Конспект урока по окружающему миру на тему Как зимой помочь птицам (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по окружающему миру на тему Как зимой помочь птицам (1 класс)Конспект урока по окружающему миру на тему Как зимой помочь птицам (1 класс)Конспект урока по окружающему миру на тему Как зимой помочь птицам (1 класс)Конспект урока по окружающему миру на тему Как зимой помочь птицам (1 класс)Конспект урока по окружающему миру на тему Как зимой помочь птицам (1 класс)Конспект урока по окружающему миру на тему Как зимой помочь птицам (1 класс) Урок по предмету «Окружающий мир» в 1 «А» классе

Тема: «Как зимой помочь птицам?»

Цель:

-провести исследование за зимними изменениями в природе, за особенностями жизни птиц в зимнее время года;

- расширять знания о птицах, зимующих в наших краях.

Задачи:

  1. Систематизировать и обогатить знание детей о зимующих птицах.

  2. Формирование исследовательских умений:

-проводить наблюдения;

-работать с дополнительной литературой;

-выдвигать гипотезу и делать выводы;

-представлять результаты исследовательской работы, учить работать в парах;

3. Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Планируемые результаты:

-научатся различать наиболее распространённых птиц;

-подбирать корм для птиц;

-повторят правила бережного отношения к окружающей среде.

Оборудование:

-цветные карандаши, карточки с заданиями для работы в группах;

-используемое оборудование: компьютер, мультимедиапроектор;

-презентация «Зимующие птицы», аудиозапись с «разговором» птиц.

Ход урока: 1.Приветствие гостей. Настрой (слайд 1) Ужасно интересно Всё то, что неизвестно! Мы тайны разгадаем И мир большой познаем. Улыбнитесь друг другу. 2. Учитель: Закройте глаза. Я вас приглашаю на экскурсию в лес.(звучит музыка) (Дети открывают глаза и видят лес летом).
Конспект урока по окружающему миру на тему Как зимой помочь птицам (1 класс)
-Какое у вас настроение? Почему? -Кого мы видим в лесу? Ученики: Мы видим бабочку, стрекозу, разных птиц, белку-летягу. Учитель: Какие разные животные! -Что общего у этих животных? Ученики: Они все умеют летать. Учитель: - А можно их всех назвать птицами? Почему? - На какие группы можно разделить этих животных? Ученики: На насекомых, зверей и птиц. Учитель: -По какому признаку определили? (ответы детей) Птицы -это животные, тело которых покрыто перьями. 3. Актуализация знаний. Учитель: Мы с вами привыкли к частым переменам года, к их смене, и не задумывались, что большая часть людей на земле никогда не видела зимы, не знает, что такое мороз и снег. Но оказывается, об этом не знают не только люди, но и некоторые, хорошо знакомые птицы. А, впрочем, послушай те сами:

Сценка


Цапля: -Здравствуй, скворушка! Скворец: - А что ты такая печальная, цапля? Цапля: Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтавни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижик-пыжик чирикал, что после тёплого лета бывает дождливая осень, а какой-то серенький пухлячишка болтал, что бывает зима и какой-то трещащий, нет, трескучий мороз. А может быть это правда? Скворец: -Болтовня! Болтовня! Я столько лет живу на свете, бывая на севере и юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето! Учитель: Извините цапля и скворец, что я вмешиваюсь в ваш разговор, а давайте спросим у ребят, бывает ли дождливая осень и холодная зима или нет? Ученики: Бывают. Учитель: - А почему тогда скворец и цапля не видят этого? Ученики: - Потому что они улетают в это время в тёплые страны? Как их называют? Учитель: (на доске появляется схема)
- Как называют птиц, которые не улетают от нас осенью?

Птицы

зимующие


Перелётные


-Как вы думаете, какая тема нашего урока?(ответы детей) - Какие перед собой поставим задачи? (ответы детей) Учитель: Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, как помочь птицам зимой (Появляется на доске картина зимнего леса),будем учиться работать в группах. А цапля и скворец послушают, что мы им расскажем про зимующих птиц. (слайд 2) Перед нами зимний лес.
Конспект урока по окружающему миру на тему Как зимой помочь птицам (1 класс) Тихо в лесу. Чернеют стволы и сучья голых деревьев. Ни шелеста, ни звука. И кажется: нет никого во всём лесу. Давайте оживим наш лес, заселим его птицами. 4. Работа в группах: Памятка, как работать в группе: 1.Подумай сам. 2.Поделись с товарищем. 3.Обсуди в малой группе. 4.Выдай в класс. Задание: Каждая группа получает в конверте разрезанную на части картинку с изображением птиц. Предлагается сложить из частей изображённый на картинке рисунок, назвать птицу. - Какую птицу собрала 1 группа? (Воробья) Ученики 1 группы рассказывают о воробье. (слайд 3)

Воробей.

Почти ежедневно мы видим эту птицу. Обитает в городах, сёлах и посёлках.

Питается семенами, в меньшей степени насекомыми. Гнездится у жилищ человека.

Птица оседлая, но чувствительная к холоду, зимует обычно в тёплых спальных гнёздах. Воробей приносит пользу. Он поедает вредителей - насекомых.

Учитель: - Ребята, все ли слова вам были понятны из рассказа о воробье?

- Как вы понимаете слово оседлые?


Птицы


зимующие перелётные

оседлые кочующие

Оседлые - это птицы, которые зимуют в родном краю, там где жили летом, то есть они

осели на одном месте.

Кочующие - эти птицы не улетают в тёплые края, а только постепенно перелетают, т.е.

кочуют с места на место в поисках пищи. (снегири, свиристели, галки)




Физминутка

«Быстро»

Быстро все ребята встали (руки на пояс)

Руки быстро вверх подняли

Быстро хлопнули 5 раз

А теперь морганье глаз:

Быстро-быстро поморгали (3-4 сек.)

И ногами постучали (3-4 сек.)

Быстро влево наклонились

И сейчас же распрямились!

Вправо-влево 10 раз (наклоны по 5 раз)

Отдохнул уставший класс…

Как пингвины полетели (бег на месте, махая руками)

И за парты тихо сели.

5. -Какую птицу собрала 2 группа? (синицу)

Учитель: -Кто из вас видел синицу? Где вы её встречали? (слайд 4)

Дети 2 группы рассказывают об этой птице.

Синица. Это оседлая птица, на зиму они не улетают в тёплые страны. Летом - питаются насекомыми, а зимой подбирают любое семечко, какое попадётся. Но недаром шныряют они по веткам. Там находят они приклеенные к веткам яички каких-нибудь бабочек, оцепеневших гусениц в трещинах коры. Синицы любят клевать несолёный жир и мясо. Учитель: - Чем мы можем покормить синичек, которые живут в городе? Самая вкусная еда для синички - растопленное сало, перемешенное с зёрнами, и всё это поместить в пакет из-под йогурта. Учитель: - Чем ещё можно подкармливать птиц? Голодом страшна зима птицам, а не холодом. Если птица сыта - и тепло ей под пухом и перьями. Птиц можно подкармливать семенами подсолнечника, тыквы, арбуза. При этом семена лучше раздавливать. Нельзя давать птицам жареные семена. Также их можно кормить крошками белого хлеба. Охотно птицы едят творог и маргарин. 6. Какую птицу собрала 3 группа? (голубя) (слайд 5) Учитель: Мы привыкли к голубям и почти не обращаем на них внимания. Между тем это довольно красивая птица - мало кто ещё обладает таким быстрым, уверенным полётом. -Что вы знаете об этой птице? (ответы детей из разных групп: голубь-символ мира, есть почтовые голуби и т.д.) 7. Слово предоставляется 4 группе. - Какую птицу собрали вы? (дятла) (слайд 6) Дятел. Это оседлая птица. Живёт в широколиственных лесах, садах и парках. Питается муравьями и их куколками, которых извлекает из муравейника с помощью длинного липкого языка, язык у дятла равен 15сантиметрам. Учитель: -А почему дятла называют лесным доктором? Питаются дятлы насекомыми живущими в коре и под корой деревьев, стучит дятел, - значит, будут уничтожены насекомые - вредители и лес будет жить. Учитель: - Что вы узнали о дятле? (ответы детей) 8. - Какую птицу собрала 5 группа? (ворону) (слайд 8) Учитель: -Что вы знаете об этой птице? (ответы детей)

Ворона. Предпочтение отдаёт городам, населённым пунктам. Ворона - это оседлая и кочующая птица. Всеядна. Эта сообразительная птица прекрасно приспособилась к соседству человека. В последние годы она, научилась проверять вывешенные зимой за окно сумки с продуктами. Умеет поднимать крышки скворечников, если они не прикручены проволокой.

Вороны разоряют множество гнёзд водоплавающих и даже хищных птиц. Они даже воруют яйца у домашних птиц, нападают на цыплят и утят. Но вороны приносят и пользу - земледелию, истребляют вредных грызунов, саранчу и жуков. Учитель: -Как вы думаете, ворон и ворона это одно и тоже? (слайд 9) Ворона по внешнему виду напоминает ворона, но мельче его. Голова, горло, крылья, хвост - чёрные, остальное оперение серое. У ворона окраска оперения, клюва и ног - чёрного цвета. Ворон и ворона всеядны. Только ворон питается падалью, которую он чаще находит на свалках. Поедая падаль, он выступает как санитарная птица. Ворона тоже кормится на помойках и свалках, но только она питается отходами от продуктов.

9. Учитель обращает внимание на птиц, заселивших картину зимнего леса.

Конспект урока по окружающему миру на тему Как зимой помочь птицам (1 класс)

- Как мы назовём всех этих птиц? (зимующие)

- Каких ещё зимующих птиц вы знаете? (сорока, сова, галки)

- Мы с вами вели разговор о внешнем виде птиц, о том чем они питаются, а ещё о чём мы говорили ? (О том как им помочь зимой)

- Так чем же мы можем помочь птицам зимой?

Ученики: Устроить для птиц столовые-кормушки. (слайды 10, 11, 12, 13)

Работа в учебнике (страница 57):

-Обсудите в группах из чего мы можем сделать кормушки? (ответы детей по группам)

10. Практическая работа

Игра «Покормите птиц» (слайд 14)

Каждой группе учитель выдаёт тарелочку с кормом для птиц, ученики должны убрать, то чем птицы не питаются, а оставить то, что нужно класть в кормушку.

Проверка: - Что убрали из тарелки и почему?

- Чем будем кормить птиц зимой?

Стихотворение «Покормите птиц» А. Яшин

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть одна -

И не страшна будет им зима…

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

11. Каждой группе выдаётся задание:

- Ребята, давайте зачеркнём повторяющиеся буквы и прочитаем шифрограмму.

ТЖКДЁТМКВЕСЛНОЙЛ

ВУДАТЧНОТЙВЗИСМЫС

Проверка: (Ждём весной. Удачной зимы) (слайд 15)

Давайте скажем до свидание нашим птицам и пожелаем удачи.

12. Рефлексия: -Что нового необычного вы узнали на уроке?

- Какие моменты для вас были более интересными?

- Понравились сами себе на уроке?

- Какое настроение у вас и почему? (слайд 16)

Литвинова Т.А.

© 2010-2022