Книга жизни-история нашего класса

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ СОШ 172 г.

КНИГА НАШЕЙ ЖИЗНИ

«Семья - школа - Родина»










Автор:

Сафиуллина Татьяна Львовна,

учитель начальных классов,

1 квалификационной категории
















г. Нижний Новгород

2012 - 2015 учебные годы


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ВВЕДЕНИЕ Многие годы предназначение начальной школы видели в том, чтобы дать детям представление об окружающем мире. Но наряду с этой, несомненно важной задачей, начальная школа сегодня в первую очередь должна развивать познавательную активность ребёнка, формировать самостоятельную творческую личность; дать навыки совместной деятельности и социального общения. Ещё один важный аспект - нравственное и патриотическое воспитание в школе, которому в последнее время стали уделять больше внимания. Это правильно, так как идут негативные процессы в духовном состоянии общества - снижение моральных критериев, нарушение преемственности поколений, рост национализма и ксенофобии, ухудшение физического, социального и психического здоровья населения. Это общемировой процесс, к сожалению, и это вызывает тревогу за будущее поколение. Поэтому внеурочная воспитательная работа в школе - важный компонент педагогической деятельности. Новые образовательные стандарты предполагают возрастание роли внеурочной воспитательной работы и участия семьи в этом процессе. Классики отечественной педагогики, начиная с К.Д. Ушинского, всегда понимали педагогику не только как науку в строгом смысле слова, но и как искусство воспитания. В самом деле, учитель, особенно начальных классов, должен:

  • дать начальные базовые знания;
  • сформировать умение работать с дидактическим материалом;
  • адаптировать детей к школьной реальности;
  • сделать усвоение знаний интересным, даже забавным;
  • развить мотивацию к учению;
  • сформировать классный коллектив;
  • сформировать и развить стремление к творчеству, самосовершенствованию;
  • сформировать и развить духовные, гражданские, патриотические убеждения.
И ещё многое, многое другое - перечислять можно бесконечно. Причём, если первые два пункта относятся к учительской, урочной деятельности, то «многое другое» - это воспитательская, в основном внеурочная работа. И здесь учитель начальных классов должен сочетать в себе качества педагога, психолога, организатора, режиссёра и актёра, близкого человека и одновременно старшего, руководителя. В то же время учитель, применяя свои педагогические методы и приёмы, должен, как врач, помнить - «Не навреди!». Поэтому учитель должен планировать результаты учебно-воспитательной деятельности. В соответствии с этими реалиями и новыми стандартами я начала готовить программу внеурочной работы со школьниками. Работая в начальной школе с 1993 года, я поняла, как важно строить воспитательную работу в комплексе с образовательной; взаимодействовать с родителями; начинать работу с простых вещей, постепенно подводя ребёнка к пониманию своей роли и своего значения в жизни семьи, школы, родного края. В 2012 году в первый «А» класс пришли дети из разных социальных слоёв, из полных и неполных семей, с разной степенью подготовки к школе, с разной мотивацией к учёбе. Каждый ребёнок со своим характером; некоторые с психологическими проблемами. К тому же для детей, особенно не посещавших детский сад, переход к школьному бытию - определённый стресс. Основа программы внеурочной деятельности была готова к началу приёма нового класса, но любая воспитательная программа - это в большей степени направление работы плюс разработанные конкретные мероприятия, например, поездки, классные часы и т.д. Коррективы в программу вносятся всегда в зависимости от состава класса, участия-неучастия в процессе родителей, возникновения каких-либо обстоятельств, требующих воспитательного воздействия. Тогда корректируются определённые направления, методы и приёмы работы. В первую очередь нужно было решить задачу объединения детей в КЛАСС, в коллектив, имеющий общие задачи и интересы. В решении этой задачи очень важна связь с родителями, СЕМЕЙНОЕ участие в жизни класса и школы. Так родилась программа внеурочной работы, рассчитанная на весь цикл обучения в начальной школе, которую я условно назвала образовательно-воспитательной программой «Семья - школа - Родина». Задачи педагогического воспитания обширны и очень важны. Образовательные стандарты предусматривают направления, перечисленные в моей программе:
  • спортивно- оздоровительное;

  • художественно-эстетическое;

  • научно-познавательное;

  • гражданско-патриотическое;

  • духовно-патриотическое;

  • общественно-полезное;

  • туристско-краеведческое.
С учётом возраста детей в качестве целей и задач воспитательной работы я выбрала несколько основных направлений: нравственно-патриотическое, эмоционально-эстетическое, общественно-полезное. Другие направления были вспомогательными, средствами достижения намеченных целей - например, туристско-краеведческие мероприятия использовались в целях патриотического, нравственного и эстетического воспитания. Методы воспитательной работы достаточно известны всем педагогам - это поощрение и порицание, убеждение и побуждение, поручение и личный пример. В соответствии с современным расширением и усложнением понятий в педагогике они называются объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, приучения и упражнения, стимулирования деятельности и самовоспитания. Но суть, основной смысл остаются прежними. В работе с младшими школьниками я всегда применяла традиционные воспитательные средства и методы: основной метод - убеждение и побуждение, средства - вовлечение всех в процесс осознания, участия, осмысления; то есть средства, требующие размышления и участия. Теперь же эти классические, применявшиеся ещё со времён К.Д. Ушинского непрямые способы воздействия на сознание и поведение школьников вновь актуальны, как наиболее действенные. Программа воспитательной внеурочной работы за годы совместной деятельности учителя, детей и их семей стала действительно живой, откликающейся на вопросы и события школьной и семейной жизни. Внеурочная работа стала общим делом; все охотно вносили свои предложения, участвовали, бережно хранили свидетельства общей деятельности. Эти свидетельства (фотографии, видеофильмы, сценарии, презентации, рисунки и поделки) легли в основу своеобразного дневника, который мы назвали «Книга нашей жизни», а сухие пункты Программы наполнились живым содержанием и стали её страницами.

КНИГА НАШЕЙ ЖИЗНИ СТРАНИЦЫ: День рождения класса МОЯ СЕМЬЯ:
  • генеалогическое дерево
  • моя фамилия
  • традиции моей семьи
  • любимое блюдо моей семьи
  • подарок маме своими руками
МОЙ ГОРОД:
  • экскурсия по Нижегородскому кремлю
  • интерактивная экскурсия, викторина и конкурс рисунков о Нижегородском кремле
  • экологические мероприятия
  • экскурсии на предприятия города
МОЙ КРАЙ:
  • природа Нижегородской области
  • работа в библиотеке им. В. Даля
  • нижегородские ремёсла
  • экскурсия в г. Семёнов
  • великие люди Нижегородского края
МОЯ РОДИНА
  • встречи с героями и ветеранами ВОВ и труда
  • Урок мужества
  • День папы
  • Сын, отец, Отечество
ЗАКЛЮЧЕНИЕ День рождения класса Первое большое открытое мероприятие для детей и родителей я решила провести в виде праздника-игры с заранее подготовленным домашним заданием для семей. Праздник мы назвали «День рождения класса». После уроков ребята репетировали стихи и песни, а дома вместе с родителями им предстояло подготовить небольшое выступление, в котором надо было представить себя и свою семью. Это была как бы презентация себя и семьи, знакомство детей и родителей между собой. Форма выступления была свободной. На празднике были короткие сообщения, живые юмористические представления, в которых участвовала вся семья; компьютерные презентации, короткие фильмы, сочинённые стихи, рисунки и поделки. Некоторые семьи просто поразили своей творческой энергией. На празднике царило общее воодушевление; было понятно - сотрудничество состоится. В конце праздника были весёлые конкурсы с забавными призами, танцы и сладкий стол, что ещё больше подчеркнуло семейный характер праздника. Так началась наша школьная жизнь, началась общая работа. МОЯ СЕМЬЯ Генеалогическое дерево и моя фамилия Готовясь к презентации своей семьи, дети заинтересовались этой темой. Оказалось, они добыли больше информации, чем поместилось в короткое выступление на празднике, и эта информация была очень интересной. Тогда мы решили провести выставку «Генеалогическое дерево моей семьи», а ещё провели классный час, на котором дети рассказывали о своём «дереве», комментировали помещённые на этом дереве фотографии (были и старинные, начала ХХ века), а некоторые сделали иллюстрированные доклады «Моя фамилия», рассказывали о происхождении фамилии и что она означает. Это было очень познавательно и интересно. Рассматривая старинные фотографии, ребята заинтересовались национальными и семейными традициями. Возникла идея ещё одной «презентации семьи» - «Традиции моей семьи». Главное условие домашнего задания - свободный выбор формы презентации. Мероприятие получилось красивым, весёлым и познавательным. Класс был украшен рисунками, осталась выставка «Генеалогическое дерево моей семьи»; дети и взрослые принесли множество атрибутов (настольные игры, новогодние костюмы); показали некоторые семейные торжества в лицах; рассказывали о том, какая свадьба была у их дедов и прадедов. Я уже упоминала, что внеурочная работа с классом - это живое явление, вносящее свои коррективы в готовую программу. Например, некоторые семейные мероприятия возникали в рамках других направлений. Так, «Любимое блюдо моей семьи» возникло, когда мы изучали Нижегородский край и хотели сделать выставку-конкурс «Национальные блюда Нижегородской губернии» - ведь на нижегородских землях издревле жили представители многих национальностей. Возникли затруднения с ингредиентами, способами готовки, и тогда получился праздник «Любимое блюдо моей семьи». Для выполнения домашнего задания к этому празднику ребята привлекли родителей, дедушек и бабушек; выполнили компьютерные презентации, сняли видеофильмы о приготовлении любимого блюда семьи. Родители с детьми красиво, по всем правилам сервировали стол, а затем на столе появились любимые блюда. Было весело, красиво, интересно. А заинтересовались ребята темой национальных костюмов, национальной кухни, историей родного края на основе старинных фотографий, рассказов бабушек и дедушек. Когда мы уже много узнали о Нижегородчине, посетили музей нижегородских ремёсел, Семёновскую фабрику Хохломской росписи, то на занятии изокружка приготовили в технике папье-маше чашки и раскрасили в хохломском стиле для подарков на 8-е Марта. Так и назвали праздник - «Подарок маме своими руками». Ребята подготовили праздничную стенгазету, концертную программу, поздравили мам и бабушек и вручили им сделанные своими руками подарки. К семейным можно отнести и традиционные спортивно-оздоровительные мероприятия - «Мама, папа, я - спортивная семья», «Весёлые старты». Сколько идей для оформления, какие новые упражнения придуманы детьми и родителями! Эти старты проходят азартно и весело. Нам всем удалось сделать внеурочную работу СЕМЕЙНЫМ делом. Многие дети и их родные признавались, что стали больше разговаривать друг с другом дома, многое узнали о своей семье и о своих корнях, перенимали элементы сценариев классных мероприятий для своих семейных праздников.
МОЙ ГОРОД Экскурсия по Нижегородскому кремлю. Познакомившись поближе, мы решили узнать больше о своём родном городе. И начали знакомство с Нижегородского кремля. Все древние русские города начинаются с кремля - это их начало, сердце, исторический центр. Родители организовали для класса экскурсионную поездку с гидом в Нижегородский кремль. Экскурсия была познавательной и интересной, дети задавали вопросы, заглядывали в дальние уголки. Всем экскурсия понравилась. Дети по-новому взглянули на Кремль. Привычное сооружение стало для них символом города, свидетелем и участником исторических событий в Нижнем Новгороде и в стране. Не все ребята смогли принять участие в экскурсии, но зато получилось красивое и познавательное мероприятие - Интерактивная экскурсия, викторина и конкурс рисунков о Нижегородском кремле. Я подготовила презентацию о Нижегородском кремле, а ребята, кто был на экскурсии, дополняли своими рассказами и рисунками презентацию. Получилась полноценная экскурсия, которая была интересна и присутствующим взрослым (родителям, бабушкам, другим родственникам). Потом были викторина, посвящённая Кремлю, награждение победителей памятными призами, исполнение песни о Нижнем Новгороде. Решили расширять свои знания о городе, его истории, о его людях.
Экологические мероприятия Когда мы были на экскурсии в Нижегородском кремле, то обратили внимание на чистоту, красивые клумбы, достаточное количество урн, порядок. На интерактивной экскурсии на это тоже указывали, а резюмируя впечатления, ребята добавляли, что было бы хорошо видеть такую чистоту во всем городе, и что будут стараться вести себя опрятно и не оставлять после себя мусор и грязь. Мы решили, что примем участие в общегородской экологической акции. Мы провели занятие, пригласив на него экологов. Нам рассказали, что такое экологическая, техногенная угроза; показали слайды, на которых видны кучи мусора у водоёмов, в лесу, у дороги, во дворах. Ребята узнали, что они могут сделать, чтобы улучшить экологическую обстановку. А ребята понесли эти новые знания в семьи, в свои дворы. За осень ребята сдали много макулатуры, старые пластиковые бутылки, использованные батарейки. Приняли участие в районном конкурсе экологических стенгазет и экологических «кричалок». Главный эколог Нижнего Новгорода наградил класс дипломами и подарил Красную книгу Нижегородской области. Ребята стали вообще больше обращать внимание на нарушения экологической безопасности, а подаренная Красная книга укрепила интерес к малой родине и очень пригодилась при изучении природы родного края. Экскурсии на предприятия города Экологическая акция, в которой приняли участие ученики, способствовала появлению новых вопросов. Например, вопросы о предприятиях города, о технологии, экологической защите на заводах, как работают на предприятиях. Знакомство с предприятиями города многое могло дать ребятам. Это и продолжение знакомства со своим городом - ведь Горький-Нижний Новгород является индустриальным городом. Это и возможность увидеть, как работает оборудование, а самое главное - как работают люди; увидеть, что любой труд интересен, красив и достоин уважения. Учитывая возраст детей, мы постарались выбрать предприятия, где им будет не скучно, а само посещение будет восприниматься как праздник. Такими предприятиями стали Сормовская кондитерская фабрика и фабрика ёлочных игрушек. Ребята были в восторге. Замечали всё: белые халаты, чистоту на рабочих местах и на территории, отношение к труду работников, красоту и организацию труда. Им позволили раскрасить игрушку, принять участие в дегустации. Технологи рассказали, как осуществляется технологический процесс, как работает оборудование, рассказали об основах техники безопасности. Обсуждая эти экскурсии, многие ребята отмечали, что поняли, как работают взрослые, как много нужно знать и уметь, как сложно управлять механизмами. Уважение к труду и трудовому человеку - главный результат этих экскурсий и их обсуждений. История труда, история ремёсел - тема, которая имеет отношение и к теме труда, и к теме производства, и к изучению своего края. Позднее мы посетили и Семёновскую фабрику Хохломской росписи, и краеведческий музей, где выставлены изделия нижегородских ремесленников, и музей нижегородских промыслов. И везде звучала тема труда, национального искусства и ремёсел, человека труда.
МОЙ КРАЙ Природа Нижегородской области Подаренная экологами Красная книга Нижегородской области очень пригодилась, когда начали изучать природу Нижегородчины. Чтобы больше узнать о родном крае, мы всем классом записались в районную библиотеку. Работа в библиотеке им. В. Даля научила ребят работать с книгой, с картотекой, с каталогами книг. Это был полезный опыт; ребята открыли для себя красоту чтения. Природа Нижегородской области тоже удивила ребят своим разнообразием. Они узнали, что это один из крупнейших регионов России, что Волга делит область на низинное, таёжное Левобережье и лесостепное Правобережье. Тайга и степи, болота и озёра, редкие и реликтовые растения, карстовые пещеры, источники с чистейшей водой. Для ребят было открытием, что в нашем северном крае водится болотная черепаха (занесённая в Красную книгу), что в области несколько видов северных орхидей и т.д. В классе подготовили коллаж фотографий и рисунков представителей флоры и фауны Нижегородской области, получилось красиво, разнообразно. Дети подготовили короткие доклады и презентации на выбранные самими темы, связанные с природой Нижегородчины. Эти сообщения, посвящённые в основном занесённым в Красную книгу растениям и животным, в очередной раз привели к выводу, что к природе нужно относиться бережно; что человек неразумной деятельностью может нанести ей непоправимый вред. Зимой темой наших внеурочных занятий стали птицы Нижегородской области - ребята делают кормушки для разных птиц. Дети развешивают их в Сормовском парке и возле своих домов. Весной - прогулки по парку, поездка в лес, рассказы о первоцветах и экологии водоёмов, о необходимости очень осторожно относиться к осушению болот - это тоже часть природы, и грубое вмешательство может нарушить весь природный баланс местности.
Нижегородские ремёсла Один из разделов нашего краеведческого курса - нижегородские ремёсла. Вся Россия знает Хохломскую и Городецкую роспись. Деревянные тарелки и ложки, ковши и подносы, кухонные доски и знаменитые матрёшки, расписанные яркими красками. Замки и ножи, изготовленные павловскими мастерами, хранятся в музейных и частных коллекциях всего мира. Кузнечное и гончарное, кожевенное и льнопрядильное, резьба по кости и дереву - эти ремёсла прославили наш край. После посещения современных предприятий, а затем краеведческого музея и музея народных промыслов ребята сами пришли к выводу, что в истоках современного производства - процветавшие издревле ремёсла. Один из классных часов был посвящён этой теме, и ребята по моей просьбе вместе с родителями подготовили к нему информацию по нижегородским ремёслам. Здесь тоже были и компьютерные презентации, и доклады по материалам из Интернета и библиотеки. Чтобы увидеть, что изменилось в наши дни в старинном ремесле, мы поехали на экскурсию в город Семёнов, на фабрику Хохломской росписи. Перед поездкой мы обсудили, кто что знает о Хохломской росписи, почему у неё такие цвета, что мы хотели бы узнать подробнее, какие вопросы хотели бы задать работникам фабрики. На фабрике мы посетили цеха, прошли весь технологический цикл, посетили музей с Царской комнатой. Сравнили старые печи и инструменты с новым оборудованием, восхитились красотой старинных и современных изделий и пришли к выводу, что в этом ремесле, как и в любом деле, главное - человек-творец, мастер своего дела.
Великие люди Нижегородского края Механик Иван Кулибин, создатель словаря русского языка Владимир Даль, математик Николай Лобачевский, писатель Максим Горький, лётчик Валерий Чкалов, конструктор-кораблестроитель Ростислав Алексеев, актёр Евгений Евстигнеев - многие люди, прославившие Россию, родились или жили на Нижегородской земле. Родители и дети сами предложили сделать мероприятия, посвящённые великим землякам, людям труда, героям Великой отечественной войны, которые составляют славу и гордость Нижегородского края. Подготовка к этим мероприятиям снова стала семейным делом. Для наглядности своих сообщений ребята снова использовали старые семейные фотографии, вещи, боевые и трудовые награды своих предков. Рассказы родных, знавших, например, Р.Е. Алексеева, хирурга Н.Н. Блохина, актёра Е. А. Евстигнеева, героев Великой Отечественной войны, чьими именами названы нижегородские улицы - эти детали приближали, делали более осязаемыми великих людей и их дела.
МОЯ РОДИНА Встречи с героями и ветеранами ВОВ и труда. Многие темы подсказывали дети и их родители. Например, ветеранов войны и труда мы вспоминаем не только в мае, в День Победы, когда проводится традиционный Урок мужества, но и 23 февраля, и в День пожилого человека, первого октября. Дети делают для ветеранов маленькие подарки - блокноты, рисунки, сувениры. Рассказы ветеранов о своём трудовой и боевой жизни им интересны, потому что во время рассказов они задают множество вопросов, уточняют детали. И, конечно, для ветеранов очень приятны внимание детей, их интерес, их бесхитростные подарки, стихи и песни. День папы К каким мероприятиям отнести придуманный нами День папы - к весёлым семейным или серьёзным гражданским? С одной стороны, дети тепло и весело выступают на тему «Папа может…». Это снятые весёлые фильмы с участием папы из повседневной домашней, дачной жизни, из мест отдыха; рассказы о работе папы, фотографии и рисунки. С другой стороны, в этих рассказах звучит восхищение и гордость. А папы (и мамы) тоже рассказывают о своих папах и дедушках. Деды и прадеды жили, любили, воевали, много работали, растили детей. И тут рождается понимание, что связь поколений - не расхожие слова, это неразрывная связь - Сын, отец, Отечество. На эту тему было ещё отдельное мероприятие, идея которого родилась после просмотра фильма «Офицеры». Хотя это было в канун 23 февраля, но речь шла не только о военном наследии, но и трудовом, и о связи поколений, и о том, что семья - это маленькая часть большой Родины. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Это только часть, несколько страниц и большой Книги нашей жизни, сотрудничества, совместного творчества учителя, детей и их родных. Ребята участвуют в школьной театральной студии «Горизонт» и выступают с детскими спектаклями перед дошкольниками в детских садах и в школе перед своими сверстниками. Были правовые уроки, и ученики нашего класса победили в районной правовой викторине, получив почётные грамоты из рук прокурора района. В рамках краеведческих мероприятий был «День русского национального костюма», к которому дети сделали по шаблонам кукол и одели их в сшитые своими руками национальные костюмы, перед этим просмотрев большое количество фотографий нижегородских фотохудожников Дмитриева и Карелина, художественных музейных альбомов. Мы стараемся всё успеть, ведь идей и вопросов много. Главное - эти идеи вносят сами родители и дети. И, оказывается, что если есть желание, то хватает времени и на учёбу, и на внеурочные занятия, который тоже учат детей, дают им новые знания. В Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения содержится описание портрета будущего выпускника: «Выпускник будущего - это патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность с судьбой Родины». Одним из средств воспитания доброго и общительного человека, творческой личности, патриота своей Родины, я, как педагог, выбрала краеведение. Краеведение обладает большим воспитательным потенциалом в формировании мировоззрения и духовно-нравственных убеждений школьников. Объяснить детям, почему они должны быть патриотами своей Родины, очень сложно. Возможности краеведения позволяют привить учащимся важнейшие нормы человеческой морали и поведения. Для того чтобы у школьника появилась любовь к родине, надо активно воздействовать на его чувства. Только тогда любовь к родному краю родится у него внутри, как отклик на всё то доброе и родное, что связано у него с его малой родиной. В узнавании малой родины ребёнок получает огромный опыт исследовательской, коллективной социальной деятельности, способность видеть мир с разных позиций, глазами разных людей. Если родные и близкие участвуют в этой деятельности с ним, помогая и открывая что-то новое и для себя, то это бесценный опыт единства понятий «семья - Родина». Впереди почти весь учебный, выпускной год. Мы готовимся к выпуску, и продолжаем нашу внеурочную деятельность. Много идей и планов. Если в старших классах у детей и не будет такой активной внеурочной жизни, то результаты, достигнутые в первые школьные годы, дадут ребятам большой импульс для личного развития:
  • выпускники уже имеют навык организации и сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умеют воспринимать и передавать информацию, обладают чувством коллективизма;
  • они умеют занять себя и других интересным и полезным делом, имеют разносторонние интересы, подходят к решению любой задачи нешаблонно, не боятся предложить новые идеи, имеют сильную мотивацию к саморазвитию и самообучению;
  • ребята умеют работать с каталогами, справочниками, умеют работать с компьютером, интерактивной доской, фотокамерой и используют эти умения в урочной и внеурочной деятельности;
  • выпускники имеют базовые знания о своей малой родине, базовые экологические, правовые знания;
  • ребята, основываясь на полученных знаниях истории Отечества, ощущают свою причастность к этой истории и сильную связь с семьёй, друзьями, близкими, своим городом, краем, Россией.


14



© 2010-2022