Урок обучения грамоте Буква Д Звуки (д), (д,)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Ольховская СОШ

Ильчук Е.В.

1 «А» класс.

Урок обучения грамоте


Тема

Согласные звуки (Д), (Д,), буквы Д,д.

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления учащихся с согласными буквами Д, д, развития речи, логического мышления, памяти.

Тип урока

Решение учебной задачи.

Планируемые результаты (предметные)

Владеют навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами, чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

Личностные результаты

Проявляют понимание и уважение к русской речи, интерес к окружающему нас миру.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения её результата.

Познавательные:общеучебные - извлекают необходимую информацию из текста, иллюстрации; логические - характеризуют звуки (Д), (Д,), буквы Д,д.

Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета.

Основное содержание темы, понятия и термины

Согласные буквы Д, д; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы; слого-звуковой анализ слова, предложение, рассказ, пословица, загадка.

Образовательные ресурсы

«Лента букв», предметные картинки, схемы слов, материалы для изготовления букв.

Использованная литература:

  1. Русский язык, обучение грамоте (обучение чтению), 1 класс, система уроков по учебнику Горецкого В.Г., Кирюшкина В.А., Виноградской Л.А., Бойкиной М.В., Кислякова Е.В., 2012.

  2. А. Шибаев «Занимательная азбука»

  3. Т. Шатских АЗБУКА В ЗАГАДКАХ

Интернет ресурсы:

nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2014/02/12/realizatsiya-sistemno

nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2012/11/25/obuchenie-gramote-tema-uroka-zvuki-d-d-bukvy-dd

razvitierebenka.com/2010/12/blog-post_10.html

/nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2013/04/29/zagadki-pro-bukvy-russkogo-alfavita

Этапы урока

Формы, методы,

методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма контроля

Осуществляемые действия

Формируемые умения

  1. Организация

начала урока.

Проверка класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок.

Урок обучения грамоте Буква Д Звуки (д), (д,)

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя.

Приветствие учащихся и гостей.

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.
-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Мы гостей сегодня ждали

И с волнением встречали.

Не судите очень строго,

Ведь учились мы немного.

Приветствуют учителя и гостей.

Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

Фронтальный. Наблюдение учителя.

  1. Речевая разминка.Урок обучения грамоте Буква Д Звуки (д), (д,)

Урок обучения грамоте Буква Д Звуки (д), (д,)Урок обучения грамоте Буква Д Звуки (д), (д,)

Урок обучения грамоте Буква Д Звуки (д), (д,)Урок обучения грамоте Буква Д Звуки (д), (д,)Урок обучения грамоте Буква Д Звуки (д), (д,)

Коллективная.

Словесный.

Фонетическая зарядка.

  1. 1. «Надуй мыльный пузырь».

  2. 2. «Сдуй одуванчик»

  3. 3. «Вкусное мороженое».


  4. 4. «Чистый язычок». Прижимать язык между зубами так будто пытаетесь его чистить.

  5. - Как играют на дудочке?


  6. - Какой звук слышится, когда звенит колокольчик?



- Ду-ду-ду…

- Динь-динь-динь

Готовят артикуляционный аппарат к чтению

Коллективный.

Правильное выполнение гимнастики и произношение звуков.

  1. Постановка учебной задачи.

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя.

- Какие первые звуки вы произнесли?

- давайте сформулируем учебную задачу урока

- (Д), (Д,)

- Познакомимся со звуками (Д), (Д,)и буквой, обозначающей их на письме.

Вместе с учителем формулируют учебную задачу.

Фронтальный, устные ответы.

  1. Усвоение новых знаний и способов деятельности

1.Слого-звуковой анализ слов

Урок обучения грамоте Буква Д Звуки (д), (д,)

Урок обучения грамоте Буква Д Звуки (д), (д,)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа, анализ слов

Понаблюдаем, как мы произносим звуки (Д), (Д,)

- зубки сближены, но не сомкнуты;

- язычок стучит кончиком за верхними зубками;

- горлышко «работает».

- губки свободны;

На доске размещены предметные картинки с изображением желудей и дыма, под которыми начерчены схемы к этим словам.

- рассмотрите картинки, выделите из слов, обозначающих предметы звуки (Д), (Д,).

- выполните слого-звуковой анализ слов желуди, дым.

Выдыхаемый воздух встречает преграду - губы, язык (согласный)

«Моторчик» (горло) работает, значит, звук звонкий.

Рассматривают картинки, работают со схемами слов, отвечают на вопросы учителя, выполняют слого-звуковой анализ слов желуди, дым.

В слове желуди - (Д,) - согласный, звонкий, мягкий, а в слове дым - (Д) - согласный, звонкий, твёрдый.

Наблюдают за артикуляцией звуков (Д), (Д,)

Выделяют звуки (Д), (Д,)из слов, характеризуют их, сравнивают. Выполняют слого-звуковой анализ слов

Фронтальный, устные ответы.

2. Игры «Узнай звук», «Раздели слова на группы»

Коллективная.

Словесный.

Игра.

Послушайте слова, если в них есть звук (Д) - покажите синий карандаш, а если (Д,) - зелёный.

- Блюдце, стул, дядя, кубики, дятел, Тима, дрова, Дима, топор, орден, снег, туман, дом.

Вот ещё одно задание: распределите числа - 2,9, 10, 12, 19, 20. 200 - на 2 группы.

Дети поднимают нужный карандаш.

Дети делят числа по принципу[д,] - в одну группу; [д] - в другую.

Распознают звуки [д], [д,]в словах.

Коллективный.

Игра.

3. Знакомство

с буквой Д,д.

Урок обучения грамоте Буква Д Звуки (д), (д,)

Урок обучения грамоте Буква Д Звуки (д), (д,)

Урок обучения грамоте Буква Д Звуки (д), (д,)

Фронтальная.

Словесный.

- на письме звуки[д], [д,] обозначаются буквой Д (дэ).

Этот домик буква Д.

В домике - окошко.

Из трубы идёт дымок,

А в окошке - кошка.

В кресле девочка сидит,

Буквой Д на нас глядит.

Находят букву Д на «ленте букв».

Высказывают свои предположения.

Находят букву Д на «ленте букв»,определяют ее место среди других букв.

Фронтальный.

Устные ответы, моделирование

4.Парная работа -

мини-проект

(моделирование

буквы Д).

Урок обучения грамоте Буква Д Звуки (д), (д,)

Урок обучения грамоте Буква Д Звуки (д), (д,)

Урок обучения грамоте Буква Д Звуки (д), (д,)

Обучение в сотрудничестве (парная работа - проектнаядеятельность (моделирование буквы).

Практический. Беседа.

Я хочу рассказать вам историю об особенном ученике. Это маленький дракончик. Он посещал обычную волшебную школу. У дракончика была проблема - не запоминалась буква Д.

От этого его папа семиглавый Дракон просто свирепел и не хотел отпускать сына на День рождения друга, пока дракончик не выучит букву Д. Ребята, а вы хотели бы помочь малышу-дракону? Нужно изготовить много буковок Д и развесить у дракончика дома, чтобы ему на глаза всё время попадалась эта буква. Тогда малыш сможет сходить на День рождения.

- Какие вы молодцы! У вас всё получилось, и Дракончик может сходить на день рождения!

Из счетных палочек выкладывают

букву Д, лепят из пластилина, делают из круп, макаронных изделий.

Моделируют ее из счетных палочек, лепят из пластилина, делают из круп, макаронных изделий.

Урок обучения грамоте Буква Д Звуки (д), (д,)

Коллективный.

Фронтальный.

Физкультминутка

Здоровьесберегающие технологии.

Коллективная.

Практический

Сначала буду маленьким (присаживаются),

К коленочкам прижмусь.

Потом я вырасту большим (встают, поднимают руки вверх и потягиваются), До лампы дотянусь

Выполняют движения по тексту

Осуществляют профилактику утомления

Коллективный.

Правильное выполнение упражнений

5. Чтение слогов слияний

(учебник, с. 105)

Урок обучения грамоте Буква Д Звуки (д), (д,)

Коллективная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение.

-Прочитайте слоги.

-В каких слогах звук [д,] - мягкий, а в каких слогах [д] - твердый?

Хором читают слоги. Называют слоги с мягким звуком [д,]и твердым звуком [д]. Читают слова

Читают слоги-слияния. Характеризуют звуки [д] и [д,], определяют, какие гласные указывают на твердость и мягкость согласного звука

Коллективный.

Чтение

6.Родственные слова (учебник, с. 105)

Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа

- Прочитайте слова. Сравните их. Что в них общего?

Читают слова.

-Одинаковая часть слова, слова родственные

Сравнивают слова, определяют наличие общей части слова, делают вывод, что слова - родственные

Фронтальный. Устные ответы, чтение

7.Работы с текстом (учебник, с. 105)

Фронтальная Словесный, практический.

Чтение, беседа

-Прочитайте текст плавно, соединяя слоги в слова.

-Кем работает папа у Димы и Нади?

-Какую работу они выполняли?

-Где теперь идут поезда?

Читают текст. Отвечают на вопросы

Владеют навыками плавного слогового чтения с переходом на чтение целыми словами. Читают текст с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания

Фронтальный. Устные ответы, чтение

8.Работа с иллюстрацией (учебник, с. 104)

Фронтальная, индивидуальная словесный, практический. Работа с иллюстрацией, беседа

-Рассмотрите рисунок. Назовите предметы, изображенные на рисунке.

-Придумайте рассказ на тему «клад найден». Используйте слова: море, сокровище, корабль, водолазы, подводный мир

-водолазы, медуза, раковина, жемчужины, сундук, осьминог, рыбы, морская звезда, клад.

Рассматривают рисунок.

Составляют рассказ

Составляют связный рассказ по сюжетной картинке с опорой на предложенные слова. Соблюдают логику изложения

Фронтальный.

Устные ответы, рассказ

Физкультминутка

Здоровьесберегающие технологии.

Коллективная.

Практический

Поработали, ребятки,

А теперь все на зарядку!

Мы сейчас все дружно встанем, отдохнем мы на привале.

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы вы, ребятишки!

Замедляем, дети, шаг,

И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,

Нам еще работать нужно

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления.

Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке

Коллективный, Правильное выполнение движений

  1. Закрепление знаний и способов действий.

  1. Работа с пословицами (учебник с.104)

Фронтальная Словесный.

Беседа

- Прочитайте пословицы на с. 104.

- Объясните их смысл.

- Найдите в них букву Д.

Читают, объясняют смысл пословиц, находят в предложениях

букву Д.

Анализируют пословицы, высказывают своё мнение.

Фронтальный.

Устные ответы, рассказ

2.работа со скороговорками (учебник с. 106)

Словесный.

Беседа, чтение, рассказ скороговорок

- Прочитайте скороговорки сначала медленно, потом быстро.

Дед Додон в дуду дудел,
Димку дед дудой задел.

- Какие звуки повторяются?

Читают в медленном и быстром темпе.

Называют повторяющиеся звуки.

На слух различают звуки, определяют повторяющиеся звуки, произносят их.

Групповой. Устные ответы, чтение скороговорок.

3.Многозначные слова (учебник с.106)

Урок обучения грамоте Буква Д Звуки (д), (д,)

Урок обучения грамоте Буква Д Звуки (д), (д,)

Урок обучения грамоте Буква Д Звуки (д), (д,)

Урок обучения грамоте Буква Д Звуки (д), (д,)

Фронтальная Словесный.

Беседа, чтение.

- Прочитайте предложения, рассмотрите рисунки. Какое слово звучит одинаково, но имеет разные значения?

Читают. Рассматривают рисунки, находят слово - звезда.

- Звезда:

небесная,

морская,

символ,

известный человек (Например: певец Дима Билан)

Понимают смысл прочитанного. Определяют

значение слова, опираясь на текст и рисунки

Фронтальный.

Устные ответы

4.Отгадывание загадок

(учебник с.106)

Фронтальная Словесный.

Беседа.

- Отгадайте загадки в «Азбуке».

- найдите отгадку на рисунке

Слушают загадки, находят отгадки на рисунке

Анализируют загадки, определяют о чём идёт речь. Соотносят загадку с рисунками

Фронтальный.

Устные ответы

5.Беседа, исполнение песни.

Урок обучения грамоте Буква Д Звуки (д), (д,)

Урок обучения грамоте Буква Д Звуки (д), (д,)

Урок обучения грамоте Буква Д Звуки (д), (д,)

Беседа.

- Ребята, помните, как называлась

буква Д в старославянском алфавите?



- Верно, и если мы исполним 1 куплет песни «Доброта» это не будет лишним на нашем уроке.



- Добро!

Исполняют 1 куплет песни «Доброта».

Исполнительские умения.

Коллективный.

VI.Рефлексивно-оценочный.

Урок обучения грамоте Буква Д Звуки (д), (д,)

Фронтальная, индивидуальная. Словесный.

Беседа.

- Что нового узнали на уроке?

- Что особенно вам понравилось?

- Что вызвало затруднение?

- Ребята, вы видите на доске дерево? Если в целом вам урок понравился, прикрепите жёлтые листики, если были трудности - то, красные, а если всё было трудно - коричневые. Вот такое дерево у нас получилось!

(Все листики жёлтые и один коричневый)

Отвечают на вопросы учителя, рефлектируют.

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке.

Индивидуальный,

фронтальный.

Устные ответы



© 2010-2022