- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по окружающему миру Широкая степь
Конспект урока по окружающему миру Широкая степь
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сурина Т.А. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема «Широкая степь»
Цели:
-
Обучающие: Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей России: познакомить с географическим положением зоны степей, климатом, животным и растительным миром.
-
Развивающие: Развивать речь учащихся, обогащать и усложнять ее словарный запас; развивать умение работать с географической картой; развивать мышление учащихся; умение наблюдать, рассуждать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения.
-
Воспитательные: Способствовать развитию познавательного интереса к данной теме; продолжить роботу по экологическому воспитанию; владеть навыками совместной деятельности; соблюдать нормы поведения; воспитывать в себе умение оценивать собственную деятельность и деятельность своих одноклассников на уроке.
Оборудование: учебник, карта природных зон, Красная книга, карточки, презентация, компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
-
Организационный момент.
Нас сегодня ждёт дорога,
И узнать нам надо много.
Так возьмёмся, ребята, скорей за работу,
Чтобы времени зря не терять.
О том, как потрудились дома.
Поспешим друзьям рассказать.
-
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
- С какими природными зонами мы познакомились на урока окружающего мира?
(Показать на карте)
Слайд
- В какой природной зоне существуют следующие цепи питания:
а) ягель -> олень -> волк (в тундре)
б) грибы -> белка -> куница (в лесу)
в) водоросли -> рачки -> морж (в Арктике)
Слайд
- Вставьте пропущенные названия природных зон:
а) - это природная зона с вечномерзлой почвой, где растительным покровом являются кустарники, травы, мхи и лишайники.
б) - это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи и лишайники.
в) - это природная зона, которая лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники.
Слайд
- Теперь нам предстоит разгадать кроссворд
-
Небольшой кустарник с красными ягодами и округлыми листьями, которые не опадают на зиму; растет в тундре и лесной зоне.
( Брусника)
-
Вроде сосны, вроде елок,
А зимой без иголок.
(Лиственница)
-
Хозяин лесной,
Просыпается весной
А зимой под снежный вой
Спит в избушки снеговой (медведь)
-
В народе это дерево часто называют «сладким». Во время цветения к нему летят пчёлы, и мёд потом будет самый душистый. (Липа)
-
Лиственное дерево со стволом черного или серого цвета, его легко узнать по небольшим темным шишечкам на ветках. (Ольха)
- Какое ключевое здесь слово?
( СТЕПЬ. )
3. Сообщение темы и цели урока.
- Послушайте аудиозапись русской народной песни «Ах, ты степь широкая…» в исполнении казачьего хора
- Закройте глазки и представьте то, о чем поется в песне.
- Какая картина предстала перед вашими глазами?
( куда ни посмотришь - кругом степные просторы, обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, чтобы спрятаться, вокруг травы, яркие цветы)
- Кто догадался с какой природной зоной мы будем знакомиться на уроке?
- Что нам сегодня нужно узнать об этой зоне?
( географическое положение, природные условия этой зоны, животный и растительный мир)
-
Этап применения самостоятельно полученных знаний.
- Группа географов расскажет о географическом положении степной зоны, климатических условиях.
Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры. Большая часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, и небольшая часть - на Западно-Сибирской равнине.
Степи обширные безлесные пространства, на которых растут травянистые растения. Лето в степях более продолжительное, чем в лесной полосе. Погода летом сухая, солнечная. Дуют горячие сухие ветры - суховеи, иногда переходящие в пыльные бури. Жара местами достигает + 40 градусов. Дожди редкие. Но ливневые. Бурные потоку воды не успевают просочиться в почву и быстро испаряются. Зима короче и теплее, чем в лесной зоне, но достаточно холодная, с морозами до -30 градусов. Снеговой покров очень маленький. Степи - это области, слишком сухие для деревьев, но достаточно влажные для трав. Травы, растущие в степи, способны переносить засуху и быстро восстанавливаться после пожаров. Во время пожаров сгорает только верхняя часть травы, а корни и основания стеблей сохраняются. Под травами образовались почвы богатые черноземом.
- Обозначьте на контурной карте зону степей жёлтым цветом.
(работа с контурной картой)
Учитель: Группа ботаников расскажут о растительности зоны степей.
Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспособились к жизни в степи по разному: например, у тюльпанов, которые имеют красивые цветы после цветения листья отмирают, и в земле остается луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Так же приспособились ирисы. Совсем по другому приспособились ковыль и типчак. Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни угодят глубоко в землю.
Физминутка
Ветер веет над степями,
И качается трава ( дети плавно качают руками над головой)
Облака плывут над нами,
Словно белая гора ( подтягивания - руки вверх)
Ветер пыль над степью носит.
Наклоняются колосья -
Вправо -влево, взад-вперед,
А потом наоборот. (наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Мышки прячутся во ржи.
Как увидеть их скажи?
В норке прячется полёвка.
Покажись скорей, плутовка! (приседания)
Мы взбираемся на холм, (ходьба на месте)
И немного отдохнём. (дети садятся за парты)
Слово зоологам.
В степях нет деревьев, но есть травянистый покров, поэтому в траве живет много насекомых: кобылка, кузнечик, шмель. Раз есть насекомые, значит, есть и много разных птиц: степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль красавка. Птицы степи устраивают гнёзда прямо на земле. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землёй, в которых они делают норы, чтобы прятаться от хищников. В степи живут суслики, хомяки, мыши-полевки. В норах огни делают себе запасы на зиму. И конечно. В степи есть хищники: степной орел, степной хорёк, степная гадюка, которая питается грызунами. Окрас у степных животных часто под цвет растительности.
- Как вы думаете, почему в степной зоне не водятся крупные животные, а в основном только мелкие?
(крупным животным надо много пищи, им негде скрываться от врагов, так как травянистый покров невысок, а зимой им нужно какое-то укрытие от суровых морозов, а в степи его трудно найти)
Учитель: А теперь дадим слово экологам.
Экологи. приготовили небольшую сценку "Встреча". У вас есть 2 карточки синего и зеленого цвета, где составлены цепи питания, но только в одной из них правильно составлены, а в другой - нет. Послушайте внимательно сценку, подумайте и выберите правильную карточку. Нужно будет доказать правильность своего выбора.
Автор. Жаркий летний день. Далеко протянулась степь. Как серебряное море колышется ковыль. Высоко в небе парит орел, высматривая себе добычу. Вот он удаляется, превращается в черную точку и исчезает. А в зарослях ковыля встретились тушканчик и серая куропатка. Они не боятся друг друга, тушканчик растениями питается, а куропатка - насекомыми.
Тушканчик. Наконец-то орел улетел. А то я боялся по степи пробежать.
Куропатка. Я тоже орла боюсь, два часа голодная сижу. Только я не пойму, тебе-то чего орла бояться, ты вон как быстро бегаешь?
Тушканчик. Я для того и быстро бегаю, чтоб он меня не поймал.
Куропатка. А кто у нас еще быстро в степи бегает?
Тушканчик. Сайгак, дзерен (слайд 24).
Куропатка. Ой, смотри, дрофа бежит, умора! Ноги длинные, а летает кое-как.
Тушканчик. Это она разбегается долго, а летает не так уж и плохо.
Куропатка. Настоящая птица высоко летать должна. То ли дело я - серая куропатка, или журавль-красавка, или степной жаворонок.
Тушканчик. Или орел.
Куропатка. Не говори мне про орла, он высоко поднимется, а потом оттуда на всех бросается. Нет, настоящая птица так не поступает.
Тушканчик. Вон, смотри, кузнечик поскакал!
Куропатка. Это не кузнечик, а кобылка. У кузнечиков усики длинные, а у кобылки коротенькие. Кузнечики насекомыми питаются, прямо как я, хоть и сами насекомые, а кобылки - растениями.
Автор. И куропатка погналась за кобылкой, а тушканчик поскакал туда, где люди пшеницу посеяли. Будет у него вкусный обед!
№1
-
растения - тушканчик - орел.
-
Растения - кобылки-куропатки - орел.
-
Растения - насекомые-кузнечики-куропатки - орел.
№2
-
Тушканчик - орел - растения
-
Кобылки - растения - куропатки - орел.
-
Растения - насекомые - куропатки - кузнечики - орел.
Учитель: Покажите мне карточки с правильным ответом,
Хорошо, молодцы! У всех в руках зеленые карточки. Докажите правильность своего выбора (ответы учеников).
Экологические проблемы степей.
Учитель Многим растениям и животным степной зоны грозит полное исчезновение. Главная причина - распашка земель (слайд ). Теплое и солнечное лето, черноземы позволяют людям выращивать богатые урожаи пшеницы, кукурузы, подсолнечника и другие культуры (слайд ). Другая причина - это выпас скота. Скот вытаптывает и выщипывает траву (слайд ). Поэтому многие растения и животные занесены в Красную книгу. Но, пожалуй, самым страшным бедствием для растений и животных стенной зоны являются пожары. Они не щадят никого, и уцелеть от огня не может никто: ни птицы, ни звери, ни растения (слайд ). И рвется цепь питания: сгорят растения, погибнут насекомые, погибнут мелкие птицы, погибнут крупные птицы-хищники. Главным виновником пожаров является человеческий фактор, поэтому будьте бдительны, находясь в поле, в степи, в лесу! Не разводите костров, не бросайте горящие спички. От этого зависит не только наша жизнь, но и существование братьев наших меньших!
Проверочная работа. Графический диктант.
- Если вы согласны с утверждением, ставьте знак №+№, если не согласны - « -«
1. Зона степей находится южнее лесных зон (+)
2. В степи лето короткое, но жаркое (-)
3. Деревья в степи не растут, им не хватает влаги. (+)
4. У многих растений степи корни -луковицы и узкие листья (+)
5. Серая куропатка - хищник (-)
6. Кобылка питается насекомыми (-)
7. Почва степей богата перегноем. (+)
8. Исчезновение животных степей происходит из-за жары (-)
9. Основное занятие жителей степи - растениеводство (+)
(Взаимопроверка).
По всей степи - ковыль, по краям - всё туман.
Далеко, далеко от кургана курган;
Облака в синеве белым стадом плывут.
Журавли в облаках перекличку ведут.
Не видать ни души. Тонет в золоте день,
Пробежать по траве ветру сонному лень.
А цветы-то, цветы! как живые стоят,
Улыбаются, глазки на солнце глядят,
Словно речи ведут, как их жизнь коротка,
Коротка, да без слёз, от забот далека.
Вот и речка… Не верь! то под жгучим лучом
Отливается тонкий ковыль серебром.
Высоко-высоко в небе точка дрожит
Колокольчик весёлый над степью звенит,
В ковыле гудовень - и поют, и жужжат,
Раздаются свистки, молоточки стучат;
Средь дорожки глухой пыль столбом поднялась,
Закружилась, в широкую степь понеслась…
На все стороны путь: ни лесочка, ни гор!
Необъятная гладь! неоглядный простор!
Итог урока. Рефлексия
8