Конспект урока по литературному чтению на тему «Звук [ ш ]. Согласные буквы Ш, ш»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











Конспект урока


Литературного чтения в 1 классе

(период обучения грамоты)


Тема: «Звук [ ш ]. Согласные буквы Ш, ш»



Составитель:

учитель начальных классов

МБОУ «Нижнегорской школы-лицей №1»

НОВАК МАРИЯ ИВАНОВНА








Тема: «Звук [ ш ]. Согласные буквы Ш, ш»

1-й (из 3-х) урок в теме.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: дидактическая сказка.

Дидактическая цель урока для детей: изучить звук [ ш ] и буквы Ш, ш.

Дидактическая цель для учителя: создать условия для изучения звука [ ш ] и букв Ш, ш.

Цели урока:

Предметные:

  1. Помочь детям овладеть умением выделять звук [ ш ] из потока речи.

  2. Формировать умение узнавать графический образ буквы Ш, ш.

  3. Формировать умение читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

  4. Учить выделять отличительные признаки изучаемого звука, способствовать формированию умения характеризовать звук, слог.

Метапредметные:

  1. Содействовать развитию фонематического слуха, умение анализировать звучащую речь.

  2. Развитие памяти, мышления, внимания.

  3. Развитие коммуникативной культуры речи, вопросно-ответной формы речи.

  4. Развивать плавное послоговое осознанное чтение с изученными буквами.

Личностные:

  1. Создавать условия для воспитания положительного отношения к процессу чтения.

  2. Воспитание познавательного интереса.


Оборудование: предметные картинки, опорная схема, карточки с дифференцированными заданиями для индивидуальной работы, жетоны, учебник.


Тема: Звук [ ш ]. Согласная буква ш.


№ этапа урока, название,


Цель этапа

Деятельность

учителя


Методы,

приемы, средства

Реальный образовательный

продукт совместной деятельности

1.Организацион-ный этап

Подготовить учащихся к работе на уроке

Приветствие, проверка готовности учащихся и кабинета к уроку. Организация внимания школьников, мотивация учения.

Уж звонок нам дал сигнал,

Время работы к нам пришло.

Все мы, дети, засмеемся ,

Дружно за дело возьмемся.

Ждет сегодня всех нас дело,

А работаем мы смело,

Получаем лишь «5».

Молодцы, ребятки!

Сегодня мы отправимся в удивительный мир волшебной книги. Нашими героями будут Белоснежка и гномики.

Девиз: « Учись читать, учись читать, важнее нет науки»

Дети выбирают одного из двух Пушистиков, который отражает их настроение на начало урока

Деятельность ученика

( форма работы)

2.Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала

Обеспечить мотивацию изучения нового материала. Актуализация субъективного опыта учащихся

Раскрытие и определение цели урока, выбор плана урока.

1.Фонетическая разминка.

Слайд 1.

-Обратите внимание, какую букву мы будем изучать из прочитанного стихотворения?

Миша пишет

Вот детишки Маша, Миша

Маша меньше, Миша выше

Миша Маше что-то пишет.

Отгадай, что пишет Миша.

Какой звук повторяется в этих словах?

Вспомните, какой звук издаёт змея?

- А теперь давайте пошипим все вместе: Ш-ш-ш.

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Каковы задачи нашего урока? Чему вы должны научиться?


  • Изучить … звук и …букву.

  • Учиться читать □, □ и ∟,∟ с новой буквой.

Фронтальная работа

Читающий ребенок озвучивает стихотворение для класса.

- В каждом слове встречается звук

[ш].

Называют тему урока.

- Звук [ ш ]. Строчная буква ш.

Дети сопоставляя тему урока и содержание данной записи, восстанавливают ее и формулируют самостоятельно цель урока.


  • Изучить новый звук и новую букву

  • Учится читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

Проверяют готовность рабочего места к уроку.


3.Этап усвоения новых знаний и способов деятельности

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися нового звука и обозначающей его буквы. Создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала

Гномик Ворчун

1.Слого-звуковой анализ слов шары, карандаш.

- Назовите отгадки к загадкам.

Сегодня все ликует! Конспект урока по литературному чтению на тему «Звук [ ш ]. Согласные буквы Ш, ш»

В руках у детворы

От радости танцуют воздушные …Шары

В снежном поле по дорогеКонспект урока по литературному чтению на тему «Звук [ ш ]. Согласные буквы Ш, ш»

Мчится конь мой одноногий.

И намного - много лет

Оставляет чёрный след. Карандаш.

(определение места изучаемого звука в словах, количество звуков, букв, характеристика звука в начале слова шары и на конце слова карандаш).

Наблюдение

2.Артикуляция при произношении звука[ ш ].

- Подберите слова, в которых встречается звук

[ ш].

-Прочитайте чистоговорки на экране, четко проговаривая все звуки. Ша-ша-ша мама моет малыша. Шу-шу-шу я письмо пишу.

- Произнесите звук [ ш ] еще раз и дайте ему характеристику по алгоритму

Вывод повторяют все хором.

Конспект урока по литературному чтению на тему «Звук [ ш ]. Согласные буквы Ш, ш»печатного и письменного вариантов букв, строчной и заглавной.

- На что похожа буква ш?

- Ах, табуретка хороша!

Перевернул -

И буква Ш! (Е. Тарлапан)

Посмотри на букву Ш-

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать Е и Ё. (А. Шибаев)

Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл. ( Г. Виеру)

- Молодцы, ребята!

3.Разбор словарного слова КАРАНДАШ, с делением на слоги, постановкой ударения безударные буквы выделяют, запоминают написание.

- А чтобы прочитать букву ш, нужно просто назвать звук [ ш ].

4. Чтение слогов,

Прочитайте слова и слоги в полголоса самостоятельно, а затем соседу.

- Почему одни слова написаны со строчной буквы, а другие, с заглавной? Верно.

Работа в парах.

Дети называют слова с буквой ш и делают вывод:

звук [ ш ] согласный, т.к. встречаются препятствия во рту при произнесении - щеки сжаты, язык в среднем положении, звук всегда твердый, глухой т.к. произносится без участия голоса, шипящий т.к. слышится свист и шипение.





Самостоятельность учащихся в

добывании знаний. Показателем

выполнения

дидактической

служит

правильность,

полнота и

осознанность

ответов учащихся.







Умение читать

по слогам и целыми словами, знать правописание имен собственных,

4.Этап первичной проверки понимания учащимися изученного материала

Установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления материала, провести их коррекцию

Работа с учебником

1. .Рассматривание иллюстраций на с.16 в «Азбуке».

- Кто изображен на рисунках? Составление рассказа по иллюстрации, анализ одного - двух предложений. - Найдите предметы на иллюстрации, в названии которых есть согласный звук [ ш ].

Значение каких слов вам не знакомо?

- Кто сможет объяснить? При затруднении находят в толковом словаре с помощью учителя. Молодцы и с этим заданием справились!

3. ПРИХОД ГНОМОВ ВОРЧУНА и ПРОСТАКА

Физкультурная минутка

Слайд № 2

Разминка для глаз

  • «Моргания» - моргайте на каждый вдох и выдох.

  • «Вижу палец» - указательный палец правой медленно удалить от себя, зафиксировать внимание на пальце в течение 4-5секунд, затем медленно приблизить к переносице, зафиксировать внимание на пальце в течение 2-3 секунд. Повторить упражнение 3-4 раза.

  • «Художник» - глазами нарисуйте 6 восьмрок, 6 по часовой стрелке и столько же кругов против часовой стрелки.

  • «Часики» - двигать глазами влево, вправо, как маятник. Повторить 5-6 раз. Двигать глазами вверх, вниз не спеша. Повторить 5-6 раз.

Cлайд№ 3

Слушание классической музыки

Слайд № 4

Поэтическая страничка

Индивидуальная работа - «жужжащее » чтение.

Работа в парах - взаимопроверка.

- Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

(8 букв)

- Назвать звук

[ ш ].

Ответы детей.




Дети читают наизусть стихи с изученными буквами

Установлена

правильность и осознанность

основного с

одержания

изученного

материала у всех

учащихся:

умеют выделять

в потоке речи

изучаемый звук,

узнавать

графический

образ новой буквы,

читать с ней слова.

Проведена

коррекция

неточных

представлений индивидуально.




5.Этап закрепления новых знаний и способов деятельности

Обеспечить закрепление учащимися знаний и способов деятельности, повышение уровня осмысления изученного материала. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания

Работа с книгой

Работа над формированием умения читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

Чтение текста с. 17 по - цепочке самостоятельное чтение.

Беседа по содержанию. Работа над развитием связной речи и активизации словарного запаса.

Выборочное чтение.

- О каком времени года упоминается в рассказе? Прочитайте это предложение.

- Свой ответ подтвердите предложением из текста.

- Как вы понимаете слово кисти «горели»?

Что говорится о ребятах

Актуализация полученных ранее знаний.

-Вспомните, какие значения имеет слово кисти?

Распространение первого предложения.

Подбор заголовка.

Фронтальная работа.

Самостоятельная работа.

- Речь идет об осени.

Читают 4 предложение.

- Краснели, алели, пылали.

-Кисти ягод (синоним- грозди), кисти для рисования, кисти рук, декоративные пучки шелковых нитей.

Умения учащихся соотносить между

собой факты,

понятия, правила,

распознавать и воспроизводить

изученные

Звук и букву Ш,

алгоритмы и

пользоваться ими.

6.Этап применения знаний и способов действий

1.Обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях

2. Обеспечить формирование у школьников умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях

Работа над развитием памяти, внимания и мышления. Воспитание познавательного интереса.

Индивидуальная работа по карточкам.

Метод занимательности содержания. Если вы будете внимательно выполнять упражнения, то у вас обязательно все получится!

1. Найди и вычеркни в строчках все буквы ш.

(Сколько из них сточных, заглавных?)

ОРШПМИКИшИБЮьШЭтМЧБЬсяАЫ

СЦЫФоПАвКЕНцШДИшлРПВШтЭЪХ


  1. Найди границы слов и запомни, сколько их спряталось на строке. Как, одним словом назвать все эти предметы?

ГРУШАБРИКОСЛИВАНАНАС


  1. Отгадай ребус ША запиши ответ.

ТА

Индивидуальная работа взаимопроверка

Карточки у каждого ученика.

В скобках дополнительные задания к упражнению. Дети выполняют их по выбору.

6 букв (4 заглавные, 2-строчные)

Груша, абрикос, слива, ананас - фрукты. (Составь предложе-ние с этими словами)

Наташа

Использование

системы знаний, предусматривающих нарастание

сложности

упражнений и самостоятельности

учащихся в их

выполнении,

умение применять имеющиеся знания

в разнообразных

ситуациях.

Знать графический

образ буквы, уметь

выделить ее образ

среди других букв,

быть

внимательным,

уметь

классифицировать

по признаку

7.Этап подведения итогов урока

Совместно с учащимися выявить качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

  • Ребята, наш урок подходит к концу.
  • - Скажите, что нового узнали на уроке?
  • - Чему научились?
  • - Где вам новые знания пригодятся?
  • - Какие задания были более интересными?

- Какими впечатлениями от урока вы поделитесь дома?

Выучили согласный, твердый, глухой, шипящий звук

[ ш ]. Научились узнавать звук на слух в словах, писать печатную букву ш, читать с ней слоги, слова, предложения, узнавать и отличать ее среди изученных букв. Учились пересказывать текст и т.д.

Демонстрировать

умение четко и

кратко ответить

на поставленные

вопросы.

8.Этап рефлексии

Инициировать рефлексию учащихся по вопросу эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

  • Вы хорошо потрудились - работали активно и дружно. Посмотрите, ребята, нам удалось помирить всех гномиков. Белоснежка нам очень благодарно улыбается, Выберите себе на память об уроке портрет Пушистика отражающего ваше настроение.
  • - Я желаю вам успехов и хорошего настроения на весь день.

Выбирают портрет Пушистика, из двух предложенных, отражающий впечатления и настроение полученные от урока.

Реализация

конгитивного

алгоритма


© 2010-2022