Концепция воспитательной работы в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Время, в котором мы живём,- это новый, более высокий уровень развития человеческого интеллекта и качественного повышения духовно-нравственного потенциала общества. В основу модернизации образования заложены вечные ценности, такие как: Родина, природа, жизнь, здоровье, человек, мир. Сейчас уже никого не нужно убеждать в том, что решение экологических проблем невозможно без организованного экологического образования и воспитания, поскольку действенность любых мер, принимаемых по защите природы, в конечном счёте, определяется поведением людей, которые взаимодействуют с ней, их отношением к природе. А основы этого отношения закладываются ещё в детстве, поэтому младший школьный возраст должен стать объектом пристального внимания педагогов. В данное время господствует антропоцентрический тип экологического сознания (человек в центре). Человек имеет высокую ценность. Противоположностью является экоцентрический тип экологического сознания. При таком типе сознания природа признаётся изначально самоценностью . Целью экологического образования и воспитания является формирование личности с экоцентрическим типом экологического сознания. Сознание формируется в процессе деятельности - длительный процесс. Поэтому особое внимание экологическому воспитанию и образованию нужно уделять с детьми младшего школьного возраста. Это можно объяснить двумя причинами: необходимостью рассматривать экологическое воспитание как непрерывный и систематический процесс в течение всего школьного обучения и необходимостью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. На этой стадии девиз экологического воспитания «Мир культуры и мир природы неразделимы». Цели и задачи воспитательной деятельности Направление моей воспитательной работы - Экологическое воспитание младшего школьника. Цель работы заключается в формировании экологической культуры и навыков здорового образа жизни младших школьников. В соответствии с поставленной целью определяю конкретные задачи:
  • прививать любовь и интерес к окружающему миру;
  • формировать у учащихся понятие о сложных отношениях организма со средой обитания;
  • учить бережному отношению к природе;
  • знакомить учащихся с редкими видами животных и растений;
  • воспитывать стремление к здоровому образу жизни;
  • прививать интерес к литературе о природе;
  • учить добывать знания из разных источников информации;
  • развивать стремление у детей вносить свой вклад в охрану природы;
  • развивать творческие способности детей;
  • формировать знания, умения, навыки.
Основные направления реализации концепции Реализация концепции осуществляется через :
  • личностно - ориентированный подход к учащимся в воспитательном и образовательном процессе;
  • экологическое воспитание учащихся как основополагающее в классе;
  • максимальное развитие духовных, психологических и интеллектуальных способностей учащихся;
  • физическое развитие учащихся;
  • совместную коллективно - творческую деятельность учителя, родителей и учащихся.
Экологическое воспитание младших школьников я определяю как важное направление учебно - воспитательного процесса в школе. Без экологической культуры не сохранить окружающей среды, не привить школьникам понимание значимости своего экологически правильного поведения для будущего планеты. Программа воспитания Экологическое воспитание учащихся младших школьников осуществляется мною на основе авторской Программы «Экологическое воспитание младших школьников» и призвано:
  • воспитывать любовь к Родине, к своему району, краю;
  • формировать уважение к природе, людям, труду;
  • воспитывать основы экологической культуры;
  • формировать гуманное отношение ко всему живому;
  • воспитывать доброту, милосердие, сострадание;
  • формировать стремление к здоровому образу жизни.
Концепция воспитательной работы в начальной школеКонцепция воспитательной работы в начальной школеКонцепция воспитательной работы в начальной школеЭкологическое воспитание (основные направления) УКонцепция воспитательной работы в начальной школечебная деятельность
ВКонцепция воспитательной работы в начальной школеКонцепция воспитательной работы в начальной школеКонцепция воспитательной работы в начальной школенеурочная деятельность

ВКонцепция воспитательной работы в начальной школенешкольная деятельность Концепция воспитательной работы в начальной школеКонцепция воспитательной работы в начальной школеКонцепция воспитательной работы в начальной школе

Урок

Факультатив

Кружок
Классный час

Открытые мероприятия

Взаимодействие с детскими общественными государственными объединениями и организациями (с привлечением родителей).

Комплекс мероприятий

1 класс

Внеурочная деятельность

Внешкольная деятельность 1 четверть

1 четверть

  1. Классный час «Личная гигиена».
  2. Конкурс рисунков ко дню работников леса (17. 09.)
27 сентября - Всемирный день туризма (экскурсия в «Сосновый бор»).

2 четверть

2 четверть

  1. Театрализованное представление на экологическую тему «Колобок».
  2. Классный час «Режим школьника».

Коллективный поход в цирк.

3 четверть

3 четверть 11 января - Международный день заповедников. 1. Выставка поделок и рисунков (Животные и растения Красной книги). 2. Конкурс чтецов «Мой пушистый друг».


4 четверть

4 четверть Мини - концерт экологических песен и стихов. Проведение в классе НПК. 15 мая - Международный день семьи. «Папа, мама, я - спортивная семья» (в ближайшей зелёной зоне).
Показатели сформированности экологической культуры ребёнка на первой ступени начальной школы:

  • ребёнок проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиций хорошо - плохо;
  • с желанием участвует в экологически - ориентированной деятельности;
  • эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок);
  • старается выполнять правила поведения на улице, в транспорте, во время прогулок в сад, лес, парк и др.;
  • проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;
  • пытается контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.










Комплекс мероприятий

2 класс

Внеурочная деятельность

Внешкольная деятельность 1 четверть

1 четверть Праздник «Овощная азбука». «Район, в котором мы живём» (выставка рисунков).
Экскурсия «В гости к животным» (зоопарк).

2 четверть

2 четверть Классный час «Помоги зимой птахе». День здоровья «Зимний разгуляй» (игры в «Сосновом бору»). Участие в городском конкурсе «Мир на ладони» .

3 четверть

3 четверть

  1. Праздник «На шесте дворец, во дворе - певец».
  2. Классный час «Как сделать сон полезным».


4 четверть

4 четверть 1. Классный час «Дрессированные животные». 2. Береги «лакомства» леса (выставка рисунков). Экскурсия в Новосибирский цирк.
Показатели сформированности экологической культуры у младших школьников на втором этапе дополняются:

  • интересом ребёнка к объектам окружающего мира, сопровождающимся попытками ребёнка их анализировать;
  • участием в той или иной деятельности вместе с взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;
  • общением с представителями животного и растительного мира, вызванным в большей степени заботой о них, нежели получением удовольствия;
  • выполнением ряда правил поведения в окружающей среде, ставших привычным делом.




Комплекс мероприятий

3 класс

Внеурочная деятельность

Внешкольная деятельность 1 четверть

1 четверть

  1. 300 - эрудицион (дополни пословицу).
  2. Праздник цветов.


Участие в городском экологическом турнире «Седьмой лепесток»
Экскурсия в Планетарий.

2 четверть

2 четверть Театрализованное представление: «Новые приключения Маши и Вити» (на экологическую тему). Участие в городском конкурсе «Мир на ладони»
Игры в парке «Сосновый бор».

3 четверть

3 четверть Оформление книжки - помогайки . Народные приметы. Школьная НПК.
Участие в НПК( район)

4 четверть

4 четверть КВН Животные и растения нашего края. Участие в НПК( город) Участие в городском экологическом турнире «Седьмой лепесток» Участие в игре «ЧИП» (Россия)



Комплекс мероприятий

4 класс

Внеурочная деятельность

Внешкольная деятельность 1 четверть

1 четверть

  1. КВН Животные и растения Красной книги.
  2. Встреча со школьным доктором «Решим дня - основа хорошего самочувствия».

1.Экскурсия в зоопарк. 2.Участие в городском турнире «Седьмой лепесток»

2 четверть

2 четверть Театрализованное представление. 1. Экскурсия в Краеведческий музей. 2.Участие в городском турнире «Седьмой лепесток» 3.Участие в городском конкурсе «Мир на ладони»

3 четверть

3 четверть

  1. Классный час «Здоровейка ».
  2. Составление экологических кроссвордов.
  3. НПК (школа)

Экскурсия в Зимний сад. Участие в НПК( район)

4 четверть

4 четверть

  1. Конкурс сказок собственного сочинения на экологическую тему.
  2. Викторина «Юный натуралист, вперёд!»
1.Участие в НПК( город) 2.Участие в игре «ЧИП» (Россия)
Экологической тропой. Экскурсия в ближайший лес.


Показателями сформированности экологической культуры ребёнка к окончанию начальной школы можно считать следующие проявления:

  • соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку; ребёнок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;
  • выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;
  • ребёнок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;
  • доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе) сопровождается готовностью ребёнка оказать помощь нуждающимся в ней.
Заключение Программа адресована учителям начальных классов и педагогам дополнительного образования. Она разработана на основе моего опыта и отражает направление моей воспитательной работы и предоставляет большую свободу творчества.























© 2010-2022