Конкурс Мама, папа, я - читающая семья

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Папа, мама и я - ЧИТАЮЩАЯ СЕМЬЯ»

(Конкурс для детей и родителей) Цель: - сплотить коллективы детей и родителей, помочь им лучше узнать друг друга; обратить внимание взрос­лых на то, чем интересуются их дети, что они чита­ют. - изучить читательские умения учащихся класса; - обсудить читательские достижения и определить возможные пути преодоления трудностей в развитии интереса к чтению. Задачи: - воспитание всесторонне развитой личности; - взаимодействие с семьей с целью создания наиболее комфортных условий развития личности. Место проведения: классная комната. Участники: учащиеся класса и их родители.
Оборудование: рисунки на темы литературных произве­дений или «Моя любимая книга», выставка «Круг се­мейного чтения», плакаты с высказываниями о книге, чтении и т. д., магнитофон, записи ответов детей на вопрос «Какую книгу вы читали дома и с кем?» Предварительная работа О проведении мероприятия сообщается заранее (за 2 недели), объявляется его тема, цели, форма проведения. Семьям дается творческое домашнее задание: - подготовить инсценировку по какому-либо детскому произведению (по выбору); - придумать вопросы командам соперников по детскому произведению (по выбору); - подготовить пословицы о книге и чтении.
Возможный сценарий конкурса.

В программе следующие конкурсы: - Литературная викторина.

  • Аукцион пословиц о книгах и чтении.

  • Конкурс для родителей «Продолжите стихо­творение».
  • «Кто здесь был и что забыл?» (По рисункам, изображающим отдельные предметы, назвать сказочных персонажей, которым эти предметы принадлежат.)
  • Конкурс семейных команд в поэтическом тур­нире.

  • Литературные прятки.

Домашнее задание:


  • подготовить инсценировку по какому-либо детскому произведению (по выбору);
  • придумать вопросы командам соперников по какому-либо произведению для детей. Каждое за­дание оценивается по пятибалльной системе.

Ход конкурсов

Беседа для родителей.

Читаете ли вы книги своим детям? Бывают ли в вашем доме семейные чтения по вечерам или выходным дням?

Возможно ли и нужно семейное чтение? Прослушивание в записи на магнитофоне отве­ты детей на вопрос: «Какую книгу вы читали дома недавно, с кем?»

Психологический практикум (обсуждение ситуаций) 1. Ребенок медленно и невнятно читает. Мать
говорит с возмущением: «Сколько я тебя учила,
разве так читают? Смотри, как надо». А ребенок? Одни втягивают голову в плечи, дру­гие - обижаются и вообще отказываются читать, третьи - становятся равнодушными к чтению. - Как вы оцениваете поведение матери? (От­веты родителей. Вывод.) 2. Немного почитав, Сережа устало говорит: «Не
хочу больше читать». «Читай, кому говорю!» - требует мать. «Ну, мам», - умоляет Сережа. «Кому говорят: читай!» - почти кричит мать. «Не ори на меня», - грубит сын. «Ты с кем разговариваешь? Да я тебя...» - угрожает мать. - Как избежать конфликта? (Ответы роди­телей. Вывод.) 3. Работа по выставке: рисунки на тему «Моя любимая книга».

(Помогает узнать читательские интересы детей.) Раздаются памятки родителям: «Как вызвать инте­рес у детей к чтению», «Как обсуждать с ребенком про­читанное»:

  1. Выяснить трудные слова.

  2. Спросить, понравилось ли ребенку прочитанное:


  • Что именно понравилось, что нового узнал?

  • Расскажи о главном событии книги, о главном герое.

  • Какие слова, выражения запомнились?

  • Чему научила книга?

Предложите ребенку нарисовать картинку к эпизоду, выучить стихотворение.

Конкурсы Участвуют 6-7 семейных пар вместе с детьми. В зале по кругу стоят столики, за которыми сидят семьи. Столы украшены цветами. Лежат бумага, ручки. Звучит музыка.

I. Литературная викторина

Очки получают те, кто ответит быстрее.

  1. Кто такой Генри Пушель? (Это Пятачок, Вин­ни-Пух.)

  2. Кто такая Виллина и как она увеличивала и уменьшала свою волшебную книгу? (Виллина- волшебница Желтой страны из «Волшебни­ка Изумрудного города» Волкова.)

  1. Назовите героиню, обладательницу чудесного саквояжа, умеющую летать на зонтике и въез­жать по лестничным перилам вверх. (Мэри Поплине из повести П. Траверс.)
  2. Кто так проказничает; нацепил кусочек колба­сы на дверную ручку, кусочек колбасы всунул в клюв белого фарфорового голубя; кусочек кол­басы в ручке у спящей Гюльфии? (Карлсон. А. Линдгрен. «Три повести о Малыше и Карл­соне».)
  3. В какой книге рассказывается об удивительном подводном городе, который лишь однажды в сто­летие ровно на один час всплывает со дна моря? Как называется этот город? (Город Виннету из книги С. Лагерлефа «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».)
  4. Одна дочь лесничего отрезала большой палец на ноге, чтобы туфелька была впору, другая - кусок пятки, третьей туфелька пришлась по ноге. Какая это сказка? Из чего была сделана туфелька? (Ш. Перро. «Золушка». Туфелька хрустальная.)
  5. Кто эта героиня: сама петь мастерица и чужое пение послушать любит, особенно, если хоро­шо на гуслях играют. Кто она? Из какой сказ­ки? (Лиса. Русская народная сказка «Пету­шок - золотой гребешок».)

П. Аукцион пословиц о книге и чтении

Назвать как можно больше пословиц на эту тему. Время - 3 минуты.

Например:

  • Ум без книги, что птица без крыльев.

  • Кто много читает, тот много знает.

  • Книга поможет в труде, выручит в беде.

  • Мир освещается солнцем, а человек знанием.

  • Выбирай книгу так, как выбираешь друга; и др.

Ш. Конкурс для родителей Продолжите стихотворение (даны первые строч­ки, продолжить стихотворение дальше, назвать ав­тора, название).

  1. Белая береза под моим окном... (С. Есенин. «Береза» )

  2. В ясный полдень на исходе лета... (Э. Исаков­ский. «Вишня» )

  3. Буря мглою небо кроет... (А. С. Пушкин. «Зим­ний вечер» )

  1. Дама сдавала в багаж... (С. Маршак. «Багаж».)

  1. Крошка сын к отцу пришел... (В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо!»)

IV. Поэтический турнир (время - 5 минут) Кто быстрей и удачней сочинит стихотворение на заданную рифму;

  • читают - дерзают,

  • библиотека - дискотека,

  • умело - смело,

  • дня - огня.

V. Кто здесь был и что забыл? Назвать сказочных персонажей, которым при­надлежат предметы, изображенные на рисунках (шапочка, бочонок меда, мешок и сапог, роза и др.).

VI. Литературные прятки Раз-два-три-четыре-пять, я иду искать. На сто­ле лежат игрушки: Чебурашка, Винни-Пух, Бура-тино, Чиполлино, Карандаш, гном, заяц, медведь, Незнайка, домовенок Кузя, Карлсон. (Ведущий за­дает вопрос, связанный с куклой-игрушкой, героем одного из произведений. Угадав героя, нужно взять игрушку и поставить рядом с соответствующей книгой.)

  1. Найдите героя, который говорит: «Не тебе учить лучшее в мире привидение, как должны вести себя привидения. Я слегка попугаю всех до смерти, никто это даже не заметит». (Карлсон.)
  2. Найдите третьего по счету, от которого «ушел» знаменитый герой. (Третий - заяц. «Коло­бок».)
  3. Кто больше всего на свете любит страшные при­ключения? Он говорит: «Завтра чуть свет убе­гу из дома - лазить по заборам, разорять пти­чьи гнезда, дразнить мальчишек, таскать за хвост собак и кошек...» (Буратино.)
  4. Найдите героя, который с мешком отрубей и заячьей капусты отправился в заповедный лес, где, «растянувшись на траве и притворившись мертвым», стал поджидать, когда какой-нибудь кролик заберется в мешок... (Кот в сапогах.)
  5. Сначала борода этого героя застряла в щели де­рева, потом его чуть не утащила в воду огром­ная рыба, еще позже его схватил и хотел унес­ти орел. А в конце концов ему пришлось от­дать награбленные сокровища. Найдите этого героя. (Гном. Сказка «Беляночка и розочка». Братья Гримм.)
  1. Кто с помощью волшебной бутылки, которая никогда не пустеет, помог другу вернуться в собственный дом? (Чиполлино. Дж. Родари.)
  2. «Он оказался совершенно неизвестным науке зверем. Никто не знал, куда его поместить: то ли к зайцам, то ли к тиграм, то ли вообще к морским черепахам». Кто он? (Чебурашка. 3. Успенский.)
  3. «Если он брался за какое-нибудь дело, то делал его не так, как надо, и все у него получалось шиворот-навыворот. Читать он учился только по складам, а писать умел печатными буква­ми. Конечно, он соображал плохо, но ботинки надевал на ноги, а не на голову, - на это ведь тоже соображение нужно?» Кто это? (Незнай­ка. Н. Носов.)
  4. «На круглой поляне перед домом Бабы-Яги ба­бье лето. Трава зеленеет. Цветочки цветут. Даже бабочки летают. В траве какой-то зверь резвится, за ними гоняется». Что за зверь та­кой? Не съест ли? Кто это подумал и убежал в дом пироги есть и гадать, что за зверь? (Кузь­ка. Т.Александрова.)

VII. Домашнее задание

Инсценировка по одному из произведений (3-5 минут). Подведение итогов. Награждение.

Анализ мероприятия. В начале викторины был проведен психологический практикум (обсуждение ситуаций из жизни) с целью узнать читательские интересы детей, как вызвать у детей интерес к чтению. Родители неохотно делились своими мыслями, делали выводы. Следовательно, они дома с детьми мало обсуждают прочитанное, не знают читательские интересы детей. Чувствовали себя из-за этого неловко, поэтому получили памятку для родителей «Как вызвать у детей интерес к чтению», «Как обсуждать с ребенком прочитанное». Конкурсы семейных команд, напротив, прошли очень живо и интересно, на вопросы дети отвечали наравне со взрослыми. А в поэтическом турнире (кто быстрей и удачней сочинит стих на заданную рифму) победу одержали ученики, видимо не зря на творческих классных часах часто проводились подобные задания. Дети очень любят играть роли, поэтому последний конкурс «Инсценировка по одному из произведений» прошел очень артистично. Родители так увлеклись игрой, что на время забыли, что они взрослые и воспринимали происходящее наравне со своими детьми. Это очень объединило все семьи, в процессе игры ребята учились общаться не только друг с другом, но и со взрослыми.


© 2010-2022