- Преподавателю
- Начальные классы
- Концепция воспитательной работы в начальной школе
Концепция воспитательной работы в начальной школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ивлева Н.А. |
Дата | 07.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Время, в котором мы живём,- это новый, более высокий уровень развития человеческого интеллекта и качественного повышения духовно-нравственного потенциала общества. В основу модернизации образования заложены вечные ценности, такие как: Родина, природа, жизнь, здоровье, человек, мир. Сейчас уже никого не нужно убеждать в том, что решение экологических проблем невозможно без организованного экологического образования и воспитания, поскольку действенность любых мер, принимаемых по защите природы, в конечном счёте, определяется поведением людей, которые взаимодействуют с ней, их отношением к природе. А основы этого отношения закладываются ещё в детстве, поэтому младший школьный возраст должен стать объектом пристального внимания педагогов. В данное время господствует антропоцентрический тип экологического сознания (человек в центре). Человек имеет высокую ценность. Противоположностью является экоцентрический тип экологического сознания. При таком типе сознания природа признаётся изначально самоценностью . Целью экологического образования и воспитания является формирование личности с экоцентрическим типом экологического сознания. Сознание формируется в процессе деятельности - длительный процесс. Поэтому особое внимание экологическому воспитанию и образованию нужно уделять с детьми младшего школьного возраста. Это можно объяснить двумя причинами: необходимостью рассматривать экологическое воспитание как непрерывный и систематический процесс в течение всего школьного обучения и необходимостью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. На этой стадии девиз экологического воспитания «Мир культуры и мир природы неразделимы». Цели и задачи воспитательной деятельности Направление моей воспитательной работы - Экологическое воспитание младшего школьника. Цель работы заключается в формировании экологической культуры и навыков здорового образа жизни младших школьников. В соответствии с поставленной целью определяю конкретные задачи:
- прививать любовь и интерес к окружающему миру;
- формировать у учащихся понятие о сложных отношениях организма со средой обитания;
- учить бережному отношению к природе;
- знакомить учащихся с редкими видами животных и растений;
- воспитывать стремление к здоровому образу жизни;
- прививать интерес к литературе о природе;
- учить добывать знания из разных источников информации;
- развивать стремление у детей вносить свой вклад в охрану природы;
- развивать творческие способности детей;
- формировать знания, умения, навыки.
- личностно - ориентированный подход к учащимся в воспитательном и образовательном процессе;
- экологическое воспитание учащихся как основополагающее в классе;
- максимальное развитие духовных, психологических и интеллектуальных способностей учащихся;
- физическое развитие учащихся;
- совместную коллективно - творческую деятельность учителя, родителей и учащихся.
- воспитывать любовь к Родине, к своему району, краю;
- формировать уважение к природе, людям, труду;
- воспитывать основы экологической культуры;
- формировать гуманное отношение ко всему живому;
- воспитывать доброту, милосердие, сострадание;
- формировать стремление к здоровому образу жизни.
Внеурочная деятельность
Внешкольная деятельность
Урок
Факультатив
- Кружок
Классный час
Открытые мероприятия
Взаимодействие с детскими общественными государственными объединениями и организациями (с привлечением родителей).
Комплекс мероприятий
1 класс
Внеурочная деятельность
Внешкольная деятельность 1 четверть
1 четверть
- Классный час «Личная гигиена».
- Конкурс рисунков ко дню работников леса (17. 09.)
2 четверть
2 четверть
- Театрализованное представление на экологическую тему «Колобок».
- Классный час «Режим школьника».
Коллективный поход в цирк.
3 четверть
3 четверть 11 января - Международный день заповедников. 1. Выставка поделок и рисунков (Животные и растения Красной книги). 2. Конкурс чтецов «Мой пушистый друг».
4 четверть
4 четверть Мини - концерт экологических песен и стихов. Проведение в классе НПК. 15 мая - Международный день семьи. «Папа, мама, я - спортивная семья» (в ближайшей зелёной зоне).
Показатели сформированности экологической культуры ребёнка на первой ступени начальной школы:
- ребёнок проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиций хорошо - плохо;
- с желанием участвует в экологически - ориентированной деятельности;
- эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок);
- старается выполнять правила поведения на улице, в транспорте, во время прогулок в сад, лес, парк и др.;
- проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;
- пытается контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
Комплекс мероприятий
2 класс
Внеурочная деятельность
Внешкольная деятельность 1 четверть
1 четверть Праздник «Овощная азбука». «Район, в котором мы живём» (выставка рисунков).
Экскурсия «В гости к животным» (зоопарк).
2 четверть
2 четверть Классный час «Помоги зимой птахе». День здоровья «Зимний разгуляй» (игры в «Сосновом бору»). Участие в городском конкурсе «Мир на ладони» .
3 четверть
3 четверть
- Праздник «На шесте дворец, во дворе - певец».
- Классный час «Как сделать сон полезным».
4 четверть
4 четверть 1. Классный час «Дрессированные животные». 2. Береги «лакомства» леса (выставка рисунков). Экскурсия в Новосибирский цирк.
Показатели сформированности экологической культуры у младших школьников на втором этапе дополняются:
- интересом ребёнка к объектам окружающего мира, сопровождающимся попытками ребёнка их анализировать;
- участием в той или иной деятельности вместе с взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;
- общением с представителями животного и растительного мира, вызванным в большей степени заботой о них, нежели получением удовольствия;
- выполнением ряда правил поведения в окружающей среде, ставших привычным делом.
Комплекс мероприятий
3 класс
Внеурочная деятельность
Внешкольная деятельность 1 четверть
1 четверть
- 300 - эрудицион (дополни пословицу).
- Праздник цветов.
Участие в городском экологическом турнире «Седьмой лепесток»
Экскурсия в Планетарий.
2 четверть
2 четверть Театрализованное представление: «Новые приключения Маши и Вити» (на экологическую тему). Участие в городском конкурсе «Мир на ладони»
Игры в парке «Сосновый бор».
3 четверть
3 четверть Оформление книжки - помогайки . Народные приметы. Школьная НПК.
Участие в НПК( район)
4 четверть
4 четверть КВН Животные и растения нашего края. Участие в НПК( город) Участие в городском экологическом турнире «Седьмой лепесток» Участие в игре «ЧИП» (Россия)
Комплекс мероприятий
4 класс
Внеурочная деятельность
Внешкольная деятельность 1 четверть
1 четверть
- КВН Животные и растения Красной книги.
- Встреча со школьным доктором «Решим дня - основа хорошего самочувствия».
1.Экскурсия в зоопарк. 2.Участие в городском турнире «Седьмой лепесток»
2 четверть
2 четверть Театрализованное представление. 1. Экскурсия в Краеведческий музей. 2.Участие в городском турнире «Седьмой лепесток» 3.Участие в городском конкурсе «Мир на ладони»
3 четверть
3 четверть
- Классный час «Здоровейка ».
- Составление экологических кроссвордов.
- НПК (школа)
Экскурсия в Зимний сад. Участие в НПК( район)
4 четверть
4 четверть
- Конкурс сказок собственного сочинения на экологическую тему.
- Викторина «Юный натуралист, вперёд!»
Экологической тропой. Экскурсия в ближайший лес.
Показателями сформированности экологической культуры ребёнка к окончанию начальной школы можно считать следующие проявления:
- соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку; ребёнок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;
- выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;
- ребёнок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;
- доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе) сопровождается готовностью ребёнка оказать помощь нуждающимся в ней.