Выступление Воспитывать - вселять в ребёнка веру в успех

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВОСПИТЫВАТЬ - ВСЕЛЯТЬ В РЕБЕНКА ВЕРУ В УСПЕХ Воспитание детей - старейшее из человеческих дел, оно ни на один день не моложе человечества; оттого оно кажется несложной работой: все справляются, и мы справимся. В действительности взгляд этот обманчив. В древности воспитание считалось труднейшим из занятий, искусством из искусств. В самом деле, ни в какой другой человеческой деятельности итоги не отличаются так разительно от затраченных усилий. Страсть к воспитанию себе подобных - одна из самых первых человеческих страстей. Страсть к воспитанию не обуздывается ничем, воспитанием можно заниматься безнаказанно. Воспитание зависит от трёх переменных: взрослые, дети и отношения между ними. Каждый родитель живёт одной мечтой - здоровый и замечательный ребенок, у которого всё удачно складывается. Мы надеемся вырастить хороших детей, и у большинства это выходит. Но вот наши дети, в нашем доме - что нам нужно, чтобы они и сейчас, и через пять лет, и через двадцать пять приносили радость, а не разочарование? Какими мы хоти их видеть? Воспитание начинается в детстве, это верно, но в чьём? В детстве родителей, педагогов? У каждого из нас, даже мы об этом не знаем, живет в голове образ Идеального Ребёнка. Что бы ни сделал, что бы ни сказал малыш, мы автоматически сличаем его поступок и слово с образом Ребёнка в голове, и если сходится - то хвалим, если расходится - то осуждаем. Мы воспитываем детей, по какому - то сочинённому нами образу. Несовершенные, мы все хотим вырастить совершенных детей, а это невозможно. Ребёнок отличается от взрослого тем, что у него есть будущее, ему предстоит и вторая, взрослая жизнь. Мы видим Петю сегодняшнего, но загадываем о Пете будущем, это естественно. У нас есть образ Идеального Ребёнка, но есть образ и Идеального человека, мужчины или женщины. Цель воспитания заключается в самостоятельности. Человек - хозяин собственной жизни, а другим он поилец и кормилец, помощник, заступник, защитник. Секрет слова «самостоятельность» заключается в том, что самостоятельный - значит свободный. Когда мы наказываем ребенка, мы не усложняем его жизнь, как думают, а облегчаем, и притом опасно облегчаем. Мы берем выбор на себя. Мы освобождаем его совесть от необходимости выбирать и нести ответственность, мы перехватываем у жизни право наказания, мы ставим заглушку на источник самостоятельности. И если мы постоянно наказываем, осуждаем, делаем замечания, то вырастают люди, которые боятся самостоятельности, боятся свободы. Это давняя проблема человечества. Но отчего одни дети, имея свободу, раскованны, а другие распущенны? Разница в том, как пришла к ним свобода. К ответственности ведет не та свобода, что дана или подарена, а та, что добыта собственным усилием. Ребенка развивает не свобода, как иногда думают, а собственное действие по добыванию свободы.

А как же быть взрослому? Почему так трудно воспитывать детей? Как найти правильный верный способ педагогу? Игра «Моё воображение» Давайте посмотрим, какими чертами обладают наши дети, и чем мы взрослые можем поделиться с ними.

Дети

Взрослые

Искренность

Мудрость

Наивность

Жизненный опыт

Открытость


Чистота и т. д.




Три самые привычные модели воспитания подсказывает старая педагогическая вера и страсть к воспитанию; назовём их условно «правила движения», «сад - огород» и «кнут и пряник». Модель «правила движения». Нам кажется, будто детей воспитывают точно так же, как обучают их правилам дорожного движения. Будто ребёнок должен выучить некоторый свод правил - вот и всё. Если ребёнок ведёт себя плохо, значит, взрослые, ответственные за его воспитание, не объяснили ему, как надо себя вести, поленились. Вторая модель «сад - огород», основана на всеобщем заблуждении, будто мы, взрослые, можем обходиться с ребёнком как с грядкой - выпалывать сорняки - недостатки в его душе или как с деревом - прививать ему отдельные положительные качества. Но ребёнок не грядка и не дерево, он существо одушевлённое. Эти две модели особенно, опасны тем, что мы, следуя им из лучших побуждений, постоянно ссоримся с детьми, разрушаем контакты, и вся наша воспитательная работа становится безнадёжным занятием. При этом, не понимая: «Отчего же так случилось?». Наконец о модели «кнут и пряник». Вот, кажется, без чего нельзя, вот самое естественное: за добрый поступок наградить, за дурной наказать, поругать, пожурить. Как иначе? На этом мир держится! Справедливость мира - в его творчестве, проблемности, в нашей деятельности и борьбе. Воспитывать по модели «кнут и пряник» относительно легко, такое воспитание нельзя не признать не действенным, особенно если проводить его неуклонно. Но оно опасно для будущего детей. Давайте попробуем отгадать загадку: «Сто одёжек и все без застёжек». Игра. «Капуста». Самое главное, самое определяющее, то, что есть у нас, у взрослых - способность понимать, принимать детей. Воспитывать - значит вселять в ребёнка веру в успех. *** Когда не ладятся дела, Мне помогает похвала. Вот, например, такой пример: Я не сумел решить пример, Но вдруг сказал мне педагог: -А ты способный, ты бы мог… Нажал на ручку я слегка, Чтоб лучше шли чернила, И за минуту до звонка Меня вдруг осенило, И без особого труда Я сладил с цифрами тогда. Не может двух мнений: Во мне родился гений!

А. Барто

© 2010-2022