- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта урока Насекомые, их разнообразие
Технологическая карта урока Насекомые, их разнообразие
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Рудавина Ю.В. |
Дата | 25.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Итоговая аттестация по теме курсов повышения квалификации «Педагогическая деятельность учителя начальных классов в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
Технологическая карта
Предмет Окружающий мир класс 1
Учитель Рудавина Юлия Вячеславовна
Школа МОУ «СОШ №3» г. Южноуральска Челябинской области
Тема урока
Насекомые, их разнообразие
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Целевые установки урока
(для учителя)
Дать общее представление о насекомых (строение тела, питание, передвижение, среда обитания и др.); познакомить с разнообразием насекомых Планируемые результаты
(для ученика)
Предметные
Личностные (личностные УУД) Метапредметные (регулятивные, познавательные коммуникативные УУД) - узнать, каких животных называют насекомыми, какой признак у них главный; - учиться отличать насекомых от других животных, находить их сходства и различи, выделять существенный признак Личностные: - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - установка на здоровый образ жизни; - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
Регулятивные: - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; Познавательные:
- строить речевое высказывание в устной форме;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение
общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные: - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - строить понятные для партнера высказывания, контролировать действия партнера; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - строить монологическое высказывание
Материально-техническое обеспечение урока Учебно-методическая литература:
- Поглазова О. Т.
- Поглазова О. Т.
- umk-garmoniya.ru/okr_mir/metodika.php
- Поглазова О. Т.
ЦОР:
- umk-garmoniya.ru/okr_mir/e_resurse.php
- Яндекс. Видео.
- Презентация к уроку
- Организационный момент
Содержание Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты (формируемые УУД)
Проверка готовности к уроку. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к изучению нового материала Ну-ка проверяй, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадки?
Соберись и улыбкой поделись! Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучи солнышка возьмём
И к сердечку поднесём.
Слушают речь учителя; психологический настрой на продуктивную работу.
- Актуализация знаний
Обобщение знаний об изученных ранее группах животных (млекопитающих и птицах)
На слайде изображения животных: рысь, белка, аист, бурый медведь, муха, лебедь, филин.
- Посмотрите внимательно на экран, рассмотрите изображения
- Скажите, как одним словом назвать объекты природы?
- Выделите существенные признаки животных и распределите их на группы
- Назовите, чем млекопитающие отличаются от птиц
-Докажите, что муха не является представителем класса млекопитающих и птиц
Рассматривают изображения на слайде, называют объекты одним словом (животные)
Распределяют животных на 2 группы, находят отличительные особенности. Обнаруживают, что одно животное (муха) не подходит по существенным признакам ни к млекопитающим, ни к птицам.
Число ног - 4, тело покрыто шерстью, детёнышей вскармливают молоком. Число ног - 2, тело покрыто перьями, есть клюв и крылья.
Дети называют отличия
Познавательные УУД:
- строить речевое высказывание в устной форме;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение
общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные УУД:
- строить монологическое
высказывание
- Введение в тему урока
Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока
Рабочая тетрадь: стр. 18, задание 11
Работа в парах
Задание 3. Рабочая тетрадь №2, с. 19, №12. Кроссворд. Работа в парах
- Для того, чтобы определить, к каким животным мы отправимся на уроке, отгадайте загадки в рабочей тетради на стр. 18, задание 11.
- Найдите этих животных на разрезных карточках
- Расскажите, где наблюдали этих животных. Что их объединяет? На что нужно обратить внимание, чтобы объединить животных в группы?
- Сегодня мы поближе познакомимся с этой группой животного мира. Узнать название этой группы вам поможет кроссворд.
- Чему мы будем учиться на нашем уроке?
Дети работают в парах и отгадывают загадки о муравье, пчеле, бабочке, стрекозе, божьей коровке, кузнечике.
Находят на разрезных карточках животных Выделяют общие признаками названных животных. Рассказывают о своих наблюдениях. На строение тела, чем оно покрыто, как размножается, чем питается…
Разгадывают кроссворд
Называют тему урока: «Насекомые»
Дети формулируют учебно-познавательную задачу: узнать, каких животных называют насекомыми, какой признак у них главный; учиться отличать насекомых от других животных, находить их сходства и различия, выделять существенный признак
Коммуникативные УУД:
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, строить понятные для партнера высказывания, контролировать действия партнера;
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- строить речевое высказывание в устной форме;
Регулятивные УУД: - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- принимать и сохранять учебную задачу
- Изучение нового материала
Учебник, стр.44
Рабочая тетрадь, стр. 19, №13 - Насекомые самая многочисленная группа животных. Известно более 1 миллиона видов насекомых. Насекомые везде и всюду. - Рассмотрите насекомых в учебнике, найдите их сходства, затем выполните задание 13 в рабочей тетради
Ученики отмечают, что у любого насекомого 3 части тела: голова, грудь, брюшко, у них есть чувствительные усики, 6 ног - это основной признак.
Познавательные УУД:
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- Физминутка
- Почему насекомых можно назвать непоседами?
- Давайте мы с вами немного отдохнем. ПЧЕЛЫ Пчелы в ульях сидят («начертить» в воздухе руками окошко) И в окошечки глядят, (повороты головы) Порезвиться захотели - (подпрыгивания сидя) Друг за другом полетели. (махи кистями рук)
СТРЕКОЗА Утром стрекоза проснулась, (потираем глазки) Потянулась, улыбнулась. (из положения упор присев постепенное выпрямление туловища, руки вперед вверх) Раз - росой она умылась. («умываемся») Два - изящно покружилась, (кружимся на месте) Три - нагнулась и присела, (наклонились и присели) На четыре - полетела. (машем руками, как крыльями) У реки остановилась, (присели) Над водою закружилась. (потираем глазки) И на место возвратилась.
- Не так то просто найти, увидеть и поймать их, они всё время бегают, прыгают, летают, т.е. не сидят на месте - суетятся
Выполняют упражнения, повторяя движения за учителем
Личностные УУД:
- установка на здоровый образ жизни
Регулятивные УУД:
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- Работа в группах
Каждая группа получает свой текст и рабочий лист.
Рабочий лист содержит инструкцию, которая поможет детям организовать работу в группе.
Инструкция:
1.Внимательно прочитайте текст.
2.Подчеркните интересные факты о насекомых.
3.Прочитайте задание на рабочем листе и выполните его.
4.Подготовьтесь к выступлению.
- Проведём маленькую исследовательскую работу. Создадим рабочие группы. - У каждого их вас на парте кусочек пазла. Вам нужно объединиться в группы, собрав картинку насекомого. - Какие правила работы в группе необходимо соблюдать?
Организация групповой работы обучающихся. Контроль за работой в группах.
Организация представления результатов групповой работы.
Обсуждают правила работы в группе:
- Работать вместе.
- Выслушивать мнение других.
- Предлагать свои идеи.
- Делать общий вывод.
Работают в группе, осуществляя поиск ответов на свою часть вопросов, используя тексты, рабочие листы, подготовленные учителем. Выполняют задания (рисунки, схемы, ответы)
Каждая группа представляет собранные в ходе исследования материалы. Располагает материалы на доске под соответствующими вопросами. Слушают, учатся задавать вопросы для уточнения информации. Оценивают работу групп.
Коммуникативные УУД:
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания, контролировать действия партнера;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации
различных позиций в сотрудничестве;
Регулятивные УУД:
- планировать свое действие в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем
плане;
Познавательные УУД:
- учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- осуществлять анализ, синтез, обобщение;
Регулятивные УУД: - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных
ошибок;
Познавательные УУД:
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
-
Физминутка
Звучит песня «В траве сидел кузнечик» - Послушайте песню про кузнечика и повторите движения за своими одноклассниками. Выполняют упражнения, повторяя движения за одноклассниками
Личностные УУД:
- установка на здоровый образ жизни;
Регулятивные УУД:
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- Обобщение
Организует обобщение изученного материала
─ Мы целый урок говорили о насекомых. Как вы думаете, зачем нужны насекомые?
- Как вы думаете, ребята, все ли о насекомых вы сегодня узнали? - Все насекомые нужны природе. Они появились не просто так. В природе насекомые выполняют свою роль. Как вы должны вести себя по отношению к насекомым? - Чтобы узнать всё о мире насекомых, нужно всю жизнь заниматься их изучением. - Наука о насекомых называется "энтомология". - Учёных, изучающих насекомых, называют энтомологами. Может быть, кто-то из вас станет учёным-энтомологом. - А пока вы можете пополнить багаж своих знаний о насекомых из энциклопедий
Отвечают на вопросы учителя
- Нет
- Бережно
Личностные УУД:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей
- Экспресс-диагностика достижения предметных результатов
Отметь ˅ правильный ответ
1. Кто из животных является насекомым?
Воробей
Муравей
Тигр
2. Сколько у насекомых ног?
4
8
6
3. У всех ли насекомых есть чувствительные усики?
У всех
Не у всех
4. Как защищается кузнечик
Жалит
Имеет защитную окраску
Кусается - Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов - По результатам данного теста мы спланируем работу на следующий урок. Дети выполняют задания теста
Регулятивные УУД:
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных
ошибок;
Личностные УУД:
- широкая мотивационная основа учебной деятельности,
включающая социальные, учебно-познавательные и внешние
мотивы;
-
Рефлексия
Сопоставление поставленных задач и достигнутого результата - Вспомните учебно-познавательные задачи урока, каким способом мы их решали? К какому выводу пришли? Давайте сравним наш вывод с тем, что дан в учебнике.
- Ребята, давайте поможем насекомым и создадим для них полянку из цветов, ведь большинство насекомых питаются растениями и нектаром цветов (на доске) - Кто для себя сделал открытие? (Синий цветок) - Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке? (Красный цветок) - Кому на уроке было интересно? (Зелёный листик) - Кому урок подарил хорошее настроение? (Жёлтый цветок) - Вот какая замечательная поляна у нас с вами получилась!
Если вам по душе красота земная Берегите её, устали не зная. Ни к чему обижать бабочку на ветке Веселее в лесу от её расцветки. Не пугайте жуков с длинными усами И поверьте, что жуки вас не тронут сами. И пчела просто так тоже не пристанет Ведь ни жалить, ни кусать зря никто не станет. Бабочка, кузнечик, муравей и птица Не всегда от нас могут защититься. Если будут нами уничтожены они, На планете с вами мы останемся одни!
- Главный признак насекомых - 6 ног. Их тело состоит из головы, груди, брюшка. У них есть чувствительные усики. Они издают разные звуки и защищаются по-разному.
Оценивают результаты своей деятельности на уроке. Слушают стихотворение
Регулятивные УУД:
- оценивать правильность выполнения действия на уровне
адекватной ретроспективной оценки;
Личностные УУД:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Приложение:
1 группа. Передвижение насекомых и звуки.
Многие насекомые летают. Для этого у них есть крылья. Некоторые насекомые ходят, прыгают или ползают. Кузнечик может прыгнуть на расстояние в 20 раз больше длины его тела. Послушайте звуковые файлы и определите, кто из насекомых издает такие звуки.
Рабочий лист
Нарисуй (или найди на разрезных карточках) насекомых, которые летают, прыгают, ползают, ходят. Назови насекомых, звуки которых ты услышал на компьютере.
2 группа. Окраска, обитание и защита насекомых.
Окраска насекомых зависит от того, где они обитают. Это помогает им прятаться от врагов. Кузнечик имеет защитную окраску. Благодаря ей становится невидимым. Божья коровка, колорадский жук отпугивают яркой окраской. Враги не рискуют к ним приближаться. Муравьи кусаются, выпуская в ранку муравьиную кислоту. Осы и пчёлы жалят.
Рабочий лист
Соедини насекомых с местом их обитания.
Луг
Сад
Лес
Огород
(Рисунки: пчела, муравей, бабочка, божья коровка, колорадский жук)
3 группа. Питание насекомых.
Насекомые питаются по-разному. Одни едят растения. Другие поедают мельчайшую живность. Некоторые едят и растения, и живность. А некоторые питаются кровью.
Рабочий лист
Отметьте, кто из насекомых чем питается.
Травянистыми растениями
Кровью
Насекомыми
Рисунки: божья коровка, комар, пчела, саранча, муравей.
4 группа. Объявление.
…Уважаемые шмели и бабочки! Милости просим отведать нашего вкусного нектара. Не забудьте захватить немного пыльцы нашим соседям. Пчёлы пусть не беспокоятся: их короткие хоботки не дотянутся до сладкого нектара - он спрятан глубоко.
Рабочий лист
Какую информацию можно извлечь из такого (сказочного) текста? Расскажите.