- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа для 2 класса юный исследователь
Рабочая программа для 2 класса юный исследователь
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гуськова О.В. |
Дата | 09.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Домодедовская средняя общеобразовательная школа №4
с углубленным изучением отдельных предметов
Утверждаю
Директор школы
______________
Белякова М. Н.
Приказ №65
от «29» августа 2015 года
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Юный исследователь»
для обучающихся 2 «Г» класса
(базовый уровень)
Составитель: Жаткина Наталья Киреевна
2015
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться и на основе методики и программы исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова. Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности. Задачи программы: - формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности; - обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; - формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска; - развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Общая характеристика учебного предмета Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- Системность организации учебно-воспитательного процесса;
- Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Основные методы и технологии. Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация. Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ. Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- моделирующая деятельность;
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровье сберегающие технологии.
Межпредметные связи на занятиях: • с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений; • с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите исследований; • с уроками труда: изготовление различных элементов по темам. Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи - вооружить учащегося знаниями - на другую - формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели - установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию. Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Основные принципы реализации программы - научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Описание места учебного предмета в учебном плане Количество часов по программе на год - 34 ч. Количество часов в неделю - 1 ч. Количество часов в неделю по учебному плану - 1 ч.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию
Результаты освоения учебного предмета
Результаты
Формируемые умения
Средства формирования
Личностные
-формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии;
-развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания;
-ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
-организация на занятии
парно-групповой работы
Метапредметные результаты
Регулятивные
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные
-умение учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации;
-добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
основам смыслового чтения
художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
Коммуникативные
-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
-умение координировать свои усилия с усилиями других;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-задавать вопросы;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
-с учетом целей коммуни- кации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.
Содержание учебного предмета Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых - к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру. Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
- вести устный диалог на заданную тему;
- участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
- участвовать в работе конференций, чтений.
- участвовать в работе конференций, чтений.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень достижения результатов во 2 классе предполагает позитивное
отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и
самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода
проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта
самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
В конце второго года обучения дети должны: • наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах; • пересказывать подробно и выборочно; • выделять главную мысль на основе анализа текста; • делать выводы из фактов, совокупности фактов; • выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части • выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами; • делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов. Возможные результаты освоения программы
- альбом,
- газета,
- гербарий,
- журнал, книжка-раскладушка,
- коллаж,
- коллекция,
- костюм,
- макет,
- модель,
- музыкальная подборка,
- наглядные пособия,
- паспарту,
- плакат,
- план,
- серия иллюстраций,
- сказка,
- справочник,
- стенгазета,
- сувенир-поделка,
- сценарий праздника,
- учебное пособие,
- фотоальбом,
- экскурсия
Календарно-тематическое планирование
№ уроков
Календарные сроки
Скорректированные сроки
Тема (раздел)
Планируемые результаты
Возможны виды деятельности учащихся / возможные формы контроля
Освоение предметных знаний (базовые понятия)
Универсальные учебные действия (личностные и метапредметные резултаты)
01.09 - 04.09
Что можно исследовать? Формулирование темы.
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- умение учиться навыкам решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации;
- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
07.09 - 11.09
Как задавать вопросы? Банк идей.
14.09 - 18.09
Как задавать вопросы? Банк идей.
21.09 - 25.09
Тема, предмет, объект исследования.
28.09 - 02.10
Тема, предмет, объект исследования.
05.10 - 09.10
Цели и задачи исследования.
12.10 - 16.10
Цели и задачи исследования.
19.10 - 23.10
Учимся выделять гипотезы.
26.10 - 30.10
Учимся выделять гипотезы.
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- умение координировать свои усилия с усилиями других;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную; - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - выбирать тему, предмет, объект исследования;
обосновывать актуальность темы;
-ставить цели и задачи исследования;
- создавать и строить гипотезы, различать
провокационную идею от гипотезы;
-использовать методы исследования при решении задач
исследования, задавать вопросы, составлять план работы,
находить информацию; - проводить наблюдения над объектом и т.д.;
-выбирать тему для коллекционирования, собирать
Материал;
- планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента; - находить и собирать материал по теме исследования,
пользоваться способами фиксации материала;
- обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения,
находить главное;
- планировать свою работу "Что сначала, что потом",
"Составление рассказов по заданному алгоритму" и др.;
-анализировать свою проектную деятельность.
09.11 - 13.11
Организация исследования (практическое занятие).
16.11 - 20.11
Организация исследования (практическое занятие).
23.11 - 27.11
Организация исследования (практическое занятие).
30.11 - 04.12
Организация исследования (практическое занятие).
07.12 - 11.12
Наблюдение и наблюдательность.
Наблюдение как способ выявления проблем.
14.12 - 18.12
Наблюдение и наблюдательность.
Наблюдение как способ выявления проблем.
21.12 - 25.12
Наблюдение и наблюдательность.
Наблюдение как способ выявления проблем.
11.01 - 15.01
Наблюдение и наблюдательность.
Наблюдение как способ выявления проблем.
18.01 - 22.01
Коллекционирование.
25.01 - 29.01
Коллекционирование.
01.02 - 05.02
Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»
08.02 - 12.02
Сообщение о своих коллекциях.
15.02 - 19.02
Сообщение о своих коллекциях.
22.02 - 26.02
Что такое эксперимент.
29.02 - 04.03
Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях.
07.03 - 11.03
Сбор материала для исследования.
14.03 - 18.03
Сбор материала для исследования.
04.04 - 08.04
Сбор материала для исследования.
11.04 - 15.04
Обобщение полученных данных.
18.04 - 22.04
Обобщение полученных данных.
25.04 - 29.04
Как подготовить результат исследования.
02.05 - 06.05
Как подготовить сообщение.
09.05 - 13.05
Подготовка к защите (практическое занятие.)
16.05 - 20.05
Индивидуальная консультация.
23.05 - 27.05
Подведение итогов. Защита.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
- А.И.Савенков. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
- А.И.Савенков. Я - исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008.
- М.В.Дубова. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М.: БАЛЛАС, 2008
- А.В.Горячев, Н.И. Иглина. "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М.: БАЛЛАС, 2008.
- Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
- Стандарты второго поколения. Проектные задачи в начальной школе. Пособие для учителя. Под редакцией А.Б. Воронцова. Москва «Просвещение» 2010.
- Журнал «В помощь учителю», № 4, г. Москва, 2008г.
- Научно-методический журнал «Школа и производство», №4, г. Москва, 2009 г.
- Научно-методический журнал «Школа и производство», №2, г Москва, 2008 г.
- Дьюи Дж, авт. Карачев А.А. , Каплин Р.Е. Современные подходы к проектному обучению в контексте педагогической философии,
- компьютеры (желательно, с выходом в Интернет) и т.д.
- Использование современных технических средств повышает мотивацию к проектной деятельности, вызывает интерес учащихся, во многих случаях экономит время, так как даёт возможность наглядно представить самые разные примеры взаимодействия, создать атмосферу вовлеченности в процесс общения.
- Интернет-сайт: www/Trizline/Ru/leem/toy/toy.Htm
- stranamasterov.ru/
- readabout.info
- vip-samodelki.ru
- spicami.ru
Согласовано.
Заместитель директора по НМР
_____________
Наумова Л.В.
«____»__________2015 год
Согласовано.
Протокол № 1
от «___»_________2015 год
Руководитель УВЦ
учителей начальных классов
_____________________
Щербакова Л.Г.
12