- Преподавателю
- Начальные классы
- Конкурс Мама, папа, я - читающая семья
Конкурс Мама, папа, я - читающая семья
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Соловьева Г.В. |
Дата | 04.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Папа, мама и я - ЧИТАЮЩАЯ СЕМЬЯ»
(Конкурс для детей и родителей) Цель: - сплотить коллективы детей и родителей, помочь им лучше узнать друг друга; обратить внимание взрослых на то, чем интересуются их дети, что они читают. - изучить читательские умения учащихся класса; - обсудить читательские достижения и определить возможные пути преодоления трудностей в развитии интереса к чтению. Задачи: - воспитание всесторонне развитой личности; - взаимодействие с семьей с целью создания наиболее комфортных условий развития личности. Место проведения: классная комната. Участники: учащиеся класса и их родители.
Оборудование: рисунки на темы литературных произведений или «Моя любимая книга», выставка «Круг семейного чтения», плакаты с высказываниями о книге, чтении и т. д., магнитофон, записи ответов детей на вопрос «Какую книгу вы читали дома и с кем?» Предварительная работа О проведении мероприятия сообщается заранее (за 2 недели), объявляется его тема, цели, форма проведения. Семьям дается творческое домашнее задание: - подготовить инсценировку по какому-либо детскому произведению (по выбору); - придумать вопросы командам соперников по детскому произведению (по выбору); - подготовить пословицы о книге и чтении.
Возможный сценарий конкурса.
В программе следующие конкурсы: - Литературная викторина.
-
Аукцион пословиц о книгах и чтении.
- Конкурс для родителей «Продолжите стихотворение».
- «Кто здесь был и что забыл?» (По рисункам, изображающим отдельные предметы, назвать сказочных персонажей, которым эти предметы принадлежат.)
-
Конкурс семейных команд в поэтическом турнире.
-
Литературные прятки.
Домашнее задание:
- подготовить инсценировку по какому-либо детскому произведению (по выбору);
- придумать вопросы командам соперников по какому-либо произведению для детей. Каждое задание оценивается по пятибалльной системе.
Ход конкурсов
Беседа для родителей.
Читаете ли вы книги своим детям? Бывают ли в вашем доме семейные чтения по вечерам или выходным дням?
Возможно ли и нужно семейное чтение? Прослушивание в записи на магнитофоне ответы детей на вопрос: «Какую книгу вы читали дома недавно, с кем?»
Психологический практикум (обсуждение ситуаций) 1. Ребенок медленно и невнятно читает. Мать
говорит с возмущением: «Сколько я тебя учила,
разве так читают? Смотри, как надо». А ребенок? Одни втягивают голову в плечи, другие - обижаются и вообще отказываются читать, третьи - становятся равнодушными к чтению. - Как вы оцениваете поведение матери? (Ответы родителей. Вывод.) 2. Немного почитав, Сережа устало говорит: «Не
хочу больше читать». «Читай, кому говорю!» - требует мать. «Ну, мам», - умоляет Сережа. «Кому говорят: читай!» - почти кричит мать. «Не ори на меня», - грубит сын. «Ты с кем разговариваешь? Да я тебя...» - угрожает мать. - Как избежать конфликта? (Ответы родителей. Вывод.) 3. Работа по выставке: рисунки на тему «Моя любимая книга».
(Помогает узнать читательские интересы детей.) Раздаются памятки родителям: «Как вызвать интерес у детей к чтению», «Как обсуждать с ребенком прочитанное»:
-
Выяснить трудные слова.
-
Спросить, понравилось ли ребенку прочитанное:
-
Что именно понравилось, что нового узнал?
-
Расскажи о главном событии книги, о главном герое.
-
Какие слова, выражения запомнились?
-
Чему научила книга?
Конкурсы Участвуют 6-7 семейных пар вместе с детьми. В зале по кругу стоят столики, за которыми сидят семьи. Столы украшены цветами. Лежат бумага, ручки. Звучит музыка.
I. Литературная викторина
Очки получают те, кто ответит быстрее.
-
Кто такой Генри Пушель? (Это Пятачок, Винни-Пух.)
-
Кто такая Виллина и как она увеличивала и уменьшала свою волшебную книгу? (Виллина- волшебница Желтой страны из «Волшебника Изумрудного города» Волкова.)
- Назовите героиню, обладательницу чудесного саквояжа, умеющую летать на зонтике и въезжать по лестничным перилам вверх. (Мэри Поплине из повести П. Траверс.)
- Кто так проказничает; нацепил кусочек колбасы на дверную ручку, кусочек колбасы всунул в клюв белого фарфорового голубя; кусочек колбасы в ручке у спящей Гюльфии? (Карлсон. А. Линдгрен. «Три повести о Малыше и Карлсоне».)
- В какой книге рассказывается об удивительном подводном городе, который лишь однажды в столетие ровно на один час всплывает со дна моря? Как называется этот город? (Город Виннету из книги С. Лагерлефа «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».)
- Одна дочь лесничего отрезала большой палец на ноге, чтобы туфелька была впору, другая - кусок пятки, третьей туфелька пришлась по ноге. Какая это сказка? Из чего была сделана туфелька? (Ш. Перро. «Золушка». Туфелька хрустальная.)
- Кто эта героиня: сама петь мастерица и чужое пение послушать любит, особенно, если хорошо на гуслях играют. Кто она? Из какой сказки? (Лиса. Русская народная сказка «Петушок - золотой гребешок».)
П. Аукцион пословиц о книге и чтении
Назвать как можно больше пословиц на эту тему. Время - 3 минуты.
Например:
-
Ум без книги, что птица без крыльев.
-
Кто много читает, тот много знает.
-
Книга поможет в труде, выручит в беде.
-
Мир освещается солнцем, а человек знанием.
- Выбирай книгу так, как выбираешь друга; и др.
Ш. Конкурс для родителей Продолжите стихотворение (даны первые строчки, продолжить стихотворение дальше, назвать автора, название).
-
Белая береза под моим окном... (С. Есенин. «Береза» )
-
В ясный полдень на исходе лета... (Э. Исаковский. «Вишня» )
-
Буря мглою небо кроет... (А. С. Пушкин. «Зимний вечер» )
-
Дама сдавала в багаж... (С. Маршак. «Багаж».)
-
Крошка сын к отцу пришел... (В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо!»)
IV. Поэтический турнир (время - 5 минут) Кто быстрей и удачней сочинит стихотворение на заданную рифму;
-
читают - дерзают,
-
библиотека - дискотека,
-
умело - смело,
-
дня - огня.
V. Кто здесь был и что забыл? Назвать сказочных персонажей, которым принадлежат предметы, изображенные на рисунках (шапочка, бочонок меда, мешок и сапог, роза и др.).
VI. Литературные прятки Раз-два-три-четыре-пять, я иду искать. На столе лежат игрушки: Чебурашка, Винни-Пух, Бура-тино, Чиполлино, Карандаш, гном, заяц, медведь, Незнайка, домовенок Кузя, Карлсон. (Ведущий задает вопрос, связанный с куклой-игрушкой, героем одного из произведений. Угадав героя, нужно взять игрушку и поставить рядом с соответствующей книгой.)
- Найдите героя, который говорит: «Не тебе учить лучшее в мире привидение, как должны вести себя привидения. Я слегка попугаю всех до смерти, никто это даже не заметит». (Карлсон.)
- Найдите третьего по счету, от которого «ушел» знаменитый герой. (Третий - заяц. «Колобок».)
- Кто больше всего на свете любит страшные приключения? Он говорит: «Завтра чуть свет убегу из дома - лазить по заборам, разорять птичьи гнезда, дразнить мальчишек, таскать за хвост собак и кошек...» (Буратино.)
- Найдите героя, который с мешком отрубей и заячьей капусты отправился в заповедный лес, где, «растянувшись на траве и притворившись мертвым», стал поджидать, когда какой-нибудь кролик заберется в мешок... (Кот в сапогах.)
- Сначала борода этого героя застряла в щели дерева, потом его чуть не утащила в воду огромная рыба, еще позже его схватил и хотел унести орел. А в конце концов ему пришлось отдать награбленные сокровища. Найдите этого героя. (Гном. Сказка «Беляночка и розочка». Братья Гримм.)
- Кто с помощью волшебной бутылки, которая никогда не пустеет, помог другу вернуться в собственный дом? (Чиполлино. Дж. Родари.)
- «Он оказался совершенно неизвестным науке зверем. Никто не знал, куда его поместить: то ли к зайцам, то ли к тиграм, то ли вообще к морским черепахам». Кто он? (Чебурашка. 3. Успенский.)
- «Если он брался за какое-нибудь дело, то делал его не так, как надо, и все у него получалось шиворот-навыворот. Читать он учился только по складам, а писать умел печатными буквами. Конечно, он соображал плохо, но ботинки надевал на ноги, а не на голову, - на это ведь тоже соображение нужно?» Кто это? (Незнайка. Н. Носов.)
- «На круглой поляне перед домом Бабы-Яги бабье лето. Трава зеленеет. Цветочки цветут. Даже бабочки летают. В траве какой-то зверь резвится, за ними гоняется». Что за зверь такой? Не съест ли? Кто это подумал и убежал в дом пироги есть и гадать, что за зверь? (Кузька. Т.Александрова.)
VII. Домашнее задание
Инсценировка по одному из произведений (3-5 минут). Подведение итогов. Награждение.
Анализ мероприятия. В начале викторины был проведен психологический практикум (обсуждение ситуаций из жизни) с целью узнать читательские интересы детей, как вызвать у детей интерес к чтению. Родители неохотно делились своими мыслями, делали выводы. Следовательно, они дома с детьми мало обсуждают прочитанное, не знают читательские интересы детей. Чувствовали себя из-за этого неловко, поэтому получили памятку для родителей «Как вызвать у детей интерес к чтению», «Как обсуждать с ребенком прочитанное». Конкурсы семейных команд, напротив, прошли очень живо и интересно, на вопросы дети отвечали наравне со взрослыми. А в поэтическом турнире (кто быстрей и удачней сочинит стих на заданную рифму) победу одержали ученики, видимо не зря на творческих классных часах часто проводились подобные задания. Дети очень любят играть роли, поэтому последний конкурс «Инсценировка по одному из произведений» прошел очень артистично. Родители так увлеклись игрой, что на время забыли, что они взрослые и воспринимали происходящее наравне со своими детьми. Это очень объединило все семьи, в процессе игры ребята учились общаться не только друг с другом, но и со взрослыми.