Использование системно-деятельностного подхода на уроках литературного чтения в 3 классе

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ефимова Елена Владимировна, Использование системно-деятельностного подхода на уроках литературного чтения в 3 классе

учитель начальных классов

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Новосибирска

«Гимназия №9 имени Героя Российской Федерации Немыткина Михаила Юрьевича»,

высшей квалификационной категории








Использование системно-деятельностного подхода

на уроках литературного чтения в 3 классе

Современное общество требует от образованных людей способности самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, решать многочисленные производственные и социальные проблемы. Это значит, что ближайшее будущее потребует от каждого сегодняшнего ученика самостоятельного мышления, способности разбираться в ситуации и находить решение.

Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.

Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит не в том, чтобы «снабдить» обучающихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. Необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять.

Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать или создавать новую. И то, и другое, и третье - результаты деятельности, а деятельность - это решение задач. Поэтому и появилась потребность в деятельностном методе обучения, идея которого состоит в том, что новые знания даются детям не в готовом виде,они «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности, становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Моя задача, как учителя, заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и

ппоказать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами вышли на ключевую проблему урока.

Именно на уроках литературного чтения происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурная, информационная, коммуникативная. Отсюда вытекает актуальность реализации системно - деятельностного подхода в преподавании литературного чтения в начальной школе.

Раньше основная задача по отношению к ученику на уроках литературы сводилась к формуле «Прочти и перескажи». Теперь надо учить поиску информации, её использованию. Задача учителя - развивать у школьников такие читательские навыки, как поиск, выбор, оценка информации из текстов, используемых во внешкольных ситуациях. Эти читательские умения не только оттачивают умы учащихся, но и служат базой для учебной успешности во всех школьных дисциплинах, являются необходимым условием успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни.

Чтобы у учащихся возник познавательный интерес, надо их «столкнуть» с «преодолимой трудностью», то есть, создать проблемную ситуацию, чтобы решить её, выполняются учебные действия, на этом этапе надо создать ситуацию успеха.

Так, при изучении темы «Жизнь дана на добрые дела» у детей возникает вопрос: «А какие дела - добрые? Могут ли быть дела -злые?» Сначала кажется всё понятно, но потом возникает вопрос : «Что такое добро?» Чтобы ответить на этот вопрос, необходима дополнительная информация. Начинается процесс решения проблемы ,где получить нужную информацию. Класс делится на три группы, и каждой группе предлагаются различные источники информации, выбранные детьми: словари, материалы сети Интернет. Но одна из групп пытается рассуждать самостоятельно. Подобное задание позволяет ученикам проявить как самостоятельность мышления, высказать свою точку зрения, так и показывает возможные затруднения при изучении данного вопроса. Учащиеся занимаются исследованием проблемы и делятся информацией с другими группами, приходят к выводу, что у слова «добро» есть два значения : материальное и духовное. Соответственно возникает вопрос: «Какое богатство для человека важнее?» Рассуждая по этому вопросу учащиеся приходят к выводу, что надо совершать больше хороших дел в своей жизни и приносить людям радость.

Формирование личности должно идти через овладение родным языком, тысячелетиями накапливающим сокровища человеческой мысли и опыта. Ни в одной из форм языкового творчества народа не проявляется так ум народа, национальная история, быт, мировоззрение, как в пословицах и поговорках. В учебнике литературного чтения УМК «Перспектива» содержится большое количество пословиц и поговорок по разным темам.

Уроки литературы являются простором для творческой деятельности учащихся. При чтении заповедей, которые даны в Евангелии, в пересказе Льва Николаевича Толстого, ученики составляли свои поучения - заповеди: это были поучения сестре, брату, одноклассникам и даже самому себе.

Именно на уроках литературы мы непосредственно работаем со словом, предложением, текстом; учимся составлять планы, конспекты, аннотации и рецензии информационных сообщений, аргументировать свои высказывания; у ребят воспитывается бережное, уважительное отношение к слову.

Уроки литературного чтения помогают ученику стать личностью , которая может и хочет осознавать цели своих учебных действий, в определенной мере самостоятельно их определять, преднамеренно искать и находить нужные средства, способы их достижения, предвидеть результаты своей деятельности, непосредственно осуществлять действия, преодолевая при этом встречающиеся трудности. Решению данной задачи может способствовать включение школьников в антиципирующую деятельность. С помощью антиципации - догадки, мысленного предвосхищения содержания и плана последующего изложения - ученик « забегает» мыслью вперед. Он не только понимает то, о чем говорит автор в тексте, но и предполагает, догадывается - по логике развития мысли автора - о чем тот должен сказать вслед за этим. Читатель превращается в своеобразного соавтора. Он сам «продолжает» авторский текст, сам мысленно «пишет» продолжение. Такая позиция вызывает высокую интеллектуальную активность, не позволяет терять нить изложения, ход мысли автора, помогает замечать все отклонения, все неожиданные ходы и оттенки, невольно настраивает на критический лад во всех случаях расхождений между догадкой и действительным ходом мысли автора.Использование системно-деятельностного подхода на уроках литературного чтения в 3 классе

Так, например, рассказ М.Зощенко «Не надо врать» предлагаю послушать в исполнении профессионального чтеца ( аудиоприложение к учебнику) , но делаю остановки , чтобы задать вопросы детям (Могло бы это событие произойти в наше время? Как бы ты поступил в этой ситуации? Герой рассказа найдёт в себе силы сказать правду ? и т.д.) Строя гипотезу, ученик обращается к своим знаниям по данному вопросу. Благодаря этому он заранее входит в круг обсуждаемых проблем, а затем активно сравнивает то, что высказано в тексте, с тем, что он знает из прошлого своего опыта.

Любая деятельность начинается с постановки цели, личностно значимой для учеников, когда эта цель «присвоена» учеником, он может понять и сформулировать задачу. Так после после изучения темы «Басни И.А. Крылова» дети пришли к выводу, что басни похожи на сказку. Но из каких сказок брал сюжеты к своим басням великий баснописец? Этот вопрос ребята взяли для домашнего исследования. Придя к выводу, что большая часть басен Крылова является свободным переводом басен греческого философа Эзопа, детям захотелось сравнить басни с одинаковыми названиями. Для этой работы мы выбрали басни: «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица», «Лисица и виноград», написанные Крыловым, и «Муравьи и стрекоза», «Ворон и лисица», «Лиса и виноград», написанные Эзопом, и определили параметры для сравнения. После этих уроков у некоторых учеников возникла потребность в дальнейшем изучении данной темы. Использование системно-деятельностного подхода на уроках литературного чтения в 3 классе

Одной из форм деятельностного подхода является проектная деятельность обучающихся. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся : индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. При изучении басен дети готовили мини - проекты «Великие баснописцы на исторической ленте времени».

Итак, системно-деятельностный подход в преподавании литературного чтения - это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокий результат , формировать у учеников универсальные учебные действия , и таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

А мне, учителю, хочется, чтобы мой урок был продуктивным, интересным и запоминающимся каждому ребенку. Хороший урок - это тот урок, где царит деловая творческая обстановка, где желания школьников размышлять « бьют ключом», где они охотно вступают в диалог с учителем, друг с другом, авторами тех или иных теоретических концепций и пожеланий, не боясь попасть впросак.



© 2010-2022