Статья «Проект как метод обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС » (из опыта работы)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Школа-Конференция «Педагогические проекты: инновации в образовании»




Тема выступления:


« Проект как метод обучения и воспитания

в условиях

реализации ФГОС »

(из опыта работы)





Яковлева Алина Валерьевна учитель начальных классов,

МБОУ г. Иркутска СОШ №34




Иркутск,2015г.


Тема: Проект как метод обучения и воспитания

в условиях реализации ФГОС

Проблема активности учащихся, их интереса к обучению уже давно стала актуальной. Опыт показывает, что необходима новая технология обучения. Это технология исследовательских проектов, которые:

- формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

- развивают общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

- формируют компетенции опыта применения знаний в практической деятельности;

- реализовывают принцип связи обучения с жизнью.

А что такое проект?

Проект (от лат. «projectus», буквально-брошенный вперёд) замысел, план.

Метод - (от греч. «мethodos» - путь исследования, теория, учение) - способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Итак, метод проектов - это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.

Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. Именно поэтому в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности.

"Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между знаниями и умениями.

Идея понятия "проект"- его направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практической или теоретически задачи. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной жизни. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов рассматривают как систему обучения, ориентированную на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. И предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

В процессе реализации проекта можно приобрести и применить в реальной практической деятельности опыт, который становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

В ходе организации проекта создаются условия для формирования познавательного интереса учащихся с целью практического применения полученных знаний, умений.Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников для самостоятельного поиска фактов, их анализа, размышления над их достоверностью их логическим выстраиванием для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении, что является сутью развития рефлекторного мышления.

Работа по методу проектов, по словам И.С.Сергеева, - это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса - учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту - совершенно особые:

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) -исследовательской, информационной, практической.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами - с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт(его презентация)

То есть проект - это "пять П":

Проблема - Проектирование (планирование) - Поиск информации - Продукт - Презентация.

Шестое "П" проекта - его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

Классификация проектов.

  1. По содержанию

1.Практико - ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна - от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

2.Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

3.Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

4.Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

5.Ролевой проект Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

2. По комплексности (иначе говоря, по предметно - содержательной области) можно выделить два типа проектов.

1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

3. По характеру контактов между участниками. Они могут быть:

- внутриклассными;

- внутришкольными;

- региональными;

- межрегиональными;

- международными.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

4. По продолжительности.

  1. Мини - проекты могут укладываться в один урок или менее.

  2. Краткосрочные проекты требуют выделения 4 - 6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

  1. Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

  1. Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект - от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

Этапы работы над проектом:

  1. Мотивационный. Учительзаявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой. Ученикиобсуждают задание, предлагают собственные идеи, создают рабочие группы;

  2. Планирование деятельности по выполнению проекта. Определение темы, цели проекта, формулирование и уточнение задачи;уточнение информация (источники); составление плана действий;определение средств достижения цели; вырабатывание критериев оценки результата и процесса;согласование способов совместной деятельности.

    • Информационно - операционный (выполнение проекта). Ученики: собирают материал; разрабатывают документацию, технологию изготовления проектного изделия;проводятисследование;работают с литературой и другими источниками;непосредственно выполняют проект;оформляют проект;составляют план защиты проекта, распределяют роли участников для защиты.

Учитель: наблюдает за ходом выполнения проекта;координирует действия руководителей группы и каждого участника-участника проекта;поддерживает и помогает тем, кому нужна помощь;участвует в заседаниях групп;оказывает содействие процессу творчества учащихся;

сам является источником информации.

  1. Рефлексивно-оценочный.

Ученикипредставляют проекты на экспертизу;защищают проект;участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы;оценивают достижение поставленных целей;осуществляют устную или письменную самооценку;исправляют или дополняют содержание проекта;рефлексируют.

Учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности;

переводит совместно с учащимися рейтинговую шкалу в пятибалльную систему оценивания.

В защите продукта работы над проектом заложен учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений.

К ним относятся умения:

  • кратко, достаточно полно и лаконично(укладываясь в 10-12 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта;

  • демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;

  • анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;

  • демонстрировать найденное решение;

  • анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;

  • проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивать решение;

  • адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

  • обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;

  • выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

В процессе проектной деятельности, по мнению И.С.Сергеева, формируются следующие общеучебные умения и навыки:

1.Рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2.Поисковые (исследовательские) умения:

- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

- умение находить несколько вариантов решения проблемы;

- умение выдвигать гипотезы;

- умение устанавливать причинно-следственные связи.

3.Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умение коллективного планирования;

- умение взаимодействовать с любым партнером;

- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

- навыки делового партнерского общения;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

4.Коммуникативные умения:

- умение инициировать учебное взаимодействие с взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

- умение вести дискуссию;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- умение находить компромисс;

- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

5.Презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи;

- умение уверенно держать себя во время выступления;

- артистические умения;

- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

- умение отвечать на незапланированные вопросы.

Смысл проектной деятельности заключается в формировании рефлекторного мышления - вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении.

"Потребность в разрешении сомнения является постоянным и руководящим фактором во всем процессе рефлексии. Где нет вопроса, или проблемы для разрешения, или где нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идет наобум… Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления".

Список литературы.

1.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М., 2000.

2.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. - 2005. - №9.

3.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. - 2004. - №2.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. - 1998.

5.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М., 2005.

© 2010-2022