Урок-конференция по окружающему миру на тему: Будь природе другом!

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Будь природе другом!

(урок-конференция)

Цели:

  1. Продолжить знакомство с Красной книгой.

  2. Расширить и углубить знания детей о животных и растениях, встречающихся в нашей местности.

  3. Продолжить формирование ответственного отношения детей к природе на основе объяснения тесных взаимосвязей растений, животных, людей.

Задачи:

  1. Познакомить с Правилами друзей природы.

  2. Продолжить формирование универсальных учебных действий в выполнении Правил друзей природы.

  3. Обратить внимание детей на необходимость воспитания в себе чувства ответственности за свое поведение в природе.

  4. Развивать внимание, мышление и воображение, умение работать подгруппами.

Форма проведения урока: урок- конференция.

Оборудование: презентация, Красная книга, карточки с заданиями, альбомные листы, цветные карандаши, таблички с названиями отделов.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Для данного урока заранее столы расставляют так, чтобы всех учащихся удобно было разделить на 4-5 групп. Дети рассаживаются по желанию, формируя команду (могут выбрать лидера, если это им необходимо.

На каждом столе стоит карточка с надписью «Отдел охраны...».)

На перемене каждому ученику прикрепляется к одежде разноцветный кружок.

Звенит звонок. Ребята входят в класс и встают в круг.

- Здравствуйте, ребята!

- Я рада вас видеть, (читаю стихотворение):

Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Каждый день - всегда, везде,
На уроках и в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

- А для того, чтобы у нас на уроке было хорошее настроение и доверительное отношение, давайте возьмемся за руки и друг другу передадим частичку тепла и доброты движением руки. Я передаю сигнал соседу справа, а он, как только его примет левой рукой, быстро передаст пожатие правой рукой своему соседу. И таким образом сигнал, пройдя по кругу через каждого из вас, снова дойдет до меня. Всем понятно? Хорошо. Приготовились. (Сигналы пожатия руки пошли от одного к другому)

До меня сигнал дошел,
Начинаем разговор.

II. Повторение пройденного материала.

- О чем шла речь на прошлом уроке? (О Красной книге)

- Что такое Красная книга? (Красная книга - это книга, которая содержит сведения о редких и исчезающих растениях и животных)

- Как выглядела первая Красная книга? (Обложка была красная, а страницы - разноцветные: красные, желтые, белые, серые и зеленые)

- В каком году была издана Международная красная книга? (В 1966 году)

- Почему для ее обложки выбрали красный цвет? (Красный цвет - сигнал опасности)

- Для чего в этой книге выбрали разноцветные страницы? (Для того, чтобы было видно, в каком положении находится то или иное животное и растение: исчезающие, сохраняющиеся, редкие, неопределенные и восстанавливающиеся)

- Какие виды растений и животных заносятся в эту книгу? (Редкие и исчезающие)

- По какой причине растения и животные могут менять свое местонахождение в Красной книге? (Если судьба животного или растения меняется в лучшую или худшую сторону)

III. Сообщение темы и задач урока.

- Сегодня наш урок пройдет в виде конференции.

- Все вы сегодня будете представлять «Комитет по охране природы» (открывается надпись на доске), где работают различные отделы. Каждая группа учеников - отдел по охране.

- К вашей одежде прикреплен разноцветный круг, обозначающий работу в каком-то отделе «Комитета по охране природы». Каждый сейчас отправится в тот отдел, где обозначен такой же круг на столе. (Дети переходят в группы)

- Прочитайте табличку на своем столе (Отделы следующие: по охране зверей; по охране птиц; по охране насекомых; по охране растений)

- Мы продолжим разговор об охране природы и подумаем о том, что зависит непосредственно от нас. В ходе урока мы выведем правила нашего поведения в природе, от которого зависит состояние окружающей среды.

- Вам придется самостоятельно составить «Свод законов о природопользовании» и отразить каждый закон в определенном запрещающем знаке.

- Пользуясь кодом, расшифруйте название темы. (На слайде открывается запись)

169, 4585397 956230!

Ключ к разгадке

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

,

М

Б

Г

О

П

Р

У

Е

И

Д

Ь

- Тема нашего урока: Будь природе другом! (слайд).

IV. Изучение материала.

- В природе все тесно связано между собой. Человек сам является частью природы и связан с окружающей средой: с землей, водой, воздухом и всеми живущими вокруг живыми организмами. Природа отдает людям свои богатства, открывает свои тайны тем людям, которые любят ее, терпеливо наблюдают и бережно, с уважением относятся к ней.

- В первом классе вам говорили о том, что не надо рвать цветы на лугах, в лесах и ловить бабочек. Почему? (С цветов пчелы собирают нектар, они их опыляют и дают развитие. Бабочки - опылители растений. А сорванные цветы все равно завянут, пока несем до дома).

- Почему в лесу надо соблюдать тишину? (Потому что шум, громкая музыка и крики в лесу пугают птиц, зверей и насекомых).

- Правильно. От шума в лесу все спрячутся и затаятся.

- Если ты хочешь увидеть в природе много интересного и услышать пение птиц, жужжание насекомых, писк лесной мыши - затаись, не шуми, прислушайся к шорохам и звукам. Ты - в гостях у природы, помни об этом!

- Внимательно рассмотрите схему. Расскажите с ее помощью, почему многие растения и животные встречаются все реже? (Дети перечисляют: убивают животных, вырубают леса, ловят рыб сетями, ловят сачками бабочек, срывают цветы, заводы сливают грязную воду в водоемы).

- Правильно, сейчас вы мне все это рассказали, используя знаки схемы.

- Многие правила поведения в природе можно сообщить не только с помощью слов, но и с помощью условных знаков. Вспомните знаки, которыми руководствуются водители на дорогах. Какие вы знаете знаки дорожного движения? (Запрещающие знаки)

- Правильно. Они запрещают машине превышать скорость или двигаться в каком-то направлении. Они круглой формы и в красной окантовке.

- Еще, какие знаки есть? (Предупреждающие знаки).

- Верно. Эти знаки предупреждают водителя, что впереди скользкая дорога или крутой спуск. Эти знаки треугольной формы и так же в красной окантовке.

- Может быть, вы еще знаете названия дорожных знаков? (Разрешающие).

- Молодцы. Уже по названию понятно, что они что-то разрешают. Например, «пешеходный переход» или «велосипедная дорожка».

Показываю образцы дорожных знаков.

- Охрана растений и животных - проблема государственная, а вот мы с вами можем ли помочь природе, стать ей другом? (Можем: не будем рвать цветы, ломать деревья, разорять гнезда и т.д.)

- При входе в лес тоже можно было бы вешать специальные знаки. Какие? Давайте познакомимся с некоторыми из них, которые придумали герои нашего учебника Сережа и Надя. (На слайде «экологические знаки» Правил друзей природы).

- Давайте зачитаем их и посмотрим, какими значками они изобразили эти правила.

Дети читают вслух «Правила друзей природы».

- Какой формы эти знаки? (Эти знаки круглой формы).

- Какого цвета у них окантовка? (Окантовка красного цвета)

- О чем это нам говорит? (Это запрещающие знаки).

- Правильно. Это запрещающие знаки.

V. Физкультминутка.

(под запись «Голоса леса).

- А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.

VI. Продолжение изучения материала.

- Отдохнули? Хорошо. Сели ребята.

- Вот теперь начинается работа ваших отделов по охране зверей, по охране птиц, по охране насекомых и по охране растений. Вам необходимо выбрать начальников отдела, которые будут регулировать работу всех сотрудников.

- Вам придется самостоятельно составить «Свод законов о природопользовании» и отразить каждый закон в определенном запрещающем знаке, согласно названия своего отдела.

- Помните, что в данный момент вы решаете очень серьезную проблему защиты братьев своих меньших от жестокости, равнодушия, пренебрежительности злых людей. Вы тот щит, который укроет планету Земля и поможет ей расцвести и засиять яркими красками.

- Каждому отделу я раздам карточку с заданием. На обсуждение, выполнение задания и определение отвечающих отводится 10-15 минут. Можете использовать книги на столе, альбомы для фото, открытки. В конце каждый отдел отчитается о проведенной работе.

Пока дети готовятся, отвожу каждому «Отделу» место на доске для расположения рисунков запрещающих и иных знаков.

Карточка 1 (Отдел охраны зверей)

1. Отгадайте загадки:
- Я - зверек, лесной,
Встал, как столбик, под сосной
И стою среди травы -
Уши больше головы. (Заяц)

Кто зимой, забыв тревоги,
Крепко спит в своей берлоге? (Медведь)

Не мышь, не птица,
В лесу резвится,
На деревьях живет
И орешки грызет. (Белка)

2. Расскажите об одном из этих животных по плану:

  1. Внешний вид.

  2. Место обитания.

  3. Убежище (нора, дупло, берлога и т.д.)

  4. Чем питается?

  5. Почему человек истребляет?

3. Составьте правила защиты зверей. Напишите их в документе под названием «Свод законов о природопользовании»

4. Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить зверям.

Карточка 2 (Отдел охраны птиц)

1. Отгадайте загадки:
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней.
Кто же это? (Соловей)

Пестрая крякуша
Ловит лягушек (Утка)

В лесу под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд - приятель!»
И ставит подпись… (Дятел)

2. Расскажите об одной из этих птиц по плану:

  1. Внешний вид.

  2. Место обитания.

  3. Есть ли у этой птицы особенности, какие?

  4. Чем питается?

  5. Почему истребляется человеком?

3. Составьте правила защиты птиц и их потомства. Напишите их в документе под названием «Свод законов о природопользовании»

4. Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить птицам.

Карточка № 3 (Отдел охраны насекомых)

1. Отгадайте загадки:
Я - пятнистая букашка,
Если в руки попаду -
Притворюсь больною тяжко,
В обморок я упаду. (Божья коровка)

Не птичка,
А с пестрыми крыльями. (Бабочка)

Летит - пищит,
Сядет - молчит;
Кто его убьет,
Тот свою кровь прольет. (Комар)

2. Расскажите об одном из этих насекомых по плану:

  1. Внешний вид.

  2. Место обитания.

  3. Чем интересно насекомое?

  4. Чем питается?

  5. Почему человек истребляет?

3. Составьте правила защиты насекомых. Напишите их в документе под названием «Свод законов о природопользовании»

4. Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить насекомым.

Карточка № 4 (Отдел охраны растений)

1. Отгадайте загадки:
Что же это за девица,
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель)

Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок -
И остался стебелек. (Одуванчик)

Стоит красавица на полянке:
В белом сарафане,
В зеленом полушалке. (Береза)

2. Расскажите об одном из этих растений по плану:

  1. Внешний вид.

  2. Где растет?

  3. Чем интересно растение?

  4. Как человек использует?

3. Составьте правила защиты растений. Напишите их в документе под названием «Свод законов о природопользовании»

4. Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить растениям.

- Итак, работа подходит к концу, и я прошу рассказать всем о выполненной работе своих отделов.

Начальники отделов должны распределить, кто будет отвечать на поставленные вопросы среди сотрудников.

Выступают ребята со своими сообщениями.

- Хорошо потрудились ребята. Молодцы.

- А сейчас, я хочу прочитать рассказ в вашем учебнике Юрия Аракчеева, который называется «Сидел в траве кузнечик…» (чтение рассказа)

- О чем шла речь в тексте? (О том, как два жестоких мальчика издевались над кузнечиком, а третий добрый мальчик отпустил его на волю).

- Узнав о Красной книге России, Сережа и Надя, герои нашего учебника составили свою Красную книгу. Вот какие растения и животные попали на ее страницы. (слайд)

- Знаете ли вы их названия? Проверить себя вы сможете на «Страничках для самопроверки» учебника.

- Почему ребята решили взять под защиту растения и животных, которые не занесены в Красную книгу? (Потому что ребята и взрослые их уничтожают).

- Если бездумно относиться к окружающему нас миру, то в скором времени на страницах

Красной книги появится много новых объектов, требующих заботы и охраны.

Затем заранее подготовленные дети рассказывают стихотворение о правилах поведения в природе

- Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.

- Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять:
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?

- Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу - всего лишь гость,
Здесь хозяин - дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Помоги лесным зверюшкам,
Приготовь для них кормушки.

- И тогда любой зверек -
Будь то ласка иль хорек,
Еж лесной, речная рыба -
Скажет: «Ты - мой друг! Спасибо!»

VII. Подведение итогов урока.

- Давайте подведем итоги нашей конференции

- Какой вывод мы можем сделать после всего услышанного и увиденного?

- Необходимо не только знать животных и растения, которые входят в Красную книгу и охранять их, но и бережно относиться ко всем животным, защищать их.

- Надо бережно относиться ко всему, что нас окружает. Нельзя уничтожать растения и животные, которые нам не нравятся, так как в природе все взаимосвязано.

- А какой отдел «Комитета по охране природы» потрудился лучше? Я, думаю, что все сотрудники отделов охраны потрудились на славу. Ведь каждое самостоятельно сформулированное правило и каждый придуманный знак- это крупинка ваших полученных знаний.

- Поработали на «5»,
А теперь всем отдыхать!

- Всем спасибо за хорошую работу!

VIII. Домашнее задание.

  1. Окружающий мир. Учебник для 2 класса: В 2 ч. (автор А.А.Плешаков, 10-е изд., испр. и доп.- М.: «Просвещение», 2009 - (Школа России), стр.90-93.

  2. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» для 2 класса: В 2-х ч. (автор А.А.Плешаков, издательство «Просвещение» - (Школа России), стр.34-35.

  3. Кроме того, мы начнем работу над проектом «КРАСНАЯ КНИГА или ВОЗЬМЕМ ПОД ЗАЩИТУ», в которую вы занесете своих животных и растения, встречающиеся на территории нашей республики. Эту работу по составлению своей Красной книги мы будем делать всем классом. Мы распределим на группе продленного дня обязанности, кто что будет делать: собирать информацию, готовить рисунки или фотографии, оформлять книгу. По окончании работы проведем презентацию этой книги и покажем другим классам и родителям.



© 2010-2022