Конспект урока орксэ «Образцы нравственности и культура человека»

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет ОРКСЭ. Основы светской этики Класс 4

Тема урока: «Образцы нравственности и культура человека»

Планируемые образовательные результаты

Познавательные УУД: строить речевое высказывание в устной форме; делать выводы.

Личностные УУД: определять общие для всех людей правила; ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

Регулятивные УУД: оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать других; работать в парах и группах; договариваться о правилах поведения и общения; доказывать и аргументировать свою точку зрения.

Цель урока

Воспитание чувства гордости за свою страну, чувства любви к Родине, познакомить с образцами нравственного поведения в культуре Отечества.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Труженик, коллективист, воин, патриот.

Средства ИКТ, используемые на уроке

Мультимедийная презентация (Microsoft Office PowerPoint ).

Организационная структура урока

Этап урока

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

Мотивация учебной деятельности.

Слайд 1.

Есть высшее счастье на свете Любовь и надежду храня, Оставить свой след на планете Во имя грядущего дня. (Кирилизе Жанне)
- Как вы понимаете эти строки? - С какой целью я приготовила этот отрывок?

П:

-строить речевое высказывание в устной форме

К:

- слушать и понимать других;

-строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-оформлять свои мысли в устной форме.

Актуализация знаний и создание проблемной ситуации.

Слайд 2.

Слайд 3.

- Посмотрите на экран. - Как называется картина, которую вы видите? (Три богатыря). - Кто ее автор? (В. Васнецов). - Кто изображен на этой картине? (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич). - Как вы понимает, кто такие богатыри?
- Посмотрите еще на одну картину В. Васнецова «Кощей Бессмертный». - Дайте характеристику этому герою русских сказок. - Кто из героев, на ваш взгляд, может быть образцом для подражания? Почему? - Как вы понимаете значение слова образец? - Как вы считаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?


.П:

- извлекать информацию из графического материала;

-строить речевое высказывание в устной форме;

- делать выводы на основе анализа объектов;

К:

- слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной форме;

Р:

-определять цель деятельности на уроке

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Сообщение темы урока.


Слайд 4.

Слайд 5.

Слайд 6

- Но чтобы назвать тему урока, нам необходимо разгадать кроссворд. Разгаданные слова помогут нам назвать тему урока. 1) Показательное или пробное изделие. (образец) 2) Совокупность норм и принципов поведения людей по отношению друг к другу. (нравственность) 3) Нравственные, моральные ценности, умения, образцы, традиции. Делится на духовную и материальную. (культура) 4) Две ходули, два махала, Два смотрила, одно кивало. (Человек)
Проверка. 1. Образец (мн.ч., И. п.) 2. Нравственность (Р. п.) 3. Союз - и. 4. Культура (И. п.) 5. Человек (Р.п.)

«Образцы нравственности и культура человека». - Назовите цели нашего урока. Узнать, кто является образцом нравственности в культуре Отечества.

.П:

- извлекать информацию из текста, схемы;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- делать выводы на основе анализа объектов; .К: -развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; Р:

- понимать цель выполняемых действий; -оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Работа по теме урока.

Слайд 7.


Слайд 8.


Слайд 9.

Слайд 10.

Слайд 11.

Слайд 12.

Слайд 13.

- А теперь, ребята, выберите для себя, кто для вас будет образцом нравственности. Обсудите свой выбор с соседом по парте. Карточки со словами. Труженик Эгоист Воин Лентяй Патриот Коллективист Хулиган - Давайте проверим, как вы справились с заданием. Попробуйте объяснить свой выбор.
Труженик Воин Патриот Коллективист
- К образцам нравственности относятся: труженик, патриот, воин, коллективист. - Рассмотрим каждый образец в отдельности.
Для этого мы разделимся на группы: 1 гр. - труженик, 2 гр. - патриот, 3 гр. - воин, 4 гр. - коллективист. Каждая группа проведет свое исследование.
- Труженик. Задания на карточках. - Как вы понимаете, кто такой труженик? (Предположения детей.) - Найдите в учебнике и токовом словаре определение слова «труженик» - трудолюбивый человек, который своим трудом создает материальные и духовные ценности на благо всего народа, всей страны. - Приведите примеры.
- Патриот. Задания на карточках. - Как понимаете? - Найдите в учебнике и толковом словаре определение слова «патриот» - человек, любящий свою Родину, свой народ, готовый ради них на жертвы, трудовые и ратные подвиги. - Приведите примеры.
- Воин. Задания на карточках. - Как понимаете? - Найдите определение в учебнике и толковом словаре. «Воин» - защитник Отечества. - Приведите примеры.
- Коллективист. Задания на карточках. - Как понимаете? - Как это определение дано в учебнике и в толковом словаре. «Коллективист» - заботится об интересах коллектива, иногда в ущерб своим собственным. - Приведите примеры.
- А теперь оцените свою работу в группе. Если у вас получилось сотрудничать, договориться, распределить обязанности, поднимите зеленую карточку. Возникали затруднения во время работы, поднимите желтую карточку. И если вам совсем не удалось договориться, поднимите красную карточку.

П:

-извлекать информацию из текста;

-строить речевое высказывание в устной форме;

-делать выводы на основе анализа объектов;

К:

- слушать и понимать других;

-строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Р:

-в диалоге с учителем оценивать свою работу и работу других учащихся.

Применение и закрепление изученного материала.

Слайд 14.

- А теперь ребята обдумайте все, что мы сегодня с вами узнали. Перед вами лежат карточки с высказываниями. Выберите каждая группа карточку с подходящим высказыванием только вашей группе: труженик, патриот, воин, коллективист.
  1. «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков». (Патриот.)
  2. «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет». (Воин.)
  3. «Один за всех и все за одного». (Коллективист.)
  4. «На работу с радостью, а с работы с гордостью». (Труженик.)
- Молодцы ребята! Анализ отрывков из произведений. - А теперь ребята, попробуйте проанализировать отрывки из произведений и обсудить с товарищем, является ли главный герой образцом для подражания и кем именно. Каждая группа выберет свой пример. - Почему вы так считаете? 1. Рассказ о пионерах-героях. (патриотизм) Зина Портнова. …Война застала ленинградскую пионерку в деревне, куда она приехала на каникулы. Зина вступила в молодежную организацию «Юные мстители». Она участвовала в дерзких операциях против врага, распространяла листовки, вела разведку… 2. Владимир Сутеев. Раз, два - дружно! (коллективизм) …Раз, два - дружно! - Ёжик, Заяц, Зайчиха и белки всей тяжестью навалились на рычаг, и ствол дерева стал не много приподниматься… Мимо Мышка пробегала. - Что это тут делается? - Эй, Мышка, иди сюда скорей, помоги нам! - Сейчас, только Лягушку позову… 3. Николай Носов. Огородники. (трудолюбие) … Стали мы копать. На этот раз Мишка хорошо работал, и мы много вскопали. Дошли до пня и стали его выкорчевывать. Обкопали со всех сторон и стали из земли тащить. Тащили, тащили, а он не лезет. Пришлось обрубать корни лопатой. Устали как лошади! Все-таки вытащили. Землю заровняли…. 4.Рассказ о пионерах - героях. (воин) Зина Портнова. … В 1943 году, возвращаясь с очередного задания, Зина попала в плен. Фашисты злостно пытали её, но Зина ничего не сказала. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрелила в гестаповца. Прибежавший на выстрел офицер тоже был убит…. - Взаимооценка групп. - Каждая группа с помощью сигнальных карточек оценивает работу своей группы.

К:

- слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Рефлексия.

- Чему был посвящен наш урок? - Сумели ли вы справиться с заданиями? - Перед вами у каждого на партах лежат листочки от дерева : ! - было все понятно и интересно; ? - понравилось, но остались вопросы; - - не понравилось, ничего не понял. Выберите тот листочек, который соответствует вашим ощущениям и приклейте его на наше дерево успеха. Посмотрите на наше дерево. - Достигли ли мы цели? - А теперь мы вернемся к словам-образцам нравственности, для того чтобы оценить работу группы в целом. Труженик Эгоист Воин Лентяй Патриот Коллективист Хулиган - Кем вы себя считаете?

П:

-извлекать информацию из текста;

-строить речевое высказывание в устной форме;

-делать выводы на основе анализа объектов;

К:

- слушать и понимать других;

-строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Р:

-в диалоге с учителем оценивать свою работу и работу других учащихся.

Итог урока.

- Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока. - Достигли ли мы поставленной цели? - Перечислите те образцы нравственности, с которыми мы познакомились сегодня. Что вы о них запомнили?

П:

-извлекать информацию из текста;

-строить речевое высказывание в устной форме;

-делать выводы на основе анализа объектов;

К:

- слушать и понимать других;

-строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Р:

-в диалоге с учителем оценивать свою работу и работу других учащихся.

Домашнее задание на выбор:
  1. Урок 26 - читать. Ответить на вопросы стр. 55.
  2. Подобрать по 5 пословицы к каждому образцу нравственности.
  3. Подготовь презентацию о конкретном человеке (воине, патриоте, труженике, коллективисте.)


© 2010-2022