Конспект урока литературного чтения по теме волшебная красота русской зимы. К. Паустовский Прощание с летом (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока литературного чтения в 3 -м классе по теме:

"Волшебная красота русской зимы" К. Паустовский «Прощание с летом»

Нигматуллина Нина Владимировна,

учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №2»
Учебник: «В одном счастливом детстве», 3 класс, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., изд. «БАЛАСС», Образовательная система «ШКОЛА 2100» Цели урока: 1.Предметные. Создать условия для формирования продуктивного чтения, то есть формирования типа правильной читательской деятельности, достижение понимания текста на уровне содержания и смысла, видения картин, понимания замысла автора. 2.Метапредметные.

  • Коммуникативные.
Донесение своей и понимание чужой позиций, умение общаться в парах, вести диалог.
  • Познавательные.
Создать условия для наблюдения, анализа, преобразования информации из одной формы в другую.
  • Регулятивные.
Создать условия для определения цели деятельности и соотнесение результата с целью и оценивание его.
  • Личностные.
Учиться видеть красоту в обычных явлениях природы, развивать эмоциональную сферу. Задачи:
  • учить слушать чтение;
  • вырабатывать внимание к слову и его значению;
  • работать над навыком выразительного чтения посредством хоровой работы над паузами, интонацией, темпом;
  • развивать воображение;
  • формировать потребность общаться с книгой, желание обсуждать прочитанное.
Тип урока - 1-й урок в работе с новым текстом Формы работы учащихся: фронтальная, парная, самостоятельная Необходимое техническое оборудование, компьютер, мультимедийное оборудование, CD-проигрыватель



Структура и ход урока



Этапы урока Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Деятельность учащихся Время(в мин.)

Организацион-ный момент


1
Проверка дом.задания

Чтение цитат - описание пейзажа из произведения Д.Самойлова «Перед снегом» 4
Работа с текстом до чтения















Портрет К. Г. Паустовского (№1)
Каждое время года по-своему красиво и интересно. У каждого свои тайны, загадки, чудеса. Но самое волшебное время - зима. Прочитайте стихотворение Е. Аксельрод. - Какую картину вы представили? -Какой прием использует поэт? - Сегодня мы продолжим с произведениями о первом снеге. - Прочитайте название произведения. - Кто его автор? С какими произведениями этого автора мы уже знакомы? (демонстрация ЭОР) Пролистайте текст. К какому жанру относится это произведение? - Почему? - Рассмотрите иллюстрации. Кто будет героями этого произведения? Чему вы обрадовались, рассматривая иллюстрации? -Верно, нас ждет встреча со старыми знакомыми из рассказа «Жильцы старого дома». Какое событие произошло осенью в старом доме?
Городу ночью холодно стало, Ночь для него одеяло достала. Снегом заботливо город одела И просветлела от доброго дела. -олицетворение


Прощание с летом
К. Паустовский «Жильцы старого дома» «Кот - ворюга» Рассказ







Заиграла шкатулка мастера Гальвестона 3










Работа с текстом во время чтения Чтение 1-ой части















Чтение 2-ой части





Чтение 3,4 частей



-Давайте начнём читать. Каким настроением проникнута первая часть рассказа? Отчего грустит рассказчик? Какие слова и выражения указывают на отношение автора к этому времени года - Уют и тепло старого дома и безрадостная, унылая картина за окном… Но разве поздняя осень не умеет преподносить неожиданные подарки, восхищать и поднимать настроение? Чем она может порадовать по вашему? Может быть, это чудо произойдет во 2 части рассказа. Послушайте, пожалуйста. Чтение 2 части рассказа учителем наизусть. Что вы почувствовали? - Так уж заведено в природе, что перемены в ней происходят именно ночью. -Изменилось ли настроение рассказчика во 2 части?


Закончите читать рассказ самостоятельно про себя (одними глазами) пока звучит музыка (медленная композиция Кто прочитает раньше, прислушайтесь к музыке: - Помогает ли она лучше почувствовать настроение рассказа? Чтение 1-й части (хорошо читающими учениками) по 2 абзаца. -одинокая ветка березы за окном, плакал Фунтик, никто не навещал…


















Чтение вызванным учеником.




4
















2






2


4





Физминутка Звучит музыка Чайковский П.И. «Времена года. Октябрь» -Опустите головы, положите их на руки и послушайте музыку. Какие чувства она вызывает? К какой части рассказа подходит первый отрывок? -Второй отрывок? -Дети слушают музыку, опустив головы на сложенные на парте руки. 1 6.



















































Работа с текстом после чтения, обобщающая беседа





1)первая часть рассказа.
  • Чтение по абзацам

  • Словарная работа














  • Анализ










  • Работа над быстрым чтением (с помощью секундомера)

























иллюстрации Познакомимся подробнее с каждой частью и поработаем над улучшением нашего чтения, чтобы наше чтение нравилось другим. Для этого надо читать: Без ошибок Быстро (целыми словами) Выразительно С пониманием

- С кем мы встретились? -Какое время года описано? Какой месяц? - Объясните значение слов и выражений: Глухие туманы
Вода хлестала
Стреха



Самовар-инвалид

Ненастная ночь Плеск дождя - Какие чувства возникли у вас при чтении? - как автор относится к тому, о чем пишет? Прочитайте строчки - как вы думаете, почему ноябрь - самое грустное время в деревне? -кто же отвлекает от скучной осенней картины за окном и создает в доме уют? Чтение на время (20 с). "Обгони себя" - повторное чтение (20 с.), чтобы получилось быстро, стараемся читать целыми словами - Кто обогнал, погладить себя по головке (обратить внимание на важность повторного чтения любого текста).
















-густые, непроглядные -била, лилась с шумом -нижний, свисающий край крыши деревянного дома -старый, немного испорченный - дождливая - звуки дождя

1






5
































































































2) 2-я часть рассказа
  • Работа над
безошибочным чтением



  • Интерактив-ное задание


  • Словарная работа











  • Анализ




















  • Интерактив-ное задание


3) Третья часть рассказа. Работа над выразительным чтением (а значит, над чтением с пониманием)
  • Словарная работа
















  • Работа над интонацией





  • Чтение по ролям












Найди авторское слово (№2)


































Что такое эпитет (№3)














иллюстрация (№4)




иллюстрация (№5) Чтение самых длинных слов (открываются на доске, разделены на слоги, стоит ударение): прислушивался необыкновенная головокружительной Выбери из слов именно те, которые К.Г. Паустовский использовал в рассказе (демонстрация ЭОР) Объясните слова и предложения: Оглох во сне

Мертвая тишина Головокружительная высота Стужа заворожила поля…
Снег к лицу Земля как невеста
Как автор говорит о дожде, ветре? Почему он употребил слово «умер» Какой прием использует писатель? Почему вдруг стало тихо? Как следует прочитать вопросительное предложение? Что надо передать? - На кого похожа стужа? - Как вы думаете, почему автор не называет птицу? - Вспомните, кто такой Рувим?
- На кого похожа земля? - Какие приемы использует автор?
-Что такое эпитет? -Найдите в тексте эпитеты и отметьте их карандашом.










Объясните слова: приплёлся

первопуток

корыто




кувшин


стародавние - Какие чувства присутствуют в рассказе? - Какие интонации в словах деда?


Хоровое чтение третьей части по ролям с указанными интонациями (автор - учитель)
( на подготовку 1 минута) оценки












- проснулся от необычайной тишины - очень тихо -очень высоко
- изменила, заколдовала - очень украшает - чистая, красивая, белая



Олицетворение








писатель Рувим Фраерман, друг К. Паустовского
Эпитет - нарядная и олицетворение














- плестись- идти медленно, вялой походкой - первый зимний путь по свежему снегу. - большой продолговатый сосуд для стирки и для других домашних надобностей - высокий округлый сосуд с горлышком и ручкой -давно минувшие торжественность, радость, удивление вопрос с усмешкой, неспешный разговор Хоровое чтение третьей части по ролям с указан-ными интонаци-ями. Рувим - де-вочки, Дед Мит-рий - мальчики) 5

























































6



























































































7.







4) чтение 4-й части
  • Чтение про себя
  • Словарная работа














  • Анализ



































  • Работа в парах

Рефлексия Дом. задание


















иллюстрация (№6)



































иллюстрация



Объясните значение слов и выражений: День дремал Одинокие снежинки Снежинки как бисер

Сумерки Ряска.







- Какие приемы использует писатель для описания дня, неба, снежинок? - О каких птицах вы прочитали? - Как они выглядят? Что значит «нахохлившись»? - О какой ягоде К. Паустовский говорит, как о последней памяти о лете? - Как удалось догадаться, что «у берега уже образовался слой льда»? - кого увидели в пруду любители природы? - Какие запахи они почувствовали? -Где растет брусника? Брусника - ягода, которая поспевает поздней осенью в лесах, ее можно отыскать и под снегом ранней зимой, растет во влажных местах. - Как лес готовится к тому, что пойдет снег? - Сравните выражения: густое небо; густой снег. - В одном ли значении автор употребляет эти эпитеты? - Что значит «порошил» - Для чего рассказчик и его друг отправились в лес? - Какие предложения в четвертой части показались самыми красивыми? Самыми сказочными? Прочитайте друг другу

Итак, что нового каждый узнал о себе, прочитав Паустовского? Дома выпишите понравившиеся цитаты на страничку «Осень», подготовьте для выразительного чтения отрывок на выбор.






- отдыхал - мало снежинок. - мелкие стеклян-ные цветные бусинки. - вечер - водяное расте-ние, имеющее форму мельчай-ших зеленых пластинок и образующее сплошной слой на поверхности стоячей воды. Олицетворение, эпитеты, сравнения

взъерошенные от холода
о красной рябине



-стаю плотиц смешанный запах снега и брусники





























-В самом обычном можно найти что-то чудесное. Радоваться приходу нового времени года…
6
























































1
Приложение к плану-конспекту урока Тема урока: К.Г. Паустовский «Прощание с летом» Таблица 2. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР № Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации (иллюстрация,пре-зентация, , тест, и т.д.) Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР 1.


Портрет К.Г. Паустовского

иллюстрация


иллюстрация, текст

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/44338795-396d-484a-bc13-0f22783a1da0/%5BNS-LIT_3-05%5D_%5BTD_069%5D.html 2.


Найди авторское слово
интерактивное задание

текст


files.school-collection.edu.ru/dlrstore/dbedcc1a-2a06-4efa-8284-f2e292baffdb/%5BNS-LIT_3-05%5D_%5BQS_070%5D.html 3.


Что такое эпитет

интерактивное задание

текст, иллюстрация

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/46bb58ad-bb1c-42b7-baac-9210ba8260e8/%5BNS-LIT_3-05%5D_%5BQS_067-1%5D.html 4



Долбленые деревянные предметы

иллюстрация



иллюстрация



files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fcee5cdf-6be7-42b8-b5b9-29dbf89a3522/Dolblenye_derevyannye_izdeliya.jpg 5

Кувшин

иллюстрация

иллюстрация

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/91c08434-0b98-49f6-8c38-2a24aabc3790/Kuvshin3.jpg 6. Ряска


иллюстрация
иллюстрация files.school-collection.edu.ru/dlrstore/eaf8f855-dff9-4b6a-a928-081f2d3b3e67/%5BEST5_05-38%5D_%5BPF_01%5D.JPG
© 2010-2022