Сообщение на ШМО нач. кл

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Современные образовательные технологии.


Научить ребёнка плавать можно только в воде, а научить ребёнка действовать можно только в процессе деятельности. Каждый ребёнок от рождения наделён одному ему свойственным потенциалом развития, и этот потенциал может развиться только в процессе собственной деятельности. Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать - вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И задача каждого учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь
раскрыться духовным силам ребёнка.
Поэтому мне, как учителю, необходимо не только доступно всё рассказать, но и научить ребёнка мыслить, привить ему навыки практических действий.
  • Исходя из этого, организацию учебной деятельности учащихся я строю на основе системно- деятельностного подхода и делаю опору на современные образовательные технологии АМО деятельностного типа: Активные методы обучения - это методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся, в основном на диалоге предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.

К АМО деятельностного типа относят :
-ИКТ-технологию;
- проблемно-диалогическую технологию;
- игровую технологию;
- технологию организации проектной деятельности;
- здоровьесберегающую технологию. В качестве стратегических задач образования Российской Федерации Национальная инициатива «Наша новая школа» определяет модернизацию и инновационное развитие. Основанием инновационных процессов в образовании являются информационно- коммуникационные технологии (ИКТ) Введение ФГОС второго поколения предполагает широкое использование информационно - коммуникационных технологий в учебном процессе. Отечественные педагоги Бурмакина В.Ф., Фалина И.Н.. Урсова О,В, отмечают, что процесс организации обучения с использованием ИКТ позволяет:

  • сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счёт новизны и необычности такой формы обучающихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счёт использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;
  • эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для обучающихся;
  • свободно осуществлять поиск необходимого учебного материала в удалённых базах данных, благодаря использованию телекоммуникаций, что в дальнейшем будет способствовать формированию у обучающихся потребности в поисковых действиях;
  • индивидуализировать процесс обучения за счёт наличия разноуровневых заданий, за счёт погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;
  • самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность, благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;
  • осуществлять самостоятельную учебно - исследовательскую деятельность моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и.т.д., развивая тем самым у обучающихся творческую активность.
Чтобы соответствовать требованиям квалификации учитель должен владеть современными образовательными технологиями, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. В межаттестационный период я изучила назначение и возможности программ: Microsoft Word, Microsoft Power Point, Microsoft Excel, документ Googl,графический редактор, литературу по созданию сайтов, по созданию фильмов. Создала банк полезных ссылок цифровых образовательных ресурсов. Разработала программу с поддержкой ЦОР, ЦОР- онлайн. Я считаю, что учителю можно нести детям только то, что интересно ему самому. В процессе работы я заметила: чем чаще используешь компьютер в учебном процессе, тем глубже осознаешь практически безграничный диапазон его применения. При проведении уроков я использую мультимедийные презентации, что позволяет на уроках реализовать принципы доступности, наглядности. К.Д. Ушинский считал, что именно наглядность служит опорой для развития разума, действия и речи обучающихся, что является результатом качественного обучения. Мультимедийные презентации применяю на различных этапах урока: при изучении и закреплении учебного материала, для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса, для устных упражнений. Предлагаю учащимся образцы оформления решений, записи условия заданий и задач. Урок - презентация обеспечивает получение большего объёма информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду. С помощью мультимедийных презентаций легко акцентировать внимание обучающихся на значимых моментах излагаемой информации. Использование ИКТ на уроках технологии, позволяет мне разнообразить формы работы, деятельность учащихся, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость (метапредметная связь). Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делают урок интересным.


Современный урок ОБЖ невозможен без конкретного показа видеофрагмента того или иного явления, его последствий. Организую на уроках сопоставление одно и того же явления произошедшего на разных континентах. С помощью Flesh анимации процессы происхождения. На уроках природоведения, ученики за урок могут не только познакомиться с изучающим объектом, но и даже побывать на экскурсии в виртуальном музее. Либо создать свой музейный экспонат. На уроках закрепления часто использую цифровые образовательные ресурсы по информатике, ОБЖ (все промежуточные срезы знаний учащиеся походят в среде онлайн - тестирования) , природоведения, с помощью которых учащиеся могут не только применить свои знания в процессе практической деятельности, но и увидеть свой результат. Для закрепления материала практикую рисование не только в тетрадях, но и в графическом редакторе (приложение). Выполняя домашнее задание к урокам, учащиеся используют разнообразный иллюстративно-информационный материал, который самостоятельно находят в Интернете, составляют презентации, проекты.
Таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение работать с различными источниками информации. Использование презентаций на уроках позволяет сформировать учебно-познавательную и коммуникативную образовательные компетенции, что соответствует требованиям ФГОС, современной образовательной парадигме. Ресурсы сети Интернет я использую как для поиска дополнительного материала к урокам и презентациям, так и для самообразования и повышения своей квалификации, для размещения творческих работ учащихся, участия в конкурсах и олимпиадах, как для педагогов, так и обучающихся.
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету - является игра. Игра актуальна на всех этапах развития. Проигрывая ситуацию, выступая в разных ролях, у обучающихся происходит глубокое познание и запоминание действий. Игра является одним из видов активной деятельности. Она способствует приобретению знаний, развитию различных качеств личности, активизирует учебный процесс. Поэтому игровой технологии - уделяю особое место в образовательном процессе.
В своей работе я использую: дидактические игры, которые позволяют наблюдать, сравнивать, замечать закономерность, формулировать гипотезу, доказывать или отказываться от гипотезы.
В процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом.



Дидактические игры: - Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины. По информатике -Цоры, Природоведение - «Расположи планеты земной группы на орбиты», Кросворд «Землетрясение»-ОБЖ, викторина «Русский национальный костюм»- технология
- Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Примерами таких игр могут быть «Путешествия в мир прошлого, настоящего и будущего», «Путешествия по следам новых открытий », Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
- Сюжетные (ролевые) игры. Действия инсценируются в задуманных условиях, учащиеся играют определенные роли. Примерами игр могут быть следующие инсценировки: «За обеденным столом»,
«Как правильно чистить зубы», «У нас - пожар»»,
- Игры-соревнования. Такие игры включают все в виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды: «Мир вокруг нас», «Заморочки из бочки», «Внутренний мир компьютера» - Компьютерные развивающие игры для детей разного возраста, которые тренируют память, логику, координацию движений, умение планировать свою деятельность, находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи. Игры формируют у ребенка мотивационную, интеллектуальную, операционную готовность использования компьютерных средств, для осуществления своей деятельности. Считаю, что по сравнению с традиционными средствами обучения, компьютер обладает рядом преимуществ:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним;
  • компьютер несет в себе образный тип информации, понятный школьникам, которые еще не очень хорошо умеют читать и писать. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
  • это средство поддержки задач обучения. Решение проблемных задач с помощью компьютера, поощрение ребенка при их правильном решении является стимулом познавательной активности детей;
  • компьютер предоставляет возможность индивидуализации обучения. Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач. В процессе своей деятельности за компьютером ребенок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
  • компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни;
  • компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки.
Практически в каждый урок стараюсь ввести игру или игровой момент. Реализацию игровых приемов и ситуаций провожу следующим образом: дидактическую цель ставлю в форме игровой задачи, где учебная деятельность подчиняется правилам игры. Учебный материал использую в качестве ее средства. В учебную деятельность включаю элемент соревнования, который помогает переводить дидактическую задачу в игровую. Успешное выполнение дидактического задания связываю с игровым результатом. Это может быть урок - сказка, урок - соревнование, урок - путешествие и др. Применение данной технологии можно проследить по в приложении «Путешествие по Солнечной системе»
В своей работе реализую принципы деятельностного подхода в обучении. Проблемно-деятельностная технология. Деятельностный подход к обучению предполагает: • наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); • выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; • выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; • формирование у школьников умения контролировать свои действия - как после их завершения, так и по ходу; • включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач. Таким образом, ключевыми словами в характеристике деятельностного подхода, применительно к образованию, являются слова: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться. Расшифрую так: ИСКАТЬ - опрашивать окружение, консультироваться у учителя, получать информацию; ДУМАТЬ - устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению, уметь противостоять неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение, оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а так же с окружающей средой, оценивать произведения искусства и литературы; СОТРУДНИЧАТЬ - уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;


ПРИНИМАТЬС ЗА ДЕЛО - включаться в работу, нести ответственность, войти в группу или коллектив и внести свой вклад, доказать солидарность, организовывать свою работу, пользоваться вычислительными и моделирующими приборами; АДАПТИРОВАТЬСЯ - использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения. Используя этот метод обучения , я старалась , чтобы вся работа была направлена на общее развитие ребенка, соответствовала принципам системы. Для наибольшей эффективности я использовал в преподавании дидактические игры, дискуссии, наглядность, проблемные ситуации, средства обратной связи, а также методы обучения, направленные на обогащение воображения, мышления, памяти, речи. Вся работа носит преобразующий характер деятельности обучающегося (дети наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности).
Для стимулирования деятельности учащихся на уроке использую следующие приёмы: 1.Самоопределение к деятельности (орг. момент).
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне.
«Хочу, потому что могу». На данном этапе я организовываю положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке.
Данный этап длится 1-2 минуты и включает в себя следующие приемы:
в начале урока высказываю добрые пожелания детям; предлагаю пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг другу с соседом по парте и т.д.); либо передаю воображаемое солнышко из рук в руки каждому ученику….
предлагаю детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
В результате у учащихся возникает положительная эмоциональная направленность.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Данный этап длится 4-5 мин и предполагает, во-первых, подготовку мышления детей к проектировочной деятельности:
а) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий;



б) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими. Этап подразумевает возникновение проблемной ситуации.
3. Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы еще не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
Данный этап длится 4-5 мин. Учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.)
Организовываю коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока. Использую методы постановки учебной задачи: побуждающий диалог от проблемной ситуации, подводящий к теме диалог.
4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие"
детьми нового знания 7-8 мин.) Цель: решение УЗ (устная задача) и обсуждение проекта ее решения.
На данном этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез. Организовываю коллективную деятельность детей в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.).
Способы: диалог, групповая или парная работа;
Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания, диалог подводящий без проблемы, диалог.
5. Первичное закрепление во внешней речи.(4-5 мин.)
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи. 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (4-5мин.)
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивают с образцом, и сами оценивают ее.


Эмоциональная направленность этапа состоит в организации
ситуации успеха, способствующей включению
учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.
7. Включение в систему знаний и повторение. (7-8 мин.)
На данном этапе новое знание включалось в систему знаний. При необходимости выполнялись задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках.
8. Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Практикую на этом этапе рисунок кисти руки и на каждом пальчике ответ на вопрос.

Вопросы:
Большой палец-Какую задачу ставили?
Указательный - Удалось решить поставленную задачу?
Средний - Какие получили результаты?
Безымянный - Где можно применить новое знание?
Мизинец - Что на уроке у вас хорошо получалось?
В центре ладони ответ на вопрос - Над чем, еще надо поработать? С учётом возрастных особенностей обучающихся создаю ситуации, вызывающие удивление, в среднем - вызывающие затруднения.
Например: «удивительные задания» - на урок информатики в начальные классы нам приносят «мышонок » - находчивый, умный, любознательный. «Учёный» - на природоведение. «Умный процессор» - на информатику 5-9 классы. На урок технологии - бабушка Варвара. ОБЖ - восклицательный знак «!». Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечиваю через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала: «Найди лишнее число в каждом ряду», «Собери содержимое..»,
«Составь алгоритм действий», «Выбери из предложенного», «Соотнеси». Организация дифференцированного и индивидуального подхода.
В индивидуальной работе с учеником опираюсь на его зону ближайшего развития, т.е. школьнику предлагаю такие задачи, которые на данном этапе развития он не может решить самостоятельно, но в сотрудничестве с учителем, при совместном поиске ученик чувствует себя соавтором, у него раскрываются потенциальные возможности, и воспитывается вера в собственные силы. «Собери рюкзак в поход», «Определи, какие опасности спрятались на картинках»«Найди ошибки в набранном тексте», «Правильно ли оказана первая помощь, исправь», « Расставь планеты на орбиты»

Создание проблемных ситуаций. Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания. Поэтому нахожу, конструирую полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекаю школьников к их обсуждению и решению. Пример : «Изготовь без применения ножа, ложку», «Поделись бабушкиными рецептами приготовления блинов». Проблемные вопросы: Становится ли меньше звёзд, после падения очередной звезды? Пингвин-птица? Живут ли динозавры в наше время? Как ты будешь взаимодействовать с окружающей средой сегодня, чтобы быть здоровым завтра? Возможны ли землетрясения на Урале. Что интересней: найти информацию, или поделиться ею с другими? Как написать электронное письмо так, чтобы на него захотели ответить? Есть ли недостатки у естественной пищи? Создание ситуации успеха. Известен афоризм: «Счастливого человека может воспитать только счастливый человек». Можно сказать и так: «Успех школьнику создает учитель, который сам переживает радость успеха». Оценка- не отметка. Главная цель оценки -стимулировать познание. Детям нужен успех, Степень успешности определяет отношение к миру,
самочувствие, желание работать, узнавать новое.
Использую похвалу: Большое тебе спасибо! Твои успехи всё заметнее! Это твоя победа! Красивая мысль! Это интересно! Я верю в тебя! Это успешное начало! Ты на верном пути! Ты делаешь это значительно лучше!
Иногда применяю метод частичного освобождения от домашнего задания- это сильное мотивирующее средство. Но для этого заранее готовлю информацию о критериях оценивания результатов изучения темы и оговариваю с учащимися, что нужно сделать, чтоб освободить себя от домашнего задания. Похвала учителя стимулирует ученика лишь в том случае, когда задание ощущается им как достаточно трудное и в поощрении учителя ученик «прочитывает» высокую оценку своих возможностей и способностей. И напротив, похвала учителя за легкое задание может снизить мотивацию ученика, ибо он будет склонен думать, что учитель невысоко оценивает его возможности.
Создание ситуаций успеха является одним из эффективных способов формирования и сохранения положительной мотивации у школьников. Сегодня вновь в ФГОС второго поколения, ставится вопрос об оптимизации обучения, о более полном, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному. Образование сейчас нацелено на формирование у учащихся ключевых компетенций. Под компетенцией понимается готовность субъекта эффективно сорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. Подводя итоги вышесказанного, уверен в том, что деятельностный подход в формировании положительной учебной познавательной мотивации школьников способствует оптимальному сочетанию фундаментальных и практических знаний, развитию мышления, социальной адаптации и успешности личности обучающегося. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Овладение универсальными учебными действиями даёт учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Анализируя свои уроки, пришел к выводу, что в ходе системного использования проблемно-деятельностной образовательной технологии, учащиеся становятся самостоятельными исследователями. Польза от такой работы неоспорима:

  1. Ребята, находясь в поиске по решению поставленной проблемы научились самостоятельно и охотно приобретать знания, используя материал учебника.
  2. Научились пользоваться знаниями для решения познавательных и практических задач.
  3. Став исследователями, научились вести сбор информации, наблюдать, строить гипотезы, делать выводы-обобщения.
  4. Работая в парах или в группе, приобрели коммуникативные умения.
5. С удовольствием идут на урок.


Таким образом, образовательные технологии деятельностного типа, способствуют развитию самостоятельности ученика, всех сфер его личности, обеспечивает субъективность ученика в образовательном процессе. Следовательно, проблемное изучение может рассматриваться как средство активизации творческой и познавательной деятельности учащихся, средство повышения качества Сообщение на ШМО нач.кл.Сообщение на ШМО нач.кл.Сообщение на ШМО нач.кл.Сообщение на ШМО нач.кл.Сообщение на ШМО нач.кл.Сообщение на ШМО нач.кл.образовательного процесса. Изучаю и активно внедряю в практику своей работы здоровьесберегающие технологии. С целью предотвращения перегрузки учащихся и сохранения их здоровья использую различные приемы и методы: динамические дидактические материалы, смену видов деятельности, свободное обсуждение и дискуссию на уроке, разноуровневые домашние задания и т.п. В зависимости от ситуации и степени напряженности работы на уроке, провожу на выбор: дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, физкультразминку, музыкальную паузу или даже минутный «сон». Сегодня остро стоит вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей личности и навыков исследовательской деятельности, и в новых учебниках включена проектная деятельность. Поэтому в межаттестационный период я начала изучение педагогической технологии - метод проектов. Собственные наблюдения показали, что особое значение проектной деятельности в школе заключается в том, что в ее процессе школьники приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни.

Использование технологии АМО деятельностного типа, развивают познавательный интерес у обучающихся, повышают общее интеллектуальное развитие, также способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность, развивает познавательный интерес к предмету. Это хорошо видно из результатов, полученных при решении специально подобранных задач для определения уровня сформированности познавательных и коммуникативных учебных действий.



© 2010-2022