Педагогические проблемы в воспитании самостоятельности у детей младшего школьного возраста

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Консультация для родителей

тема:


«Педагогические проблемы в воспитании самостоятельности у детей младшего школьного возраста»



Подготовил: учитель начальных классов

МБОУ школы № 7г.Феодосия

Асаулова Д.А.

2015г.



«Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума,

вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия,

чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли,

дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».


Актуальность проблемы. Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к школьному обучению. Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Оттого, насколько качественно и своевременно дошкольник будет подготовлен к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Среди качеств будущего школьника, исследователи особо выделяют самостоятельность ребёнка, т.к. она способствует развитию его личности в целом. В наше время многие родители мало дают возможностей в развитии самостоятельности своего чада. В виду своей занятости предпочитают сделать за ребёнка сами, лишая его возможности научиться делать самому. Когда 6 - 7-летний ребёнок приходит в первый класс и не может самостоятельно застегнуть сандалии, переодеться на урок физкультуры, пользоваться ложкой и т.д., у него возникает внутренний протест с самим собой, ребёнок капризничает и наотрез отказывается самостоятельно выполнить то или иное действие. К сожалению, таких детей на сегодняшний день становится всё больше. Тогда перед учителем встаёт проблема, как творчески и без нанесения вреда психическому здоровью ребёнка и его родителям разрешить этот вопрос. Встречаясь с этой проблемой в практической деятельности с детьми, понимая важность этого вопроса, уделяют особое внимание развитию самостоятельности у школьников. Для решения данной проблемы выделяют следующие задачи:

  • изучение теоретических подходов к проблеме воспитания самостоятельности в дошкольном возрасте;
  • выявление уровней проявления самостоятельности у детей школьного возраста;
  • формировать у детей навыки самообслуживания;
  • развивать у детей самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение;
  • научить детей применять имеющиеся знания в жизненных ситуациях;
  • воспитывать в детях духовно-нравственные качества.
Что такое самостоятельная деятельность? Для многих взрослых самостоятельный ребёнок - это тот, который быстро и самостоятельно делает то, что ему скажут (переодевается, умывается, ест и т.д.), в общем, не мешает жить. Самостоятельность - хитрое слово, основа основ современного образования. Самостоятельная деятельность - это внутренне мотивированная деятельность. Делает ребёнок что-то - вот вам и деятельность. А это не так. Допустим, рисуют дети птичку. Один хочет угодить учителю - старается нарисовать аккуратно, но ему это совершенно не интересно. Второму просто нравится рисовать - он не заботится о правильности, наслаждается процессом. Третий всё делает, чтобы поскорее пойти поиграть. Четвёртый очень любит птичек, поэтому не только делает всё тщательно, но и что-то привносит от себя, пытаясь передать движение крыльев, красоту оперенья. Цель у всех одна - нарисовать птичку, а вот мотивы - разные, поэтому и результаты различны. Как отмечал Л. А. Венгер, взрослые учат детей не деятельности, а только действиям. Чем это плохо? На уровне действия процесс всегда прекращается, а на уровне деятельности продолжается как творческий и самостоятельный. Только тогда мы получаем эффект развития. Сегодня ребёнок не мотивирован на реализацию разных видов деятельности, не ставит самостоятельных целей, а лишь по итогам проводимой с ним работы овладевает некоторыми способами действия. Важно понимать, что для формирования самостоятельности значима именно внутренняя, собственная мотивация ребёнка. Когда «надо» меняется на «хочу». Самостоятельность ребёнка в деятельности проявляется при её выборе и осуществлении, при постановке целей, определении и разрешении задач; при обобщении и переносе способов действий, а не при послушном выполнении поставленного кем-то задания. Именно поэтому проблема формирования детской самостоятельности не затрагивает аспекта самообслуживания. Последнее связано с выработкой определённых навыков, которые следует расценивать как проявление организованности, а не самостоятельности. Задачи того, что ребёнок делает, диктуются требованиями социума, а не его потребностями, и выполняются именно как навык, как привычка действовать определённым образом в определённых условиях. Самостоятельный ребёнок - тот, который сам ставит себе цели и может их добиваться. У нас долгое время бытовало мнение, что ребенок еще не личность. В нем отмечалось лишь то, что отличало его от взрослого. Получалось, что маленький ребенок - это существо неполноценное, которое не может самостоятельно мыслить, действовать, иметь желания, не совпадающие с желаниями взрослых. На что же похожа самостоятельность? Чем старше становился ребенок, тем меньше в нем находили "несовершенств", но сути дела это не меняло. И только в последнее время утвердился "позитивистский" подход к развитию ребенка: за ним наконец-то признали право быть личностью. А самостоятельность - верная спутница личностного развития. Что же такое самостоятельность? Казалось бы, ответ лежит на поверхности, но все мы немного по-разному его понимаем. Наиболее типичные ответы: - "это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих"; - "способность рассчитывать только на свои силы"; - "независимость от мнений окружающих, свобода выражения своих чувств, творчество"; - "умение распоряжаться собой, своим временем и своей жизнью вообще"; - "умение ставить перед собой такие задачи, которые до тебя никто не ставил, и решать их самому". Трудно возразить против этих определений. Они точно указывают на самостоятельность человека и, по большому счету, зрелость его личности. Но как применить эти оценки к ребенку 6 -7 лет? Практически ни одна из них не может быть использована без существенных оговорок. Значит ли это, что правы были те исследователи, которые утверждали, что полная самостоятельность 6 - 7 леткам недоступна и посему о личности ребенка говорить преждевременно? И да, и нет. Самостоятельность ребенка, конечно, относительна, но она зарождается в раннем детстве. Распознать ее у ребенка очень сложно: мы оперируем критериями "зрелой" самостоятельности, а у него она выражена неявно, часто мимикрирует под другие качества или обнаруживается только частично. Угадать ее проявления, помочь первым росткам окрепнуть и развиться - непростая задача. Как переоценка, так и недооценка зарождающейся детской самостоятельности весьма небезразличны для развивающейся личности ребенка и чреваты одним и тем же результатом - беспомощностью наших детей перед лицом жизненных проблем, а то и грубыми задержками в развитии. Как воспитать в младших школьниках самостоятельность? Предполагаю, что задача каждого ребенка - стать взрослым, самостоятельным человеком, умеющим принимать решения, отвечать за свои поступки, делать осознанные выборы и строить свою жизнь. Задача взрослых - помочь ему в этом нелегком деле. Главная сложность в формировании детской самостоятельности у педагога заключается в затрате его личностных качеств: терпение, умение осуществить личностно-ориентированный и деятельностный подход. Самостоятельность и ответственность закладывается постепенно, и начинать это дело следует как можно раньше. Каждый ребенок - уникальная личность, развивается индивидуально.
Темперамент, его врожденные способности, сфера интересов, даже семейная практика поощрения и наказания - все существенно влияет на темпы становления детской самостоятельности.

© 2010-2022