Технологическая карта урока русского языка Междометия. Роль междометий в речи (3 класс. УМК Школа 2100

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык

2 класс Тема: «Междометия. Роль междометий в речи.» Цель: развитие умений находить слова, которые выражают чувства, и определять характер чувства.

Задачи урока:

знакомить учащихся с междометьями, развивать творческие способности учащихся, обогащать их словарный запас, способствовать развитию речи;

развивать умение самостоятельно добывать и использовать необходимую информацию, работая в паре, группе и самостоятельно;

развивать познавательную активность;

формировать навыков совместной деятельности посредством использования личного опыта и опыта других.

Оборудование: плакаты, карточки, проектор, компьютер

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.



- Откройте тетрадь. - Как правильно оформить классную работу? 4 3 Чистописание. - Прочитайте сочетания на строке, какие они обозначают орфограммы? жи ши ча ща чу щу - Запишите каллиграфически правильно то сочетание, в котором чаще всего допускаете ошибки. - На следующей строке напишите заглавную букву, которая у вас лучше всего выходит. Словарный диктант. Один человек работает у доски. Рябина, россияне, Россия, ученик, громко, карандаш. - Сделай самоанализ. - Давайте вспомним, с какими группами слов мы познакомились? На какие вопросы они отвечают? (Слова, обозначающие предметы, признаки и действия.) - Распределите слова в три столбика, подбирая к ним вопрос. Парта, играет, учебник, ах, интересный, учит, эх, золотая. - Прочитайте слова по группам. - Какие трудности у вас возникли? - Почему эти слова не попали ни в одну группу? (К ним нельзя поставить вопрос.) - Сделайте вывод. (Не ко всем словам можно поставить вопрос.)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).

1 3 1 - Поднимите руку, приходилось ли вам слышать такие слова, употреблять их в речи? - А мне часто приходится слышать такие фразы : «Ах, закончилась перемена! Ох, начинается урок». - Прочитайте. - Какие чувства выражают эти фразы? (Разочарование, тревоги) - Предположите, с какими словами мы сегодня будем работать? - Прочитайте, как звучит тема сегодняшнего урока. - Тема урока у нас большая: «Слова, к которым нельзя задать вопрос. Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи.» - В начале урока у нас возникла проблема. Оказывается, не ко всем словам можно задать вопрос. Давайте попробуем сформулировать цели нашего урока.

  • Узнать, к каким словам нельзя поставить вопрос.
  • Узнать, какие чувства они выражают?
  • Учиться пользоваться такими словами в речи.

Презентация - Посмотрите на доску. Герои нашего учебника нашли первый весенний цветок. - Как вы думаете, что могла сказать Катя? (Ах, какой красивый цветок!) - А Вова? (Ой, подумаешь, обычный цветок!) Выберите, какие чувства выразили дети: злоба, удивление, восторг радость, недовольство, пренебрежение. - Какие чувства выразила Катя? (Восторг, радость, восхищение) - С помощью какого слова? - Какие чувства выразил Вова? (Недовольство, пренебрежение…) - С помощью какого слова? - Давайте понаблюдаем за значением этих слов. Как изменится предложение, если эти слова пропустить? - Сравните эти два предложения, обратите внимание на знаки препинания. - Сделайте вывод. (После слов ах и ой стоит запятая, в конце предложения - восклицательный знак.) -Нам осталось узнать, как называются эти слова. - Обратимся к справочной литературе. Слава у нас работал со словарями. Вот что он вычитал: «В грамматике эти слова называются междометия - это неизменяемые слова, выражающие чувства. С латинского переводятся как «брошенные между». - Как называются такие слова (на доску повесить слово «междометия»)
- Прочитайте предложение (презентация). (Ах, какая красивая бабочка!) - Замените слово ах другими междометиями. -Что изменилось? - Попробуйте задать вопрос к этим словам. Сделайте вывод. - Сравните его с авторским. - Составьте предложения по схемам. - Предлагаю посмотреть отрывок из одного старого доброго мультфильма, чтобы узнать, какие еще бывают междометия и какие чувства они выражают.
Просмотр мультфильма «Ах и Ох»
Заполним таблицу (презентация). - Назовите междометия. - Какие чувства они выражают? Заполним таблицу.

Ах - восхищение, радость, восторг.

Ух - недовольство, удивление.

Ох, ну - огорчение.

Ай, ой - грусть.

Ух, ой - удивление.

Фу, фи - злоба, недовольство.

Эх - ликование, радость

- Прочитайте вывод в учебнике на с.79.

- Эту информацию вам нужно будет понять и запомнить.

Физкультминутка.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙI. Развитие умений - применение знания. 1 2 3 2 1 4 Работа в учебнике.
- Найдите в учебнике 103 упражнение. Прочитайте задание. Какие чувства выражает первое предложение, второе, третье?
Ах! - радость, удовольствие. Ох - неудовольствие. Ух - страх, испуг. - Прочитайте эти предложения выразительно. - Составьте схемы этих предложений, обратите внимание на знаки препинания. - Прочитайте задание к 104 упражнению. - Какие чувства передают эти междометия? (Ой - страх, ах - восторг, ха-ха - насмешка, злорадство, ох - усталость, недовольство, эх - радость, ух - восхищение, удивление.) - Поработайте в парах составьте предложения к любым двум схемам, запишите в тетради. Кто первым справится, поднимите руки вверх. - Оцените свою работу в парах. - Сделаем вывод, для чего нужны междометия в речи? ( С помощью междометий можно выразить чувства. Эти слова делают речь ярче, эмоциональнее, богаче.)
Работа с отрывками из литературных произведений. -Многие писатели в своих произведениях используют междометия, чтобы сделать свои стихи, сказки и рассказы эмоционально ярче и красочнее. -Послушайте отрывки из известных вам произведений.

а) «-Мишка держался руками за живот, как будто ему очень больно, и кричал: - Ой, умру от смеха! Сыски!» (В.Драгунский «Заколдованная буква») -Узнали откуда? -Найдите междометие. -Какое чувство оно выражает? (боль от смеха)

б) «-Я тучка, тучка, тучка, а вовсе не медведь. Ах, как приятно тучке по небу лететь!» (А.Милн «Винни - Пух и все-все-все») -Есть междометие? Какое чувство оно выражает? (радость, восторг)

в) «-Фу, как не стыдно язык показывать! - загремел голос из громкоговорителя» (Н.Носов «Незнайка на луне») -Назовите междометие. Что оно выражает? (недовольство) Групповая работа -А сейчас каждая группа попробует себя в роли писателей. - Вместо точек вставьте междометия. (Каждой группе розданы карточки с предложениями, в которые они должны вставить подходящие междометия) Щиплет уши, щиплет нос. - …, на улице мороз! (Ой) - …, и трудная эта работа из болота тащить бегемота. (Ох) В пятнышках спинка. - …, как неловко. И покраснела божья коровка. (Ах) - …, бескрылый человек, у тебя две ножки, -Хоть и ростом ты велик, едят тебя мошки. (Эх)


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре, группе.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙV. Итог урока.



Сделайте вывод: - Для чего нужны в речи междометия ай, ой, ах, ох, ух и др.? (Чтобы выразить чувства.) - Произнесите молодцы с разной интонацией, используя междометия. - Какое открытие на уроке сегодня сделал наш класс?

- Что у вас получалось сегодня лучше всего?

- В чём испытали затруднения?

- Кто сегодня получил отметку в дневник? - За что? - Расскажите, какие чувства вы сегодня испытали на уроке? Пользуйтесь опорными словами. - Раз у вас все получилось, я думаю, что вы с легкостью поможете мне прочитать одно веселое стихотворение. Мне сказало междометие: - Интересно жить на свете, Выражаю поощренье, Похвалу, упрек, запрет, Благодарность, восхищенье, Возмущение, привет… Те, кого охватит страх, Произносят слово …! (Ах) У кого тяжелый вздох, Произносят слово … ! (Ох) Кто встречается с бедой, Произносит слово … ! (Ой) Кто отстанет от друзей, Произносит слово … ! (Эй) У кого захватит дух, Произносит слово … ! (Ух) Интересно жить на свете, Если знаешь…. (междометия)


V. Домашнее задание.



Упр. 88 («Дидактический материал»), правило с 79, найти междометия в любой детской книге.


© 2010-2022