Методическая разработка урока математики «Вычисления с помощью калькулятора»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока математики

«Вычисления с помощью калькулятора»

2 класс. УМК «Перспективная начальная школа» Чекин А.Л. Математика. 3 класс. Учебник. Часть 1. - М.: Академкнига/Учебник, 2012 г, с. 69-70, 2 класс. Тетрадь 2 для самостоятельной работы Под редакцией Р. Г. Чураковой-М.: Академкнига/Учебник, 2012 г., с. 33.

Разработала: Зиннатуллина Эльмира Хайдаровна,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории

МБОУ Кичкетанской СОШ Агрызского района РТ


Пояснительная записка Необходимым условием изучения данной темы является наличие у учащихся возможности использования калькулятора для выполнения заданий. Умозрительная работа в данном случае крайне неэффективна. Каждый ученик должен получить доступ к калькулятору. В преамбуле к теме авторы учебника устами Маши предлагают учащимся познакомиться с простейшим правилом пользования калькулятором. Но я урок построила по-своему. Только в конце урока мы обратились к учебнику с вопросом: если Миша попросит вас «научи меня пользоваться калькулятором, что вы ответите? (…). А давайте прочитаем в учебнике, как ответила Маша. Итак, использован деятельностный метод обучения. Актуальность данного метода заключена в китайской пословице «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь». При выполнении каждого задания учащиеся опираются на свои знания, навыки, опыт; доказывают, при этом у них вырабатывается математическая речь, осуществляется сопутствующее повторение. Новизна: Организация деятельности учащихся в группе сменного состава (идея возникла после участия в III Всероссийком фестивале школьных учителей в г. Елабуге в результате посещения мастер- класса знакомство с системой работы Дагмар Никола Шмидт - Мюлиш, директора католической начальной школы в г. Бонн, Германия "Начальная школа в Федеральной земле Северной Рейн - Вестфалии (Германия). Тип урока: первоначальное формирование умений и навыков. Цель урока: -деятельностная цель: формирование у учащихся способностей добывать знания, умения в процессе собственной учебно- познавательной деятельности; -содержательная цель: формирование умения пользоваться калькулятором, при необходимости коррекция изученных способов действий - математических понятий, алгоритмов; упражнение в вычислениях. -методическая цель: повышение компетентности педагогов района по вопросам ФГОС НОО в части реализации деятельностного метода (урок показан на семинаре).



Задачи урока: Предметные: воспроизводить и применять переместительное свойство сложения и умножения, таблицу сложения однозначных чисел, таблицу умножения однозначных чисел; выполнять письменное сложение и вычитание в пределах трёх разрядов; употреблять термины, связанные с действиями сложения, вычитания, умножения; применять правило порядка выполнения действий в выражениях без скобок, содержащих действия разных ступеней; пользоваться терминами, связанными с понятием «задача» строить графическую модель задачи, составлять схему задачи; оформлять краткую запись задачи, решение по- разному. Метапредметные: -регулятивные (принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; дать возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания через выполнение системы заданий, ориентированных на проверку правильности выполнения задания; -познавательные (дать возможность научиться формулировать правило пользования калькулятором; вводить математические символы с помощью клавиатуры; строить речевые высказывания в устной форме; находить нужную информацию о калькуляторе и области его применения; выполнять задания на основе использования полученных знаний); -коммуникативные (дать возможность научиться сотрудничать с товарищем(ами) в группе сменного состава). Личностные: (дать возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи товарищу(ам) в группе сменного состава. Оборудование: интерактивная доска: инструменты клавиатура и калькулятор; документ-камера, магнитная доска; конверты с заданиями.

Ход урока -Запишите число, классная работа. -Я предлагаю вам начать урок с повторения таблицы умножения. Работаем в парах. (Карточки: на одной стороне написан табличный случай умножения, на другой- значение произведения. Один ученик показывает, другой называет результат и проверяет правильность ответа. Задание дифференцирую: Кате с Ариной- внетабличный случай умножения вида 14 х 9). Каждый сидит на своих местах. -Как можно выполнить умножение числа 9 на однозначное число на пальцах. Гостей тоже приглашаем с нами потренироваться. Например, 9 х 6. Находим шестой палец. Слева- 5 пальцев, означает 5 десятков; справа- 4 пальца, значит, 4 единицы. Итак, 54. -Ребята, покажите смайликами, какое ваше настроение в начале урока? -Прекрасно! Тогда за работу. У каждого из вас на парте лежат конверты. Они пронумерованы. Подумайте, по какому признаку вы найдёте себе другого напарника для продолжения работы (по цвету конверта). -Вспомним правила работы в парах, группе (1. Говорите по очереди, не перебивайте друг друга. 2.Внимательно слушайте того, кто говорит. 3.Если то, что говорят не совсем понятно, надо обязательно переспросить и постараться понять). (У второклассников достаточно развита коммуникативная компетенция, они свободно взаимодействуют в парах, в группе, знают и умеют применять правила совместной работы. Школьники знакомы критериями оценивания, у них есть начальный опыт самоконтроля и самооценки. На этом уроке учащиеся работают в группах сменного состава. Для этого используются конверты разного цвета, Их можно будет использовать и на других уроках. Таким образом, учащиеся делятся на группы по 2, 3, … ученика по цвету конверта). -Найдите конверт №1. (Конверты разного, но попарно одинакового цвета. Например, 2 зел., 2 крас., 2 жёлт. и т. д.- работа в парах). У нас появились новые пары. Читайте 1-е задание.

Конверт №1 (1-е задание у всех одинаковые) -Обсудите с напарником, о чём написано в тексте? Как называется данный текст? Обоснуйте свой ответ. Запишите краткую запись, решите. Женя и Витя решили убрать за неряшливыми отдыхающими. Женя убрал 16 бумажек, а Витя- 13 бумажек. Сколько бумажек собрали Женя и Витя вместе? (Обсуждают: говорится о том, что нельзя оставлять за собой мусор в природе. Текст называется задачей. Есть условие и вопрос. Данные: 16 и 13. Искомое: сколько всего? Можем ответить на вопрос задачи сразу действием сложения. Ж.- 16 б. В.- 13 б. Всего-? 16+13=29 (б.) Ответ: 29 бумажек. (Проверяем на документ-камере. Работу оценивают смайликами). -Почему вычислили быстро? (Сложение двузначных чисел без перехода через разряд)

Конверт №1 (2-е задания у всех пар отличаются) На карточке 1-й пары: Прочитайте задачу, запишите краткую запись, решите по действиям. Для разложения в природной среде бумаги требуется до 10 лет, консервной банки - в 9 раз больше лет, чем бумаги, полиэтиленового пакета - на 110 больше лет, чем консервной банки. Сколько лет потребуется для разложения полиэтиленового пакета? На карточке 2-й пары: Составьте модель задачи, решение запишите одним выражением. Для разложения в природной среде бумаги требуется до 10 лет, консервной банки - в 9 раз больше лет, чем бумаги, полиэтиленового пакета - на 110 больше лет, чем консервной банки. Сколько лет потребуется для разложения полиэтиленового пакета? На карточке 3-й пары: Оформите схему задачи, решение запишите столбиком. Для разложения в природной среде бумаги требуется до 10 лет, консервной банки - в 9 раз больше лет, чем бумаги, полиэтиленового пакета - на 110 больше лет, чем консервной банки. Сколько лет потребуется для разложения полиэтиленового пакета? Проверим работу 1-й пары, 2-й пары, 3-й пары. (На документ- камере) -Ребята, какие были затруднения в вычислениях? А как можно проверить правильность решения? А если данные в задачи были многозначные числа? (Столбиком… А ещё? Вот проблема… Калькулятором) -Предположим, что можно проверять правильность всех вычислений калькулятором. Как же ответить на нашу гипотезу? (Дети: Найти ответ: что такое калькулятор? Как пользоваться калькулятором? Кто придумал? Попробовать, исследовать, проанализировать наши умения пользоваться калькулятором). -А как? Какими методами? (Самостоятельно подумать, спросить у других, специалистов, найти ответ в книгах, в Интернете) -Спасибо большое. Ландыш изъявила желание: найти информацию о калькуляторе. Слово дадим ей. (Я нашла в Интернете информацию: Калькуля́тор (лат. calculātor «счётчик») - электронное вычислительное устройство для выполнения операций над числами или алгебраическими формулами. Калькуляторы могут быть настольными или компактными (карманными). Латинское слово calculator «счётчик, счетовод» происходит от глагола calculo «считаю, подсчитываю», который в свою очередь происходит от слова calculus «камешек» (камешки использовались для счёта). Типичный калькулятор имеет дисплей (индикатор) и специальную клавиатуру. (На интерактивной доске калькулятор, у детей персональные калькуляторы). Клавиатура калькуляторов содержит клавиши (кнопки), нажатие которых обеспечивает ввод чисел и выполнение операций и функций. Клавиатура содержит, как минимум, следующие клавиши: 1) цифровые - десять клавиш с арабскими цифрами от 0 до 9, для ввода чисел. Традиционно клавиши 1-9 располагаются квадратом 3x3, единица - слева внизу, девятка - справа вверху, нуль - отдельно, под единицей; 2) запятая (точка) - для ввода десятичного разделителя; 3) арифметические операции - для ввода операций «+» (сложение), «-» (вычитание), «×» (умножение), «÷» (деление); 4) знак равенства «=» - для выполнения последней операции в цепочных вычислениях в калькуляторах; 5) ввод («↑» или «ENTER» или «В↑» или «E↑») - для завершения ввода числа в калькуляторах с обратной польской записью; 6) очистка (обозначается «C») - для обнуления значения на индикаторе и отмены операции, если таковая была введена. У: -Посмотрите, как пишется слово калькулятор. Транскрибируйте, пожалуйста, слово калькулятор. (На доске Айгузель). Сколько звуков, букв? Что можете сказать о применении калькулятора в жизни? Физминутка: Закройте глаза, мысленно подарите лучик солнца друзьям. Как нам хорошо! (В дальнейшем физкультминутка не требуется, так как будут меняться, на одном месте сидеть не будут). УМетодическая разработка урока математики «Вычисления с помощью калькулятора»: -Откройте глаза. Перед вами конверты №2 (голубого и оранжевого цветов, так как деление произойдёт на 2 подгруппы) с заданиями. По цвету конвертов найдите своих сотоварищей для продолжения работы. Знайте, каждый член подгруппы имеет возможность заработать себе бонус при условии, если он будет активным. В конце урока посчитаем. Если наберёте 5 фишек- «5», 4 фишки-«4», 3 фишки- это «3». Фишки будете приклеивать на ленте достижений. Для бонуса используем мелкие рисунки калькулятора. -Вы объединились в подгруппы. (1-я подгруппа- за 1-м столом; 2-я подгруппа- за 2 столом). -На одном из конвертов вы найдёте букву «Л». Значит, «Лидер». Лидер будет отвечать или же выберет выступающего. 1-я подгруппа:

9 + 8 =

25 + 38 =

7 - 3 =

3 х 5 =

86 - 54 =

12 х 3 =



-Расскажите по плану: -Что можно сказать о записях? (Выражения, суммы, разности, произведения, от перестановки множителей произведение не изменяется) -Как называются компоненты при сложении? 2-я подгруппа:

9 + 8 =

25 + 38 =

7 - 3 =

3 х 5 =

86 - 54 =

12 х 3 =



-Расскажите по плану: -Какие задания можно придумать? (найти значения, сгруппировать, на калькуляторе проверить, как называется выражение) -Как называются компоненты при вычитании, умножении? (Каждая работа, этап проверяется и демонстрируется на магнитной доске. Например, сгруппировать. Учащиеся употребляют предложения: Мы нашли такой вариант. Я думаю…. Мы заметили. У меня дополнения). - Работу продолжим в подгруппах другого состава. Конверт № 3 имеет три цвета. Найдите своих сотоварищей. Где встречается данная последовательность цветов? (Флаг РТ, РФ). Где проходила Универсиада? В Российской Федерации, в Республике Татарстан (такие вопросы задаю во время смены состава подгрупп).

Конверт №3 (1-е задание: из учебника №2)

1).Проверьте с помощью калькулятора, правильно ли выполнены действия.

2) Продемонстрируйте на клавиатуре (1-й подгруппе: третье действие)

на калькуляторе (2-й подгруппе: пятое действие) (При выполнении задания 2 учащиеся смогли познакомиться с еще одним назначением калькулятора: его можно использовать как инструмент для проверки правильности выполненных вычислений. Все данные вычисления выполнены правильно, в чем учащиеся смогли убедиться не только с помощью калькулятора, но и повторив самостоятельно проведенные вычисления столбиком. Но учащиеся из первой подгруппы продемонстрировали действия на калькуляторе, а учащиеся из 2-й подгруппы - на клавиатуре). -Какое отличие вы нашли? (на калькуляторе результат мы видим, на клавиатуре- сами пишем). -Что было на калькуляторе? (Ответ совпал с нашими ответами. Значит, мы правильность решения проверили).

Конверт №3 (2-е задание) Запишите выражения в тетрадь. Определите порядок действий. С помощью калькулятора вычислите значения следующих выражений. Организуйте взаимопроверку работ с другой подгруппой (члены подгрупп встречаются и обратно садятся на свои места). Подумайте, с какой проблемой столкнулись. А если нужно, зовите меня на помощь. -С какой проблемой столкнулись? Как справились? (Столкнулись с проблемой последовательного выполнения двух действий с помощью калькулятора. В первом случае порядок выполнения действий совпадает с порядком из записи, поэтому на калькуляторе вычисления можно проводить без фиксации промежуточных результатов. Во втором случае: сначала нужно выполнить умножение и зафиксировать полученный результат, а уже после выполнить вычитание этого найденного числа из числа 450).

Конверт №4 (Белого цвета- т. е., одна большая группа). -Подумайте, обязательно ли проверить на калькуляторе верность равенств. 12 х 14 = 14 х 12 9 х 8 - 24 = 72 - 6 х 4 -Используйте калькулятор для проверки верности равенства 7 х 6 + 5 х 9 = 100 - 13 -Продемонстрируйте, как вы это делали на калькуляторе и на интерактивной доске. Кто это продемонстрирует? (При выполнении задания 4 учащиеся не только смогли поупражняться в проведении вычислений с помощью калькулятора, но и вспомнить переместительное свойство умножения). В задании 5 сначала предлагается провести указанные вычисления столбиком, а уже потом проверить правильность их выполнения с помощью калькулятора.

Конверт №5 (опять крас-2, зел-2, жёлт-2)

1-е задание: (В номере 6 я усложнила задание в форме математического диктанта и калькулятор предложила использовать как инструмент для контроля знания табличных случаев умножения). -Запишите в тетрадь следующие табличные случаи умножения, найдите значения, проверьте правильность с помощью калькулятора:

  1. Семью восемь
  2. Три умножить на 4
  3. Первый множитель - 6, второй множитель - 7
  4. Произведение чисел 8 и 9
  5. Пять на пять
  6. Четырежды семь

2-е задание: -Откройте страницу 70 учебника. Найдите задание №7. Обсудите в парах. (Взаимопроверка: справился напарник) Задание 7 относится к заданиям повышенной сложности. Сложность этого задания заключается в том, что последовательность нажатия клавиш на калькуляторе не является полностью идентичной последовательности знаков в записи искомого выражения. Недостающие знаки учащиеся должны восстановить самостоятельно, опираясь на знание правила порядка выполнения действий. В итоге должно получиться следующее выражение: (235-227)•9.

-Итак, тему сегодняшнего урока раскрыли. Как она называется? -«Вычисления с помощью калькулятора». -Гипотеза доказана: Можно проверять правильность всех вычислений с помощью калькулятора. -Если Миша попросит вас «научи меня пользоваться калькулятором, что вы ответите (…) -А давайте прочитаем, как ответила Маша в учебнике на станице 69. -А будете ли вы при выполнении домашних заданий постоянно пользоваться калькулятором? (Даю домашнее задание: с/р: с. 33). -Посчитаем бонусы. Кто заработал себе бонус? (Оценки). -Кто может уверенно сказать: Я научился вычислять с помощью калькулятора? -Смайликами показываем настроение в конце урока. -Спасибо за урок всем.

Заключение Чаще всего используются два традиционных: выделение групп по уровню способностей (сильные, средние, слабые) и смешанных групп. Недостаток такого способа в том, что группы, определенные по такому признаку становятся статичными и постоянными (и тогда за детьми закрепляется ярлыки сильных и слабых). «Слабые» не развиваются в той мере, в какой хотелось бы. Объединение «сильных» детей вместе, нередко приводит к взращиванию элиты, которая будет неспособна впоследствии научиться работать и общаться с людьми всех типов. Создание (подвижных)групп сменного состава, помогает избежать этого. И предупреждает утомляемость детей.

© 2010-2022