- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа курса «Моя Вселенная»
Программа курса «Моя Вселенная»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Артамонова Е.А. |
Дата | 06.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Один из аспектов познавательного развития школьников - это знакомство с понятием «планета Земля». На данном этапе важно вызвать у детей интерес к планете, на которой мы живём, узнать, как и когда образовалась наша Земля, сформировать знания детей о роли человека в изучении и освоении космоса, развивать представления о Солнечной вселенной, воспитывать чувство гордости за достижения учёных и космонавтов, подвести детей к пониманию таких явлений как смена дня и ночи, расширить представления о звёздном небе. Данная программа позволит учащимся самостоятельно объяснять многие наблюдаемые астрономические явления, проявлять творческие способности, развивать логическое мышление, фантазию, приучит к коллективному труду для достижения общей цели. Программа курса « Моя Вселенная» способствует обобщению знаний, полученных при изучении основ курса « Окружающий мир» и дополняет философское мышление.
Цель курса:
формировать у детей целостную картину мира.
Задачи:
- пробуждать и поддерживать интерес к современной науке; - повышать эрудицию и расширять кругозор; - воспитывать интерес и уважение к людям, изучающим мир Вселенной; - развивать стремление к исследовательскому делу.
Методы работы: - беседа; - подвижные игры; - изобразительная деятельность; - чтение дополнительной литературы; - практические наблюдения; - конструирование; - проведение праздников.
Формы контроля: - диагностическое занятие в конце учебного года, в ходе которого определяется уровень познания учащихся; - представление детьми своих результатов в виде рисунков, аппликаций, конструирования.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать: строение Земли, основные астрономические понятия, имена учёных и космонавтов, общие сведения о Солнечной системе, звёздном небе, почему происходит смена дня и ночи, времена года. Учащиеся должны уметь: самостоятельно проводить наблюдения и анализировать, делать определённые выводы, уметь находить необходимый материал на заданную тему, составлять аппликации, конструировать, лепить поделки.
Программа рассчитана на 34 часа, занятия проводятся 1 раз в неделю с учащимися 2 класса.
Учебно-тематический план
- № п/п Тема Количество часов 1 Земля - наша планета 8 2 Космос 8 3 Звездное небо и Солнце 10 4 Все по кругу 8
Содержание программы
Раздел 1.Земля - наша планета. ( 8 занятий ).
В раздел входят: познавательная беседа о « Вселенной», занятия по рисованию, подбор и заучивание стихотворений и песен о земле и планетах, коллективная работа по проведению праздника. Раздел поможет сформировать у детей понятия о « Вселенной», познакомить с происхождением планет, воспитывать творческое воображение.
Раздел 2. Космос. ( 8 занятий ).
В раздел входят беседа « Первооткрыватели космоса», знакомство с основными датами в освоение космоса, с первооткрывателями и учёными космического пространства, конкурс на эрудицию, увлекательная игра. Раздел поможет познакомить учащихся с понятием « космос»; познакомить с учёными и космонавтами, изучавшими космическое пространство; воспитывать гордость за свою страну; развивать смекалку, эрудицию.
Раздел 3 Звёздное небо и Солнце. ( 10 занятий ). В раздел входят общие сведения о звёздном небе и Солнечной системе, творческое задание « Солнечная система», наблюдение за звёздным небом, рисование звёздного неба, опыт. Раздел поможет расширить представление о Солнечной системе и звёздном небе; ввести понятия « спутник», « метеор», « орбита»,» кометы»; обогатить словарь понятиями названий планет; развивать в детях самостоятельность.
Раздел 4 Всё по кругу.( 8 занятий ). В раздел входят: занятия о смене времени года, подбор стихотворений на тему « Времена года», конструирование, конкурс рисунков, праздник « Этот загадочный мир». Раздел поможет формировать временные представления; подвести детей к пониманию таких явлений как смена дня и ночи; провести словарную работу: сутки, времена года, экватор, полюс, вращение; развивать творческую фантазию.
Список использованной литературы.
- Е. П. Левитан « Астрономия». Москва. Просвещение 1994 г.
- Сценарии школьных праздников, конкурсы, викторины, игры. Ростов - на Дону « Феникс» 2001 г.
Календарно-тематическое планирование
- № п/п Тема Дата проведения
по плану фактическогоЗемля - наша планета 8 ч. 1 Что такое Вселенная?
2 Космическое пространство.
3 Происхождение планет.
4 Земля - наша планета
5 Что необходимо для жизни на Земле?
6 Солнце и жизнь Земли
7 Проект «Земля. Планеты»
8 Проект « Береги свою планету»
Космос 8 ч. 9 Первооткрыватели космоса.
10 Первооткрыватели космоса.
11 Космический корабль
12 Важнейшие даты в освоение космоса.
13 Игра - путешествие « Мы летим в космос»
14 Расстояния до звёзд
15 Проект «К звездам»
16 Проект «К звездам»
Звёздное небо и Солнце 10 ч. 17 Тайны созвездий
18 Тайны созвездий
19 Звёздное небо
20 Запомни яркие звёзды
21 Запомни яркие звёзды
22 Общие сведения о Солнце
23 Солнечная система
24 Проект «Планеты Солнечной системы»
25 Проект «Планеты Солнечной системы»
26 Определение расстояний до тел Солнечной системы.
Все по кругу 8 ч. 27 Почему бывает день и ночь?
28 Всё по кругу
29 Части суток
30 Конструирование макета часов
31 День и ночь
32 Времена года
33 Проект « Времена года»
34 Проект « Моё любимое время года».