ТЕХНОЛОГИЯ ЧТЕНИЯ СКАЗОК НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЯ ЧТЕНИЯ СКАЗОК НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Абдыракманова Ч.О.

МБОУ НШ № 24

Нижневартовск, Россия

С ранних лет, в каждом ребенке нужно воспитывать любовь к своей земле, к

своей стране, народу, его приветливой мудрости, разнообразной и богатой

культуре - искусству и фольклору.

Знакомство ребенка со своей культурой помогает ему лучше почувствовать и

понять родную землю, ее национальные традиции, обычаи, а чтобы лучше

понять и осмыслить культуру своего народа, ребенок, прежде всего, должен

познакомиться с народными сказками.

Знакомство детей со сказкой происходит в раннем возрасте, когда они еще не

умеют, не говорить, не писать, а все лишь лопочут. Самое первое знакомство

ребенка происходит с народными сказками, такими как Колобок, Курочка Ряба,

Теремок.

Каждый ребенок в детском возрасте пытается брать пример с взрослого, т.е.

пытается подражать ему: быть умным, добрым, сильным, отзывчивым,

красивым. А сказка всего лишь помогает ребенку осуществить самые

сокровенные желания. И воплощаются мечты лишь в сказочном мире, в

котором ребенок сочувствует или сопереживает героям, когда слушает или

рассказывает свой придуманный вариант волшебного мира.

Сказка, дает необходимую палитру переживаний, зарождает необычное

явление, ни с чем уподобляющим настроением, она как бы создает добрые и

нежные чувства. Сказка способствует возрождению духовного опыта нашей

культуры, традиции и обычаи нашего народа - она поучает нас честности,

доброте, ответственности, справедливости. «Сказка,- писал

В.А.Сухомлинский,- неотделима от красоты... Благодаря сказке ребенок

познает мир не только умом, но и сердцем. »[1, с. 90].

Ребенок не только познает волшебный мир сказки, но и отзывается на

происходящие события, и выражает свое чувство и отношение к добру и злу. В

сказке извлекаются первые представления о честности и нечестности.

Сказки обычно заманивают нас своим мелодичным языком, особым стилем

речи, композицией. Недаром любитель сказок, выдающийся А.С.Пушкин

говорил: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» [2, с.5]. Благодаря

волшебному миру сказок у ребенка формируется такие способности как

эмпатия и гуманность, без которой человек не является человеком. Так как

главная цель сказочников состоит в том, чтобы воспитать в ребенке

гуманность, т.е. способность сопереживать другому человеку, радоваться

счастью другого, и волноваться за несчастья чужого.

Для современных педагогов особенно важна проблема общеэстетического

воспитания детей на материале сказок. Сказка, как зеркальное отражение мира

требует от ребенка своеобразных качеств понимания: чувства изобразительного

слова, творческого мышления и восприятия внутренних мотивов поведения

литературных героев. Все эти характерные черты в своей общности

предполагают особый образ восприятия - эстетический. Эстетическое

восприятие формируется с художественной литературой, поэтому особенно

важно целесообразно продумать форму и методы работы со сказкой с самого

начала при ознакомлении ребенка с литературой.

В традициях русской методики не обсуждать с детьми аллегорический смысл

сказки В.Г.Белинский писал: «Пусть в сказке все говорит само за себя». [3,

с.162-163].

Ребенок без посторонней помощи определяет основную мысль сказки: где

добро всегда побеждает зло. И уже после первого прочтения, читатель

воспринимает и выражает свои чувства: симпатии или антипатии к героям

произведения.

Основная задача учителя при анализе сказок - в оказании помощи учащимся

увидеть мельчайшие признаки этого жанра. В кумулятивной сказке - это

процесс событий, явлений или героев, связанных между собой в цепочке

звеньев, последовательные действия которых выстраиваются друг за другом. В

волшебной сказке - это особенность композиции пространства, присутствие

двух миров и рамка между ними, непременный переход к персонажам этих

границ «вперед» и «назад» и в завершении сказки, происходит перерождение

главного героя. В бытовой сказке - это быстрый переход точек зрения, поэтому

желательно отобразить схематично структурные элементы героев и событии,

которые привели к развязке сказки.

При чтении волшебной сказки учитель дает самостоятельное задание,

например, начертить схематично маршрут путешествия главного героя в иной

мир и обратно. А при работе над бытовой сказкой используется пересказ с

изменением лица рассказчика. Не менее важно научить ребенка отличать

сюжет сказки от приема ее рассказывания. Поэтому при анализе работы со

сказкой выделяются следующие сказочные формулы:

Инициалы сказки начинается со слов: «В некотором царстве, в некотором

государстве…, Жили- были…».

Продолжение сказки: долго ли, коротко ли…,«Скоро сказка сказывается, да не

скоро дело делается».

Финал сказки заканчивается словами: И я там был, мед-пиво пил, по усам

текло, а в рот не попало…» [ 5, с 67 ].

Работая над сказкой Г.Н. Волкова, предлагает использовать разнообразные

формы и методы:

Рассказывание сказок - процесс описания, или повествования сказки

через передачу своих чувств эмоций.

Постановка сказок - проявление своих творческих способностей.

Обсуждение поведения сказочных героев.

Проведение игровых и тренинг - сказок.

Проведение различных конкурсов по сказкам.

Выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое [4, с. 130].

По мнению Г.Н. Волкова, верно, если при подготовке к инсценировке сказки

учащиеся сами выберут ее музыкальное сопровождение, распределят между

собой роли. «Примеривание» на себя ролей сказочных героев, сопереживание

им делают еще более близкими и понятными проблемы персонажей даже давно

и хорошо известных сказок [4, с. 125].

Огромный мир сказок представлен народными и литературными - авторскими

произведениями. Среди них - волшебные, бытовые, сказки о животных.

Волшебные сказки - сказки, которые основаны на волшебстве, фантазии. В них

участвуют вымышленные герои, волшебные предметы, случаются чудеса и

перевоплощения. А концовка сказки заканчивается победой добра над злом.

Бытовые сказки - повествование о повседневной жизни людей, действие

разворачиваются в привычной реальности, взаимоотношение людей между

собой. Характерные черты бытовой сказки: сатирика - бытовые, социально-

бытовые и др. Бытовая сказка включает более важные компоненты социальной

и моральной критики.

Сказки о животных - насмешливое или сатирическое повествование.

Характерные черты персонажей этих сказок: волк - хитер и мудр, лиса - хитрая

плутовка, заяц - труслив. Т.е. в сказках о животных повествуются, о

недостатках и достоинствах, о социальных противоречий, проблемах. В основе

этих сказок лежит тотетизм - вера в силу тотема-связи с животным.

Сказка выполняет различные функции, которые помогают развить в ребенке

личностные качества.

С социально-педагогической точки зрения важны : социальная, творческая

(креативная),терапевтическая, этническая, лексико-образная, коммуникативная

функция сказки.

Социальная функция сказки, т.е. усвоения образцов поведения и освоения

ребенком социального опыта.

Дети локализованы в своем опыте: в событии, в действии, в пространстве,

поэтому сказка помогает ребенку, разделяя рамки своеобразного человеческого

опыта, охватывая его жизненным опытом людей.

Творческая или (креативная) функция , т.е. возможность формировать

творческую личность ребенка, его абстрактно-логическое мышление. Такая

функция позволяет повысить свои стандарты, выявить свои своеобразные

способности: музыкальные, изобразительные, живописные и др.

Терапевтическая функция, т.е.содержит воспитательную функцию здорового

образа жизни человека.

Этническая функция - совокупность своеобразных черт, которые присуще

бытовой культуре народа. Поэтому через сказку ребенок осознает всю

прелесть и ценность этнокультуры.

Лексико-образная функция способствует формированию языковой культуры,

обучает воспринимать важность народной речи, ее художественное богатство.

Коммуникативная функция, которая способствует развитию социальных

качеств.[6, с. 18].

Таким образом, сказка играет огромную роль в жизни каждого ребенка, сказка

- результат творчества определенного народа и несет в себе колоссальную

информацию, которая передается из поколения в поколение, хранит в себе

сюжетные линии, образы которые присуще для конкретного этноса. Благодаря

сказкам у ребенка появляется возможность развить свое творческое

воображение, помогает домысливать ситуацию, конструировать сюжет.

Литература

1. Бибко Н.С. Обучение первоклассников умению читать сказки. Начальная

школа, - М..: Просвещение, 1986г., №4, с.17-21.

2. Журов Л. Е. Беседы с учителем: Третий класс четырехлетней начальной

школы/Под ред. - М.: Вентана-Графф, 2000. - 384 с.

3. Иванова Э.И. Расскажи мне сказку. М.Просвещение, 1993. - 464 с.

4. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных

классах: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб. заведений / М.Р.Львов,

В.Г.Горецкий, 4. Сосновская О. В. 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр

«Академия», 2009.

5. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания

русского языка в начальной школе. М.: Академия, 2002. - 464 с.

6. Сухомлинский В.А. « Сердце отдаю детям» - Киев, 1997.

© 2010-2022