Родительское собрание на тему Воспитание культуры чувств в семье

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

11Чернышова Е.В.

Родительское собрание

Тема: «Воспитание культуры чувств в семье»

Как научить своего ребенка жить в мире людей.

Уроки этики поведения для детей и родителей.

Этика - это безгранично расширенная ответственность

по от­ношению ко всему живущему. А. Швейцер


Резкость, грубость, неотесанность

- это пороки, от которых иной раз

не свободны даже умные люди. Ж. Лабрюйер


Вежливость порождает и

вызывает вежливость. Э. Роттердамский

Задачи собрания:

1. Обсудить с родителями проблемы поведения учащихся в шко­ле и дома.

2. Формировать у родителей понимание значимости данной проблемы для становления характера их ребенка, его взглядов.

Форма проведения: дискуссионный клуб.

Вопросы для обсуждения:

• Что значит быть культурным человеком? Критерии культу­ры личности.

• Анализ результативности работы с детским коллективом по воспитанию нравственных ценностей.

Подготовительная работа к родительскому собранию:

1. Анкетирование детей и родителей по проблеме собрания.

Анкетирование детей №1.

Считаешь ли ты себя культурным человеком? Если да, то отметь в этом списке те действия, которые ты считаешь приличными, зна­ком «+», те действия, которые ты считаешь неприличными, знаком «-».

• громко кричать

• драться

• перебивать в разговоре другого человека

• списывать из чужой тетради во время контрольной"

• задавать неуместные вопросы

• свистеть

• ругаться

• жадничать

• сплетничать

• ябедничать

• врать

• навязываться в друзья

• не обращать внимания, если кого-то обижают

• молчать, если кто-то совершил плохой поступок

• приставать к людям с расспросами

• завидовать кому-то

• жаловаться на кого бы то ни было

• быть равнодушным к чужой беде.

Анкетирование детей №2.

Продолжите предложения:

  1. Добрый человек, это тот, который ...

  2. Злой человек, это тот, который ...

3. Честный человек, это тот, который ...

4. Правдивый человек, это тот, который ...

5. Жестокий человек, это тот, который ...

6. Грубый человек, это тот, который...

Анкетирование детей №3.

Из приведенных ниже прилагательных выпиши в отдельный столбик те слова, которые, по твоему мнению, никак к тебе не от­носятся.

Умный, глупый, злой, добрый, красивый, дружелюбный, хитрый, жадный, заносчивый, правдивый, врун, отзывчивый, грубый, ласко­вый, ябеда, насмешник, жалобщик, непоседа.

Анкетирование родителей.

Из приведенных ниже слов выберите те слова, которые лучше всего характеризуют вашего ребенка.

Добрый, красивый, умный, симпатичный, открытый, добросердеч­ный, мягкий, податливый, грубый, злой, жестокий, уравновешенный, непоседливый, тихий, крикливый, неугомонный, жадный, скрытный, ласковый, любознательный, любопытный, откровенный, правдивый, требовательный.

2. Подбор ситуаций для дискуссии.

Ситуация №1.

Всем классом дети выехали на природу. Они играли, пели пес­ни, обсуждали дела класса, строили планы на будущий год. Нако­нец наступило время еды. Все ребята расположились на поляне, разложили свою еду. Две девочки встали и отошли от класса, укры­лись в тени деревьев и стали кушать вдвоем. На приглашение учи­теля принять участие в общей еде ответили отказом... Почему? Как поступить?

Ситуация №2.

На контрольной работе мальчик добросовестно заглядывал в тетрадь через плечо своему соседу. Учитель это видел, но не одерги­вал списывающего ученика.

Результатом контрольной работы стала двойка. Ученик же, у которого мальчик списывал, получил пять. Ребенок, который спи­сывал, сравнил свою работу с работой одноклассника и заявил, что ему учитель несправедливо ставит отметки...

Как при этом должен поступить учитель, родитель?

Ситуация №3.

На остановке стоит семья. Подъезжает автобус, родители спе­шат подойти поближе к транспорту. В это время подходит старушка и спрашивает, как ей попасть на какую-то улицу. Мальчик начина­ет объяснять. Родители нетерпеливо его зовут, он продолжает объ­яснять. В это время автобус уходит, и родители начинают вдвоем ругать своего сына... Ваша реакция на ситуацию.

Ситуация №4.

Ребенок приводит в дом своих друзей, но родители бесцеремон­но выставляют их за дверь. Когда ребенок начинает выяснять, по­чему они это сделали, родители заявляют, что в дом нужно приво­дить только тех детей, которых они считают ему ровней для дружбы. Ваша реакция на ситуацию.

Ситуация №5.

Ребенок замечен во многих неблаговидных поступках. Об этом родителям говорят и взрослые, и дети. Родители отвергают все об­винения в адрес своего ребенка. Когда удается доказать правди­вость всех фактов, родители начинают обвинять школу, учителей, друзей ребенка. Ваша реакция на ситуацию.

3. Выпуск классной газеты по теме собрания. Учащиеся оформляют газету на тему: Что такое хорошо и что такое плохо. Материалы берут из окружающей жизни.

4. Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей.

  • Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам самим.

  • Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка ста­нет привычкой вашего ребенка.

  • Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет тоже самое о вас.

  • Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это урок вашему ребенку добра и человечности.

  • Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приоб­ретаете уважение своего ребенка.

  • Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите этому качеству своего ребен­ка.

  • Помните, что поведение - это зеркало, в котором отража­ется истинный облик каждого!
















Ход собрания

I. Вступительное слово классного руководителя

В толковом словаре под редакцией С. И. Ожегова сказано, что вос­питанный человек - это человек, который умеет хорошо вести себя.

Кого мы считаем воспитанным? Возможно ли каждого человека считать воспитанным, образованным и культурным?

Образованность сама по себе не предопределяет воспитанности, хотя и создает для этого благоприятные условия.

Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям и к самому себе начинается в детстве. Ребенок чрез­вычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в нем закладывает его семья.

Если изо дня в день ребенок наблюдает хамство и грубость, об­ман и безразличие, двурушничество и хамелеонство, если родители ослеплены жаждой наживы и ради этого не поскупятся ничем, если ребенок учится в семье рисовать жизнь только черными красками, как бы ни старалась школа и педагоги - помочь такому ребенку жить по законам добра трудно.

Семья должна учить ребенка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания.

Ребенок должен знать, когда можно включать и выключать му­зыку в доме, как вести себя в общественных местах, как вести разго­вор с незнакомым человеком, как вести себя в транспорте и т. д.

Этим вопросам в классе были посвящены классные часы и часы общения. Но к проблемам культуры человека нам все время прихо­дится возвращаться, ибо на них строится сама жизнь.

- Какие качества характера присущи культурному человеку?

- Каким он должен быть? Каких качеств мы с вами в наших де­тях еще не раскрыли?

Чувства - величайший дар человеку, неотъемлемая часть его личности. В обществе всегда ценились и ценятся истинные чувства. Они украшают самого человека и приносят радость другим.

Наукой доказано, что положительные эмоции - радость, нежность, удовольствие и другие - являются более конструктивными, чем отрицательные: гнев, страх, грубость. Положительные эмоции являются основой формирования жизненных ценностей, например таких, как дружба и любовь.

Что такое психологическая культура? Это понимание того, что всякий человек - самая большая ценность на Земле, вне зависимости от его национальности, социального и имущественного положения.

Подлинная культура чувств - это душевная потребность сочувствовать, сострадать всему живому и сущему. Если нет такой внутренней потребности - никакие уловки и ухищрения не помогут скрыть душевную бедность. Человек будет выглядеть рыцарем на час, чьи «приличия», как чужие наряды, спадают при первом серьезном столкновении с жизнью. Интонации, взгляды, жесты, улыбки, позы могут быть приятными или раздражающими независимо от того, кто, где и когда их демонстрирует. Грубый окрик, недоброжелательность, ироничные ухмылки - все эти внешние проявления сиюминутного душевного дискомфорта или определенного свойства характера не только не способствует взаимопониманию, сочувствию, но напротив, отталкивает одного человека от другого.

Духовные ценности являются основой всех позитивных процессов в семье. А родители ответственны перед детьми за пробуждение в них осознания человеческих ценностей. Для этого они имеют бесчисленные возможности, и именно дома мы перенимаем как позитивный, так и негативный опыт. При этом родители играют роль моделей. Поэтому при обучении детей по методу соединения академического образования и духовности родители, прежде всего, должны осознать свою роль и ответственность. Если эти отношения близкие, то родители продолжают влиять на своих детей на протяжении всей их жизни. Однако, хотя биологические отношения и тесная физическая связь предоставляют родителям возможность влиять на своих детей наиболее благоприятным образом, это не происходит автоматически и из этого вовсе не следует, что мы всегда осознаем и вполне способны выразить свою любовь, направить ее в здоровое русло. Любовь лежит в основе всех ценностей и может принимать разные формы - сердечной нежности, мягкости и теплоты. Она создает нежную привязанность в семье, когда каждый ее член представляет огромную ценность для всех остальных.

Любовь в семье позволяет воспитать в детях чувство дружбы, умение ладить с людьми, верность, чистоту, жертвенность, целомудрие, скромность, доброжелательность, добропорядочное поведение и мягкость.

Но если между родителями натянутые отношения, дети живут в атмосфере нелюбви и неуважения, в них укореняется страх, чувство незащищенности, у них низкая успеваемость, слабые знания и плохое здоровье. Они склонны к злобе, обману, грубости, преувеличениям, маневрированию и расстройству. Таким образом, любовь в семье - главный источник благополучия детей и главный инструмент семейного общения.

Но в семье должно существовать здоровое сочетание любви и дисциплины, поскольку характер создается благодаря нашему примеру, нашим указаниям, любви и дисциплине. Гармония в семье напрямую связана с тем, насколько хорошо мы учим наших детей правильному поведению. Мы наслаждаемся обществом хороших детей - тех, кто научился быть добрым и вежливым. Наше сердце полно печали, когда мы видим грубого, невоспитанного и непослушного или непочтительного ребенка, потому что он - несчастный ребенок.

Нужно отметить, что негативное, невежливое поведение детей может быть результатом страдания, которое причиняет им чувство, что их отвергают другие люди.

Но в итоге распущенность не позволяет создать хороший характер, уверенность в себе и самоуважение. Наши дети - отражение нас самих.

Это одно из самых важных направлений - учить детей чувству ответственности, предлагая, например, ухаживать за домашними животными, ставя их перед необходимостью делать выбор, решать проблему распределения времени. Все это ослабляет зависть, увеличивает целеустремленность, что является мерилом силы характера. Оно повышает их продуктивность и воспитывает чувство достоинства.

Не менее важно учить детей чувству благодарности. Благодарность - ключ к духовности. Детям нужно прививать умение быть благодарными, но для этого, прежде всего, их нужно научить понимать цену вещей. Если вещи даются им слишком легко, они их не ценят, ожидают, что им их всегда дадут, и утрачивают чувство ответственности. Такие люди будут совершенно не способны на самоотдачу. Причиной возникновения чувства вины является низкое самоуважение, неважное мнение о себе. Виноватый ребенок концентрируется на прошлом, когда он совершил что-то нехорошее.

Если родители хотят, чтобы их дети следовали правильным путем, нужно сызмальства и последовательно приучать детей, и самим придерживаться, единства мысли, слова и дела, которые обеспечивают чистоту сердца и уважение других людей.

II. Анализ анкетирования.

Обсуждение с родителями детских самохарактеристик и харак­теристик родителей. Обсуждение происходит бесфамильное. После общего обсуждения классный руководитель кладет на стол, где си­дят родители каждого ребенка их характеристики.

В четвертом классе знакомство родителей с характеристиками ребенка просто необходимо. Переход в пятый класс - достаточно тревожная ситуация и для детей, и для родителей. Они должны знать, какое мнение об их ребенке у педагогов в начальной школе для того, чтобы подумать над тем, что и как нужно изменить во взаимоотношениях с самим ребенком.

III. Дискуссия по ситуациям, приведенным классным руководителем.

IV. Анализ газеты по теме собрания, выпущенной учащимися.

V. Работа с памяткой для родителей и обсуждение ее.

VI. Рефлексия собрания.

Подготовка памяток для учащихся и родителей по проблеме собрания.

Памятка для родителей №1. Как относится к отметкам ребенка.

• Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хо­чется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в ваших глазах хорошим.

• Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но ре­зультат его труда не высок. Объясните ему, что важен не толь­ко высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда.

• Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.

• Не учите своего ребенка ловчить, унижаться и приспосабли­ваться ради положительного результата в виде высокой от­метки.

• Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребенку оценки вслух.

• Есть сомнения - идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.

• Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в про­блемах собственных детей.

• Поддерживайте ребенка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.

• Устраивайте праздники по случаю получения отличной от­метки. Хорошее, как и плохое, запоминается ребенком надол­го и его хочется повторить. Пусть ребенок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.

• Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать.

Памятка для родителей № 2.

Как помогать ребенку в приготов­лении домашних заданий.

• Посидите со своим ребенком на первых порах выполнения домашних заданий. Это для него очень важно. От того, на­сколько спокойными и уверенными будут его первые школь­ные шаги, зависит его будущие школьные успехи.

• У вашего ребенка не сформирована привычка делать уроки. Формируйте у него эту привычку спокойно, превратите риту­ал начала выполнения уроков в увлекательную игру, напоми­найте об уроках без криков, будьте терпеливы.

• Оформите рабочее место ребенка, поставьте красивый и удобный стол, повесьте лампу, расписание уроков, интерес­ные стихи и пожелания школьнику перед началом выполне­ния уроков.

• Учите выполнять уроки только в этом рабочем уголке.

• Объясните ребенку главное правило учебной работы - учеб­ные принадлежности должны всегда находиться на своем месте. Постарайтесь привести в пример свое рабочее место.

• Постоянно требуйте от ребенка приведения в порядок рабо­чего места после выполнения уроков. Если ему трудно это де­лать или он устал, помогите ему. Пройдет немного времени, и он будет сам убирать свое рабочее место.

• Если ребенок в вашем присутствии делает уроки, пусть сфор­мулирует вам, что он должен сделать. Это успокаивает ребен­ка, снимает тревожность. Некоторые дети, к примеру, счита­ют, что они задание не так поняли и испытывают страх, еще не начав это задание выполнять.

• Если ребенок что-то делает не так, не спешите его ругать. То, что вам кажется простым и понятным, для него пока кажется таинственным и трудным.

• Учите вашего ребенка не отвлекаться во время выполнения уроков; если ребенок отвлекается, спокойно напоминайте ему о времени, отведенном на выполнение уроков.

• Если ребенок выполняет письменное задание, обращайте больше внимания на то, чтобы он писал чисто, без помарок, с соблюдением полей.

• Не заставляйте своего ребенка многократно переписывать домашнее задание. Это подорвет ваш авторитет и его интерес к школе и учению.

• Старайтесь как можно раньше приучить ребенка делать уроки самостоятельно и обращаться к вам только в случае необхо­димости.

• Каждый раз, когда вам хочется отругать своего ребенка за плохую отметку или неаккуратно сделанное задание, вспом­ните себя в его возрасте, улыбнитесь и подумайте над тем, за­хочет ли ваш ребенок через много-много лет вспомнить вас и ваши родительские уроки.

• Научите его выполнять любое дело, в том числе и домашние задания, с удовольствием, без злобы и раздражения. Это со­хранит его и ваше здоровье.

• В конце концов, радуйтесь тому, что у вас есть такое счастье - с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть!




© 2010-2022