- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья Особенности применения Интернет-технологий в начальной школе. Разработка сайта интерактивного обучения
Статья Особенности применения Интернет-технологий в начальной школе. Разработка сайта интерактивного обучения
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Волкова Е.Н. |
Дата | 06.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Особенности применения Интернет-технологий в начальной школе. Разработка сайта интерактивного обучения.
Волкова Е.Н. Стремительное развитие информационной культуры привело к тому, что современный человек начинает освоение компьютера с самого раннего детства. Поэтому использование информационных технологий в образовательном процессе, в том числе и в начальной школе, на сегодняшний день является объективным и естественным процессом, а актуальность данной проблемы не вызывает сомнения [1, 32]. Информационные технологии обучения - это все технологии, использующие специальные технические информационные средства: персональный компьютер, аудио-, видеотехника, Интернет [2, 13]. Интернет-технологии - это автоматизированная среда получения, обработки, хранения, передачи и использования знаний в виде информации, реализуемая в глобальной сети Интернет [3, 7]. Согласно ФГОС, информационные технологии рассматриваются как базовая педагогическая технология, и они должны пронизывать весь образовательный процесс. В этих условиях современный учитель обязан уметь работать с общепользовательскими инструментами: текстовым редактором, редактором презентаций и т.д., пользоваться ресурсами глобальной сети Интернет. Интернет-технологии, в частности, сетевые образовательные ресурсы, как компонент информационных технологий с каждым годом приобретают все большую актуальность в образовательном процессе. Сегодня практически каждый педагог начального образования понимает важность внедрения Интернет-технологий в педагогический процесс, видит все преимущества их использования: повышение мотивации учения, скорости усвоения знаний, качества обучения, активности учащихся [4, 27].
Особенности применения Интернет-технологий в начальной школе. Применение Интернет-технологий в начальной школе имеет ряд характерных особенностей по сравнению со средним и страшим звеном. Эти особенности обусловлены возрастными психофизиологическими возможностями детей, а также социальными условиями их развития. Младший школьный возраст - это переломный этап в развитии ребенка, связанный, во многом, с началом обучения в школе, сменой основного вида деятельности с игровой на учебную. Это период интенсивного развития мышления, речи, памяти, восприятия, воображения и самосознания. Опыт работы показывает, что большинство детей 6-7 лет уже имеют начальные практические навыки «общения» с компьютером. Однако дети данного возраста воспринимают компьютер как средство развлечения, а не источник информации. Также первоклассники в своем большинстве еще не умеют достаточно бегло читать, не имеют навыков Интернет-навигации. В связи с этим, казалось бы, применение Интернет-технологий в начальной школе следует начинать как минимум со второго года обучения. Но на практике возможно и более раннее внедрение данных технологий в образовательный процесс. В работе с учащимися начальной школы применение ресурсов глобальной сети Интернет начинаю со второго полугодия 1 класса, когда все дети уже владеют техникой чтения. На данном этапе применение Интернет-технологий ограничивается, в основном, внеурочной деятельностью. Знакомство с Интернетом начинаю с внеурочного мероприятия «Интернет-джунгли», целью которого является разъяснение детям безграничных возможностей глобальной сети и всевозможных опасностей, которые их подстерегают. Мероприятие проводится в виде виртуального путешествия по просторам Интернет-джунглей, в ходе которого дети учатся ориентироваться в бесконечном потоке информации, отличать полезную информацию от спама. Закрепить на практике полученные знания по Интернет-безопасности детям помогает интерактивная игра «Прогулка через дикий лес Интернета», созданная в рамках программы Совета Европы «Сроим Европу для детей и вместе с детьми». После инструктажа по Интернет-безопасности, приступаю к применению ресурсов Интернет в образовательном процессе. Следует помнить, что сетевые ресурсы, используемые на начальном этапе обучения, должны быть адаптированы для детей семилетнего возраста: графическая информация должна преобладать над текстовой, навигация должна быть максимально упрощена, приветствуется использование анимации, аудио- и видеоматериалов. В 1 классе применение Интернет-технологий сводится к использованию развивающих флеш-игр, онлайн-раскрасок, прохождению интерактивных тестов, просмотру видеороликов, прослушиванию аудиофайлов. В процессе работы с Интернет-ресурсами, дети не только выполняют учебные задачи, но и развивают технические навыки работы с компьютером, учатся ориентироваться в глобальной сети. Пользование Интернетом проходит под руководством педагога или родителей. Последующие года обучения открывают новые возможности применения Интернет-технологий в начальной школе. Продолжая использовать вышеперечисленные ресурсы Интернет, стараюсь постепенно усложнять задачи, применять технологии интерактивного сетевого обучения. В результате у детей должно сформироваться представление об Интернете как источнике информации. Особенно эффективно в своей педагогической практике применяю ресурсы глобальной сети Интернет при обучении учащихся основам проектной и исследовательской деятельности. Однако практически на любом школьном предмете в начальной школе можно применять Интернет-технологии. Важно одно - найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Следует отметить, что применение Интернет-технологий в начальной школе должно выполнять определенную образовательную функцию, помогать ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а, ни в коем случае, не подорвать здоровье. Поэтому Интернет-ресурсы должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа в Интернете должна быть чётко продумана и дозирована, применение компьютерных технологий на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования информационно-компьютерных технологий [5, 13].
Разработка сайта интерактивного обучения. Применение Интернет-ресурсов в образовательном процессе требует от педагога минимальных знаний в области компьютерной техники. Разработка авторских сетевых образовательных ресурсов - более высокая ступень использования информационных технологий, требующая определенной технической и методической подготовки. Сайт интерактивного обучения - это сетевой образовательный ресурс, предоставляющий учащимся возможность осваивать теоретический материал, проверять свои знания и применять их на практике как под руководством педагога, так и самостоятельно. Разработка сайта интерактивного обучения состоит из двух этапов:
- методический (подбор теоретической информации, разработка тестов, тренингов и т.п.);
- технический (разработка структуры сайта, создание web-страниц, загрузка на сервер).
Применение Интернет-технологий в начальной школе позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность учителю расширить спектр способов представления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным. Из опыта работы могу сделать вывод о том, что, применяя Интернет-технологии в начальной школе, необходимо: - учитывать возрастные особенности младших школьников; - использовать разнообразные виды информационных ресурсов; - обучать детей правилам безопасного пользования Интернетом; - осуществлять контроль безопасности детей в Интернет-пространстве; - постепенно усложнять задачи использования учащимися Интернет-ресурсов; - постоянно стремиться к повышению своего профессионального мастерства. В условиях современного общества компетентность педагога составляет его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением информационных и коммуникационных технологий, ведь современные технологии предназначены для тех педагогов, которым небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего.
Список литературы.
- Артамонов А.Д. Технические университеты в информационном обществе / А.Д. Артамонов, Г.И. Ловецкий. - М. : МГТУ, 2004. - 288 с.
- Лапчик М. Информатика и технология: компоненты педагогического образования / М. Лапчик // Информатика и образование. - 1991. - №6.
- Интернет-технологии в образовании: Учебно-методическое пособие / Абалуев Р.Н., Астафьева Н.Г., Баскакова Н.И., Бойко Е.Ю., Вязавова О.В., Кулешова Н.А., Уметский Л.Н., Шешерина Г.А. - Ч.3. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2002. - 114 с.
- Акимова М. К. Психологическая коррекция умственного развития школьников / М.К. Акимов, В.Т. Козлова. - М.: Академия, 2000. - 237c.
- Ким Н.А. Занимательная информатика для младших школьников / Н.А. Ким, Г.Р. Корабейников, В.А. Камышева // Информатика и образование. - 1997. - №2. - С.13.
5