Статья

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
О роли родного языка в обучении и воспитании детей говорили все выдающиеся педагоги минувшего: ЯЛ. Коменский и И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстой и Я.С. Гогебашвили, Э. Пашкевич и В.Ф. Вахтеров. Но, пожалуй, самый проникновенный гимн воспел родному языку в педагогике К.Д, Ушинский. Он дал разносторонний и глубокий анализ роли родного языка в воспитании детей. Ушинский отмечал, что в языке содержится вся история народа, язык является «полнейшей и вернейшей летописью всей духовной, многовековой жизни народа». Константин Дмитриевич говорит о родном языке как о богатейшем источнике знаний, разной информации. По справедливой оценке К.Д. Ушинского, родной язык ко всему же еще и «удивительный педагог». Язык «является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ, и продолжающим учить его до конца народной истории… Но этот удивительный педагог - родной язык - не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу…»
«…Усваивая родной язык,- продолжает Константин Дмитриевич, - ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка, - и усваивает легко и скоро, в 2-3 года, столько, что и половины этого не может усвоить в 20 лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог - родное слово!» Народная педагогика (этнопедагогика) - область педагогической науки, в которой рассматриваются этнические особенности практики воспитания и обучения разных народов (В.М. Полонский). Народная педагогика - совокупность знаний и навыков воспитания, сохранившаяся в этнокультурных традициях, в народном этическом и художественном творчестве, национально-специфических устойчивых формах общения и взаимодействия представителей различных поколений друг с другом и являющаяся важнейшим средством обеспечения единства и преемственности поколений, целостности этноса (В.Г. Крысько). Поскольку этнопедагогика предполагает теоретическое осмысление и обобщение фактов народной педагогики, то необходимо сказать и об ее источниках, откуда она черпает необходимый материал. Назовем основные из них и дадим их краткое описание. Практика воспитания, бытующая в народе, главным образом в семье, в людской среде, это - неисчерпаемый, постоянно пополняемый и обновляющийся источник. В этом случае воспитание идет от интуиции, здравого смысла, часто - путем проб и ошибок и потому - иногда успешно, а иногда - с большими издержками. Как говорил педагог Г.Н. Волков: « Ребенок живя в родительском доме, овладевает определенной знаковой системой родного языка. При взрослении и уходе из родительского гнезда, он попадает в другую среду, где родной язык теряет свою значимость». Образ жизни конкретной народности, нации, сообщества - это «устоявшиеся, типичные для исторически конкретных социальных отношений формы индивидуальной (групповой) жизни и деятельности людей». Они характеризуют особенности общения, поведения и склада мышления людей в области труда, общественно политической деятельности, быта и досуга, семейно-брачные отношения, образование, культуру, общественную жизнь, национальные отношения, ценностные ориентации, причины поведения людей. Всякий народ имеет свой специфический образ жизни, который и формирует личность в народном духе. Так, образ жизни русских и марийцев значительно отличается от жизни, скажем, башкир или татар, грузин или египтян. Особенности образа жизни у разных народов складываются под влиянием многих специфических факторов: природно-климатических условий, языка, религии (верований), условий трудовой деятельности (земледелие, охота, рыболовство, скотоводство и т.п.).
Образ жизни нации создает социальную среду, в которой формируется личность. Эта среда формирует нормы морали, типы и правила поведения людей, их ценностные ориентации. В ней человек с младенчества усваивает национальный образ жизни: что значит трудолюбие или тунеядство и как люди относятся и оценивают эти качества человека; что такое скромность и высокомерие, экономность и мотовство и т.п. и что, соответственно, одобряется, и что - осуждается. Образ жизни включает цепочку понятий в такой последовательности: обычай -> традиция -> обряд -> ритуал Человек, пребывая в социальной среде конкретной народности, нации, неизбежно формируется в соответствии с образом жизни именно этого народа, общины, племени; усваивает и разделяет их ценностные ориентации и соответственно им регулирует свои действия, поступки, поведение.
Человек, с младенчества оторванный от условий и оригинального образа жизни конкретного народа и перенесенный в другую социальную среду и вследствие этого - воспитанный в чужой (для него) национальной среде, теряет свой природно-национальный характер и черты человека родной национальности. Он начинает жить по образу жизни той национальности, которая постоянно его окружает. Как видим, наиболее широкое понятие - это «образ жизни», в котором полностью пребывает объект воспитания. Образ жизни включает уменьшающиеся по объему обычаи, традиции, обряды и ритуалы; т.е. степень их «всеохватности» уменьшается в указанной последовательности.

Семья занимает особое место в народной педагогике, поскольку она рассматривалась в традиционной культуре как естественное природное окружение, определяющее порядок домашнего воспитания, его содержание. Его цель - подготовить ребенка к этой жизни, чтобы она была ему «не в тягость, а в радость». В семейной педагогике каждого народа отражаются его идеалы, представления о цели и средствах воспитания, реализация которых способствует формированию у детей лучших черт национального характера, готовит к самостоятельной достойной жизни. Ребенок с первых дней своей жизни слышит, что он будет помощником отца в труде (помощником матери по дому), слышит о видах труда о профессиях, о характере труда того или иного профессионала, о человеческих качествах, необходимых для занятия трудом, о рабочих инструментах и т.д. В колыбельных песнях, распеваемых матерью засыпающему ребенку; в стихах - частушках, которыми мать будит и поднимает дитя с постели; в скороговорках, которыми учит чисто произносить отдельные звуки, лейтмотивом идут темы семьи. Ежедневно вхождение родителей в мир ребенка - важнейшее педагогическое условие установления духовных отношений между родителями и ребенком, без которых невозможно их воспитательное воздействие. Общей стержневой проблемой народной педагогики является не только воспитание ребенка, подрастающего поколения, а воспитание вообще человека. В воспитательном отношении ребенок и взрослый четко не разграничиваются, ибо народ полагает, что человек развивается, совершенствуется на протяжении всей своей жизни. Но при этом подчеркивается, что привитие и формирование желательных нравственных качеств происходит в детском возрасте. Преимущество народно-педагогических традиций заключается в том, что они позволяют родителям готовить ребенка к выполнению разнообразных социальных ролей, формировать необходимые человеческие качества, даже не зная о существовании структуры личности. Это формирование начинается с подбора имени будущего ребенка, с первой материнской улыбки, колыбельных песен, совместных игр с ребенком, с рассказывания сказок и загадывания загадок, с разучивания скороговорок и считалок, песен. Становление личности продолжается в беседах и обучении отдельным трудовым приемам, обращению со старшими, приучение самостоятельности, в знакомстве с родственниками, в совместном труде с ребенком, в ранней профориентации. Дальше умственные способности, трудовые умения, физическая ловкость и выносливость, эстетические взгляды и нравственный устой формирующейся личности проходят суровое жизненное испытание в «школе сверстников» и в столкновении с жизнью. Маленькая личность в ежевечерней рефлексии «залечивает душевные раны», отшлифовывает свои взгляды и установки в семье, у святых для нее людей - у отца и матери, у дедушки и бабушки, проходит у них нравственную закалку, чему способствует атмосфера духовного общения между старшими и младшими, которая обычно устанавливается в семьях с народно-педагогическими традициями. Средства, методы, приемы народной педагогики при умелом использовании являются каналами духовной связи родителей и детей, старшего и младшего поколений, поэтому важно сохранение народной педагогики в семье.

Заключение. Опираясь на народные методы воспитания педагоги - теоретики и практики создали современные концепции воспитания всесторонне развитой личности, которые постоянно совершенствуются и обновляются в соответствии с требованиями жизни. Однако ядро народной мудрости всегда присутствует в любой воспитательной теории. В современных условиях трудовые традиции развиваются, совершенствуются и обогащаются. Это и есть проявление народной педагогики в действии, в жизни. Народ всегда стремился привить молодому поколению любовь к Родине, правдивость, честность, скромность, коллективизм, чувства дружбы, товарищества. Народное воспитание - это общественное воспитание. На протяжении всей истории человек был и остаётся объектом и субъектом воспитания. Накопленный веками опыт воспитания в сочетании с эмпирическими знаниями, проверенными на практике, составляет ядро народной педагогики. Современная теория педагогики, обогащённая народным опытом воспитания, даёт возможность значительно повысить педагогическую культуру народа, убедиться в том, что народные массы играют активную роль в развитии педагогической мысли как составной части общечеловеческой культуры.



































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -- 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
  2. Ахияров К.Ш. Народная педагогика и современная школа. - Уфа: Баш ГПУ, 2000. - 328 с.
  3. Ача - ава гына шочмо йылмылан кумыланда // Марий-Эл - 2014 - 31 октября - 1 ноября. - с.5
  4. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 1999. - 168 с.
  5. Захарова Э. Йылмем, калыкем дене кугешнем // Кугарня. - 2008. - 11 января. - с. 11
  6. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник - М.: Гардарики, 2004. - 528 с.
  7. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студ. сред. и пед. учебн. заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», - 2000. - 232 с.
  8. Латышина Д.И. Традиции воспитания детей у русского народа.- М.: Школьная пресса, 2004. - 128 с.
  9. Смирнов И.Н. Семейно-родовые связи // Этнография марийского народа: учеб. пособие для старших классов/ сост. Г.А. Сепеев - Йошкар-ола: Марийское книжное издательство, 2001. - с. 105-106
  10. Ушинский К. Д. Собрание сочинений в 12 тт. М., 1952. Т. 11.
  11. Ушинский К.Д. (Сер.«Антология гуманной педагогики»). М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1998. - 224 с.











Бирский филиал Башкирского государственного университета, кафедра башкирской, татарской и марийской филологии

Региональная научно-практическая конференция

«Роль родных языков в развитии национальных культур Республики Башкортостан»







Статья : Роль родного языка в народной педагогике и этнических традиций в воспитании подрастающего поколения.

Родной язык как источник этнопедагогики.















Автор: учитель начальных классов

Салмиярова Ж.А.







д.Староарзаматово - 2014г.

© 2010-2022