Конспект урока окр мира в 4 классе Что такое общество. УМК Школа 2100

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тугаева Лариса Викторовна

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

МАОУ «СОШ № 51»

г. Набережные Челны

Республики Татарстан



Тема: Что такое общество.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель: познакомить учащихся с понятием «Общество».

Задачи

Образовательные:

  • сформировать представление об обществе как коллективе людей;

  • довести до сознания ребят мысль о том, что общество основано на взаимосвязи интересов, взаимозависимости людей;

  • научить объяснять, какие интересы объединяют тебя с людьми твоего общества;

Развивающие:

  • развивать умение аргументировать свою точку зрения, делать выводы, слушать и понимать других;

  • прогнозировать предстоящую работу, осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

  • способствовать развитию речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.

Планируемые результаты

Личностные

  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека;

  • формировать интерес к себе и окружающему миру.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

  • определять степень успешности выполнения своей работы.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

  • доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;

  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

  • договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

  • учиться уважительно относиться к позиции другого.

Предметные

уметь объяснять мир:

давать определение общества, общественной группы, круг общения;

уметь определять свое отношение к миру:

  • объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Что такое общество?» с иллюстративным материалом, фрагмент клипа «Родина моя».



Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Ι. Организационный этап.


-Я очень рада войти в приветливый ваш класс, И для меня уже награда сиянье ваших умных глаз. Я знаю каждый в классе гений, Но без труда и ум не впрок. Скрестите шпаги ваших мнений, Мы вместе сочиним урок. -Сегодня на уроке у нас будет много интересной работы. Пусть этот урок принесет нам радость общения и новые открытия. Я желаю, чтобы на уроке вам сопутствовала удача, сопровождал успех, чтобы вы могли помочь друг другу и тогда у нас всё получится. Повернитесь друг к другу. Положите ладошки. Скажите: «Я желаю тебе сегодня добра. Если будет трудно, я тебе помогу». Учащиеся настраиваются на плодотворную работу

Личностные: самоопределение;

Коммуникативные: планирование учебного

сотрудничества с

учителем и сверстниками. II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.










Мне хочется начать урок с фрагмента очень красивого клипа. Вслушайтесь, пожалуйста, в слова песни. Внимание на экран. Демонстрация клипа «Я, ты, он, она» (до 56 сек.) -Слова этой песни написал великий советский поэт Роберт Рождественский. И в начале этой песни есть слова: Я, ты, он, она Вместе - целая страна, Вместе - дружная семья, В слове «мы» сто тысяч «я» Большеглазых, озорных Черных, рыжих и льяных, Грустных и весёлых В городах и сёлах!

- Скажите, может ли человек жить один? Сам по себе? Жить без друзей, приятелей? Почему?

-Как можно назвать жителей одной страны, которых связывает друг с другом их настоящее, их история, их культура?

- Дайте название группе людей, которые, предположим, выступают в защиту животных.

- В этом обществе состоят все жители страны?

- Какое заметили противоречие?


Нет

Все жители одной страны.

Общество защиты животных.

Нет

Общество - все жители страны, и в то же время -

не все.

Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные: осуществлять синтез как составление целого и частей.

Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме. III. Актуализация знаний



- Почему возникло затруднение?

- Сформулируйте тему урока.

На экране тема «Что такое общество?»

- Определите цель урока.

-Вот именно эту цель мы и будем на уроке решать.


- Не всё знаем о понятии общество.

Что такое общество?

Познакомиться с понятием «общество».

Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные: осуществлять синтез как составление целого и частей.

Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме.

IV.Первичное усвоение новых знаний
-Скажите, все ли люди одинаковые? -А может их что-то объединять? Что?

  • Сегодня мы работать будем в группах, и вместе мы должны определить место человека в окружающем мире.

  • -У каждой группы на столе лежит карточка розового цвета. Вам надо дать название данному обществу, объяснить, почему вы решили это общество так назвать.

-Внимательно прочитайте. Чья группа будет готова первой, поднимаем руку. А хранителей времени прошу следить за экраном. У вас на обсуждение 2 минуты. Время …
Группы поочередно зачитывают тексты своих карточек. Вопросы каждой группе.
  • Давайте послушаем, что у вас получилось.

- Как вы назвали ваше общество?

- Какие ключевые слова текста вам помогли правильно дать название обществу?

  • Согласны ли другие группы с этим выбором?


Нет Ответы детей

Группа 1. Наше общество было создано в 1958 году и занимается охраной и восстановлением охотничьих животных. Вступить в наше общество можно с 18 лет, так как необходимо владеть огнестрельным оружием. Мы заинтересованы в охране и восстановлении животного мира, ведём активную борьбу с браконьерами. (Общество охотников)

Группа 2. Вступить в наше общество могут люди разного возраста. Мы заботимся о своём здоровье, занимаемся закаливанием. Нам не страшны ни мороз, ни холод, ни ледяная вода. Купальный сезон мы открываем зимой. Наше увлечение помогло многим людям избавиться от болезней и недугов. (Общество моржей)

Группа 3. Мы - любители настольной игры. В игре могут участвовать два человека. Традиции нашей игры сложились несколько веков назад. Долгое время чемпионом мира в этом виде спорта были представители России - Анатолий Карпов и Гарик Каспаров. Наше увлечение развивает усидчивость, внимание, логическое мышление. (Общество любителей шахмат)

Группа 4. Мы много времени проводим на открытом воздухе. Мы - это охотники, рыбаки, путешественники, натуралисты. Главная задача нашего общества - борьба за сохранение дикой природы. Наше общество ещё называют «Общество зелёных». Мы выступаем против вырубки лесов, против осушения болот, в защиту редких животных. (Общество защитников природы)



Познавательные: логический - анализ объектов с целью

выделения признаков; Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Регулятивные: уметь извлекать важную информацию из доклада одноклассника.


V.Первичная проверка понимания


Показ слайда с рисунком семьи

-А как назвать эту группу людей?

-А вот однажды в семье Илюши и Анюты ваших давних знакомых из учебника произошел такой разговор.

У вас на столах карточки фиолетового цвета. Прочитайте

У каждого карточка, где написан разговор Илюши и Анюты.

Илюша объявил, что позовёт на свой день рождения друзей - Славу, Лёшу и Дениса.
- Если ты их позовёшь, я из своей комнаты не выйду. ----Лёша меня последний раз дразнил, а Денис всё время будет играть с солдатиками, мне с ним скучно,- заявила Анюта.
- Чего это она? - удивился Илюша

-Просто у вас с ней разные интересы!- пояснил папа.
-Как же так!- возмутился Илюша. Мы же брат и сестра! Ты же сам говорил, что мы все живём в одном обществе, значит, и интересы должны совпадать!

-Мне интересно с моими друзьями, мамой, папой и тобой! - отозвалась Анюта. - А в обществе твоих друзей мне не нравится!
- Я так и не понял, Анюта принадлежит к моему обществу или нет?

Выставляю на доску картинку детей, друзей и семьи

-С кем общается Илюша?

- А с кем общается Анюта?

-Кто сможет нарисовать его группу общения?

На доске дети совместно с учителем рисуют круг общения Анюты и Илюши

-Совпадают ли группы общения брата и сестры?

-Такие группы называются в психологии круги общения. Так можно назвать всех людей, с которыми ты общаешься на протяжении всей жизни. То, что у брата и сестры есть разные друзья, мы уже знаем. Давайте выясним, где пересеклись круги общения Илюши и Анюты?

Выставляется на доску слово СЕМЬЯ.

-Правильно, ведь общение для человека начинается с его семьи. Значит, есть такие люди, которых Илюша и Анюта вместе могут назвать своим обществом. СЕМЬЯ


















-С детьми и родителями -Тоже с детьми и родителями

-Частично совпадают


-В семье

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

умение договариваться и приходить к общему выводу.

Познавательные: логический анализ объектов с целью

выделения признаков; решение проблемы, построение

логической цепи

рассуждений

Регулятивные:

планирование,

прогнозирование;


VI. Первичное закрепление























































-При помощи следующего задания вы узнаете, к каким ещё общественным группам принадлежит человек. С кем он может общаться, кроме своей семьи.

  • На столах лежат жёлтые листочки с вопросами и четырьмя вариантами ответов. Обсудив в группе, выберете правильный на ваш взгляд вариант ответа.

  • На обсуждение 4 минуты. Время…

Работа в группах. (Слайды потом на экран)

Конспект урока окр мира в 4 классе Что такое общество. УМК Школа 2100

Конспект урока окр мира в 4 классе Что такое общество. УМК Школа 2100

Конспект урока окр мира в 4 классе Что такое общество. УМК Школа 2100

Конспект урока окр мира в 4 классе Что такое общество. УМК Школа 2100

Конспект урока окр мира в 4 классе Что такое общество. УМК Школа 2100

Конспект урока окр мира в 4 классе Что такое общество. УМК Школа 2100

Конспект урока окр мира в 4 классе Что такое общество. УМК Школа 2100



Время вышло. Пожалуйста, к каким общественным группам принадлежит человек. В процессе ответов детей на доску прикрепляются слова:

ДРУЗЬЯ,

ОДНОКЛАССНИКИ,

ЗНАКОМЫЕ,

ЗЕМЛЯКИ,

СООТЕЧЕСТВЕННИКИ,

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

  • Вот мы и выяснили, к каким общественным группам принадлежит человек.

  • Названия этих же общественных групп у вас в конверте, которые вам надо наклеить на части будущей модели человечества. Приклейте на белые листы

  • Обратите внимание на размер частей. Подумайте, какой круг общения маленький, какой больше, а какой самый большой. Приклеивайте таким образом, чтобы названия общественных групп были видны.

  • Объясните свой выбор, обсудив в группах.

  • Работаем. Время у вас ограничено-3 минуты.

-Время вышло. Пожалуйста, один из группы прикрепите ваши модели общества на доску. - Чуть позже мы сравним ваши модели. Одинаковые они или разные?

-Ученые провели исследования, и пришли вот к какому выводу…. 1.Самым первым кругом общения для человека является семья.

2.Второй круг твоего общения - это друзья.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Нет друга, так ищи, а нашел, так береги.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

3. Следующий круг - одноклассники. С ними можно общаться не только в классе, но в Интернете на сайте с таким же названием, в Контакте, в Ватсабе. Но все же лучше «живое» общение. Я думаю вы со мной согласны.

4. Но ведь кроме них у вас есть и знакомые. Когда мы пытаемся понять, знакомо ли нам лицо другого человека, мы, прежде всего, рассматриваем его нос. Именно к такому выводу пришли учёные из университета Калифорнии в Сан-Диего. Америка.

5. Если объединить круги общения всех знакомых, то мы свяжемся со всеми жителями города, республики - земляками.

Я предлагаю вам прочитать отрывок из стихотворения нашего земляка, а кто он - я думаю, догадаетесь…

И туган тел, и матур тел

Әткәм, әнкәмнең теле

Дөньяда күп нәрсә белдем

Син туган тел аркылы.

( Г.Тукай)

6. В каком бы городе, республике ты не жил, помни: ты - гражданин нашей страны. Все, кто живут в России - наши соотечественники. По последним данным в России проживает 145 миллион человек. И 190 народов разных национальностей, но всех их объединяет наша великая Россия.

7. В свою очередь можно объединить все страны в один большой круг общения - человечество.

Мир и дружба всем нужны,

Мир важней всего на свете,

На земле, где нет войны,

Ночью спят спокойно дети.

Там, где пушки не гремят,

В небе солнце ярко светит.

Нужен мир для всех ребят.

Нужен мир на всей планете!

-А теперь давайте еще раз посмотрим на ваши модели и найдем свои ошибки.

  • В начале урока мы с вами говорили о том, что нам необходимо найти место человека в обществе. Вот он - человек - Я! (прикрепление «человечка на доску»)

  • Где же его место в модели человечества?

  • В какой круг общения вы бы его поместили?

  • Ребята, человек входит во все круги общения.

  • Можно ли в обществе жить, кому как захочется?

  • Важно ли соблюдать определённые правила и нормы поведения?

Об этом вы будете говорить на следующем уроке.

Дети работают по определению формулировки общества выбирая правильный из предложенных 4-х.






Ответы детей


Практическая работа - модель общества


Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в коллективном обсуждении, умение договариваться и приходить к общему выводу.


VIII.Домашнее задание.

-А домашним заданием будет заполнение зелёных карточек. Вам надо вставить в текст пропущенные слова. Учебником можно пользоваться.

Для каждого человека общество состоит из многих ____________ ________________ и _____________________________________.

Чем больше человек общается, тем больше его ________________.

Объединение людей, у которых есть особенные общие интересы, отличающиеся от интересов других людей, можно назвать________________ _____________________.

Самым большим обществом для каждого человека

является ________________________________________________.

Текст с ответами.

Для каждого человека общество состоит из многих общественных групп и круга его общения .

Чем больше человек общается, тем больше его круг общения .

Объединение людей, у которых есть особенные общие интересы, отличающиеся от интересов других людей, можно назвать общественные группы .

Самым большим обществом для каждого человека является человечество.


И по желанию ещё творческое задание:

-Придумайте и нарисуйте эмблему какого-нибудь общества (настоящего или вымышленного). Можете использовать любые источники информации. Предложите друзьям догадаться, какому обществу ты «выполнял заказ».

Регулятивные: самостоятельно, адекватно выбирать уровень сложности задания.

Коммуникативные: уметь аргументировать свой выбор.

VIII.Рефлексия (подведение итогов урока, самооценка)

- Ребята, вы сегодня замечательно работали, вместе делали выводы, находили нужную информацию.

-Скажите, вы смогли найти ответы на поставленные вопросы?

-Какую цель мы ставили перед собой на уроке?

-Мы достигли эту цель?

Самооценка словесная

- Если вы и дальше будете помогать друг другу, то вам всегда будет сопутствовать удача, и всегда будет ждать успех.

-А сейчас каждый из вас на листах голубого цвета, отметьте самооценку всего урока. Нарисуйте звездочку на вашей высоте.

И еще. Когда мои ученики 4 Б класса 51 школы узнали, что мне придется давать урок так же в 4 Б классе 35 школы, они вам передали нашу эмблему. Я надеюсь вам она понравиться.

На ней наш девиз: Большое Будущее Будет Безупречным.

- Успехов вам, ребята! Я горжусь тем, что мне удалось провести с вами интересный урок. Вы работали ярко, образно, эффективно. Вы просто чудо!!!!!

Спасибо за урок. Оценка своей деятельности на уроке.

Коммуникативные: высказывать и аргументировать свое мнение.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

14


© 2010-2022