Рабочая программа. Кружок Мастерская конструирования 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воронежская область, город Бутурлиновка

область,


жская область

Г.Бутурлиновка

Бутурлиновка


(территориальный, административный округ (город, район, поселок)


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение


Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа №4


Бутурлиновского муниципального района Воронежской области


(полное наименование образовательного учреждения)


УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол

от____________ 20__ года

Председатель педсовета

Подпись, печать ОУ Ф.И.О.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

научно-познавательное

____________________________________________________________



кружок «Мастерская конструирования»

____________________________________________________________



2013-2014 г

____________________________________________________________


возраст 9-10 лет

____________________________________________________________

Вербицкая Ольга Аркадьевна

(Ф.И.О. учителя, составителя)

Пояснительная записка.


Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Мастерская- конструирования» для 3 классов составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта. (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»).

Основные учебные цели данной программы Занятия конструированием, программированием, исследованиями, написание отчётов, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию учащихся. Интегрирование различных школьных предметов в учебном курсе ЛЕГО открывает новые возможности для реализации новых образовательных концепций, овладения новыми навыками и расширения круга интересов. В программе содержатся ссылки на учебные цели по каждому предмету, но у каждого задания комплекта есть основной учебный предмет, находящийся в фокусе деятельности учащихся.

Естественные науки Изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в машине. Идентификация простых механизмов, работающих в модели, включая рычаги, зубчатые и ременные передачи. Ознакомление с более сложными типами движения, использующими кулачок, червячное и коронное зубчатые колеса. Понимание того, что трение влияет на движение модели. Понимание и обсуждение критериев испытаний. Понимание потребностей живых существ. Технология. Проектирование Создание и программирование действующих моделей. Интерпретация двухмерных и трехмерных иллюстраций и моделей. Понимание того, что животные используют различные части своих тел в качестве инструментов. Сравнение природных и искусственных систем. Использование программного обеспечения для обработки информации. Демонстрация умения работать с цифровыми инструментами и технологическими системами. Технология.

Реализация проекта Сборка, программирование и испытание моделей. Изменение поведения модели путём модификации её конструкции или посредством обратной связи при помощи датчиков. Организация мозговых штурмов для поиска новых решений. Обучение принципам совместной работы и обмена идеями. Математика Измерение времени в секундах с точностью до десятых долей. Оценка и измерение расстояния. Усвоение понятия случайного события. Связь между диаметром и скоростью вращения. Использование чисел для задания звуков и для задания продолжительности работы мотора. Установление взаимосвязи между расстоянием до объекта и показанием датчика расстояния. Установление взаимосвязи между положением модели и показаниями датчика наклона. Использование чисел при измерениях и при оценке качественных параметров. Развитие речи Общение в устной или в письменной форме с использованием специальных терминов. Подготовка и проведение демонстрации модели. Использование интервью, чтобы получить информацию и написать рассказ. Написание сценария с диалогами. Описание логической последовательности событий, создание постановки с главными героями и её оформление визуальными и звуковыми эффектами. Применение мультимедийных технологий для генерирования и презентации идей. Участие в групповой работе в качестве «мудреца», к которому обращаются со всеми вопросами.

Цели и задачи курса внеурочной деятельности «Мастерская- конструирования».

Курс внеурочной «Мастерская-конструирования» предназначен для того, чтобы положить начало формирования у учащихся начальной школы целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире. Реализация данного курса позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций - умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширить технический и математический словари ученика. Особенно важно не упустить имеющийся у младшего школьника познавательный интерес к окружающим его рукотворным предметам, законам их функционирования, принципам, которые легли в основу их возникновения.

Занятия в рамках данного курса проводятся на основе выполнения учащимися тематических проектных заданий, которые стимулируют использование знаний, полученных детьми на уроках по следующим предметам:

  1. окружающий мир,

  2. труд и информационные технологии,

  1. математика,

  2. изобразительное искусство.

Всё это способствует формированию у учеников младшей школы целостного представления об окружающем их мире, а следовательно решает проблему ФГОС НОО.

Кроме этого, реализация этого курса в начальной школе помогает развитию коммуникативных навыков учащихся за счет активного взаимодействия в ходе групповой проектной деятельности.

Основные цели программы:

формирование у учащихся целостного представления об окружающем мире;

формирование у учащихся целостного представления о мире, созданном руками человека и о его взаимодействии с миром природы;

ознакомление учащихся с основами конструирования и моделирования, расширение знаний об основных особенностях конструкций, механизмов и машин;

развитие способности творчески подходить к проблемным ситуациям;

развитие познавательного интереса и мышления учащихся;

развитие общеучебных навыков, связанных с поиском, обработкой информации и представлением результатов своей деятельности;

развитие коммуникативных навыков.

Основные задачи программы:


расширение знаний учащихся об окружающем мире, о мире техники;

актуализация имеющихся у учащихся знаний об окружающем мире и их практическое применение;

обучение решению творческих, нестандартных ситуаций на практике при конструировании и моделировании объектов окружающей действительности;

развитие коммуникативных способностей учащихся, умения работать в группе, умения аргументировано представлять результаты своей деятельности, отстаивать свою точку зрения.

Содержание программы курса внеурочной деятельности "Мастерская - конструирования».

Курс «Мастерская-конструирования» включает в себя три модуля:

  1. Первые конструкции.

  2. Первые механизмы.

  3. Мир вокруг нас.

В программе курса не предусмотрено жесткое разделение учебного времени и фиксированного порядка прохождения тем: эту задачу учитель решает сам, с учетом условий образовательного учреждения и возрастом учащихся.

Учащиеся, работая по карточкам и заданиям учителя, испытывают собранные модели и анализируют предложенные конструкции. Далее они выполняют самостоятельную работу по теме, предложенной учителем. Помощь учителя при данной форме работы сводится к определению основных направлений работы и к консультированию учащихся.

Самостоятельная работа выполняется учащимися в форме проектной деятельности, может быть индивидуальной, парной и групповой. Выполнение проектов требует от детей широкого поиска, структурирования и анализирования дополнительной информации по теме.

Книга проектов «Мир вокруг нас» предлагает широкий выбор тем. В данной программе приведено планирование по теме «Транспорт».

При конструировании могут дополнительно использоваться все наборы ЛЕГО, имеющиеся в МКОУ Б СОШ №4. Привлечение дополнительных материалов - бумаги, картона, ткани, природного материала, фигурок людей, животных, игрушек и др. помогает разнообразить детские проекты.

Способы организации занятий.

Есть множество способов организовать занятия с материалами LEGO. Каждое занятие может занять один урок, а может и больше - все зависит от того, сколько будет затрачено времени на обсуждение, сборку модели, освоение компьютера, экспериментирование. На занятиях учащиеся могут работать как индивидуально, так и небольшими группами, или в командах - это зависит от доступного количества компьютеров и наборов .Способ A: Сначала «Первые шаги», затем задание Комплекта:

Предварительное знакомство с основными идеями построения и программирования моделей помогает учащимся освоиться с конструктором и программным обеспечением. Затем переходим к выполнению задания Комплекта. Предлагаем ученикам выбрать одно из трёх заданий каждого раздела Комплекта. Отдельные группы учеников могут работать быстрее остальных и выполнить все три задания, в то время как другие успеют завершить только одно или два, этим учащимся предлагаются дополнительные задания. Иногда, для поощрения сотрудничества, предлагается использовать модели из других проектов. По завершении работы над проектами проходит выставка моделей. Способ B: Сосредоточиться на заданиях Комплекта Занятия сразу начинаются с Комплектом заданий, уделяя больше времени проектам, чтобы пробудить интерес к экспериментированию. Ученикам предлагается постараться выполнить все задания (см. схему В) или, если времени недостаточно - на выбор одно задание по каждому разделу Комплекта.

Подготовка учебного кабинета для проведения занятий по курсу внеурочной деятельности «Мастерская- конструирования.


  1. На компьютерах установлено программное обеспечение

  2. ..

  3. На компьютере установлен комплект заданий .

  4. Элементы каждого конструктора сложены в контейнер.

  5. Для каждого учащегося или группы организовано рабочее место с компьютером и свободным местом для сборки моделей.

  6. Имеется комплект измерительных инструментов: линейки или рулетки, секундомеры, а также бумага для таблицы данных.

  7. Оборудован отдельный шкаф для хранения наборов.

  8. Незавершённые модели хранятся в контейнерах или на отдельных полках.

  9. Предусмотрено место, где можно разместить дополнительные материалы: книги, фотографии, карты - всё, что относится к изучаемой теме.

  10. Результаты работы фиксируются в виде фотографий, видео клипов, презентаций

Тематическое планирование программы.

Модуль «Первые механизмы» . Количество часов - 34 часа ,1 час в неделю.

Введение - 1 час

  1. Правила организации рабочего места. Правила и приемы безопасной работы.

  2. Знакомство с элементами конструктора и свойствами материала, из которого он изготовлен.

  3. Название деталей конструктора, варианты соединений деталей друг с другом.

Зубчатые колёса - 2 часа

  1. Зубчатые колеса. Зубчатое зацепление. Зубчатая передача. Направление вращения.

  2. Игры и забавы. Зубчатые передачи в быту.

  3. Модели «Глаза клоуна», «Волчок»., «Угадай цвет». Сбор моделей, исследование и анализ полученных результатов.

  4. Скорость вращения зубчатых колес разных размеров при совместной работе.

  5. Механизмы и инструменты. Модели «Карусель» , «Ручной миксер». Сбор моделей, исследование и анализ полученных результатов.

  6. Творческий проект: «Парад игрушек»

Творческие проекты - 2 часа

  1. Парк развлечений.

  2. Детская площадка.

  3. Мой город.

Модуль «Мир вокруг нас»

Тема: «Транспорт»

Примерное количество часов - 17часов

История развития транспортных средств - 2часа.

  1. Транспорт. История развития транспорта. Первые дороги. Двухколесные и четырехколесные повозки, колесницы. Транспорт в средние века. Кареты, экипажи, повозки.

  2. Сбор моделей, исследование и анализ полученных результатов.

Автомобильный транспорт- 5 часов

  1. Велосипеды, мотоциклы, автомобили. История развития. Доставка грузов и пассажиров.

  2. Сбор моделей автомобиля - легковой, грузовой, гоночный. Испытание и анализ полученных результатов.

  3. Водный транспорт-2 ч.

  4. Дороги, мосты, тоннели. Транспортные развязки, мосты в разных природных условиях. Конструирование, испытание и анализ полученных результатов. .

  5. Будущее автомобильного транспорта. Лодки, катера, пароходы.

  6. Творческий проект: «Автомобиль будущего».

  7. Воздушный транспорт. Самолёт-3 часа.

« Животные»-13 часов.

« Люди» -2 часа.

IX. Литература

  1. 1. Первые механизмы LEGO Dacta: Книга для учителя/ пер. с англ.яз. П.А. Якушкин, при участии Е.В. Перехвальской, О.В.Михеевой. - М.: ИНТ, 1997

  2. 2. Мир вокруг нас: Книга проектов: Учебное пособие. - пересказ с англ. - М.: ИНТ, 1998,2000

  3. 3. Якушкин П.А. Механизмы ЛЕГО Дакта. Инструмент и предмет изучения // Технология - 1999. Материалы 5 Международной конференции окт. 1999г. - М.: МИПКРО, 1999


Тематическое планирование.


3 класс

(34 часа из расчёта 1 час в неделю)

п/п

Наименование разделов, блоков, тема урока.

Коли чество часов,

всего

Количество часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

Дата проведения

Аауди-торный

Не ауди торный

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

7

«Первые механизмы»

1

Введение

1

1


Правила организации рабочего места. Правила и приемы безопасной работы. Знакомство с элементами конструктора и свойствами материала, из которого он изготовлен. Название деталей конструктора, варианты соединений деталей друг с другом.

2-3

Зубчатые колёса.

2

1

1

Зубчатые колеса. Зубчатое зацепление. Зубчатая передача. Направление вращения. Игры и забавы. Зубчатые передачи в быту.

Модели «Глаза клоуна», «Угадай цвет», «Волчок». Сбор моделей, исследование и анализ полученных

4-5

Творческие проекты.

1


1

Парк развлечений. (Механический вратарь). Детская площадка.  Мой город.

« Животные»

6-7

Обезьянка -барабанщик.

2

2


Защита проектов. Какие бывают животные. Дикие животные. Конструирование

модели животного.

8-9

. Аллигатор.

2

2


Кроссворд. Умение изготовления конструкций модели дикого животного.

Конструирование

модели птицы.

3

2

1

Познакомить с видами крепежа, сконструировать модель птицы. Защита проектов. Умение изготовления конструкций подпорки.

13-17

Танцующая птица

5

5


Какие бывают птицы. Конструирование

модели птицы.

18-20

Лев.

3

3


Защита проектов. Какие бывают животные. Дикие животные. Конструирование

модели животного.

Познакомить с животными занесёнными в

«Красную книгу» .Уметь выполнять конструкцию модели животного.

«Мир вокруг нас» «Транспорт»

21-22

История развития транспортных средств

2

2


Транспорт. История развития транспорта. Первые дороги. Двухколесные и четырехколесные повозки, колесницы. Транспорт в средние века. Кареты, экипажи, повозки. Сбор моделей, исследование и анализ полученных результатов

23-29

Автомобильный транспорт.

Водный транспорт. Лодка.

7

5

2

Велосипеды, мотоциклы, автомобили. История развития. Доставка грузов и пассажиров. Сбор моделей автомобиля - легковой, грузовой, гоночный. Испытание и анализ полученных результатов. Дороги, мосты, тоннели. Транспортные развязки, мосты в разных природных условиях. Конструирование, испытание и анализ полученных результатов.

Поломка на дороге, отдых на дороге. Моделирование места для парковки автотранспорта, станции ТО, автозаправки.

Будущее автомобильного транспорта. Творческий проект «Автомобиль будущего».

30-32

3

2

1

Защита проектов. Умение изготовления воздушного транспорта. Выставка. Знакомство с воздушным транспортом.


« Люди»



33


Футбольные болельщики.

1

1

Защита проектов. Умение изготовления фигуры человека. Выставка. Знакомство с правилами игры в футбол.

34

Великан.

1

1

Конструирование сказочных героев.


© 2010-2022