Урок литературы для 2 класса по теме «Стихи о зиме А, Блок «Ветхая избушка», С. Есенин «Береза»»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы для 2 класса по теме «Стихи о зиме А, Блок «Ветхая избушка», С. Есенин «Береза»»Урок литературы для 2 класса по теме «Стихи о зиме А, Блок «Ветхая избушка», С. Есенин «Береза»»Урок литературы для 2 класса по теме «Стихи о зиме А, Блок «Ветхая избушка», С. Есенин «Береза»»Дата: _______

Тема урока: Стихи о зиме. А. Блок «Ветхая избушка», С. Есенин «Береза».

Цели урока:

Познакомить детей с новыми произведениями А.Блока «Ветхая избушка» и С.Есенина "Берёза".

Развивать умения видеть красоту зимней природы, рассуждать, анализировать, сравнить произведения разных поэтов; творческие способности, воображение, память. Выработать навык выразительного чтения, как результат понимания стиха.

Воспитывать чувство бережного отношения к природе, любовь к окружающему миру.

Тип: комбинированный

Форма проведения: путешествие по поэтическим страничкам

Оборудование: персональный компьютер с программой Power Point, презентационное сопровождение урока, мини-тест, тексты стихотворений.

Ход урока

І.Организационный момент.

Мотивационное начало урока.

-Ребята, представьте, что мы с вами снежинки. Вот пошел сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю. Сначала опустились самые маленькие(девочки), затем снежинки побольше (мальчики).Все снежинки оказались на земле . тихо вокруг наступила звездная ночь. Но с восходом солнца снежинки начинает просыпаться, они обрадовались морозному утру, улыбнулись солнышку. Я рада видеть ваши лица и думаю, что наш урок принесет нам радость.

ІІ. Проверка домашнего задания.

-Ребята, сегодня последний урок из знакомства со стихами о зиме русских авторов, поэтому мы совершим путешествие по поэтическим страничкам.

1.Посмотрите на экран и скажите, с чего мы начнем урок.(слайд «Поэтическая страничка №1.»)

-Что вы учили дома?

2.Памятка по чтению стихотворений. (слайд №2)

Чтение стихотворения наизусть А. С. Пушкина «Буря мглою небо кроет».

ІІІ. Подготовка к восприятию нового.

1. Вст беседа.

-Ребята, а вы любите зиму?

-О зиме написано очень много стихотворений и рассказов.

-А за что же вы любите зиму?

-Посмотрите фильм о зиме и ответьте на вопрос : «За что же вы любите зиму?» (ответы детей) (просмотр фильма «Зимущка-зима»)

-А какие стихи и каких русских авторов о зиме мы изучали ? (называют)

-Давайте отправимся в путешествие и посетим поэтические странички этих поэтов.(Поэтические странички №3-№12.) (слайды №2-№6)

-А. С. Пушкин «Вот север тучи нагоняя», К. Бальмонт«Снежинка», С. Есенин «Пороша»,И. Никитин «Зима», «Первый снег» Я. Аким.

-Как выдумаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (слайд №13)

Сообщение темы урока.

-Да, мы продолжим изучать стихи о зиме русских авторов и посетим страничку, на которой мы с вами еще не были .(слайд №14)

-Чему будем учиться на уроке? (выразительно читать, учиться рассуждать, анализировать, сравнивать, любить природу, видеть ее красоту) (слайд №15)

ІV.Изучение нового материала.

1.-Откройте тетради и запишите число и тему урока. (Слайд №16)

Портрет и биография А. Блока. (слайд №17-19)

2.- А теперь внимательно послушайте стихотворение А.Блока «Ветхая избушка» (слайд №20) (Читает учитель)

Дети следят по листу.

Понравилось стихотворение? О чем оно?

3.Лексическая работа.

-Что означает слово «ветхая»? «внуки- шалунишки»? «резвая»? (слайд №21)

4. Анализ стихотворения.

-Что вы представили себе, слушая это стихотворение?

(ветхую избушку в снегу, бабушку -старушку, которая глядит в окно, видит ребятишек, лепящих снежный дом, смеющихся, бегающих, играющих, катающихся на санках, что они придут домой замерзшие , выпьют чаю, посмотрят в окно , а там дом растаял и пришла весна)

-Подчеркните все глаголы, которые использовал поэт при написании стихотворения. (Слайд №22)

-Можно ли по глаголам определить о чем стихотворение?

-Как нужно читать стихотворение , в каком темпе? (быстром). Почему?

-Давайте подготовимся к чтению.

5.Чтение чистоговорок:

Ать-ать-ать -мы пойдем гулять.

Су-су-су было холодно лесу.

Ло-ло-ло - на улице тепло.

5. Жужжащее чтение (читают вполголоса все вместе).

6.Чтение учащимися (2-3).

-Использует ли автор в этом стихотворении приемы сравнения, олицетворения?

- Что такое сравнение? Олицетворение?

Физминутка. (танец маленьких утят)

.-Отгадайте загадку:

В белом сарафане - встала на поляне. (береза) (слайд №23)

- О чем будет следующее стихотворение? (слайд №24)

-Автор стихотворения С. Есенин.(слайд № 25)

-Мы знакомы с о стихами этого поэта.

-Стихи начал писать с девяти лет. Он очень любил пляски, шутки, русские песни. Поэзия Есенина вечна, потому что он пишет о Матери, Родине, Природе, Любви.

Его стихи любят везде за теплоту, лиричность, образность, за огромную любовь к природе, ко всему живому, к своей Родине.

7.-А теперь, внимательно послушайте стихотворение С. Есенина "Берёза" (слайд №26)

Действие учителя: читает

Действие детей: следят

8.Лексическая работа: кисти, бахрома, кайма. (слайд №27)

9.Анализ:

- Понравилось стихотворение? О чем оно? (о зиме, о берёзе,описание березы)

- Какими в этом стихотворении изображены зима, зимняя берёза? (Белая берёза принакрылась снегом, точно серебром - серебряная.)

- Какой берёза видна утром? (Серебряная)

- А вечером на заре? (Горят снежинки в золотом огне) (выборочное чтение.)

-Прочтите , где береза стоит в сонной тишине, где распустились кисти белой бахромой.

- Ребята, какие бы вы краски использовали для ее изображения? (Белые, серебряные, золотые - желтые).

-Какой приемы использовал поэт при написании стихотворения? (сравнение, олицетворение) слайд № 28

-Найдите сравнение. Докажите, что это сравнение. (снегом,точно сребром) - Что сравнивается с серебром? (иней) ,кисти с белой бахромой, (слайд №29)

-Найдите олицетвореие. Докажите, что это олицетворение.Олицетворение: (заря лениво, обходя кругом )- Почему лениво? (наступает медленно)

(обсыпает ветки)-Заря может обсыпть? ( горят снежинки) - Могут гореть снежинки? (слайд №30)

- Как, по-вашему, надо читать это стихотворение? Какие слова подсказывают темп его чтения? (В сонной тишине, заря лениво обходит - потому что заря наступает медленно)

V. Закрепление нового.

.- А теперь самостоятельно, вполголоса( жужжащее чтение) прочитайте стихотворение и приготовьтесь к выразительному чтению вслух. Не забудьте в конце предложений сделать паузы, выделить голосом слова. (2-3 ученика читают стихотворение полностью, остальные по одному столбцу). (Чтение по "цепочке").

VІ. Проверка усвоения нового.

1.- Ребята, мы сегодня прочитали 2 стихотворения разных поэтов. Сравним их. Какое изображение, чье стихотворение вам больше нравится? Чем?

- Что нам помогло понять стихотворения, почувствовать их, ответить на вопросы. (Внимательное чтение)

-Использует ли поэт в стихотворении приемы сравнения, олицетворения ?

-Использует ли поэт в стихотворении приемы сравнения, олицетворения ?

2.Мини-тест (слайд № 31 ответы)

3. Чтение стихотворение о березе. (слайд №32)

Н а полянке, на пригорке,

Под окном, среди полей.

Белокурая береза -

Символ Родины моей.

-Чем является береза для Росси? (символом)

-А символом семьи какое растение является? (ромашка)

3. Творческая работа .

- Нарисовать в тетради березу.

VІІ.Задание на дом. Выучить стихотворение С. Есенина "Береза" наизусть.

А. Блока «Ветхая избушка» читать выразительно.(слайд № 33)

Спасибо за урок! (слайд № 34)





Мини- тест.

1.Кто автор стихотворения «Снежинка»?

А) А. Пушкин

Б) К. Бальмонт

В) И. Никитин

2. Из какого стихотворения строки: «Он имеет вкус и запах»

А) С Есенин «Пороша»

Б) А. Пушкин «Вот север тучи нагоняя..»

В) Я Аким «Первый снег»

3.Кто автор стихотворения «Пороша»

А) И Никитин

Б) С. Есенин

В) А. Пушкин



Воспитательный момент.

(Берёза)

- А теперь прослушайте о пользе, защите и охране берёзы.

Берёза, пожалуй, самое красивое дерево наших лесов.. В любой день белые стволы остаются прохладными на ощупь. Берёза широко распространена по территории России. Но ее часто можно встретить и у нас в Казахстане.

В настоящее время, как и в прошлые века, берёза имеет громадное значение для человека. Всюду служат нам вещи, сделанные из древесины: фанера, лыжи, мебель с берёзовой фанеровкой. Берёзовые дрова признаны лучшими. Берёза дает и лучший деготь. Берёзовая сажа используется для приготовления красок и черни. Берёзовые почки издавна применялись в качестве лекарственного средства при желудочных и почечных заболеваниях, а так же при ревматизме. На Руси ценили всевозможные поделки из коры - бересты. Береста обладает удивительными свойствами. Она не пропускает влагу и воздух, не поддается гниению в воде. Поэтому люди издревле использовали бересту для изготовления туесов для хранения воды и пищи.

В конце февраля - начале марта, в зависимости от погоды, у берёз начинается сокодвижение. Это важное событие в жизни многолетних растений, знаменующее пробуждение после глубокого зимнего покоя. Ранней весной корни начинают насасывать из почвы воду, которая растворяет запасные питательные вещества и переносит их к распускающимся почкам. Этот слабый раствор сахаров и называют берёзовым соком. Сбор его наносит непоправимый вред березнякам.

Берёза, пожалуй, самое красивое дерево. Это стройное дерево высотой до 20 - 25 метров. Жить может до 300 лет.

- Берёзу сравнивают с девичьей красой, с русской стройной красавицей, с гибкой талией.

Удивительна судьба белой берёзки. В мирное время она радость, подруга, советчица, а в войну - воин - спасатель, кто помог своим соком раненым. В настоящее время берёза имеет громадное значение для человека. Вспомните, ребята, что из берёзы изготовляют? (Из нее делают мебель, лыжи; почки берёзы используют в медицин)

- Давайте, ребята, охранять, защищать русскую красавицу

5


© 2010-2022