• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Мастер-класс: «Применение приемов технологии обучения в совместной деятельности для достижения планируемых результатов ФГОС НОО»

Мастер-класс: «Применение приемов технологии обучения в совместной деятельности для достижения планируемых результатов ФГОС НОО»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс : «Применение приемов технологии обучения в совместной деятельности для достижения планируемых результатов ФГОС НОО»Мастер-класс : «Применение приемов технологии обучения в совместной деятельности для достижения планируемых результатов ФГОС НОО»Мастер-класс : «Применение приемов технологии обучения в совместной деятельности для достижения планируемых результатов ФГОС НОО»Мастер-класс : «Применение приемов технологии обучения в совместной деятельности для достижения планируемых результатов ФГОС НОО»Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Управление образованием Асбестовского городского округа

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №30











Тема работы: «Применение приемов технологии обучения в совместной деятельности для достижения планируемых результатов ФГОС НОО»



Номинация: разработка мастер-класса



Форма: мастер-класс





Исполнитель:

Берсенева Татьяна Юрьевна,

учитель начальных классов,

МАОУ СОШ №30

I квалификационная категория











АГО, 2015г.


Пояснительная записка Для достижения результатов ФГОС современной школе необходим учитель, которого отличает:

  • инновационный, современный стиль научно-педагогического мышления;
  • готовность к принятию новаторских решений;
  • нестандартность подходов к принятию изменений в постоянно развивающейся личности;
  • сформированность индивидуального стиля деятельности;
  • готовность к самоанализу, самооценке, самообразованию и самосовершенствованию.
Инновационные процессы, столь активно развивающиеся, определили объективную необходимость поиска механизмов повышения профессиональной компетентности педагогов, как главного ресурса педагогической производительности школы. Однако в процессе реализации главной задачи российской образовательной политики выявились противоречия между:
  • предъявленными учителю требованиями и степенью овладения им необходимыми для их выполнения умениями и навыками;
  • новыми потребностями, запросами, стремлениями учителя и уровнем его возможностей.
В этой связи оказание помощи учителю в его совершенствовании в режиме инновационного климата образовательной организации - путь и условие повышения его профессиональной компетентности. В качестве основного ресурсного фактора повышения профессиональной культуры педагога я рассматриваю передачу передового педагогического опыта. Методическая разработка мастер-класса на тему «Применение приемов технологии обучения в совместной деятельности для достижения планируемых результатов ФГОС НОО» является продуктом моей педагогической деятельности как лучший учительский опыт обеспечивающий успех учения. Цель методической разработки: создание условий для повышения профессиональной компетентности учителей начальной школы через активное включение каждого в процесс изучения и обобщения передового педагогического опыта. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
  1. повысить интерес педагогов к инновационной деятельности через анализ собственного опыта, опыта коллег на основе новейших достижений педагогики и психологии;
  2. предъявить и распространить инновационный опыт с последующим внедрением его в профессиональную деятельность педагогического сообщества;
  3. расширить банк инновационных технологий, методов и приемов для достижения планируемых результатов ФГОС.
Прогнозируемый результат: освоение приемов инновационной технологии обучения в совместной деятельности, повышение уровня теоретических знаний современных методик, смотивированность к совершенствованию профессионального мастерства. В разработке представлен опыт работы с приемами технологии обучения в совместной деятельности, которые обеспечивают достижение планируемых результатов ФГОС НОО через организованную работу в группах и парах. В рамках мастер-класса педагоги через теоретическую и практическую деятельность познакомятся с инновационными приемами организации работы групп и пар. Данная разработка предназначена для учителей начальной школы. Однако описанные приемы могут быть использованы учителями среднего и старшего звена. Приемы работают на разных уроках, учителю следует творчески отнестись к подбору заданий для каждого приема на конкретном этапе урока. Например: приемы литературного чтения могут быть использованы на любом уроке, где спланирована работа с текстом. Приемы технологии критического мышления применимы к любому предмету. Несмотря на проблемы, современного учителя отличает стремление к достижению профессионального успеха и осознание путей профессионального роста. В современных условиях умело организованное управление процессом изучения, обобщения педагогического опыта и включение в этот процесс всех членов коллектива становится эффективным внутришкольным ресурсом, содержательной основой повышения профессиональной компетентности учителей. В теоретической части мастер-класса представлены правила работы в группах и парах, которые учащиеся вырабатывают совместно с учителем и с помощью которых регулируются внутри коллективные отношения. Также к рассмотрению коллег представлены методические рекомендации при организации новых форм образовательного процесса. В разработке представлено большое количество различных приемов организации деятельности групп и пар на разных этапах урока для решения конкретных целей и задач. Основная часть, рассказывающая о практическом применении приемов, отведена на знакомство с приемами развития критического мышления и их влияние на формирование УУД, что особенно актуально при реализации новых социальных требований к системе школьного образования. Предусмотренная в рамках мастер-класса практическая работа для коллег эффективна для повышения мотивации к эксперименту, научно-исследовательской деятельности. Учителя выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии учителя-мастера с помощью УМК «Перспектива». Однако практическая работа может быть выполнена с помощью учебников любого УМК. Мастер может отследить значимость его деятельности через этап рефлексии, представленный в данной разработке, который педагоги могут использовать в работе с детьми. О способности педагога к профессиональному росту свидетельствует его способность к саморазвитию. Первостепенными по личной значимости и по значимости в коллективе являются мотивы:
  • стремление к достижению профессиональных успехов;
  • стремление проявить себя и утвердиться в профессии.
Данная разработка направлена на повышение профессиональной активности учителей и развитие их мотивации к формированию индивидуальной программы к самообразованию и самосовершенствованию.

Оборудование: мультимедийная установка, диск с презентацией к мастер-классу.

Место проведения: учебный кабинет.



План проведения мастер-класса:

  1. Введение

    • краткая характеристика основных идей технологии;

  2. Презентация педагогического опыта учителем-мастером:


  • представление основных приемов работы;

  • описание достижения в работе;

  • описание учебных занятий в режиме презентуемой технологии.

Моделирование:


  • учителя выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии учителя-мастера;

  • мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею;

  • мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия

Выводы:


  • доказывается результативность деятельности учащихся, свидетельствующая об эффективности технологии;

  • определяются проблемы и перспективы в работе учителя-мастера.


  1. Рефлексия:

    • проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.















  1. Введение.

Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования. (Слайд 1) Главной и второстепенной задачей является необходимость повышения эффективности усвоения учебного материала, нацеленной на повышение современного качества образования. А это ориентация образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, что и определяет современное качество содержания образования. Повышение качества образования должно осуществляться не за счет дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий, ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных качеств обучаемых. Одной из главных задач считаю, является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания. Педагогическая технология - проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат. С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: чёткость, структурность, ясность методического языка. Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов. Предлагаю вашему вниманию мастер - класс на тему «Современный урок в рамках реализации ФГОС НОО». (Слайд 2) Цель мастер - класса: создание условий для профессионального обмена опытом, при котором формируется творческая педагогическая активность, индивидуальный стиль педагогической деятельности. (Слайд 3) Задачи:

1) обобщение опыта работы с приемами технологии совместной деятельности в начальной школе;
2) передача своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
3) рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
4) оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования. Проблемный вопрос: что такое современный урок? Что он предполагает? Воспользуемся приемом «Мозговой штурм» и выслушаем ваши мнения. (Игра с коллегами. Приложение 1) (Слайд 4-5) Подведем итог: современный урок это -

  • Урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска…..);
  • Урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику;
  • Урок, содержащий разные виды деятельности;
  • Урок, на котором ученику должно быть комфортно;
  • Урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика;
  • Современный урок развивает у детей креативное мышление;
  • Современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала;
  • Урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.
Вывод: вот таким ярким, красочным, необыкновенным должен быть каждый урок в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Одним из критериев результативности современного урока является: использование разнообразных форм, методов и приёмов обучения, повышающих степень активности учащихся в учебном процессе. Инструментом для достижения результата для меня стала технология обучения в совместной деятельности или работа в парах и группах. Технология обучения в совместной деятельности направлена на решение следующих задач:
  • научить ребенка учиться, самостоятельно добывать новые знания и умения, помочь ребенку предельно полно реализовать свой творческий потенциал, раскрыть свою индивидуальность;
  • воспитать в ребенке те человеческие качества и умения, которые необходимы в общении и совместных делах; сохранить (восстановить) душевное здоровье и эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Включение в урок приемов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия. Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое. (Слайд 6) В качестве форм активизации учащихся на уроках я использую парную и групповую формы работы.

Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

Задачи групповой работы:

1. Активизация познавательной деятельности.

2. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.

3. Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.).

4. Совершенствование межличностных отношений в классе. Дети учатся работать в парах, группах, в командах с лидером, учатся подчиняться и руководить. Учителем при использовании метода групповой работы регулируются внутри коллективные отношения. Ребята придерживаются основных правил работы в группе, которые "вырабатывают и утверждают сами":

  • полное внимание к однокласснику
  • серьезное отношение к мыслям, чувствам других
  • терпимость, дружелюбие (например, никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет "право на ошибку"). (Слайд 7)

Принципы выбора заданий для групповой работы.

1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.

Целесообразно использовать:

  • задания, которые требуют выполнения большого объема работы;

  • задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом;

  • задания на развитие творческого мышления, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных идей;

  • задания, требующие принятия решений, непосредственно касающихся будущей деятельности данной группы.

2. Содержание работы должно быть интересно детям.

3. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.

4. Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний. Работа в паре имеет большое значение для формирования всех видов универсальных учебных действий:

  • Личностных (в паре ученик необходимо самоопределяется относительно учебной задачи, относительно партнера, относительно своей и другой точки зрения, таким образом учебная работа приобретает личностный смысл; осуществляя в паре роли учителя и ученика, ребенок начинает чувствовать себя более компетентным и значимым, повышается самооценка, растет познавательная активность и мотивация)
  • Регулятивных (партнеры сорегулируют свою деятельность, определяют цель, план и контролируют результат)
  • Познавательных (за счет интенсификации общения как мыследеятельности в диалоге возрастает глубина понимания материала, происходит рефлексия способов познания, отбор наиболее адекватных задаче умственных действий)
  • Коммуникативных (развивается способность точно выражать свои мысли и понимать сообщение собеседника, договариваться относительно способов действий, разрешать разногласия с помощью аргументов, быть справедливыми и толерантными)
Организация парной работы имеет свои особенности. С первых дней организации такой работы необходимо вводить правила совместной работы: (Слайд 8)
  • Работать дружно
  • Быть внимательными друг к другу, вежливыми
  • Вовремя оказывать помощь
  • Вводить правило этики совместной работы
(как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять.)
  • Вводить особенный знак, который показывает, что пара с заданием справилась, называется « домик» (Приложение 3) (Слайд 9)
Предлагаю своим коллегам, учителям начальных классов, придерживаться методических рекомендаций при организации совместной деятельности обучающихся: (Слайд 10)

1. При построении учебного сотрудничества самих детей необходимо учесть, что такой формы общения в детском опыте еще не было. Поэтому детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык. Как сесть за партой, чтобы смотреть на товарища; как соглашаться, а как возражать; как помогать, а как просить о помощи.
2. При введении новой формы сотрудничества необходимо дать ее образец. Образец совместной работы будет освоен детьми только после разбора двух или трех ошибок. Главное - разбирать не содержательную ошибку, а ход взаимодействия.
3. При оценке работы пары следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость, честность, справедливость.
4. Недопустима пара из двух учеников с низким уровнем интеллектуальных способностей.
5. Детей, которые отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (завтра им стоит предложить вновь поработать вместе).
6. Если кто - то пожелал работать в одиночку, учитель должен разрешить ему работать самостоятельно. Не следует делать публичные замечания.
7. Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы. Дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. (Слайд 11) Обстановка в классе на таких уроках точно соответствует образу, введенному в дидактику К.Д.Ушинским: "Нужно позволять классу свободно бурлить, волноваться, но удерживать его всякий раз в тех пределах, которые нужны для успеха учения, мертвая тишина на уроке недопустима. Важно позволять ученикам задавать вопросы учителю, самим высказываться, разговаривать, сидеть в классе свободно и непринужденно".

Формирование пары.

Способы: Самый простой и естественный для школьного класса способ - образовать в пару детей, сидящих за одной партой. Преимущества - не тратится время, постепенно накапливается опыт взаимодействия именно у этой пары. Недостатки - опыт ограничен индивидуальными особенностями данных детей. Сложилось - будут хорошо работать, не сложилось - будут конфликты. Больший опыт может быть получен детьми в парах сменного состава. Способы образования таких пар могут быть разными в зависимости от целей и фантазии учителя: - можно образовывать пары в назывном порядке, в зависимости от конкретных воспитательных или учебных целей. Можно предложить детям пересесть так, как обозначено на схеме класса, заранее подготовленной учителем. - детьми хорошо воспринимается способ, основанный на жеребьевке или случайности (найдите пару к своей картинке, разрезанной открытке, к своей половинке пословицы, ответ к своей загадке, вытащите из мешочка номер и т.д.) - еще варианты: ученики первого варианта пересаживаются по сигналу учителя на одну парту вперед, при этом ученики с первых парт идут на последние ("Эскалатор"); ученики первого варианта с первого ряда переходят на второй ряд, со второго - на третий, а с третьего ряда идут на первый ряд;

Развитие навыка работы в условиях шума.

Одновременная работа в классе 10-15 пар детей, конечно, вызовет шум. Научите детей:

  1. Работать в условиях шума.

Упражнение: раздайте каждому карточку со скороговорками. Мальчики приходят в гости, здороваются и читают свою скороговорку девочкам, а те свою - мальчикам. Когда каждый проговорит свою скороговорку без запинки, ученики меняются карточками, и мальчик, поблагодарив, уходит в гости к другой девочке. В классе стоит шум, так как половина ребят говорит. Однако ученики довольно быстро привыкают к этому и даже не замечают шума. Это связано с тем, что ребенок адаптируется к шумовой среде и старается говорить так, чтобы его слышал только сосед.

2. Регулировать уровень шума.

Упражнение: договоритесь с детьми, что если во время работы вы два раза хлопните в ладоши (или позвоните в колокольчик), и тогда все начнут говорить громче, на три хлопка (звонка) - все замолчат, на два - попробуют говорить так, чтобы слышал только партнер.

Установление контакта и настрой на совместную работу. (Игра с коллегами)

Для формирования готовности детей к совместной работе хорошо использовать следующие упражнения:

«Зеркало» - один участник делает какие-то движения, второй старается одновременно и точно их повторить, затем участники меняются ролями;

«Попугай» - один говорит (например, дни недели в случайном порядке), второй как можно быстрее повторяет, затем участники меняются ролями;

«Мостик» - пара строит мостик, соединяясь поднятыми руками;

«Равновесие» - участники удерживают равновесие стоя или сидя, взявшись за руки и отклоняясь на длину рук.

«Разминка пальчиков» - соприкасаемся пальчиком с соседом по парте и говорим:

желаю (большой), успеха (указательный), большого (средний), во всем (безымянный)

и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь). Коллективные формы организации учебно-воспитательного процесса способствуют демократизации и гуманизации обучения школьников.

  1. Презентация педагогического опыта

Приведу примеры приемов парной и групповой работы, которые я использую на уроках. Такую работу я начинаю с первых дней первого класса. Стараюсь 25% времени каждого урока отводить для работы в парах, в группах работа организуется не на каждом уроке. (Слайд 12)
  1. Прием «Красный карандаш» использую при работе с текстами «Письмо по памяти»:
  • На уроке литературного чтения этот текст дети читают «жужжащим» способом, заучивают, рассказывают друг другу.
  • На уроке русского языка пара получает карточку с этим текстом или упражнение в учебнике (тогда текст пишется на доске) и выделяет красным карандашом «опасные места», затем объясняет, на какие орфограммы следует обратить внимание.
  • На следующем этапе идет запись текста индивидуально каждым с обязательной самооценкой выполненной работы. Далее пара обменивается тетрадями и проверяет работу друг у друга, красным карандашом отмечая ошибки и оценивая работу товарища.
  1. Прием «Найди ошибку». (Слайд 13)
Пара получает карточку с предложением или текстом, в котором допущены ошибки и исправляет их. Аналогично приему «Красный карандаш» озвучивает выполненную работу. Предложение списывают в тетрадь, выделяя орфограммы, на которые были допущены ошибки. Дальше с упражнением продолжается грамматическая работа по заданиям, предусмотренными учителем по теме урока.
  1. Прием «Грамматическая задача» или «Подумай!». (Слайд 14)
На этапе актуализации знаний, чтобы дети смогли самостоятельно сформулировать тему и цели урока этот прием хорошо работает. По сути это проблемный вопрос, который обсуждается в паре или группе.
  1. Прием «Веришь - не веришь».
Чаще всего использую на уроках окружающего мира и литературного чтения после того как дети самостоятельно прочитали текст. Обучающиеся делятся на группы и получают карточки с вопросами. Дети по очереди читают вопросы, отвечают на вопрос словом «верю» или «не верю». Если возникают спорные вопросы, они обсуждаются группой или выносятся на обсуждение всего класса, для принятия решения. (Игра с коллегами.)
  1. Прием «Найди соответствие или крокодил с головой петуха». (Слайд 15)
Надо найти соответствие между «головой» и «хвостом». Пара получает карточку, на которой записаны фразы по определенной теме, вторая половина разрезана, следует их сопоставить. Например на уроках: а) русского языка: Фразеологизмы. Части речи Имя существительное Отвечает на вопрос что делать? Обозначает действие предмета Имя прилагательное Отвечает на вопросы кто? Что? Обозначает предмет Глагол Отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Обозначает признак предмета
Состав слова и т.д. (Слайд 16) б) литературного чтения: пословицы, поговорки, стихи, тексты в) окружающий мир: Природные сообщества Звери птицы растения насекомые Лес бобр коростель клевер короед Луг белка цапля папоротник стрекоза Водоем крот кукушка рогоз бабочка
  1. Прием чтения «По вершкам и корешкам». (Слайд 17)
Для этого нам понадобится длинная закладка или непрозрачная линейка. Мы накладываем ее на строчку, прикрывая нижнюю половину букв. Ребенку надо прочитать слово или предложение «по вершкам» букв. Конечно, если будет очень трудно, можно линейку сдвинуть, показать буквы и снова закрыть.
«По корешкам» читаем так же, только прикрываем верхнюю часть букв. Это уже намного труднее, так что «по корешкам» читаем тогда, когда «по вершкам» уже хорошо получается. Работая в паре - один читает «вершки», другой «корешки».
  1. Прием чтения «Вреднючка».
Кто такая Вреднючка? Создание, которое вредничает и делает все наоборот. Вот и читает Вреднючка наоборот - не слева направо, а справа налево. Очень полезно так читать, когда ребенок только учится прочитывать слова. Вы лишний раз потренируете ребенка в слиянии букв и чтении слов без напряжения. Несмотря на то, что читать наоборот труднее, дети с удовольствием это делают. Еще бы, ведь эта игра всегда сопровождается смехом. А то, что смешно, трудным не бывает!
  1. Прием «Жужжащее чтение» (Внедрение технологии В.И.Зайцева в учебный процесс) (Приложение 3)

У каждого ученика на парте лежит книга и любой урок - будь то чтение, русский язык, математика - начинается с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу и дальше идёт обычный урок. Но многие знают, что эффекта нет, так как дети не читают, а только «делают вид», что заняты чтением. Я стала применять это прием в парах. Итог впечатляющий. На начало учебного года средняя скорость в классе составила 56 слов, причем норму - не менее 55 слов не выполнили 12 человек. На конец полугодия средняя скорость составила 85 слов. Норму - 80-90 слов на отметку «5» выполнили 17 человек. Не выполнили норму 2 человека. Для формирования оптимальной техники чтения использую и другие приемы чтения для работы в паре: (Слайд 18)
  • «Цепочкой»
  • «Бинарное»
  • «Буксир»
  • «Круговое чтение»
  • «Игра в прятки»
  • «Наперегонки»
  • «Чтение с ошибками»
  1. Прием «Фантограммы» использую на уроках литературного чтения. «Фантограммы» - это фантазии при работе с текстом:

  • Придумать продолжение текста
  • Составить план текста (разные варианты планов: рисунки, диафильмы, …)
  • Подбор пословиц, поговорок.
  1. Прием «Задание для товарища» - задание готовится обучающимися дома на определенную тему и предлагается товарищу на следующем уроке. Например: словарные слова, на определенную орфограмму, примеры на определенный прием или задачу определенного вида.
  2. Прием «Работа с консультантом»
Так как в классе много учащихся, которым необходима помощь, то рассаживаю детей таким образом, чтобы в любой момент такой ученик мог обратиться за помощью к рядом сидящему товарищу. Даю и специальные задания таким парам. «Слабый» ученик рассказывает, как выполняет задание, а его «личный консультант» слушает и вносит при необходимости поправки. По окончании работы консультант оценивает работу. Эта работа мне очень нравится, так как дает возможность оказывать адресную помощь, развивает речь учащихся, сплачивает их. Дети с более низким уровнем развития не чувствуют себя на уроке лишними, работают уверенно.
  1. Приемы технологии критического мышления: (Слайд 19)
  • Прием «Корзина» идей, понятий, имен… (Показ модели корзинки)
На доске помещаю рисунок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре: 1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме. Например: первый урок по теме «Имя существительное» начинаю с вопроса: что вам известно об имени существительном? 2. Сначала каждый ученик вспоминает все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты). 3. Затем происходит обмен информацией в парах, ученики делятся друг с другом известным знанием. Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия. 4. Далее каждая пара по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей). 5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В «корзину идей» можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
  1. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
  • Прием «Тонкие и толстые вопросы». (Слайд 20)

Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить «да» или «нет», но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Тем не менее, мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует от него однозначного ответа.
Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно (Толстые вопросы). Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

Для достижения цели на уроках необходимо использовать таблицу:

?

?

  • кто…

  • что…

  • когда…

  • может…

  • будет…

  • мог ли…

  • как звали…

  • было ли…

  • согласны ли вы…

  • верно…

  • дайте объяснение, почему…

  • почему вы думаете…

  • почему вы считаете…

  • в чем разница…

  • предположите, что будет, если…

  • что, если…

Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении - демонстрация пройденного.

Обучать детей навыку различать вопросы уже можно начинать со 2 класса. Работа по вопросам ведется в несколько этапов.

1 этап - учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают «тонкие» вопросы, потом «толстые».
2 этап - учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала -«тонкие», а потом «толстые».
3 этап - при работе с текстом дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам. Для того чтобы дети успевали записывать вопросы, необходимо при чтении учителю останавливаться.

Я часто использую этот прием после самостоятельно прочитанного текста, дети задают вопросы (по заданию учителя: тонкие или толстые) по желанию любому ученику.

  • Прием «Круги по воде».
Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути - это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.
  • Прием «Синквейн» на стадии рефлексии, как способ подведения итога. (Слайд 21)
  • Прием «Бортовой журнал» - это способ визуализации материала. Он может стать ведущим приемом на смысловой стадии.
    Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:
Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста? Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным опытом. Проводя подобную работу, учитель вместе с учениками старается продемонстрировать все процессы зримо, чтобы потом ученики могли этим пользоваться.
  • Прием «Кластеры». (Показ детских работ)

Кластер - прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста. Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда - это наша тема. Вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большое количество информации. Прием «Кластеры» использую как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии, т.е. может быть способом мотивации к размышлению до изучения темы или формой систематизирования информации при подведении итогов.

  • Прием «Таблицы» (Слайд 22)

Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми распространенными являются таблицы. Предлагаю рассмотреть несколько табличных форм. Это таблица ЗХУ, концептуальная таблица, сводная таблица. Можно рассматривать данные приемы, как приемы стадии рефлексии, но в большей степени - это стратегии ведения урока в целом.

Таблица «Знаем - Хотим узнать - Узнаем» (З - Х - У)

  • З - знаем Х - хотим узнать У - узнаем

    З - что мы знаем

    Х - что мы хотим узнать

    У - что мы узнали, и что нам осталось узнать

  • Прием "Шесть шляп критического мышления" (показ моделей шляп)

Это задание я начала применять недавно и используется оно мною на стадии обобщения и систематизации, т.е. на стадии рефлексии. Суть приема состоит в следующем: класс делится на шесть групп, каждая группа "примеряет свою шляпу", высказывается шесть точек зрения на одну и ту же проблему.

"Белая шляпа" - АТИСТИЧЕСКАЯ (констатируются факты по проблеме, без их обсуждения);

"Желтая шляпа" - ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ (высказываются положительные моменты);

"Черная шляпа" - НЕГАТИВНАЯ (группа констатирует отрицательные моменты по изучаемой проблеме);

"Синяя шляпа" - АНАЛИТИЧЕСКАЯ (проводится анализ, группа отвечает на вопросы: почему? Зачем? Связи?);

"Зеленая шляпа" - ТВОРЧЕСКАЯ (можно высказывать самые "бредовые идеи и предположения");

"Красная шляпа" - ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ (группа формулирует свои эмоции, которые они испытывали при работе с материалом)

  1. Примеры использования приемов на уроках в 3 классе. (Слайд 23)
  1. Урок литературного чтения по теме «Ф.И.Тютчев Листья».
Актуализация знаний. (Слайд 24,25)
  • Речевая разминка - «жужжащее» чтение стихотворения по четверостишиям (сначала самостоятельно, затем в паре) по слайдам. (Приложение 4. Презентация «Жужжащее чтение») Чтение вслух по предложению. Аналогично целиком выразительно (по карточке), выбирают лучшее чтение для представления классу.
Работа по теме урока. (Слайд 26)
  • Краткий обзор биографии Ф.И.Тютчева. Самостоятельно читают часть текста по слайду. Задание учителя: задай «тонкий вопрос» товарищу.
  • Чтение стихотворения «Листья» в паре 2 раза, меняясь частями.
  • После коллективной работы по осмыслению текста стихотворения пара работает над выразительностью.
  • Составление сравнительной таблицы. Работа в паре. (Слайд 27)
Критерии сравнения М.Пришвин «Осинкам холодно» Ф.И.Тютчев «Листья» Выводы Использование приема олицетворения


Использование приема сравнения


Отношение автора к героям


Настроение произведения



  • Творческая минутка. Работа в группе. Задания:
а) сочинить четверостишие о листьях с приемом олицетворения; б) сочинить рассказ о листьях с элементами олицетворения; в) составить «синквейн» - главное слово «листья». Рефлексия. (Слайд 28)
  • На этом уроке я похвалил бы… за… .
Дети называют одноклассников.
  • Мне понравилась работа над …. Заданием.
  • Мне захотелось попробовать … .
  1. Урок окружающего мира по теме «Лес - волшебный дворец»
Актуализация знаний.
  • Прием «Круги по воде». Работа в группах.
На карточках слово Л - Е - С - Первый ряд придумывает существительные, второй - прилагательные, третий - глаголы.
  • Прием «Таблицы». Работа в паре.

Знаем Хотим узнать Что мы узнали



Работа по теме урока.
  • После чтения статьи учебника «Войдем в лес», учащиеся составляют «Кластер». Работа в группах.
Основное слово - Лесное сообщество.
  • Задание: рассели животных по ярусам леса. Работа в парах.
На слайде названия животных. Дети записывают в таблицы названия.
Верхний ярус Средний ярус Нижний ярус



  • Задание: самостоятельно прочитать статью «Почва, бактерии и круговорот веществ», в парах рассказать по таблице о круговороте веществ. (Можно продолжить работу в четверках).
Рефлексия.
  • Прием «Дерево предсказаний». Группы обсуждают следующие вопросы:
  • Что изменится в жизни леса, если начнется его массовая вырубка?
  • Как изменится жизнь людей в населенном пункте, вблизи которого вырубили большой лесной массив?
  • Начала мелеть река, что могло стать причинами этого?
  • Работа с таблицами. Вывод.
  • Творческое задание «Синквейн». Основное слово «Лес». Работа в группах.
Самооценка деятельности.

  1. Практическая работа - применение приемов на практике.

Предлагаю составить план урока с применением приемов работы в парах, группах: Участники мастер-класса делятся на группы по классам, выбирают предмет (с помощью елочек), тему урока и составляют план урока. Цель: как можно больше применить приемов работы в паре, если возможно, дать разноуровневые задания группам. Обсуждение результатов работы групп.


  1. Выводы:

Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств. Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.

Плюсы:

1. Повышается учебная и познавательная мотивация.

2. Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.

3. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.

4. Улучшается психологический климат в классе.

Минусы.

Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

1. Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.

2. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.

3. При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

4. Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.

5. В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя.
работая с парами и группами, наблюдаю:

  1. Повышение познавательного интереса и мотивации через вопросы рефлексии:
  • Был ли урок для тебя полезным?
  • Хотелось ли тебе продолжить этот урок?
  • Нравится ли тебе работать в команде с твоим товарищем?
  1. Повышается уровень сформированности УУД (Слайд 29)









Анализируя, полученные результаты развития УУД по итогам 2 класса, обнаружила, что прогресса в таком умении как «установление причинно-следственных связей» нет. (Слайд 30) В этом году я использую новый прием для развития данного умения «Дерево предсказаний». Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования. (Слайд 31) Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. «Дерево предсказаний» целесообразно использовать на стадии закрепления лексики с целью анализа какой - либо проблемы, обсуждения текста, прогнозирования событий. Поскольку данный прием строится именно на предположении и прогнозировании, то в речи учащихся активно используются конструкции будущего времени и сослагательного наклонения. Этот прием хорошо использовать на уроках литературного чтения, окружающего мира, классных часах. Смысл приема - предугадать, что произойдет если …. . Или наоборот - что послужило причиной тому, что произошло впоследствии. Например: на уроке окружающего мира. Надеюсь, что применение данного приема поможет мне в достижении планируемых результатов УУД.

Проанализировав эффективность коллективной формы организации учебно-воспитательного процесса, я поняла, что:

  • уменьшаются дисциплинарные трудности;
  • ученики получают удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;
  • возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
  • возрастает объём усваиваемого материала, глубина его понимания;
  • на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;
  • дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
  • дети, помогавшие в учебе своим товарищам, с большим уважением относятся к труду учителя;
  • учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к учащимся.
Я продолжаю поиск новых приемов и технологий, пробую, сомневаюсь, что-то беру в свою практику, что - то отвергаю, но не останавливаюсь в своих поисках.
  1. Рефлексия.
Заканчивая мастер - класс, прошу вас на стадии рефлексии, оценить мою работу. (Приложение 4) (Слайд 32) 1.Отметьте уровень полезности данного мероприятия по «Волшебной линейке» 2.Что хотелось бы уточнить или отметить? 3.Ваше настроение от участия в работе мастер - класса выразите с помощью «смайлика»: «Улыбающийся» - желание начать пробовать что-то; «Думающий» - надо обдумать полученную информацию; «Грустный» - мне это известно, у меня итак все замечательно.

































Список литературы:


1.Ш.А. Амонашвили Педагогическая симфония. Екатеринбург, Урал, 1993

2. Ш.А. Амонашвили. Основы гуманной педагогики. Учитель. Амрита-Русь. М.2013

3. Белов Н.В. Занимательные головоломки. М.: АСТ; МН.: Харвест, 2005г.

4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Пособие для учителя под редакцией А.Г.Асмолова, - М., Просвещение, 2010

5. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Критическое мышление: технология развития. - СПб: Альянс-Дельта, 2003

6. С.И. Заир - бек, И.В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2004

7. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. Ростов н/Д: Феникс, 2003.

8. С.В.Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс. М. ВАКО,2014

9. В. Ниорадзе. Уроки письменной речи. По ступенькам к скале. ГОУ, ВПО, МГПУ, М.2009

10.Е.С. Полат Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. - М. Академия, 2003

11.Н.Г.Пономаренко, Г.Н.Козырева, Ж.Л.Коннова, Л.И.Мещерякова, С.Л.Храмова, Е.А.Таланова. Повышение профессионального мастерства педагогов. Из опыта работы МО учителей начальной школы.- Волгоград, Учитель, 2009

12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. - М.: 1998

13. Т.Н.Ситникова. Поурочные разработки по курсу окружающий мир. 3 класс. М.ВАКО, 2014

14.Зебзеева И.С. Организация урока по методике коллективного взаимного обучения pervoklassnik.resobr.ru/archive/year/articles/3179/

15.Лебединцев В.Б. Виды учебной деятельности в парах.

kco-kras.ru/mit/para/

16.Парная технология обучения / Парная технология обучения. Начальная школа. pedsovet.org/forum/index.php?showtopic=5375

17.Плигин А.А. Рефлексия как психологический феномен и проблемы ее развития у школьников.

pligin.ru/articles/pligin_refleksia2009.htm

18.Цукерман Г.А. и др. Обучение учебному сотрудничеству.

voppsy.ru/issues/1993/932/932035.htm

Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - Томск: изд-во Пеленг, 1996.



Приложение 1 Прием «Мозговой штурм» Описание: педагоги делятся на пары. Обсуждают проблемный вопрос, записывают на лепесток (предложенный мастером лепесток из цветной бумаги) ответ. Когда все пары закончили работу, они по цепочке зачитывают ответы (лепесток крепится на доске). В результате на доске появляется цветок похожий на сказочный цветик-семицветик. Мастер-класс : «Применение приемов технологии обучения в совместной деятельности для достижения планируемых результатов ФГОС НОО»















Приложение 2

Внедрение технологии В.Н. Зайцева в учебный процесс



Технология достижения оптимального результата чтения. По результатам замеров скорости чтения и по наблюдениям можно рассматривать шесть диагностических ситуаций:

  • если, скорость чтения еще не достигла скорости разговорной речи (меньше 120 слов в минуту), то надо увеличить количество тренировок, для чего можно использовать ежеурочные пятиминутки жужжащего чтения; возможен вариант трехкратного прочтения одного и того же минутного отрывка текста;
  • если скорость чтения меньше 100 слов в минуту, то это означает, что еще не вполне развита оперативная память, надо использовать зрительные диктанты по И.Т. Федоренко;
  • если ежемесячная прибавка скорости чтения меньше 8 слов в минуту, то надо использовать для стимулирования самозамеры, чтение перед сном.
  • если падает осмысленность чтения, то надо использовать тройку упражнений по И.Т.Федоренко и И. Г.Пальченко;
  • если ученик устойчиво "застрял" на каком-то значении скорости чтения ( в течение двух месяцев нет прибавки результата), то надо ему помочь преодолеть резонансный барьер, используя многократное чтение и стимулирование.
Ежеурочные пятиминутки жужжащего чтения проводятся в начале каждого урока. Во втором классе время упражнений может быть сокращено до 2-3 минут. Высокая эффективность ежеурочных пятиминуток обусловлена повышением частоты тренировок (в 20 раз по сравнению с обычной) и их объема. Поскольку во 2-3 классах почти все ученики читают медленно, то это упражнение обязательное в рассматриваемой технологии. Другое очень важное упражнение технологии - зрительные диктанты по И.Т. Федоренко для развития оперативной памяти. Наиболее эффективны они во втором классе, где часто можно наблюдать такую картину: ребенок читает предложение из 8-10 слов, дочитал до середины и забыл первое слово. Он не улавливает смысл прочитанного, ему не интересно читать. В этом случае требует улучшения оперативная память. Тексты по И. Т. Федоренко состоят из 18 наборов по шесть предложений в каждом. Особенность этих предложений - наращивание их длины происходит постепенно, по 1-2 буквы. Первое предложение первого набора наиболее короткое, всего 8 букв. В последнем предложении последнего набора 46 букв. Время работы со всеми наборами примерно два месяца. За это время оперативная память развивается настолько, что ребенок может запомнить предложение их 8-9 слов, не забывая первого. Теперь он легко улавливает смысл, читать ему становится интересно, и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее. При проведении диктантов на доске выписываются шесть предложений одного набора и закрываются листом бумаги. После того как одно из них высвечено (лист опущен), ребята в течение определенного времени читают его молча и стараются запомнить. Время экспозиции небольшое - от 4 до 7 секунд (оно указано для каждого предложения). Затем учитель стирает предложение и предлагает записать его по памяти. Возможно, что кто-то из учеников скажет: "А я не запомнил". Реагируйте очень спокойно. Без раздражения, доброжелательно скажите: "Это предложение пропусти, а следующее постарайся запомнить". На шесть предложений одного набора обычно уходит три дня, а всего 54 дня, или два месяца. За этот небольшой срок можно развить оперативную память, но при непременном соблюдении ряда условий. · Зрительные диктанты нужно писать ежедневно. При уменьшении частоты тренировок память не развивается. · Диктанты надо писать по текстам И.Т. Федоренко. Постепенное наращивание длины предложений обеспечивает постепенное нарастание трудностей чтения и запоминания, облегчает процесс тренировки. Ученики читают предложения, написанные на доске, только молча. Если кто-то читает вслух, то другие будут воспринимать предложения ушами, а не глазами; самостоятельное восприятие и осознание совершенствоваться не будут. · Записываются предложения на листочках бумаги. Если писать тексты в тетрадях, то уже на второй день они будут мешать запоминанию. · Листочки после записи предложений следует собрать, не проверять и детям не возвращать. Если проверить работы, исправить ошибки и возвратить листки ученикам, то они будут стараться запомнить не только слова в предложении, но и буквы в словах. Произойдет усложнение учебной задачи, что помешает развитию памяти. · Если все дети запоминают короткие предложения, не радуйтесь: работа идет не вхолостую, так как в этом случае трудность недостаточна для тренировки памяти. Переходите к следующему набору. · По мере перехода к длинным предложениям многие дети не будут успевать прочитывать и запоминать. Не расстраивайтесь! Вы вошли в нормальный тренировочный режим, теперь надо каждый набор повторять несколько дней подряд. Стимулирование. Без эмоций и положительного стимулирования невозможна любая деятельность. В предлагаемой технологии стимулирование достигается периодическим воздействием самозамеров скорости чтения и продлением положительного эмоционального состояния (используйте чтение перед сном). Если стимулирование не помогает, можно использовать облегченное чтение (например: детских комиксов, либо небольших текстов подписей под картинками). Для самозамеров оставляют в конце урока 3-4 минуты. Ребята читают в течение одной минуты текст в жужжащем режиме, замечают, до какого слова прочитают, затем пересчитывают прочитанные слова и результаты записывают в дневнике. Если при самозамерах возникают отрицательные эмоции у кого-то из школьников, то его надо временно освободить от самозамеров. Если у детей ослаблено воображение, не могут представить картинку, соответствующую тексту. Несколько прочитанных строк вызывают усталость, надо использовать короткие рассказы, либо тексты с картинками. Где под каждой картинкой есть несколько 1-2 строки текста. После прочтения строк можно рассматривать картинки, это будет и тренировка и отдых, и облегчается работа воображения, что очень удобно особенно в домашних условиях. Повышение осмысленности чтения достигается упражнениями традиционной методики: пересказа материала, ответов на вопросы и составления вопросов по тексту. Чтобы устранить затруднения в выразительном чтении текста, необходимо использовать многократное чтение небольшого отрывка. При нарушении артикуляции, нарушается выразительность речи, здесь необходимо многократное прочтение текста в темпе скороговорки. После такой тренировки легко достигается выразительность и скорость чтения.







Приложение 3

Виды работы в паре. Главное преимущество парной работы в том, что она дает возможность мыслить, говорить и действовать каждому ученику на уроке. Наличие рядом другого человека, который может задать простой вопрос (например, как ты понял, какой можно привести пример и пр.) уже является мощным стимулом для запуска процессов осознания и понимания материала. Планируя работу в парах, учитель предварительно должен ответить на несколько вопросов: - для чего мне нужна работа в парах? - какое место она занимает в изучении данной темы и на данном уроке? - какие результаты я хочу получить? Далее, в зависимости от ответов на эти вопросы, можно выбрать подходящий вид парной работы. В наиболее полном виде варианты работы в постоянных и сменных парах изучены и представлены в технологии парного обучения. Основные виды работы в паре представлены в следующей таблице:
Виды работы в паре (по В.Б. Лебединцеву)
Виды работы в паре Технологические особенности Позиции учащихся Цели работы Предмет и содержание деятельности Техники работы Результаты, продукты Обсуждение Равноправные позиции участников диалога Точное понимание смысла текста или речевого высказывания учителя, через собственные высказывания и анализ мнений партнеров Предметом деятельности пары являются три текста: авторский (учительский), текст партнера и свой собственный. В диалоге представления каждого из партнеров углубляются, уточняются. Приемы работы партнеров: 1.Восстановить высказывание или текст в последовательности мыслей, фактов, аргументов, выводов. 2. Высказать свое мнение, отношение к этим мыслям по опорным вопросам: что мне понятно, а что нет? Почему автором делается такое утверждение? Откуда это следует? Какой вывод из этого можно сделать? 3.Задать вопросы по тексту партнеру и выслушать его ответ.
Разница между пониманиями учащегося на входе в пару и на выходе из нее. В качестве «материального продукта» можно предложить записать в тетради вопросы, которые задавались партнеру.
Совместное изучение Равноправные позиции изучающих Совместное изучение нового материала Предмет совместного изучения - это тексты третьего. В результате коммуникации должно появиться общее поле понимания в представлениях обоих учеников и автора изучаемого текста Возможны два подхода: 1.От целого-к части-к пониманию целого: вначале формируется первичное представление о целом за счет прочтения всего текста, а потом разбирается каждая часть. Выдвигается гипотеза, о чем хочет сказать автор, какой у него замысел, как структурно представлен текст, как связаны части друг с другом. 2.По частям: Дети читают абзацы по очереди, выделяют и объясняют непонятные слова, выражают свое понимание, приводят примеры, выражают суть абзаца в заголовке. Общее понимание. Заголовок, схема. Обучение Поочередная смена позиций обучающего и обучаемого Усвоение обучаемым информации или способа действования, которым владеет обучающий Предмет обучения - информация (знания) или способы действования, которыми владеет напарник.
Ученики, объединившиеся в пару, должны знать разные фрагменты содержания. Обеспечить взаимообучение можно только на новом материале! Обучать нужно малыми порциями. Во время объяснения фиксировать основные моменты в тетради обучаемого. Тем самым обучающий дает образцы выполнения задания. По ходу нужно задавать «ученику» вопросы на понимание излагаемого. Восстановление обучающимся понятого, усвоенного материала. Следует задать вопросы, позволяющие проверить понимание всей темы.


Новое знание, схемы и основные моменты в тетради Тренировка Поочередная смена позиций тренера и тренирующегося Закрепление изученного материала, чаще - способов действий. Алгоритм решения учебных задач. Первый ученик говорит первое задание своей карточки, второй ученик отвечает. Первый ученик по своей карточке сверяет ответ. Если ответ правильный, то он задает второй вопрос. Если же ответ неправильный, то он предлагает товарищу ещё раз на него ответить. Если напарник ошибается несколько раз, то первый ученик сообщает правильный ответ, а затем переходит к следующему вопросу. 2. Когда первый продиктует все упражнения своей карточки, напарники меняются ролями. Теперь второй ученик задаёт вопросы своей карточки, а первый отвечает на эти вопросы.
Доведенные до автоматизма действия тренирующегося
Проверка Поочередная смена позиций проверяющего и проверяемого Закрепление осознанных действий Предмет проверки - содержание действий по решению задачи, вопроса: связка между логикой, ходом мысли по решению задачи и ответом.
Один обучающийся по памяти восстанавливает другому весь процесс решения какой-либо самостоятельно выполненной задачи. Его напарник следит за изложением, за каждым действием, если необходимо, поправляет и дополняет. Отмечает ошибки и предлагает заново решить задачу. Можно проверять как уже состоявшийся процесс решения чего-либо, так и предполагаемый (проектируемый). Повышение уровня осознания учеником действий по решению учебной задачи.














Приложение 4


Карточка - рефлексия


Уважаемые коллеги! Прошу оценить работу мастер-класса.

  • Отметьте уровень полезности данного мероприятия по «Волшебной линейке»

  • Что хотелось бы уточнить или отметить?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Ваше настроение от участия в работе мастер - класса выразите с помощью «Смайлика»:







© 2010-2022