Урок на тему внешняя политика Александра 2

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Внешняя политика Александра II.

Цель:

1.Рассмотреть особенности внешней политики России в 60-70-е гг., её основные тенденции.

2.Уяснить, что главной целью внешней политики России в данный период было создание благоприятных внешнеполитических условий для проведения крупномасштабных реформ в стране и восстановление статуса великой мировой державы.

3.Охарактеризовать политику России на Дальнем Востоке и в Средней Азии.

4.Уяснить причину продажи Аляски.

Задачи:

1.Образовательная: ознакомление учащихся с внешней политикой России в 60-70-е гг.

2.Развивающая: развивать навыки самостоятельной работы с помощью учебника, рабочей тетради, раздаточного материала, таблиц; развивать навыки работы с контурной картой и схемой.

3.Воспитательная: воспитывать мотивацию к учению.

Оборудование урока: Данилов А.А.. Косулина Л.Г. История России. XIX век.- Москва 2008г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. 19 век. Часть 2». Градскова Е.П., Самсонов А.И.Школьный атлас по истории России.- Москва ., 1997 г.

План урока

1.Основные направления внешней политики России в 60-70-х гг. 19 века.

2.Европейская политика.

3.Завершение Кавказской войны.

4.Политика России в Средней Азии.

5.Дальневосточная политика.

6.Продажа Аляски.




Основные

этапы

Время

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Предполагаемый результат

1.Организационно-мотивационный

Цель: создать положительную мотивацию для работы на уроке

5 мин.

Учитель приветствует учащихся, сообщает тему и цель урока: Тема: Внешняя политика Александра II.

Цель: рассмотреть внешнюю политику России в 60-70-е гг.

Фронтальный опрос. Учитель: Когда и почему началась Крымская война? Что явилось поводом к войне? Когда состоялось Синопское сражение? Кто его возглавлял? Какой характер носила война для всех его участников? Назовите известных и выдающихся людей защищавших Севастополь. Назовите причины поражения России в войне. Перечислите условия Парижского мира.

Т.о Россия после окончания Крымской войны, Россия подписала унизительный мирный договор и оказалась в политической изоляции, поэтому основной задачей российского правительства будет выход из международной изоляции. Сегодня наша задача состоит в том, чтобы рассмотреть внешнюю политику России во 2 половине 19 века : выход из международной изоляции и ликвидация условий Парижского мира.

Мы переходим к 1 пункту нашего плана. Учитель прости учащихся записать первый пункт плана в тетрадь.

1. Основные направления внешней политики России.

Отвечают на приветствие учителя. Отвечают на поставленные вопросы.

1.Крымская война началась в 1853 году.

2.Причины войны:

  1. Противоречия между Россией, Турцией и европейскими государствами из-за режима проливов.

  2. Помощь со стороны России национально- освободительным движениям балканских народов в борьбе против Османской империи.

  3. Политика Англии и Франции, направленная на ослабление влияния России на Балканах и Ближнем Востоке

3.Повод к войне: Конфликт на религиозной почве между католиками и православными по поводу святынь христианства.

4.Синопское сражение состоялась 30 ноября 1852 гг. Его возглавлял П.С. Нахимов.

5.Крамская война носила для всех её участников несправедливый характер.

6. Известные защитники Севастополя: В.А. Корнилов, В.И.Истомин, Пётр Кошка, Дарья Севастопольская, хирург Н.И.Пирогов.

7.Причины поражения России в войне: отставание от противника в экономическом и военном отношении.

8. Условия Парижского мира:

1.Россия отдаёт Турции г.Карс в обмен на Крым и Севастополь.

2.Чёрное море объявляется нейтральным, т.е. открытым для торговых судов всех стран. Россия и Турция не могут иметь военного флота и укреплений на Чёрном море.

3.Россия теряет права защитницы балканских народов


Создаётся настрой на работу.

Актуализация знаний по пройденной теме, подготовка к восприятию нового материала

2.Операционно- познавательный

Цель: рассмотреть внешнюю политику России.


Цель: рассмотреть европейскую политику российского правительства




Цель: рассмотреть завершение Кавказской войны



Цель: рассмотреть политику России в Средней Азии



Цель: охарактеризовать политику России на Дальнем Востоке: отношения с Китаем и Японией







Цель: уяснить причины продажи Аляски

32 мин

Учитель предлагает учащимся послушать сообщение о А.М. Горчакове и самостоятельно прочитать первый пункт параграфа и выполнить зад.№1,2 в печатной тетради (приложение 1)

Учитель: Т.о. деятельность А.М.Горчакова бала направлена на поиск союзников в Европе, выход из международной изоляции и развал антирусского блока.

(проверяются задания в печатной тетради). (приложение 2) Мы переходим к следующему пункту нашего плана: Европейская политика. Данный пункт плана учащиеся записывают в тетрадь.

2.Еропейская политика.

Учитель создаёт проблему: Как вы думаете, при каких условиях можно было добиться отмены «нейтрализации» Чёрного моря?

Учитель предлагает учащимся самостоятельно прочитать данный пункт в параграфе и выписать основные события европейской политики.


Учитель: Т.о российскому правительству удалось выполнить основную внешнеполитическую задачу на европейском направлении- Россия добилась наиболее унизительных статей Парижского договора и мирным путём.

Мы переходим к следующему пункту плана:

3.Завершение Кавказской войны

Учащиеся работают с данным пунктом самостоятельно, выписывают в тетрадь дату завершения Кавказской войны, выполняют задание №4 в печатной тетради.(приложение 2)

Учитель проверяет задание в тетради. Вопрос для учащихся: Каково значение вхождения народов Кавказа в состав России.

Корректирует ответы учащихся.


Учитель: Мы переходим к следующему пункту плана:

4.Политика России в Средне Азии.

Просит записать данный пункт в тетрадь.

Рассказ учителя, показ на карте основных военных действий в Средней Азии, учащиеся заполняют таблицу (приложение 3)

Учитель предлагает учащимся сделать вывод о последствиях присоединения Средней Азии к России.

(корректирует ответы учащихся)


Мы переходим к следующему пункту плана:

5Дальневосточная политика. Просит учащихся записать данный пункт плана в тетрадь. Рассказ учителя: До середины 19 века Россия не имела официально признанных границ со своими соседями на Дальнем Востоке. Русские первопроходцы продолжали расселяться на этих землях, а так же на Сахалине и Курильских островах. Большое политическое значение имели экспедиции адмирала Г.Н. Невельского на побережье Татарского пролива и Сахалина(1850-1855гг.) и генерал- губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьёва , исследовавшего берега Амура (1854-1855гг.).Для закрепления, освоения и охраны земель вдоль Амура было создано Забайкальское , а в 1858г.-Амурское казачье войско.(рассказ учителя сопровождается показом на карте). В мае 1858года Н.Н. Муравьёв подписал с представителями китайского правительства Айгунский договор по которому граница с Китаем устанавливалась по реке Амур до впадения в него реки Уссури. Уссурийский край между этой рекой и Тихим океаном объявлялся совместным русско- китайским владением.(просит учащихся записать в тетрадь) (рассказ сопровождается показом на карте).В 1860г. был подписан Пекинский договор, согласно которому, Уссурийский край был объявлен владением России. 20 июня 1860 г. русские моряки вошли в бухту Золотой Рог и основали порт Владивосток. (рассказ сопровождается показом на карте).Учащиеся делают запись в тетради.

Сложно шли переговоры по определению границ между Россией и Японией. Учитель предлагает учащимся самостоятельную работу с документом (приложение 4): Ответить на вопросы к документу, выписать дату заключения договора и его условия; заполнить схему №7 стр.32 (приложение5).

Учитель корректирует ответы учащихся, проверяет заполнение схемы.

Учитель: Мы переходим к следующему пункту плана:

6.Продажа Аляски.

Учащиеся записывают данный пункт в тетрадь.

Рассказ учителя: К середине 19 века в Русскую Америку- на Аляску стали проникать американские предприниматели, торговцы, браконьеры, защищать и содержать эту отдалённую территорию становилось всё сложнее, расходы намного превосходили приносимые Аляской доходы. Американские владения превратились в обузу для государства. Одновременно правительство Александра II стремилось устранить возможные противоречия и укрепить дружественные отношения , сложившиеся между США и Россией. Император принял решение продать Аляску правительству Америки за 7,2 млн. долларов. (рассказ сопровождается показом на карте)

Учащиеся записывают в тетрадь дату продажи Аляски.

Вопрос учащимся:

В чём вы видите ошибочность решения правительства России по продаже Аляски?


Слушают сообщение, выполняют задание №1,2 в печатной тетради.

(см. приложение)


Отвечают на вопросы учителя: При условии, что Россия сможет восстановить статус великой державы.

Самостоятельно читают данный пункт № и выписывают основные события европейской политики:

1.Сентябрь 1857 г. встреча Александра II и Наполеона III

2.Февраль 1859 г. подписание договора о франко- русском сотрудничестве.

3.1863-1864 гг. сближение России и Пруссии.

4.Октябрь 1870 г Россия отказывается от условий Парижского мирного договора.

5.1873 - 1878 гг.- «Союз трёх императоров»

(Россия, германия, Пруссия)

Вывод: Т.о российскому правительству удалось выполнить основную внешнеполитическую задачу на европейском направлении- Россия добилась наиболее унизительных статей Парижского договора и мирным путём.

Читают следующий пункт №, выписывают в тетрадь дату завершения Кавказской войны, выполняют задание №4 в печатной тетради. (см. приложение 2)

Отвечают на вопрос: Вхождение народов Кавказа в состав России способствовало их экономическому и культурному развитию. В конце 19 века здесь появилась своя торгово- промышленная буржуазия, владевшая нефтяными промыслами, заводами. В начале 90-х гг. была проведена Владикавказская железная дорога, стала быстрыми темпами развиваться добыча нефти.

Учащиеся записывают в тетрадь следующий пункт плана:

4.Политика России в Средней Азии.

Слушают учителя, показывают на атласе основные военные действия.

Заполняют таблицу (приложение 3)

Делают вывод: Завоевание средней Азии лишило государственности населявшие её народы, но при этом прекратились междуусобные войны, было ликвидировано рабство и работорговля, часть земель была передана крестьянам. Быстро стало развиваться хлопководство и шелководство, началось железнодорожное строительство, добыча нефти, угля, цветных металлов.

Записывают в тетрадь:

5.Дальневосточная политика.

Слушают учителя, записывают в тетради:

1.Май 1858г. - Айгунский договор, граница с Китаем устанавливалась по реке Амур до впадения в него реки Уссури. Уссурийский край между этой рекой и Тихим океаном объявлялся совместным русско- китайским владением.

2. 1860 г.- Пекинский договор

Уссурийский край был объявлен владением России.





Работа с документом, отвечают на вопросы, выписывают в тетрадь:

5.1855г- Симодский договор, Курильские острова признавались территорией России, а остров Сахалин- совместным владением двух стран.

6.1875 г.- договор межу Россией и Японией, Сахалин полностью отходил к России, а острова Курильской гряды- к Японии.

Учащиеся записывают в тетрадь: 6.Продажа Аляски.

Слушают рассказ учителя

Записывают в тетрадь:

1867г- Аляска продана США




Ответ: Правительство России недооценило экономическое и военное значение своих владений на Тихом океане: территория, природные ископаемые


Поэтапное усвоение знаний. Запись в тетради:

1.Основные направления внешней политики России

Развитие навыка самостоятельной работы

Запись в тетради:

2.Европейская политика России

1.Сентябрь 1857 г. встреча Александра II и Наполеона III

2.Февраль 1859 г. подписание договора о франко- русском сотрудничестве.

3.1863-1864 гг. сближение России и Пруссии.

4.Октябрь 1870 г Россия отказывается от условий Парижского мирного договора.

5.1873 - 1878 гг.- «Союз трёх императоров»

Активизация мыслительной деятельности, развитие способности к рассуждению

Умение выделять главное


Развитие способности к анализу, обобщению

Запись в тетради:

3.1864г- завершение Кавказской войны

Развитие навыка самостоятельной работы с текстом учебника

Развитие навыка обобщать, делать вывод


5.Политика России в Средней Азии.

Развитие навыка работы с картой

Практические навыки

Умение анализировать, делать вывод


Запись в тетради:

5.Дальневосточная политика.

1.Май 1858г. - Айгунский договор, граница с Китаем устанавливалась по реке Амур до впадения в него реки Уссури. Уссурийский край между этой рекой и Тихим океаном объявлялся совместным русско- китайским владением.

2. 1860 г.- Пекинский договор

Уссурийский край был объявлен владением России.

3.1855г- Симодский договор, Курильские острова признавались территорией России, а остров Сахалин- совместным владением двух стран.

4.1875 г.- договор межу Россией и Японией, Сахалин полностью отходил к России, а острова Курильской гряды- к Японии.

Запись в тетради:

6. Продажа Аляски.

1867- Аляска продана США




Развитие способностей к рассуждению и умозаключению



3.Рефлексия

Цель: закрепление знаний учащихся по изученной теме.

4мин

Учитель: на уроке мы с вами рассмотрели внешнюю политику, сделайте вывод о внешней политики России в 60-70-е 19 века.

Запишите вывод в тетрадь.

Теперь давайте проверим как вы усвоили данный материал(проверочный тест)

Делают вывод и записывают в тетрадь: Внешняя политика правительства Александра II почти на всех направлениях носила активный характер. Дипломатическим и военным путём российскому государству удалось решить стоявшие перед ним внешнеполитические задачи, восстановить своё положение как великой державы.

Выполняют тест.

Развитие умения обобщать делать вывод, практические навыки

4.Подведение итогов.

Цель: стимулировать учащихся к дальнейшей деятельности, вызвать интерес к учению, выставить оценки за работу на уроке

2мин

Учитель: Ребята, вспомните какая цель у нас стояла в начале урока? Достигли мы этой цели?

Выставление оценок за работу.

Ответы учащихся:

Цель: рассмотреть внешнюю политику России при Александре.

Данной цели мы достигли.


Эмоциональная мотивация

5.Домашнее задание. Цель: систематизация знаний и навыков учащихся по пройденной теме.

2мин

№27, прочитать ответить на вопросы после№, прочитать документы после № и ответить на вопросы к ним.

Записывают домашнее задание:

№27, прочитать ответить на вопросы после№, прочитать документы после № и ответить на вопросы к ним

Систематизация знаний и навыков учащихся по пройденной теме.



Урок на тему внешняя политика Александра 2

SHAPE \* MERGEFORMAT Урок на тему внешняя политика Александра 2

SHAPE \* MERGEFORMAT Урок на тему внешняя политика Александра 2

SHAPE \* MERGEFORMAT Урок на тему внешняя политика Александра 2

Урок на тему внешняя политика Александра 2

Урок на тему внешняя политика Александра 2

© 2010-2022