• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Методические рекомендации к уроку «Включение регионального компонента в содержание уроков и внеклассной работы в начальной школе»

Методические рекомендации к уроку «Включение регионального компонента в содержание уроков и внеклассной работы в начальной школе»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №70.

Городской научно-практический семинар

для заместителей директоров по УВР

по теме:


«Включение регионального компонента

в содержание уроков и внеклассной работы

в начальной школе».






Конспект урока

по окружающему миру.


Тема: «Наш край - часть большой страны».

4 класс

Учитель начальных классов

(высшей категории):

Савкина Юлия Вячеславовна

.

город Ульяновск

Цели урока:

- сформировать у учащихся представление о родном крае через работу по карте России и карте Ульяновской области, через работу в группах,

- развивать учебно-информационные умения работать с дополнительной литературой, умение работать по заданному плану на этапе «Работа в группах»,

- учебно-логические умения - умение анализировать, обобщать на этапе «Защита проекта»,

- учебно - управленческие умения - умение осуществлять самоконтроль, самостоятельно устанавливать последовательность действий,

- воспитание любви к родному краю через работу на этапах «Работа в группах» и создание совместной газеты по теме урока.

Оборудование. Презентация урока. Карта России, карта Ульяновской области, карта природных зон, план урока на доске, тест на каждого ученика, дополнительная литература:

В.В. Благовещенский «Редкие и исчезающие растения и растения Ульяновской области»,

«Географическое краеведение» учебное пособие для общеобразовательных школ,

И.Б. Абрахина «Позвоночные животные Ульяновской области»,

В.В. Благовещенский «Особо охраняемые природные территории Ульяновской области».,

Раздаточный материал для трёх групп:

- план работы для группы №1 «Растительность нашего края»,

- план работы для группы №2 «Животный мир нашего края»,

План работы для группы №3 «Особо охраняемые природные территории Ульяновской области».

Ватман для создания газеты «Наш край - часть большой страны». Лист достижений.


План урока.

  1. Организационный момент. Сообщение темы, цели урока.


  1. Проверка Д/З. Карта России

Работа с картой России. Расположение Ульяновской области на карте России.

Рефлексия. (лист достижения)


  1. Работа над темой урока.

Работа с картой Ульяновской области. 1. На карте нашей страны покажи расположение своего края. 2. В каком направление от Москвы он находится? Показан ли на этой карте главный город вашего края? Можно ли на ней подробно рассмотреть ваш край? 3. В какой природной зоне находится ваш край? Покажи его расположение на карте природных зон. 4. Найди на карте своего края главный город, где ты живёшь. Что можно сказать по этой карте о вашем крае?

Рефлексия. (лист достижения)


  1. Тест «Проверь себя» (географическое положение Ульяновской области)

Рефлексия. (лист достижения)

5. Физминутка.

6. Самостоятельная работа в группах.

Изучение растительного и животного мира Ульяновской области.

1 группа. Растения Ульяновской области.

2 группа. Животные Ульяновской области.

3 группа. Особо охраняемые объекты Ульяновской области.

7. Защита работы. Выступление с показом презентации

Рефлексия. (лист достижения)

8. Составление газеты «Наш край - часть большой страны».


  1. Итог урока. Задание на дом.

Лист достижений.

№ этапа урока

Количество баллов

Проверка Д/З

Работа с картой Ульяновской области

Тест

Самостоятельная работа в группах

Защита работы в группах

Общее количество баллов за урок

Ход урока

1. В ходе проверки Д/З закрепили умение работать с картой России, повторили поверхность нашего края, закрепили умение находить наш край на карте России.

Отметили результаты работы в листе достижений.

2.Поработали с картой Ульяновской области и выяснили, что наша область расположена на востоке европейской территории. Ульяновская область лежит на востоке Восточно-Европейской равнины. От Москвы находится в юго-восточном направлении.

Выяснили соседей Ульяновской области

Выяснили, в какой природной зоне расположена Ульяновская область.

3.Проверили свои знания с помощью теста. Результаты теста занесли в лист достижений.

5. . Физкультминутка.

6. Фрагмент урока.

Цель работы: Познакомиться с растительным, животным миром, особо охраняемыми объектами нашего края. Учиться работать с дополнительной литературой, учиться выбирать информацию.

Итогом работы будет составление газеты о нашем крае.
- Сейчас вы будете работать в группах .В каждой группе есть задание. - Надо составить проект о растительном и животном мире Ульяновской области, об особо охраняемых объектах нашего края.

- В каждой группы на парте лежит путевой лист с заданием. Надо распределить работу. Следуйте плану, который написан на листе - путеводителе.

-

Чтобы составить проект на заданную тему, у вас на парте лежит дополнительная литература. В ней вы найдете ответы на вопросы, поставленные перед вашей группой.

1 группа работает над выступлением по теме «Растительность нашего края».

2 группа - над выступлением по теме «Животные нашего края».

3 группа - над выступлением по теме «Особо охраняемые объекты Ульяновской области».

По окончании работы надо защитить свою работу и поместить информацию своей группы в газету по теме: «Наш край - часть большой страны».

Время -8 минут. (Работа в группах).


  1. Защита работы.

1 группа. Растительность нашего края.

(Учитель открывает слайд «Растения Ульяновской области»)

- Прочитайте задания.

- С какими растениями нашего края вы познакомились, прочитав книгу «Редкие и исчезающие растения Ульяновской области»?

(Ученики рассказывают, а учитель показывает слад о данном растении).

- Перечислите из прочитанной статьи другие виды растений нашей области.

(Ученики рассказывают, а учитель показывает слад).

- Подойдите, пожалуйста, к газете и повесьте статью о растениях нашего края.

2 группа. Животные нашего края.

(Учитель открывает слайд «Животные Ульяновской области»)

- Прочитайте задания.

- С какими животными нашего края вы познакомились, прочитав книгу «Позвоночные Ульяновской области»?

(Ученики рассказывают, а учитель показывает слад о данном животном).

- Перечислите из прочитанной статьи другие виды животных нашей области.

(Ученики рассказывают, а учитель показывает слад).

- Подойдите, пожалуйста, к газете и повесьте статью о животных нашего края

3 группа. Особо охраняемые природные территории Ульяновской области.

(Учитель открывает слайд «Особо охраняемые природные территории Ульяновской области»)

- В Ульяновской области есть Языковский парк в Карсунском районе, где растёт ель, которую посадил А. С. Пушкин. Это охраняемый объект нашей области.

- А с какими объектами познакомились вы, прочитав книгу «Особо охраняемые природные территории Ульяновской области»?

(Ученики рассказывают, а учитель показывает слад).

- Перечислите из прочитанной статьи другие заказники нашей области.

(Ученики рассказывают, а учитель показывает слад).

- Подойдите, пожалуйста, к газете и повесьте статью о заказниках Ульяновской

области.

Оцените работу-

1б - если принимали пассивное участие в работе

2б - если активно участвовали в работе


  1. Составление газеты о нашем крае.

. Отметьте результат работы в листе достижений

Лист достижений.

№ этапа урока

Количество баллов

Проверка Д/З

Работа с картой Ульяновской области

Тест

Самостоятельная работа в группах

Защита работы в группах

Общее количество баллов за урок


Итог:

Получилась газета: « Наш край - часть большой страны»:

- о животных, растениях и особо охраняемых объектах Ульяновской области.

Она будет висеть в классе и в рекреации, чтобы все ученики познакомились с этой зелёной страничкой нашего края.

Анализ проведённого урока

по теме

«Наш край - часть большой страны». Время проведения семинара совпало с началом изучения по курсу «Окружающий мир» раздела III «Родной край - часть большой страны». Данный урок является первым в этом разделе. Цели урока: - сформировать у учащихся представление о родном крае через работу по карте России и карте Ульяновской области, через работу в группах, - развивать учебно-информационные умения работать с дополнительной литературой, умение работать по заданному плану на этапе «Работа в группах», - учебно-логические умения - умение анализировать, обобщать на этапе «Защита проекта», - учебно - управленческие умения - умение осуществлять самоконтроль, самостоятельно устанавливать последовательность действий, - воспитание любви к родному краю через работу на этапах «Работа в группах» и создание совместной газеты по теме урока.

Оборудование. Презентация урока. Карта России, карта Ульяновской области, карта природных зон, план урока на доске, тест на каждого ученика, дополнительная литература:

В.В. Благовещенский «Редкие и исчезающие растения и растения Ульяновской области»,

«Географическое краеведение» учебное пособие для общеобразовательных школ,

И.Б. Абрахина «Позвоночные животные Ульяновской области»,

В.В. Благовещенский «Особо охраняемые природные территории Ульяновской области».,

Раздаточный материал для трёх групп:

- план работы для группы №1 «Растительность нашего края»,

- план работы для группы №2 «Животный мир нашего края»,

План работы для группы №3 «Особо охраняемые природные территории Ульяновской области».

Ватман для создания газеты «Наш край - часть большой страны». Лист достижений.
Учителю предоставляются широкие возможности по включению краеведческого материала в содержание уроков по этому разделу. Изучению данной темы предшествовала большая работа: - участие в экологических проектах, - организация экскурсий в парк Винновская роща, в Краеведческий музей, в парк Карамзина, встреча с писателями нашего края. Так как материал для усвоения очень объёмный, мне представляется, что лучшим выбором формы организации познавательной деятельности учащихся является организация работы в группах. Дети показали владение общеучебными умениями и навыками. Это - учебно-информационные: работа с книгой, работа по плану, умение осуществлять поиск информации в литературе. Данный вид работы сейчас очень актуален. В контрольных работах по Стандартам Второго поколения уделяется большая работа по умению владеть работой с текстом. Детям даётся интегрированная работа. Ребёнок должен прочитать и осмыслить текст. Потом по этому тексту он должен выполнить задания по литературному чтению, по окружающему миру, по русскому языку, мо математике. Учебно - логические: анализ и синтез, обобщение. Учебно - управленческие: умение осуществлять самоконтроль, соблюдать последовательность при выполнении работы, самостоятельно устанавливать последовательность действий по выполнению учебной задачи в отведённое время. Работа в группах способствовала развитию коммуникативной и информационной компетентности. Дети планировали поиск, извлекали информацию из общего потока, пользовались справочным материалом. Всё это они выполняли на информации, связанной с растительным и животным миром нашего края. Поставленные цели достигнуты. Дети справились с данным заданием. Работа с краеведческим материалом проводится на различных уроках. Информация о природе, об известных людях нашего края вызывает живой интерес со стороны детей, тат как опирается на личный опыт детей.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
Звучит запись песни «Наш край». - Почему сегодня наш урок начался так необычно? Как вы думаете, почему звучала эта песня? (Сегодня мы будем говорить о нашем крае.) - Да, мы начинаем изучение нового раздела «Родной край - часть большой страны». (Учитель открывает первый слайд презентации о родном крае) О чудесном нашем крае Будет разговор, О прекрасном милом крае, Где мы все живём! (появляется слайд о целях урока)
  • Умение работать с картой.
  • Умение работать с дополнительной литературой.
  • Познакомиться с природой и животными нашего края.

Работать будем в группах. Поэтому мы так необычно заняли места. Посмотрите на план урока: (учитель открывает план урока)

План урока

1.

Методические рекомендации к уроку «Включение регионального компонента в содержание уроков и внеклассной работы в начальной школе».Проверка Д/З

2. Методические рекомендации к уроку «Включение регионального компонента в содержание уроков и внеклассной работы в начальной школе». Работа с картой Ульяновской области

3.

Методические рекомендации к уроку «Включение регионального компонента в содержание уроков и внеклассной работы в начальной школе».Тест

4. Физкультминутка

5. Работа в группах

Методические рекомендации к уроку «Включение регионального компонента в содержание уроков и внеклассной работы в начальной школе».

6. Защита работы

Методические рекомендации к уроку «Включение регионального компонента в содержание уроков и внеклассной работы в начальной школе».

7. Задание на дом

Методические рекомендации к уроку «Включение регионального компонента в содержание уроков и внеклассной работы в начальной школе».

  1. Проверка Д/З. (у каждого ученика на столе лежит географический атлас)

- Откройте атлас и найдите карту России. (на доске висит настенная карта) Рассмотрите карту России. Что она нам расскажет.
- Посмотрите, сколько республик, краёв, областей входит в состав нашей страны. - Что можете сказать о территориях, которые они занимают? (Ответы детей) - Найдите самые крупные республики, края, округа. (Ответы детей. Один ученик показывает по карте у доски) - Где, в основном, они находятся? (Они находятся на Западно - Сибирской равнине и Среднесибирском плоскогорье. Один ученик показывает по карте у доски).
- Найдите на карте территорию, где мы живём. ( Один ученик показывает на карте у доски). (учитель открывает слайд «Карта Ульяновской области») Оцените себя, как вы умеете работать с картой России - - 1б (если затруднялись находить) - 2б (находили без затруднений)
  1. Работа с картой Ульяновской области. (У каждого на парте лежит отдельная карта Ульяновской области)
Возьмите карту Ульяновской области и рассмотрите. - На карте нашей страны покажи расположение своего края. - В каком направление от Москвы он находится? - Показан ли на этой карте главный город нашего края? - Можно ли на ней подробно рассмотреть наш край? - В какой природной зоне находится Ульяновск? Покажи его расположение на карте природных зон. - Найди на карте своего края главный город, где ты живёшь. Что можно сказать по этой карте о вашем крае? - Какие соседние области находятся рядом с нашим краем?
Итак, какой вывод можно сделать о нашей области: (Ответы детей) Край, в котором мы живём, расположен в Среднем Поволжье, на востоке европейской территории России (часть России, расположенная на запад от Уральских гор, называется Европейской частью; на восток от Уральских гор лежит Азиатская часть России). Ульяновская область лежит на востоке Восточно - Европейской равнины. От Москвы находится в юго-восточном направлении.


Она расположена в трёх природных зонах на крайнем северо-западе в Сурском районе есть участок европейской тайги - урочище Кувайская тайга; большую среднюю часть области занимает лесостепь с чередованием широколиственных лесов, сосняков, южные и юго-восточные районы - степные.
Соседи Ульяновской области: Север - Чувашия, Татарстан Юг - Саратовская область Запад - Пензенская обл., Мордовия Восток - Самарская область (Во время ответа учеников, учитель открывает слайд- итог данного этапа.)
Оцените себя, как вы умеете работать с картой Ульяновской области - - 1б (если затруднялись находить объекты) - 2б (находили без затруднений)
Сейчас мы начнём с вами делать газету о нашем крае. К концу урока должны приготовить материал на тему «Наш край часть большой страны». 4. Тест «Проверь себя» - А сейчас возьмите листочки с тестом и ответьте на вопросы о географическом расположении Ульяновской области.


Тест:

«Проверь себя!»

1. В какой природной зоне располагается наш край?

1. Тайга.

2. Широколиственные леса.

3. Смешанные леса.

4. Степи.

5. Полупустыни.

6. Лесостепи.

2. Ульяновская область располагается:

1 .На Западно - Сибирской равнине

2.На Восточно-Европейской равнине

З.В Нижнем Поволжье

4.В Среднем Поволжье

3. В каком направлении от Москвы находится Ульяновск:

1. В западном

2. В северо-западном

З. В юго-восточном

Работа с картой Ульяновской области.

4. Перечислите соседей Ульяновской области. Запишите.
Проверьте свой тест (учитель открывает слайд- проверку теста)





Оцените себя- - 1б (если правильно ответили на 1 вопрос) - 2б (если правильно ответили на 2 вопроса) - 3б (если правильно ответили на 3 вопроса) - 4б (если правильно ответили на 4 вопроса)

  1. Физкультминутка.


  1. Открытый фрагмент урока.

Цель работы: Познакомиться с растительным, животным миром, особо охраняемыми объектами нашего края. Учиться работать с дополнительной литературой, учиться выбирать информацию.

Итогом работы будет создание газеты о нашем крае. - Сейчас вы будете работать в группах. У каждой группы есть задание. - Надо составить проект о растительном и животном мире Ульяновской области, об особо охраняемых объектах нашего края.

- У каждой группы на парте лежит путевой лист с заданием. Надо распределить работу. Следуйте плану, который написан на листе - путеводителе.

- Чтобы составить проект на заданную тему, у вас на парте лежит дополнительная литература. В ней вы найдете ответы на вопросы, поставленные перед вашей группой.

1 группа работает над выступлением по теме «Растительность нашего края».

2 группа - над выступлением по теме «Животные нашего края».

3 группа - над выступлением по теме «Особо охраняемые объекты Ульяновской области».

По окончании работы надо защитить свою работу и поместить информацию группы в газету по теме: «Наш край - часть большой страны».

Время -8 минут. (Работа в группах).


  1. Защита.

1 группа. Растительность нашего края.

(Учитель открывает слайд «Растения Ульяновской области»)

- Прочитайте задания.

- С какими растениями нашего края вы познакомились, прочитав книгу «Редкие и исчезающие растения Ульяновской области»?

(Ученики рассказывают, а учитель показывает слайд о данном растении).

- Перечислите из прочитанной статьи другие виды растений нашей области.

(Ученики рассказывают, а учитель показывает слайд).

- Подойдите, пожалуйста, к газете и повесьте статью о растениях нашего края.

2 группа. Животные нашего края.

(Учитель открывает слайд «Животные Ульяновской области»)

- Прочитайте задания.

- С какими животными нашего края вы познакомились, прочитав книгу «Позвоночные Ульяновской области»?

(Ученики рассказывают, а учитель показывает слайд о данном животном).

- Перечислите из прочитанной статьи другие виды животных нашей области.

(Ученики рассказывают, а учитель показывает слайд).

- Подойдите, пожалуйста, к газете и повесьте статью о животных нашего края

3 группа. Особо охраняемые природные территории Ульяновской области.

(Учитель открывает слайд «Особо охраняемые природные территории Ульяновской области»)

- В Ульяновской области есть Языковский парк в Карсунском районе, где растёт ель, которую посадил А. С. Пушкин. Это охраняемый объект нашей области.

- А с какими объектами познакомились вы, прочитав книгу «Особо охраняемые природные территории Ульяновской области»?

(Ученики рассказывают, а учитель показывает слайд).

- Перечислите из прочитанной статьи другие заказники нашей области.

(Ученики рассказывают, а учитель показывает слайд).

- Подойдите, пожалуйста, к газете и повесьте статью о заказниках Ульяновской

области.

Оцените работу-

1б - если принимали пассивное участие в работе

2б - если активно участвовали в работе

Лист достижений.

№ этапа урока

Количество баллов

Проверка Д/З

Работа с картой Ульяновской области

Тест

Самостоятельная работа в группах

Защита работы в группах

Общее количество баллов за урок



Итог.

Получилась газета: « Наш край - часть большой страны»:

- о животных, растениях и особо охраняемых объектах Ульяновской области.

Она будет висеть в классе и в рекреации, чтобы все ученики познакомились с этой зелёной страничкой нашего края.

Составление газеты о нашем крае.


  1. Итог урока. Задание на дом.

( Подготовить сообщение об одном животном или одном растении,

занесённых в Красную книгу)

Особо охраняемые объекты Ульяновской области.

Винновска роща.

Авторы статьи: Н.С.Раков, С.В Сергеев, Ф.М. Зелеев. Винновская роща расположена в южной части города Ульяновска на террасированном и изрезанном глубокими оврагами волжском склоне. Из 122га территории, отведенной под лесопарк, лесом занято 85 га. Западная часть рощи выделена в активную зону и функционирует как парк культуры и отдыха. Рельеф Винновской рощи сильно изрезан лесистыми оврагами. В средней части рощи имеется полузаросший пруд. Растительность рощи представляет собой остатки обширного лесного массива, который был юн при строительстве города Симбирска. В северо-восточной части территории рощи древесная растительность в прошлом была полностью уничтожена и здесь впоследствии проведены посадки деревьев и кустарников: сосны, ясеня, белой акации и других. Винновская роща была утверждена памятником природы на 1 сессии Ульяновского областного Совета 15 марта 1961 года. Винновская роща представляет собой большую рекреационную ценность, так как в южной части города это единственный и в то же самое время хорошо доступный лесной массив. Из рыб в водоеме отмечались гольян и золотой карась. достаточно широко (7 видов) представлены земноводные: жерлянка краснобрюхая, жабы серая и зеленая, а также остромордая, травяная, прудовая и озерная лягушки. Обитает 2 вида рептилий - ящерица прыткая и уж обыкновенный. Фауна гнездящихся птиц насчитывает до 40 видов, а всего в роще ранее отмечалось около 80 видов. Из занесенных в Красный список животных Ульяновской области отмечен дятел седой. Имеются сведения об обитании б видов млекопитающих - еж обыкновенный, крот европейский, бурозубка обыкновенная, мышь лесная, полевка рыжая, заяц-беляк. Возможно обитание малой белозубки и нескольких видов летучих мышей. Для обеспечения сохранности Винновской рощи на её территории запрещается: 1. Вырубка (кроме санитарных рубок) и выжигание растительности, сбор растений в букеты, выпас скота. 2. Разведение костров и устройство пикни- ков. 3. Проезд на автотранспорте. 4. Раскопка участков и вывоз плодородной земли. 5. Производство строительных работ и прокладка коммуникаций. 6. Отлов животных.



Лист достижений.

№ этапа урока

Количество баллов

Проверка Д/З

Работа с картой Ульяновской области

Тест

Самостоятельная работа в группах

Защита работы в группах

Общее количество баллов за урок

Оцените работу-

1б - если принимали пассивное участие в работе

2б - если активно участвовали в работе









Лист достижений.

№ этапа урока

Количество баллов

Проверка Д/З

Работа с картой Ульяновской области

Тест

Самостоятельная работа в группах

Защита работы в группах

Общее количество баллов за урок


Оцените работу-

1б - если принимали пассивное участие в работе

2б - если активно участвовали в работе




Лист достижений.

№ этапа урока

Количество баллов

Проверка Д/З

Работа с картой Ульяновской области

Тест

Самостоятельная работа в группах

Защита работы в группах

Общее количество баллов за урок


Оцените работу-

1б - если принимали пассивное участие в работе

2б - если активно участвовали в работе



© 2010-2022