я одна знаю туда дорогу. Садись!» Только было Звездочёт собрался, занять место в кабине корабля, как из-за туч выглянуло Солнце и его золотистые лучи брызнули во все стороны. Один солнечный луч коснулся щеки Звездочёта и шепнул: « Ракете нужен год, а мне только 8 минут. Полетели?» Обрадовался Звездочёт, потянулся за солнечным лучом - и пропал из глаз… Вспомним сказку по слайдам ( показ слайдов) :
Представьте себе, что Солнце погасло. Возможна ли жизнь на Земле без Солнца. Если бы Солнце вдруг исчезло, тогда Земля внезапно погрузится во мрак. Луна и планеты отражающие солнечные лучи, также перестанут светить, лишь тусклый свет далеких звезд будет освещать Землю. Зеленые растения погибнут, так как они будут усваивать углерод и выделять кислород без света. Животным ничем будет питаться, и они начнут вымирать от голода. Помимо этого, все живое станет замерзать от страшного ветра который быстро распространится по Земле. Перестанут дуть ветра и замерзнут все водоемы.
В результате наша планета покроется слоем льда, сможет ли в таких условиях существовать жизнь? А мы? Но к счастью, энергия Солнца огромна и ее хватит надолго - Какой вывод можно сделать? Да, Солнце имеет огромное значение для всего живого на Земле, так как выполняет оно не одну работу и имеет несколько профессий. Давайте их рассмотрим. Работа в группе (слайд23) Объясните, каким образом работает Солнце, если оно … свет дождь тепло энергия воздух день год свет - светит, видим окружающий мир дождь - испаряет воду, пар поднимается вверх, собирается в тучи тепло- греет, лучи нагревают Землю, от Земли нагревается воздух энергия - существуют солнечные электростанции воздух - зелёные растения без помощи солнечных лучей не смогли бы очищать воздух - забирать углекислый газ, насыщать кислородом день- смена дня и ночи ( вращаясь вокруг себя наша Земля то поворачивается одним боком, то другим) Все эти явления влияют на самочувствие человека. - А какие ещё ассоциации возникают со словом « солнце»? ( загар) К нам пожаловал доктор Айболит. Давайте его послушаем.(слайд 24) - слово Айболиту ( рассказ,про загар о пользе и вреде загара для человека - Полезен ли такой загар? - Как вас мама ласково называет? А почему? VIДомашнее задание ( «Солнце источник света и тепла» пересказ), написать сочинение « Я- Солнце» VII Итог урока Сегодня я понял …(слайд25) Я хотел (а) бы узнать … VII Рефлексия (слайд26) На уроке я работал … ( активно, пассивно) - А кто ещё? Встаньте. Своей работой на уроке я … ( доволен, не доволен) Урок для меня показался … ( длинным, коротким) За урок я … ( устал, не устал) Моё настроение … ( стало лучше, стало хуже) - С каким фруктом можно сравнить солнышко? Солнышко дарит вам эти Солнышки, чтобы у вас настроение стало ещё лучше, и хочет пожелать трудиться так, как Солнышко изо дня в день