- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока окр мира в 4 классе Что такое общество. УМК Школа 2100
Конспект урока окр мира в 4 классе Что такое общество. УМК Школа 2100
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Тугаева Л.В. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тугаева Лариса Викторовна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МАОУ «СОШ № 51»
г. Набережные Челны
Республики Татарстан
Тема: Что такое общество.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель: познакомить учащихся с понятием «Общество».
Задачи
Образовательные:
-
сформировать представление об обществе как коллективе людей;
-
довести до сознания ребят мысль о том, что общество основано на взаимосвязи интересов, взаимозависимости людей;
-
научить объяснять, какие интересы объединяют тебя с людьми твоего общества;
Развивающие:
-
развивать умение аргументировать свою точку зрения, делать выводы, слушать и понимать других;
-
прогнозировать предстоящую работу, осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
-
способствовать развитию речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитательные:
-
воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.
Планируемые результаты
Личностные
-
оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека;
-
формировать интерес к себе и окружающему миру.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
-
самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
-
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
-
определять степень успешности выполнения своей работы.
Познавательные УУД:
-
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
-
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
-
перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
-
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
-
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;
-
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
-
договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
-
учиться уважительно относиться к позиции другого.
Предметные
уметь объяснять мир:
давать определение общества, общественной группы, круг общения;
уметь определять свое отношение к миру:
-
объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Что такое общество?» с иллюстративным материалом, фрагмент клипа «Родина моя».
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД
Ι. Организационный этап.
-Я очень рада войти в приветливый ваш класс, И для меня уже награда сиянье ваших умных глаз. Я знаю каждый в классе гений, Но без труда и ум не впрок. Скрестите шпаги ваших мнений, Мы вместе сочиним урок. -Сегодня на уроке у нас будет много интересной работы. Пусть этот урок принесет нам радость общения и новые открытия. Я желаю, чтобы на уроке вам сопутствовала удача, сопровождал успех, чтобы вы могли помочь друг другу и тогда у нас всё получится. Повернитесь друг к другу. Положите ладошки. Скажите: «Я желаю тебе сегодня добра. Если будет трудно, я тебе помогу». Учащиеся настраиваются на плодотворную работу
Личностные: самоопределение;
Коммуникативные: планирование учебного
сотрудничества с
учителем и сверстниками. II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Мне хочется начать урок с фрагмента очень красивого клипа. Вслушайтесь, пожалуйста, в слова песни. Внимание на экран. Демонстрация клипа «Я, ты, он, она» (до 56 сек.) -Слова этой песни написал великий советский поэт Роберт Рождественский. И в начале этой песни есть слова: Я, ты, он, она Вместе - целая страна, Вместе - дружная семья, В слове «мы» сто тысяч «я» Большеглазых, озорных Черных, рыжих и льяных, Грустных и весёлых В городах и сёлах!
- Скажите, может ли человек жить один? Сам по себе? Жить без друзей, приятелей? Почему?
-Как можно назвать жителей одной страны, которых связывает друг с другом их настоящее, их история, их культура?
- Дайте название группе людей, которые, предположим, выступают в защиту животных.
- В этом обществе состоят все жители страны?
- Какое заметили противоречие?
Нет
Все жители одной страны.
Общество защиты животных.
Нет
Общество - все жители страны, и в то же время -
не все.
Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные: осуществлять синтез как составление целого и частей.
Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме. III. Актуализация знаний
- Почему возникло затруднение?
- Сформулируйте тему урока.
На экране тема «Что такое общество?»
- Определите цель урока.
-Вот именно эту цель мы и будем на уроке решать.
- Не всё знаем о понятии общество.
Что такое общество?
Познакомиться с понятием «общество».
Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные: осуществлять синтез как составление целого и частей.
Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме.
IV.Первичное усвоение новых знаний
-Скажите, все ли люди одинаковые? -А может их что-то объединять? Что?
-
Сегодня мы работать будем в группах, и вместе мы должны определить место человека в окружающем мире.
-
-У каждой группы на столе лежит карточка розового цвета. Вам надо дать название данному обществу, объяснить, почему вы решили это общество так назвать.
Группы поочередно зачитывают тексты своих карточек. Вопросы каждой группе.
-
Давайте послушаем, что у вас получилось.
- Как вы назвали ваше общество?
- Какие ключевые слова текста вам помогли правильно дать название обществу?
-
Согласны ли другие группы с этим выбором?
Нет Ответы детей
Группа 1. Наше общество было создано в 1958 году и занимается охраной и восстановлением охотничьих животных. Вступить в наше общество можно с 18 лет, так как необходимо владеть огнестрельным оружием. Мы заинтересованы в охране и восстановлении животного мира, ведём активную борьбу с браконьерами. (Общество охотников)
Группа 2. Вступить в наше общество могут люди разного возраста. Мы заботимся о своём здоровье, занимаемся закаливанием. Нам не страшны ни мороз, ни холод, ни ледяная вода. Купальный сезон мы открываем зимой. Наше увлечение помогло многим людям избавиться от болезней и недугов. (Общество моржей)
Группа 3. Мы - любители настольной игры. В игре могут участвовать два человека. Традиции нашей игры сложились несколько веков назад. Долгое время чемпионом мира в этом виде спорта были представители России - Анатолий Карпов и Гарик Каспаров. Наше увлечение развивает усидчивость, внимание, логическое мышление. (Общество любителей шахмат)
Группа 4. Мы много времени проводим на открытом воздухе. Мы - это охотники, рыбаки, путешественники, натуралисты. Главная задача нашего общества - борьба за сохранение дикой природы. Наше общество ещё называют «Общество зелёных». Мы выступаем против вырубки лесов, против осушения болот, в защиту редких животных. (Общество защитников природы)
Познавательные: логический - анализ объектов с целью
выделения признаков; Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Регулятивные: уметь извлекать важную информацию из доклада одноклассника.
V.Первичная проверка понимания
Показ слайда с рисунком семьи
-А как назвать эту группу людей?
-А вот однажды в семье Илюши и Анюты ваших давних знакомых из учебника произошел такой разговор.
У вас на столах карточки фиолетового цвета. Прочитайте
У каждого карточка, где написан разговор Илюши и Анюты.
Илюша объявил, что позовёт на свой день рождения друзей - Славу, Лёшу и Дениса.
- Если ты их позовёшь, я из своей комнаты не выйду. ----Лёша меня последний раз дразнил, а Денис всё время будет играть с солдатиками, мне с ним скучно,- заявила Анюта.
- Чего это она? - удивился Илюша
-Просто у вас с ней разные интересы!- пояснил папа.
-Как же так!- возмутился Илюша. Мы же брат и сестра! Ты же сам говорил, что мы все живём в одном обществе, значит, и интересы должны совпадать!
-Мне интересно с моими друзьями, мамой, папой и тобой! - отозвалась Анюта. - А в обществе твоих друзей мне не нравится!
- Я так и не понял, Анюта принадлежит к моему обществу или нет?
Выставляю на доску картинку детей, друзей и семьи
-С кем общается Илюша?
- А с кем общается Анюта?
-Кто сможет нарисовать его группу общения?
На доске дети совместно с учителем рисуют круг общения Анюты и Илюши
-Совпадают ли группы общения брата и сестры?
-Такие группы называются в психологии круги общения. Так можно назвать всех людей, с которыми ты общаешься на протяжении всей жизни. То, что у брата и сестры есть разные друзья, мы уже знаем. Давайте выясним, где пересеклись круги общения Илюши и Анюты?
Выставляется на доску слово СЕМЬЯ.
-Правильно, ведь общение для человека начинается с его семьи. Значит, есть такие люди, которых Илюша и Анюта вместе могут назвать своим обществом. СЕМЬЯ
-С детьми и родителями -Тоже с детьми и родителями
-Частично совпадают
-В семье
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
умение договариваться и приходить к общему выводу.
Познавательные: логический анализ объектов с целью
выделения признаков; решение проблемы, построение
логической цепи
рассуждений
Регулятивные:
планирование,
прогнозирование;
VI. Первичное закрепление
-При помощи следующего задания вы узнаете, к каким ещё общественным группам принадлежит человек. С кем он может общаться, кроме своей семьи.
-
На столах лежат жёлтые листочки с вопросами и четырьмя вариантами ответов. Обсудив в группе, выберете правильный на ваш взгляд вариант ответа.
-
На обсуждение 4 минуты. Время…
Работа в группах. (Слайды потом на экран)
Время вышло. Пожалуйста, к каким общественным группам принадлежит человек. В процессе ответов детей на доску прикрепляются слова:
ДРУЗЬЯ,
ОДНОКЛАССНИКИ,
ЗНАКОМЫЕ,
ЗЕМЛЯКИ,
СООТЕЧЕСТВЕННИКИ,
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
-
Вот мы и выяснили, к каким общественным группам принадлежит человек.
-
Названия этих же общественных групп у вас в конверте, которые вам надо наклеить на части будущей модели человечества. Приклейте на белые листы
-
Обратите внимание на размер частей. Подумайте, какой круг общения маленький, какой больше, а какой самый большой. Приклеивайте таким образом, чтобы названия общественных групп были видны.
-
Объясните свой выбор, обсудив в группах.
-
Работаем. Время у вас ограничено-3 минуты.
-Ученые провели исследования, и пришли вот к какому выводу…. 1.Самым первым кругом общения для человека является семья.
2.Второй круг твоего общения - это друзья.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Нет друга, так ищи, а нашел, так береги.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
3. Следующий круг - одноклассники. С ними можно общаться не только в классе, но в Интернете на сайте с таким же названием, в Контакте, в Ватсабе. Но все же лучше «живое» общение. Я думаю вы со мной согласны.
4. Но ведь кроме них у вас есть и знакомые. Когда мы пытаемся понять, знакомо ли нам лицо другого человека, мы, прежде всего, рассматриваем его нос. Именно к такому выводу пришли учёные из университета Калифорнии в Сан-Диего. Америка.
5. Если объединить круги общения всех знакомых, то мы свяжемся со всеми жителями города, республики - земляками.
Я предлагаю вам прочитать отрывок из стихотворения нашего земляка, а кто он - я думаю, догадаетесь…
И туган тел, и матур тел
Әткәм, әнкәмнең теле
Дөньяда күп нәрсә белдем
Син туган тел аркылы.
( Г.Тукай)
6. В каком бы городе, республике ты не жил, помни: ты - гражданин нашей страны. Все, кто живут в России - наши соотечественники. По последним данным в России проживает 145 миллион человек. И 190 народов разных национальностей, но всех их объединяет наша великая Россия.
7. В свою очередь можно объединить все страны в один большой круг общения - человечество.
Мир и дружба всем нужны,
Мир важней всего на свете,
На земле, где нет войны,
Ночью спят спокойно дети.
Там, где пушки не гремят,
В небе солнце ярко светит.
Нужен мир для всех ребят.
Нужен мир на всей планете!
-А теперь давайте еще раз посмотрим на ваши модели и найдем свои ошибки.
-
В начале урока мы с вами говорили о том, что нам необходимо найти место человека в обществе. Вот он - человек - Я! (прикрепление «человечка на доску»)
-
Где же его место в модели человечества?
-
В какой круг общения вы бы его поместили?
-
Ребята, человек входит во все круги общения.
-
Можно ли в обществе жить, кому как захочется?
-
Важно ли соблюдать определённые правила и нормы поведения?
Об этом вы будете говорить на следующем уроке.
Дети работают по определению формулировки общества выбирая правильный из предложенных 4-х.
Ответы детей
Практическая работа - модель общества
Регулятивные: планирование, прогнозирование.
Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в коллективном обсуждении, умение договариваться и приходить к общему выводу.
VIII.Домашнее задание.
-А домашним заданием будет заполнение зелёных карточек. Вам надо вставить в текст пропущенные слова. Учебником можно пользоваться.
Для каждого человека общество состоит из многих ____________ ________________ и _____________________________________.
Чем больше человек общается, тем больше его ________________.
Объединение людей, у которых есть особенные общие интересы, отличающиеся от интересов других людей, можно назвать________________ _____________________.
Самым большим обществом для каждого человека
является ________________________________________________.
Текст с ответами.
Для каждого человека общество состоит из многих общественных групп и круга его общения .
Чем больше человек общается, тем больше его круг общения .
Объединение людей, у которых есть особенные общие интересы, отличающиеся от интересов других людей, можно назвать общественные группы .
Самым большим обществом для каждого человека является человечество.
И по желанию ещё творческое задание:
-Придумайте и нарисуйте эмблему какого-нибудь общества (настоящего или вымышленного). Можете использовать любые источники информации. Предложите друзьям догадаться, какому обществу ты «выполнял заказ».
Регулятивные: самостоятельно, адекватно выбирать уровень сложности задания.
Коммуникативные: уметь аргументировать свой выбор.
VIII.Рефлексия (подведение итогов урока, самооценка)
- Ребята, вы сегодня замечательно работали, вместе делали выводы, находили нужную информацию.
-Скажите, вы смогли найти ответы на поставленные вопросы?
-Какую цель мы ставили перед собой на уроке?
-Мы достигли эту цель?
Самооценка словесная
- Если вы и дальше будете помогать друг другу, то вам всегда будет сопутствовать удача, и всегда будет ждать успех.
-А сейчас каждый из вас на листах голубого цвета, отметьте самооценку всего урока. Нарисуйте звездочку на вашей высоте.
И еще. Когда мои ученики 4 Б класса 51 школы узнали, что мне придется давать урок так же в 4 Б классе 35 школы, они вам передали нашу эмблему. Я надеюсь вам она понравиться.
На ней наш девиз: Большое Будущее Будет Безупречным.
- Успехов вам, ребята! Я горжусь тем, что мне удалось провести с вами интересный урок. Вы работали ярко, образно, эффективно. Вы просто чудо!!!!!
Спасибо за урок. Оценка своей деятельности на уроке.
Коммуникативные: высказывать и аргументировать свое мнение.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
14